План урока
Из истории языка Паскаль
Алфавит языка.
Арифметические операции
Постоянные и переменные величины
Типы переменных величин
Что такое программа? Пустая программа
Вывод текста на экран
Первая программа
Закрепление материала
Из истории
Язык программирования Паскаль был разработан в 1968 - 1970 годах швейцарским профессором Никлаусом Виртом и назван в честь великого французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662г).
Созданный для обучения студентов, язык оказался настолько хорош, что стал использоваться профессионалами.
Название языку дано в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля (1623 – 1662).
Языков программирования, как и человеческих языков, придумано много.
Вот некоторые наиболее популярные языки программирования:
Название | Особенности | |
Лого | Logo | Язык, рассчитанный на детей, позволяющий просто и занимательно рисовать картинки и программировать простейшие игры. |
Бейсик | Basic | Язык как для начинающих, так и для профессиональных программистов. |
Паскаль | Pascal | Универсальный язык, позволяющий прекрасно программировать самые разные задачи. |
Си | С | Сложный, мощный язык для профессиональных программистов. |
Ассемблер | Assembler | Сложный, мощный язык с очень мелкими командами, близкими к командам машинного языка. |
Ява (Джава) | Java | Мощный язык, применяемый пока в основном |
Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.
Алфавит языка
Любой естественный язык (русский, английский, немецкий, …) изучается по следующей цепочке:
алфавит слова предложения текст
Этот же план можно применить и для изучения любого языка программирования.
Алфавит языка программирования – это набор символов, используемых в данном языке.
Алфавит стандартного языка ПАСКАЛЬ содержит следующие символы:
+ | плюс | [] | квадратные скобки |
- | минус | . | точка |
* | умножение | , | запятая |
/ | деление | ; | точка с запятой |
> | больше | : | двоеточие |
< | меньше | ‘ | апостроф |
>= | больше либо равно | {} | фигурные скобки |
<= | меньше либо равно | () | круглые скобки |
<> | не равно | ^ | тильда |
№ | номер | $ | знак денежной единицы |
Специальные символы
Слова в Паскале
Стандартные функции – это те элементарные функции, которые чаще всего используются в задачах на вычисления. При этом программисту вовсе необязательно знать, как вычисляется данная функция, ему достаточно правильно записать ее вид - Sin(x), Cos(x)
1. Имя функции состоит не более чем из шести букв. Например, Sin (x)
2. Аргумент функции записывается в круглых скобках после имени функции, Sin (x), Cos(x)
3. Аргументом функции может быть константа, переменная или арифметическое выражение, Sqr (2+3)
Слова в Паскале - это служебные слова и стандартные функции.
Список основных стандартных функций
Матема- | Запись на языке Паскаль | Пояснения |
|х| | Abs (x) | Модуль х |
х2 | Sqr (x) | Квадрат х |
Sqrt (x) | Квадратный корень из х | |
Sin x | Sin (x) | Синус х, аргумент выражен в радианах |
Cos x | Cos (x) | Косинус х, аргумент выражен в радианах |
≈ x | Round (x) | Округление до ближайшего целого |
Trunc (x) | Отбрасывание дробной части | |
a mod b | Остаток от деления а на b | |
a div b | Целая часть при делении а на b |
Арифметические операции в Паскале
1. Операции с дробными числами (обычные, как в математике).
Приоритет арифметических операций
Порядок выполнения действий - слева направо.
возведение в степень
умножение (*) и деление ( /, div, mod).
сложение и вычитание.
Выражения в скобках вычисляются в первую очередь.
Постоянные величины. Константы
Значения констант не меняется в данной задачи, задаются в разделе описания констант.
Этот раздел начинается со слова const, входящего в число зарезервированных.
При попытке изменить значение константы компилятор выдаст сообщение об ошибке.
Пример описания констант
Const a = 10; b = 1.6;
Переменные
Переменная - это область в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо информации.
Переменная – это величина, которая имеет имя, тип и значение.
Значение переменной может измениться во время выполнения программы.
Наглядно переменную можно представить как ячейку, в которую можно положить на хранение что-либо.
Имя переменной
должно удовлетворять следующим требованиям:
1) всегда начинаться с буквы, после которой могут другие буквы или цифры;
2) не должно быть пробелов, запятых или других непредусмотренных знаков;
3) нельзя использовать служебные слова или операторы.
Например: A1, spisok, A_2
1. Целый тип
Тип | Диапазон значений | Размер памяти |
Shortin | -128 . . . 127 | 1 байт |
Integer | -32768 . . . 32767 | 2 байта |
Longint | +2147483647 | 4 байта |
Byte | 0 . . . 255 | 1 байт |
Word | 0 . . . 65535 | 2 байта |
2. Вещественный тип
Тип | Диапазон значений | Размер памяти |
Real | 29E-39 … 1.7E39 | 6 байт |
Single | 1.5E-35 … 3.4E38 | 4 байта |
Double | 5E-324 … 1.7E302 | 8 байт |
Extendent | 3.4E-4932 … 1.1E4931 | 10 байт |
Comp | -2E+63 … +2E63-1 | 8 байт |
Типы переменных величин
Основные типы переменных
Название | Обозначение | Допустимые значения | Область памяти | |
Паскаль | Кумир | |||
Целочисленный | word | нат | 0… 65535 целые положительные числа | 1 байт |
integer | цел | - 32 768 … 32 767 | 2 байта со знаком | |
Вещественный | real | вещ | (2.9 *10-39 …1.7*10+38) | 6 байт |
Символьный | char | сим | Произвольный символ алфавита | 1 байт |
Строковый | string | лит | Последовательность символов длиной меньше 255 | 16 байт |
Логический | boolean | лог | True и False | 1 байт |
Переменная определяет область памяти, где хранится только одно значение.
При записи в неё нового значения «старое» стирается, и его уже никак не восстановить.
Переменные в программе надо объявлять, то есть указать тип переменной и её имя (идентификатор).
Например: var a, b, c: integer;
Объявление переменных
Var a: byte;
b: integer;
c, d, e: real;
Запись арифметических выражений
Как записать следующие выражения?
На уроках математики | В Паскале |
a(b+c) | |
ab + cd |
𝒂+𝟏 𝒃+𝟏
a*(b+c)
(a+1)/(b+1)
1/(a*b)
a*b + c*d
Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.
Составление программ
Инструкция для компьютера по выполнению задания, написанная на специальном, предназначенном для компьютера языке -
программа
Описание последовательности действий, рассчитанное на определенного исполнителя -
алгоритм
Слова в Паскале - это служебные слова и стандартные функции.
Примеры служебных слов в Паскале : program, begin, end,
Примеры служебных слов в алгоритмическом языке: алг, нач, кон,
Пустая программа
Кумир
алг Куку
нач
|основная программа
кон
Паскаль
Program qq;
Begin
{основная программа}
End.
Вывод текста на экран
алг пример
нач
вывод ‘2+2=?’, нс
вывод ‘ ответ: 4’
кон
program primer;
begin
Write(‘2+2=?’);
Write (‘ответ: 4’)
end.
Напишем программу, которая выводит на экран такие строки:
2+2=? Ответ:4
Общий вид программы
program имя программы;
const список постоянных значений;
var описание используемых переменных;
begin начало программного блока
<оператор 1>;
<оператор 2>;
. . .
<оператор n>
end.
Программа на псевдокоде
алг сумма
нач
Ввести 2 числа
Сложить их
Вывести результат
кон
Запрашивает у пользователя 2 числа
Складывает их
Выводит результат сложения
Напишем программу, которая выполняет сложение двух чисел. Компьютер не может выполнить псевдокод, нужно расшифровать его команды через операторы программирования. Здесь надо хранить данные в памяти. Для этого используют переменные.
Программа в Кумире и на Паскале
алг Сумма чиселнач . цел a, b, y. вывод "Введите два числа: ". ввод a, b. y := a + b. вывод yкон
program summa_2;
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.