Урок
Тема: Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость.
Цели урока: ∙ сформировать понятия «Первая космическая скорость» и «Вес тела».
∙ развивать практические умения учащихся при решении задач.
∙ воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.
2. Изучение нового материала.
Основное содержание:
∙ Первая космическая скорость.
∙ Вес тела, сила тяжести и сила реакции опоры
Урок
Тема: Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость.
Цели урока: ∙ сформировать понятия «Первая космическая скорость» и «Вес тела».
∙ развивать практические умения учащихся при решении задач.
∙ воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
∙ § 33.
∙ Упр. 7 (1).
2. Изучение нового материала.
Основное содержание:
∙ Первая космическая скорость.
∙ Вес тела, сила тяжести и сила реакции опоры.
∙ Невесомость.
Демонстрации:
∙ Flashанимация «Искусственные спутники Земли»:
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/669bc797e92111dc95ff0800200c9a66/1_15.swf
3. Закрепление материала.
разбор интерактивных задач (вес и невесомость):
∙ http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/29d13ea1f1ff4ace4e03bcd89db3b499/00119691969128201.htm
∙ http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/b5cbf8f0663266e9ddafa7b68c68c292/00119632212326600.htm
∙ http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/49371540793883b33d6f068e95ae4fc8/00119632212936608.htm
тесты со сборника Тулькибаевой Н.Н., Пушкарева А.Э. Контрольные тесты. Физика, 10 кл. – Челябинск, Издательство
ЧГПУ «Факел», 2004 (с. 28).
разбор качественных задач: Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972:
∙ 176. Почему на рычажных весах нельзя обнаружить изменение веса при его переносе из одного места Земли в другое?
[При переносе тела и гирь из одного места Земли в другое вес тела и гирь увеличивается или уменьшается в
одинаковое число раз. Поэтому изменение веса тела не может быть обнаружено]
∙ 179. Находясь на платформе уравновешенных десятичных весов, человек приседает. Как изменяется показания весов в
начале и в конце приседания? [Когда человек начинает приседать, вес человека на платформу весов меньше силы
тяжести. В конце приседания человек увеличивает напряжение мышц ног и придаёт своему телу ускорение,
направленное вверх. В это время показания весов будут больше силы тяжести тела]
∙ 180. Кабина лифта при подъёме движется сначала ускоренно, затем равномерно, а перед остановкой замедленно. Какова
сила натяжения троса во время движения? [При ускоренном движении кабины вверх натяжение троса больше mg, при
равномерном движении – равно mg, перед остановкой – меньше mg]
∙ 188. Как могли бы герои романа Жюля Верна «Путешествие на Луну», находящиеся в закрытом снаряде, обнаружить,
что их корабль покинул пределы земной атмосферы и движется в космическом пространстве? [Наблюдая состояние
невесомости в корабле]
задачи со сборника Рымкевич А.П.. Сборник задач по физике, 810 кл. – М.: Просвещение, 1987:
∙ 216. Космическая ракета при старте с поверхности Земли движется вертикально с ускорением 20 м/с2. Найти вес космо
навта в кабине, если его масса 80 кг [2,4 кН]
∙ 226. Почему тело, подброшенное на Луне, будет во время полёта находиться в состоянии полной невесомости, а на
Земле такое тело можно считать невесомым лишь приближённо? [На Луне нет атмосферы]
∙ 231. Вычислить первую космическую скорость ИСЗ на высоте 600 км над поверхностью Земли. [7,57 км/с]
4. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
∙ § 34, 35.
∙ Контрольные вопросы 18 (с. 8788).
© Рахматуллин Радик Акрамович, МОУ «Александровская СОШ» Александровского района Оренбургской области, 2010
© www
. ru, 2010
box
. radik
. web