Первые шаги в программировании

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 04.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации изложен материал о постоянных и переменных величинах, о стандартных функциях, о написании алгебраических и арифметических выражений на Паскале. А также самые простые программы и образцы написания программ. Рассмотрены самые популярные типы величин
Иконка файла материала Первые шаги в программировании.pptx

Первые шаги
в программировании

План урока

Из истории языка Паскаль
Алфавит языка.
Арифметические операции
Постоянные и переменные величины
Типы переменных величин
Что такое программа? Пустая программа
Вывод текста на экран
Первая программа
Закрепление материала

Из истории

Язык программирования Паскаль был разработан в 1968 - 1970 годах швейцарским профессором Никлаусом Виртом и назван в честь великого французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662г).
Созданный для обучения студентов, язык оказался настолько хорош, что стал использоваться профессионалами.
Название языку дано в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля (1623 – 1662).

Языков программирования, как и человеческих языков, придумано много.

Вот некоторые наиболее популярные языки программирования:

Название

Особенности

Лого

Logo

Язык, рассчитанный на детей, позволяющий просто и занимательно рисовать картинки и программировать простейшие игры.

Бейсик

Basic

Язык как для начинающих, так и для профессиональных программистов.

Паскаль

Pascal

Универсальный язык, позволяющий прекрасно программировать самые разные задачи.

Си

С

Сложный, мощный язык для профессиональных программистов.

Ассемблер

Assembler

Сложный, мощный язык с очень мелкими командами, близкими к командам машинного языка.

Ява (Джава)

Java

Мощный язык, применяемый пока в основном
в Интернете

Алфавит языка
Паскаль
Стандартные функции

Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.

Алфавит языка

Любой естественный язык (русский, английский, немецкий, …) изучается по следующей цепочке:
алфавит слова предложения текст

Этот же план можно применить и для изучения любого языка программирования.

Алфавит языка программирования – это набор символов, используемых в данном языке.

Алфавит стандартного языка ПАСКАЛЬ содержит следующие символы:
26 прописных и 26 строчных букв латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K, L, M, N, O,P, Q, R, S, T, U, V, W, X,Y,Z, a,b,c,d,e,f,h,I,j,k,l,m,n,o,p,q,r,s, t, u, v,w,x,y,x ;
Арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
3. Знак подчёркивания (_)
3 . Шестнадцатеричные цифры – десятичные цифры и буквы от A до F

+

плюс

[]

квадратные скобки

-

минус

.

точка

*

умножение

,

запятая

/

деление

;

точка с запятой

>

больше

:

двоеточие

<

меньше

апостроф

>=

больше либо равно

{}

фигурные скобки

<=

меньше либо равно

()

круглые скобки

<>

не равно

^

тильда

номер

$

знак денежной единицы

Специальные символы

Слова в Паскале

Стандартные функции – это те элементарные функции, которые чаще всего используются в задачах на вычисления. При этом программисту вовсе необязательно знать, как вычисляется данная функция, ему достаточно правильно записать ее вид - Sin(x), Cos(x)

1. Имя функции состоит не более чем из шести букв. Например, Sin (x)
2. Аргумент функции записывается в круглых скобках после имени функции, Sin (x), Cos(x)
3. Аргументом функции может быть константа, переменная или арифметическое выражение, Sqr (2+3)

Слова в Паскале - это служебные слова и стандартные функции.

Список основных стандартных функций

Матема-
тическая запись

Запись на языке Паскаль

Пояснения

|х|

Abs (x)

Модуль х

х2

Sqr (x)

Квадрат х

Sqrt (x)

Квадратный корень из х

Sin x

Sin (x)

Синус х, аргумент выражен в радианах

Cos x

Cos (x)

Косинус х, аргумент выражен в радианах

≈ x

Round (x)

Округление до ближайшего целого
(по правилам математики)

Trunc (x)

Отбрасывание дробной части

a mod b

Остаток от деления а на b

a div b

Целая часть при делении а на b

Арифметические операции в Паскале

1. Операции с дробными числами (обычные, как в математике).
- вычитание;
+ сложение;
* умножение;
/ деление.
2. Операции с целыми числами.
- вычитание; + сложение; * умножение;
Деление представлено двумя операциями:
div - целая часть от деления, mod - остаток.
23 div 3 = 7 23 mod 3 = 2
9 div 4 = 2 9 mod 4 = 1
35 div 10 = 3 35 mod 10 = 5

Приоритет арифметических операций

Порядок выполнения действий - слева направо.
возведение в степень
умножение (*) и деление ( /, div, mod).
сложение и вычитание.
Выражения в скобках вычисляются в первую очередь.

Постоянные и переменные
величины

Постоянные величины. Константы

Значения констант не меняется в данной задачи, задаются в разделе описания констант.
Этот раздел начинается со слова const, входящего в число зарезервированных.
При попытке изменить значение константы компилятор выдаст сообщение об ошибке.

Пример описания констант
Const a = 10; b = 1.6;

Переменные

Переменная - это область в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо информации.
Переменная – это величина, которая имеет имя, тип и значение.
Значение переменной может измениться во время выполнения программы.

Наглядно переменную можно представить как ячейку, в которую можно положить на хранение что-либо.
Имя переменной – это надпись на коробочке
Значение переменной– это то, что хранится в ней в данный момент.
Тип переменной это то, что допустимо класть в эту коробочку.

Имя переменной

должно удовлетворять следующим требованиям:
1) всегда начинаться с буквы, после которой могут другие буквы или цифры;
2) не должно быть пробелов, запятых или других непредусмотренных знаков;
3) нельзя использовать служебные слова или операторы.
Например: A1, spisok, A_2

1. Целый тип

Тип

Диапазон значений

Размер памяти

Shortin

-128 . . . 127

1 байт

Integer

-32768 . . . 32767

2 байта

Longint

+2147483647

4 байта

Byte

0 . . . 255

1 байт

Word

0 . . . 65535

2 байта

2. Вещественный тип

Тип

Диапазон значений

Размер памяти

Real

29E-39 … 1.7E39

6 байт

Single

1.5E-35 … 3.4E38

4 байта

Double

5E-324 … 1.7E302

8 байт

Extendent

3.4E-4932 … 1.1E4931

10 байт

Comp

-2E+63 … +2E63-1

8 байт

Типы переменных величин

Основные типы переменных

Название

Обозначение

Допустимые значения

Область памяти

Паскаль

Кумир

Целочисленный

word

нат

0… 65535 целые положительные числа

1 байт

integer

цел

- 32 768 … 32 767

2 байта со знаком

Вещественный

real

вещ

(2.9 *10-39 …1.7*10+38)

6 байт

Символьный

char

сим

Произвольный символ алфавита

1 байт

Строковый

string

лит

Последовательность символов длиной меньше 255

16 байт

Логический

boolean

лог

True и False

1 байт

Переменная определяет область памяти, где хранится только одно значение.
При записи в неё нового значения «старое» стирается, и его уже никак не восстановить.
Переменные в программе надо объявлять, то есть указать тип переменной и её имя (идентификатор).
Например: var a, b, c: integer;

Объявление переменных

Var a: byte;
b: integer;
c, d, e: real;

Запись арифметических выражений на Паскале

Запись арифметических выражений

Как записать следующие выражения?

На уроках математики

В Паскале

a(b+c)

ab + cd

𝒂+𝟏 𝒃+𝟏

a*(b+c)

(a+1)/(b+1)

1/(a*b)

a*b + c*d

((1+a/(2+a*b)/(3+a))*b

11 div 5

Выражение

Результат

2

10 div 3

3

2 div 3

0

Запиши и вычисли

Программы на Паскале

Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.

Составление программ

Инструкция для компьютера по выполнению задания, написанная на специальном, предназначенном для компьютера языке -

программа

Описание последовательности действий, рассчитанное на определенного исполнителя -

алгоритм

Слова в Паскале - это служебные слова и стандартные функции.

Примеры служебных слов в Паскале : program, begin, end,

Примеры служебных слов в алгоритмическом языке: алг, нач, кон,

Пустая программа

Кумир

алг Куку
нач
|основная программа
кон

Паскаль

Program qq;
Begin
{основная программа}
End.

Вывод текста на экран

алг пример
нач
вывод ‘2+2=?’, нс
вывод ‘ ответ: 4’
кон

program primer;
begin
Write(‘2+2=?’);
Write (‘ответ: 4’)
end.

Напишем программу, которая выводит на экран такие строки:
2+2=? Ответ:4

Общий вид программы

program имя программы;
const список постоянных значений;
var описание используемых переменных;
begin начало программного блока
<оператор 1>;
<оператор 2>;
. . .
<оператор n>
end.

Программа на псевдокоде

алг сумма
нач
Ввести 2 числа
Сложить их
Вывести результат
кон

Запрашивает у пользователя 2 числа
Складывает их
Выводит результат сложения

Напишем программу, которая выполняет сложение двух чисел. Компьютер не может выполнить псевдокод, нужно расшифровать его команды через операторы программирования. Здесь надо хранить данные в памяти. Для этого используют переменные.

Программа в Кумире и на Паскале

алг Сумма чисел нач . цел a, b, y . вывод "Введите два числа: " . ввод a, b . y := a + b . вывод y кон

program summa_2;
uses crt;
var a, b, y: integer;
begin
readln (a,b);
y:= a + b;
writeln (y)
end.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое программа?

2. Что такое алгоритм?

3. По какому плану изучаете любой иностранный язык, в том числе и язык программирования?

4. Что входит в алфавит Паскаля?

5. Что понимают под словами в Паскале?

6. Назовите правила записи стандартных функций?