Первые шаги в программировании
Оценка 4.6

Первые шаги в программировании

Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
информатика
8 кл—9 кл
04.05.2021
Первые шаги в программировании
В презентации изложен материал о постоянных и переменных величинах, о стандартных функциях, о написании алгебраических и арифметических выражений на Паскале. А также самые простые программы и образцы написания программ. Рассмотрены самые популярные типы величин
Первые шаги в программировании.pptx

Первые шаги в программировании

Первые шаги в программировании

Первые шаги
в программировании

План урока Из истории языка Паскаль

План урока Из истории языка Паскаль

План урока

Из истории языка Паскаль
Алфавит языка.
Арифметические операции
Постоянные и переменные величины
Типы переменных величин
Что такое программа? Пустая программа
Вывод текста на экран
Первая программа
Закрепление материала

Из истории Язык программирования

Из истории Язык программирования

Из истории

Язык программирования Паскаль был разработан в 1968 - 1970 годах швейцарским профессором Никлаусом Виртом и назван в честь великого французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662г).
Созданный для обучения студентов, язык оказался настолько хорош, что стал использоваться профессионалами.
Название языку дано в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля (1623 – 1662).

Языков программирования, как и человеческих языков, придумано много

Языков программирования, как и человеческих языков, придумано много

Языков программирования, как и человеческих языков, придумано много.

Вот некоторые наиболее популярные языки программирования:

Название

Особенности

Лого

Logo

Язык, рассчитанный на детей, позволяющий просто и занимательно рисовать картинки и программировать простейшие игры.

Бейсик

Basic

Язык как для начинающих, так и для профессиональных программистов.

Паскаль

Pascal

Универсальный язык, позволяющий прекрасно программировать самые разные задачи.

Си

С

Сложный, мощный язык для профессиональных программистов.

Ассемблер

Assembler

Сложный, мощный язык с очень мелкими командами, близкими к командам машинного языка.

Ява (Джава)

Java

Мощный язык, применяемый пока в основном
в Интернете

Алфавит языка Паскаль Стандартные функции

Алфавит языка Паскаль Стандартные функции

Алфавит языка
Паскаль
Стандартные функции

Алфавит языка программирования

Алфавит языка программирования

Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.

Алфавит языка

Любой естественный язык (русский, английский, немецкий, …) изучается по следующей цепочке: алфавит слова предложения текст

Любой естественный язык (русский, английский, немецкий, …) изучается по следующей цепочке: алфавит слова предложения текст

Любой естественный язык (русский, английский, немецкий, …) изучается по следующей цепочке:
алфавит слова предложения текст

Этот же план можно применить и для изучения любого языка программирования.

Алфавит языка программирования – это набор символов, используемых в данном языке.

Алфавит стандартного языка ПАСКАЛЬ содержит следующие символы:
26 прописных и 26 строчных букв латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K, L, M, N, O,P, Q, R, S, T, U, V, W, X,Y,Z, a,b,c,d,e,f,h,I,j,k,l,m,n,o,p,q,r,s, t, u, v,w,x,y,x ;
Арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
3. Знак подчёркивания (_)
3 . Шестнадцатеричные цифры – десятичные цифры и буквы от A до F

+ плюс [] квадратные скобки - минус . точка * умножение , запятая / деление ; точка с запятой > больше : двоеточие < меньше…

+ плюс [] квадратные скобки - минус . точка * умножение , запятая / деление ; точка с запятой > больше : двоеточие < меньше…

+

плюс

[]

квадратные скобки

-

минус

.

точка

*

умножение

,

запятая

/

деление

;

точка с запятой

>

больше

:

двоеточие

<

меньше

апостроф

>=

больше либо равно

{}

фигурные скобки

<=

меньше либо равно

()

круглые скобки

<>

не равно

^

тильда

номер

$

знак денежной единицы

Специальные символы

Слова в Паскале Стандартные функции – это те элементарные функции, которые чаще всего используются в задачах на вычисления

Слова в Паскале Стандартные функции – это те элементарные функции, которые чаще всего используются в задачах на вычисления

Слова в Паскале

Стандартные функции – это те элементарные функции, которые чаще всего используются в задачах на вычисления. При этом программисту вовсе необязательно знать, как вычисляется данная функция, ему достаточно правильно записать ее вид - Sin(x), Cos(x)

1. Имя функции состоит не более чем из шести букв. Например, Sin (x)
2. Аргумент функции записывается в круглых скобках после имени функции, Sin (x), Cos(x)
3. Аргументом функции может быть константа, переменная или арифметическое выражение, Sqr (2+3)

Слова в Паскале - это служебные слова и стандартные функции.

Список основных стандартных функций

Список основных стандартных функций

Список основных стандартных функций

Матема-
тическая запись

Запись на языке Паскаль

Пояснения

|х|

Abs (x)

Модуль х

х2

Sqr (x)

Квадрат х

Sqrt (x)

Квадратный корень из х

Sin x

Sin (x)

Синус х, аргумент выражен в радианах

Cos x

Cos (x)

Косинус х, аргумент выражен в радианах

≈ x

Round (x)

Округление до ближайшего целого
(по правилам математики)

Trunc (x)

Отбрасывание дробной части

a mod b

Остаток от деления а на b

a div b

Целая часть при делении а на b

Арифметические операции в Паскале 1

Арифметические операции в Паскале 1

Арифметические операции в Паскале

1. Операции с дробными числами (обычные, как в математике).
- вычитание;
+ сложение;
* умножение;
/ деление.
2. Операции с целыми числами.
- вычитание; + сложение; * умножение;
Деление представлено двумя операциями:
div - целая часть от деления, mod - остаток.
23 div 3 = 7 23 mod 3 = 2
9 div 4 = 2 9 mod 4 = 1
35 div 10 = 3 35 mod 10 = 5

Приоритет арифметических операций

Приоритет арифметических операций

Приоритет арифметических операций

Порядок выполнения действий - слева направо.
возведение в степень
умножение (*) и деление ( /, div, mod).
сложение и вычитание.
Выражения в скобках вычисляются в первую очередь.

Постоянные и переменные величины

Постоянные и переменные величины

Постоянные и переменные
величины

Первые шаги в программировании

Первые шаги в программировании

Постоянные величины. Константы

Постоянные величины. Константы

Постоянные величины. Константы

Значения констант не меняется в данной задачи, задаются в разделе описания констант.
Этот раздел начинается со слова const, входящего в число зарезервированных.
При попытке изменить значение константы компилятор выдаст сообщение об ошибке.

Пример описания констант
Const a = 10; b = 1.6;

Переменные Переменная - это область в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо информации

Переменные Переменная - это область в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо информации

Переменные

Переменная - это область в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо информации.
Переменная – это величина, которая имеет имя, тип и значение.
Значение переменной может измениться во время выполнения программы.

Наглядно переменную можно представить как ячейку, в которую можно положить на хранение что-либо

Наглядно переменную можно представить как ячейку, в которую можно положить на хранение что-либо

Наглядно переменную можно представить как ячейку, в которую можно положить на хранение что-либо.
Имя переменной – это надпись на коробочке
Значение переменной– это то, что хранится в ней в данный момент.
Тип переменной это то, что допустимо класть в эту коробочку.

Имя переменной должно удовлетворять следующим требованиям: 1) всегда начинаться с буквы , после которой могут другие буквы или цифры; 2) не должно быть пробелов, запятых…

Имя переменной должно удовлетворять следующим требованиям: 1) всегда начинаться с буквы , после которой могут другие буквы или цифры; 2) не должно быть пробелов, запятых…

Имя переменной

должно удовлетворять следующим требованиям:
1) всегда начинаться с буквы, после которой могут другие буквы или цифры;
2) не должно быть пробелов, запятых или других непредусмотренных знаков;
3) нельзя использовать служебные слова или операторы.
Например: A1, spisok, A_2

Первые шаги в программировании

Первые шаги в программировании

Целый тип Тип Диапазон значений

Целый тип Тип Диапазон значений

1. Целый тип

Тип

Диапазон значений

Размер памяти

Shortin

-128 . . . 127

1 байт

Integer

-32768 . . . 32767

2 байта

Longint

+2147483647

4 байта

Byte

0 . . . 255

1 байт

Word

0 . . . 65535

2 байта

2. Вещественный тип

Тип

Диапазон значений

Размер памяти

Real

29E-39 … 1.7E39

6 байт

Single

1.5E-35 … 3.4E38

4 байта

Double

5E-324 … 1.7E302

8 байт

Extendent

3.4E-4932 … 1.1E4931

10 байт

Comp

-2E+63 … +2E63-1

8 байт

Типы переменных величин

Основные типы переменных Название

Основные типы переменных Название

Основные типы переменных

Название

Обозначение

Допустимые значения

Область памяти

Паскаль

Кумир

Целочисленный

word

нат

0… 65535 целые положительные числа

1 байт

integer

цел

- 32 768 … 32 767

2 байта со знаком

Вещественный

real

вещ

(2.9 *10-39 …1.7*10+38)

6 байт

Символьный

char

сим

Произвольный символ алфавита

1 байт

Строковый

string

лит

Последовательность символов длиной меньше 255

16 байт

Логический

boolean

лог

True и False

1 байт

Переменная определяет область памяти, где хранится только одно значение

Переменная определяет область памяти, где хранится только одно значение

Переменная определяет область памяти, где хранится только одно значение.
При записи в неё нового значения «старое» стирается, и его уже никак не восстановить.
Переменные в программе надо объявлять, то есть указать тип переменной и её имя (идентификатор).
Например: var a, b, c: integer;

Объявление переменных

Var a: byte;
b: integer;
c, d, e: real;

Запись арифметических выражений на

Запись арифметических выражений на

Запись арифметических выражений на Паскале

Запись арифметических выражений

Запись арифметических выражений

Запись арифметических выражений

Как записать следующие выражения?

На уроках математики

В Паскале

a(b+c)

ab + cd

𝒂+𝟏 𝒃+𝟏

a*(b+c)

(a+1)/(b+1)

1/(a*b)

a*b + c*d

Выражение Результат 2 10 div 3 3 2 div 3 0

Выражение Результат 2 10 div 3 3 2 div 3 0

((1+a/(2+a*b)/(3+a))*b

11 div 5

Выражение

Результат

2

10 div 3

3

2 div 3

0

Запиши и вычисли

Программы на Паскале

Программы на Паскале

Программы на Паскале

Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи

Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи

Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.

Составление программ

Инструкция для компьютера по выполнению задания, написанная на специальном, предназначенном для компьютера языке -

программа

Описание последовательности действий, рассчитанное на определенного исполнителя -

алгоритм

Слова в Паскале - это служебные слова и стандартные функции.

Примеры служебных слов в Паскале : program, begin, end,

Примеры служебных слов в алгоритмическом языке: алг, нач, кон,

Пустая программа Кумир алг Куку нач |основная программа кон

Пустая программа Кумир алг Куку нач |основная программа кон

Пустая программа

Кумир

алг Куку
нач
|основная программа
кон

Паскаль

Program qq;
Begin
{основная программа}
End.

Вывод текста на экран алг пример нач вывод ‘2+2=?’, нс вывод ‘ ответ: 4’ кон program primer; begin

Вывод текста на экран алг пример нач вывод ‘2+2=?’, нс вывод ‘ ответ: 4’ кон program primer; begin

Вывод текста на экран

алг пример
нач
вывод ‘2+2=?’, нс
вывод ‘ ответ: 4’
кон

program primer;
begin
Write(‘2+2=?’);
Write (‘ответ: 4’)
end.

Напишем программу, которая выводит на экран такие строки:
2+2=? Ответ:4

Общий вид программы program имя программы; const список постоянных значений; var описание используемых переменных; begin начало программного блока <оператор 1>; <оператор 2>;

Общий вид программы program имя программы; const список постоянных значений; var описание используемых переменных; begin начало программного блока <оператор 1>; <оператор 2>;

Общий вид программы

program имя программы;
const список постоянных значений;
var описание используемых переменных;
begin начало программного блока
<оператор 1>;
<оператор 2>;
. . .
<оператор n>
end.

Программа на псевдокоде алг сумма нач

Программа на псевдокоде алг сумма нач

Программа на псевдокоде

алг сумма
нач
Ввести 2 числа
Сложить их
Вывести результат
кон

Запрашивает у пользователя 2 числа
Складывает их
Выводит результат сложения

Напишем программу, которая выполняет сложение двух чисел. Компьютер не может выполнить псевдокод, нужно расшифровать его команды через операторы программирования. Здесь надо хранить данные в памяти. Для этого используют переменные.

Программа в Кумире и на Паскале алг

Программа в Кумире и на Паскале алг

Программа в Кумире и на Паскале

алг Сумма чисел нач . цел a, b, y . вывод "Введите два числа: " . ввод a, b . y := a + b . вывод y кон

program summa_2;
uses crt;
var a, b, y: integer;
begin
readln (a,b);
y:= a + b;
writeln (y)
end.

Вопросы для самопроверки 1. Что такое программа? 2

Вопросы для самопроверки 1. Что такое программа? 2

Вопросы для самопроверки

1. Что такое программа?

2. Что такое алгоритм?

3. По какому плану изучаете любой иностранный язык, в том числе и язык программирования?

4. Что входит в алфавит Паскаля?

5. Что понимают под словами в Паскале?

6. Назовите правила записи стандартных функций?

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2021