Первичный и вторичный дефект и их соотношение как психологический параметр дизонтогенеза
Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
психологическая работа +1
Взрослым
11.12.2018
Презентация подготовлена для сопровождения лекций по дисциплинам "Психология детей с проблемами в развитии" и "Клиническая психология детей и подростков".
Настоящая презентация кратко и лаконично раскрывает суть данной темы "Первичный и вторичный дефект и их соотношение как психологический параметр дизонтогенеза".
Понятие о первичном и вторичном дефектах развития было введено Л.С. Выготским. Л. С. Выготский, исходя из идеи системного строения дефекта, пришел к выводу о необходимости различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из органической болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детский церебральный паралич, локальные поражения корковых зон и т. д.), и вторичные, возникающие на основе первых (опосредованные в процессе социального развития).
4 (2).pptx
Первичный и вторичный дефект и их соотношение как психологический параметр дизонтогенеза
Первичный и вторичный дефект и
дизонтогенеза
их соотношение как
психологический параметр
Первичный и вторичный дефект и их соотношение как психологический параметр дизонтогенеза
Понятие о первичном и вторичном дефектах развития было введено Л.С.
Выготским.
Л. С. Выготский, исходя из идеи системного строения
дефекта, пришел к выводу о необходимости различать в
аномальном развитии две группы симптомов: первичные –
нарушения, непосредственно вытекающие из органической
болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов
чувств, детский церебральный паралич, локальные поражения
корковых зон и т. д.), и вторичные, возникающие на основе
первых (опосредованные в процессе социального развития).
Первичный и вторичный дефект и их соотношение как психологический параметр дизонтогенеза
Понятие «первичный дефект» рассматривается в
психологической литературе и как нарушение,
лежащее в основе клинической картины (А. Р. Лурия,
Л. С. Цветкова), и как первичное нарушение
операции, входящей в состав той или иной
функциональной психологической системы.
Выпадение одной из операций психологической
системы (например, системы мышления, речи,
восприятия и т. д.) – «первичный дефект» – приводит
к вторичным нарушениям взаимодействующих
звеньев системы (например, мышления, речи,
восприятия и т. д.). Нарушение одной из операций (а
следовательно – одного из уровней функционального
блока) в силу тесных анатомических,
функциональных связей ведет к дисфункции других
уровней этого функционального блока, т. е. уровней,
имеющих тот же принцип работы.
Первичный и вторичный дефект и их соотношение как психологический параметр дизонтогенеза
По мнению Л. С. Выготского, именно вторичный
дефект является основным объектом
психологического изучения. Анализируя влияние
физического дефекта (слепоты, глухоты, слабоумия)
на отношение человека к миру, он делает вывод о
том, «что органический дефект, или порок,
реализуется как социальная ненормальность
поведения. Недостаток глаза или уха означает,
прежде всего, выпадение серьезнейших социальных
функций, перерождение общественных связей,
смещение всех систем поведения. Поэтому проблему
детской дефективности в психологии и педагогике
надо поставить и осмыслить как социальную
проблему, потому что социальный ее момент на
самом деле оказывается первичным и главным»
Первичный и вторичный дефект и их соотношение как психологический параметр дизонтогенеза
Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является
социально-психологическая депривация. Наличие дефекта развития в
связи с дефицитом комфортности и частыми ощущениями неуспеха
ставит ребенка в особые условия, при которых ограничивается
возможность общения, а следовательно затрудняются условия познания
окружающей среды и приобретения жизненного опыта. При отсутствии
помощи такому ребенку трудности его постепенно возрастают, что
приводит и к выраженной педагогической запущенности, и к
расстройствам эмоциональной и других сфер личности.
Первичный и вторичный дефект и их соотношение как психологический параметр дизонтогенеза
Таким образом, если на первых этапах развития ребенка главным
препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект,
то при отсутствии коррекции развития в последующем ведущее значение
начинают приобретать вторичные нарушения, связанные с затруднениями
обучения, и именно они обусловливают социальную дезадаптацию. При
своевременной психолого-педагогической коррекции улучшается
социальная компенсация этой группы детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.