Среди разнообразных видов художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, социальная и эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающего поколения.
Ансамблевое пение в эстетическом воспитании детей и подростков всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времен и стран. Задача, которую ставили они перед собой, заключалась в том, как с помощью искусства, возможно, воспитать чувства человека, сделать благородными его помыслы и деяния. Понимая важность пения, которое, по словам Платона Афинского (427-347 до н.э.), есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», древние греки считали его одним из элементов образования.В настоящее время наблюдается тенденция внедрения различных инновационных средств физической культуры, имеющих оздоровительную и лечебно-профилактическую направленность в процесс обучения детей младшего школьного и старшего возраста. Это связано, в первую очередь, с особенностями формирования детской психики в условиях все более усложняющегося процесса обучения различным видам деятельности, как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе. В начале обучения не все дети оказываются в состоянии адекватно воспринимать и усваивать полученные навыки и знания. Психические особенности индивидуального развития детей в раннем возрасте проявляются в неспособности эффективно концентрироваться на предмете обучения. В этой связи возникают трудности, препятствующие как процессу обучения в целом, так и нарушающие психоэмоциональное и физическое развитие ребенка. Это может проявляться утомляемостью, обострением хронических заболеваний, психическими расстройствами, замкнутостью или раздражительностью и прочими негативными последствиями. Поэтому все актуальней становится проблема поиска эффективных методов направленных как на укрепление здоровья ребенка, так и на процесс обучения в целом.
Перспективы внедрения образно
танцевальных движений на занятиях
образцовой шоугруппы
«Поющие Звёзды»
из опыта работы Нестеренко Н.М.
руководителя Образцовой
шоугруппы
«Поющие Звёзды»
В настоящее время наблюдается тенденция внедрения различных
инновационных средств
физической
культуры,
имеющих оздоровительную
и
лечебно
профилактическую
направленность в процесс
обучения детей младшего
школьного и старшего
возраста. Это связано, в
первую
с
особенностями
формирования детской
психики в условиях все более усложняющегося процесса обучения различным
видам деятельности, как в дошкольных учреждениях, так и в начальной
школе.
очередь,
В начале обучения не все дети оказываются в
состоянии адекватно воспринимать и усваивать
полученные навыки и знания. Психические
особенности индивидуального развития детей в
раннем возрасте проявляются в неспособности
эффективно концентрироваться на предмете
обучения. В этой связи возникают трудности,
препятствующие как процессу обучения в целом,
так и нарушающие психоэмоциональное и
физическое развитие ребенка.
Это может
обострением
проявляться утомляемостью,
хронических
психическими
заболеваний,расстройствами, замкнутостью или раздражительностью и прочими
негативными последствиями. Поэтому все актуальней становится проблема
поиска эффективных методов направленных как на укрепление здоровья
ребенка, так и на процесс обучения в целом.
Среди разнообразных видов художественного творчества трудно
переоценить привлекательность и
эффективность пения, социальная и
эстетическая природа которого
создает благоприятные предпосылки
для комплексного воспитания
подрастающего поколения.
пение
Ансамблевое
в
эстетическом воспитании детей и
подростков всегда имеет позитивное
начало.
Это отмечалось видными
деятелями культуры, философами,
мыслителями всех времен и стран.
Задача, которую ставили они перед
собой, заключалась в том, как с
помощью искусства,
возможно,
воспитать чувства человека, сделать
благородными его помыслы и деяния.
Понимая важность пения, которое, по
словам Платона Афинского (427347
до н.э.), есть «божественное и
небесное занятие, укрепляющее все
хорошее и благородное в человеке»,
древние греки считали его одним из
элементов образования. Аристотель
«Как
как
(384322 до н.э.) писал о
музыке,
предмете
воспитания:
все
безвредные развлечения, она не
только соответствует высшей
цели человеческой жизни, но
доставляет еще, к тому же, и
отдохновение». Но кроме этого,
отмечал Аристотель, музыка
оказывает
на
человеческую психику: «Песни
Олимпа наполняют наши души энтузиазмом, а энтузиазм есть эффект
этического порядка в нашей психике».
влияниеАнсамблевое пение играет важную роль в воспитании детей и
формировании их музыкальной культуры. Само по себе коллективное пение
— прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для
формирования лучших качеств личности.
Основой всего учебного процесса является работа по постановке голоса
учётом
с
особенностей
эстрадного пения.
Сюда
входит
обучение
правильному пению:
звукообразованию,
голоса,
подаче
певческому дыханию,
Вокальная
дикции.
работа
позволяет
добиться чистоты
интонирования,
звонкости и вибрато
голоса, не теряя при этом естественности звучания.
Во внешкольной работе пение принадлежит к основным видам
Оно является одним из средств
музыкального исполнительства.
разностороннего развития учащихся: музыкально — творческого и
личностного.
Пение — активный творческий досуг, оно развивает мышление детей и
подростков. При включении в хоровую самодеятельность у воспитанников
возникает целая гамма отношений эмоциональнопсихологического характера.
Совместная творческая деятельность усиливает свойственную детям и
подросткам потребность в общении, способствует формированию чувства
ответственности за общее дело, чувство коллективизма. Основываясь на
естественном желании детей и подростков заниматься пением, и, направив
данные занятия в нужное русло, возможно, обучить учащихся правильному,
свободному, красивому пению и воспитать музыкальный вкус, являющемуся
одной из граней развития ребенка в целом.
У
детей
специфический голосовой
аппарат
(короткие и
тонкие голосовые связки,
малой ёмкости лёгкие). Им
свойственно
высокое
звучание,
головное
характерная
лёгкость,
«серебристость» тембра(особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности. Детские
певческие голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие
заключается в ширине диапазона (он несколько меньше), а так же различен в
характере
звучания.
Поэтому пение детей
всегда рассматривалось
как особое направление в
вокальной педагогике.
Я,
как
руководитель детского
ансамбля и хорового
коллективов закономерно
рассматриваю начальный
период обучения как
основополагающий,
требующий
особенностей физиологии голоса, строения гортани, соответствующих
детскому возрасту.
учета
Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку;
правильному звукообразованию; сохранению устойчивого положения гортани;
спокойному вдоху без поднятия плеч, спокойноактивному, экономному
выдоху. Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса
(звонкости, разборчивости, ровности по тембру), обучение умению петь
активно, но не форсировано по силе звучания. Правильное формирование
гласных и обучение четкому, быстрому произнесению согласных.
Анализ и обобщение научнометодической литературы по исследуемой
проблеме показал, что вопросы внедрения образнотанцевальных движений
при занятиях в детских вокальноэстрадных коллективах изучен
недостаточно. В этой связи, для исследования психического, физического
развития и двигательных способностей учащихся я подобрала общепринятые
и разработанные собственные тесты.
Таким образом, с детьми в ходе исследования психического развития
тестировались следующие показатели:
Тест 1. «Память на
цифры».
При определении памяти
на цифры была подобрана
для
методика
запоминания
и
озвучивания названых
цифр
порядке
возрастания (от нуля до
вчетырех, от нуля до пяти и т.д. до восьми цифр). Ученику назывались цифры
со скоростью повторения каждой цифры – 1 секунда. Границей памяти
считается
наиболее
длинный ряд чисел,
который
ребенку
повторить
удалось
безошибочно.
В
пределах
границы
памяти за каждый
правильный
ответ
присуждался 1 балл.
Итогом исследования
памяти на цифры
являлся
суммарный
результат из набранных
баллов.
Критерии оценки:
3026 баллов – отлично,
2520 баллов – хорошо,
1915 баллов – удовлетворительно,
1410 баллов – неудовлетворительно,
95 баллов – нулевой уровень.
Тест 2 «Восприятие на слух».
В ходе тестирования у испытуемого определялась способность повторить
голосом предлагаемый нотный ряд: последовательно три ноты вверх,
последовательно три ноты вниз и по тоническому трезвучию. Оценивание
производилось по следующим критериям:
3 балла – правильно воспроизведены все звуки,
2 балла – правильно воспроизведено 2 звука,
1 балл – правильно воспроизведен 1 звук,
0 баллов – неверно воспроизведены все звуки.
Тест 3. «Актерское мастерство».
Испытуемый прослушивает фонограмму песни 1 раз и далее пытается создать
песни,
образ
используя
двигательный
арсенал и мимику
лица.
это
необходимо
выполнить в ритме
музыкального
сопровождения.
ВсеОценивание проводилось с учетом следующих показателей: мимика лица,
движения и ритмичность. Каждый показатель оценивался отдельно:
а)ритмичность.
∙периодически выпадает из ритма – 1 балл;
∙смазанный ритм –
2 балла;
∙четкое попадание
в ритм – 3 балла.
б) движение
∙использование
одного движения
или статичность
при исполнении
песни — 1 балл;
∙использование
одних и тех же
движений — 2
балла;
∙разнообразность, насыщенность движений – 3 балла.
в) мимика
∙отсутствие визуального контакта со зрителем – 1 балл;
∙периодический визуальный контакт со зрителем, но отсутствие эмоций
на лице – 2 балла;
∙постоянный контакт со зрительным залом, богатая эмоциональная
палитра – 3 балла.
По проведенным трем тестовым заданиям были подведены суммарные итоги и
на основании их выставлены оценки:
9 баллов – отлично,
86 баллов – хорошо,
53 баллов – удовлетворительно,
20 баллов – неудовлетворительно.
При исследовании физического развития был выявлен один из наиболее
важных показателей для пения – дыхание; определялись возможности ребенка
при задержке дыхания на вдохе и выдохе.
Тест 4.
«Задержка
дыхания на вдохе (проба
Штанге)».
Обследуемый
в
положении сидя делает
полный вдох и выдох, а
затем снова вдох (8090%
от максимального) изакрывает нос и рот. Фиксируется время от момента задержки дыхания до его
прекращения в секундах. Нормой является результат задержки дыхания 4555
секунд.
Тест 5. «Задержка дыхания на выдохе (проба Генчи)».
Обследуемый
в
положении сидя после
полного выдоха и вдоха
снова выдыхает и
задерживает дыхание.
Задержка дыхания на
выдохе
позволяет
определить ту же
способность человека,
что и на вдохе.
Нормой
результат
дыхания 2530 секунд.
Тест 6. «Пульс».
У воспитанников я снимала показания пульса в начале и в конце занятия.
Исследование пульса проводилось пальпаторно на лучевой артерии тремя
пальцами при нажатии правой рукой. Пульс исследовался за 15 секунд и
умножался на 4. При обработке материала определяла: процентное
соотношение повышения, снижения пульса или его стабильности в
экспериментальной и контрольной группах.
является
задержки
При исследовании на двигательные способности учащихся был проведён
тест на координацию движения.
Тест 7. «Координация движения».
Координация движений определялась разнонаправленной работой рук и ног
при выполнении простейших движений. Упражнения разучивались от 2 до 5
минут. Критериями оценки были качество исполнения упражнения и время,
затраченное на его выполнение. Окончательной оценкой служит коэффициент
К, полученный от деления времени исполнения упражнения в секундах на
оценку из баллов. Чем ниже коэффициент, тем лучше показатель теста.
Учащимся предлагались прыжки с разнонаправленными движениями рук и
ног. Испытуемый принимал
исходное положение –
основная стойка.
Счет 1 – прыжком стойка
ноги врозь, руки вперед.
Счет 2 – прыжком стойка
ноги вместе, руки вниз.Счет 3 – прыжком стойка ноги врозь, руки в стороны.
Счет 4 – прыжком стойка ноги вместе, руки вниз.
В ходе испытания необходимо было повторить тест 2 раза. При подведении
итогов тестирования учитывались время выполнения упражнения и баллы,
выставленные
за
качество выполнения
заданного упражнения,
на основании которых и
проводился
расчет
коэффициента К:
К от 0,7 до 1,1 –
идеальное выполнение
(без ошибок),
К от 1,2 до 2,0 – ошибки
в движении или рук или
ног,
К более 2,0 – ошибки в
движении и рук и ног.
Все показатели заносились в специальные протоколы, и далее велась
статистическая обработка материалов.
. Проанализировав и обобщив научнометодическую литературу, было
выявлено, что проблема по использованию танцевальных движений в вокально
эстрадном пении детей младшего школьного возраста изучена недостаточно.
2. При исследовании психологических особенностей детей 7ми лет получены
следующие данные:
— память на цифры в экспериментальной группе оказалась лучше, чем в
контрольной группе: отличных оценок — 40% детей, хороших — 53,3%,
удовлетворительных6,7%, а в контрольной группе — отличных33,3%
хороших 58,4%, неудовлетворительных8,3%.
— звуковое восприятие на слух в экспериментальной группе также
определилось лучше, чем в контрольной группе: отличных оценок — 26,7%,
хороших — 60%, удовлетворительных — 13,3%, а в контрольной группе –
отличных — 25%, хороших 1 6,7%, удовлетворительных — 33,3% и
неудовлетворительных — 25%.
актёрское
в
—
мастерство
экспериментальной
группе проявилось
лучше,
чем в
контрольной:
отличных оценок —
33,3%, хороших —
66,4%;
в
ау
контрольной группе –
отличных — 16,6%,
хороших — 33,4%,
удовлетворительных —
50%.
3. При исследовании
физиологических
показателей у детей 7
ми
было
лет
определено:
задержка дыхания на
вдохе
детей
экспериментальной группы намного дольше (41,5сек.), чем у детей
контрольной группы (30,6 сек.), что является достоверным различием (t=4,04;
p<0,001);
задержка дыхания на выдохе у детей экспериментальной группы также
намного дольше (31,2 сек.), чем у детей контрольной группы (25 сек), что
является достоверным различием (t=2,22; p<0,05);
пульсовые данные указывают на то, что в экспериментальной группе пульс у
66,7% танцующих детей повышался, понижался – у 20% и оставался без
изменения у 13,3% детей. В то же время в контрольной группе пульс не
повышался ни у одного ребёнка, а наоборот понижался у 83,3% детей и
оставался прежним у 16,7% детей.
4. Координационные способности танцующих детей в вокально – эстрадном
коллективе проявились намного лучше (коэффициент — 3,67), чем у детей в
контрольной группе (коэффициент — 4,66), что является достоверным
различием(t=4,06; p<0,001).
5. Разработанные образнотанцевальные движения показали эффективность в
процессе освоения искусства пения детьми младшего школьного возраста.
Полученные данные исследования могут быть использованы в работе в
вокальноэстрадных детских коллективах.