Первые шаги изучения текстов по методике А.Г.Ривина в парах сменного состава
Оценка 4.9

Первые шаги изучения текстов по методике А.Г.Ривина в парах сменного состава

Оценка 4.9
Карточки-задания +2
docx
русская литература +1
1 кл—2 кл
21.02.2019
Первые шаги изучения текстов  по методике А.Г.Ривина  в парах сменного состава
И оттуда возникла мысль как применить коллективную форму учебной работы в первом классе? Шестилетки, семилетки еще совсем маленькие. Как они смогут учить других, если они не умеют пользоваться книгой, не каждый умеет читать? А нужно, чтобы ученики как можно больше читали и притом вслух. Если все одновременно зачитают, сосредоточенная учебная работа сорвется. Начались поиски, которые вскоре увенчались успехом. Я сделала книжки-самоделки. Где каждая карточка-книжка представляла собой картонку с красочным рисунком и текстом в несколько строчек или в несколько слов или слогов. Как была организована работа учащихся? Я раздала по одной карточке.
СТИ.docx
Семенова Татьяна Ильинична учитель начальных классов,               Отличник образования .                                       Первые шаги изучения текстов  по методике А.Г.Ривина  в парах сменного состава. В 90­х годах в Хампинской средней школе имени С.Ф. Гоголева в начальной школе дети учились   на   предметной   основе,   т.е.  была   введена   кабинетная   система   и   дети   каждому предмету   учились   у   отдельных   учителей.   Например,   русский   язык   вела   Павлова   А.В., математику – Павлова И.В., якутский язык – Васильева М.Т. А первоклашек каждый год учила   ­ я. Они по всем предметам учились у меня. И передо мною стояла задача: как научить маленьких детей ­ шестилеток читать. Ведь хорошее чтение – это хорошая учеба. В то   время   завучем   работала   Саввина   Зоя   Александровна   –   очень   добрая,   но   в   меру требовательная.   Она   научила   нас   (молодых   учителей)   работать   над   самообразованием: учили,   читали,   конспектировали   и   использовали   в   своей   работе   работы   выдающихся советских педагогов­новаторов, как Амонашвили, Лысенковой, Ривина, Федоренко . и др.             И оттуда возникла мысль как применить коллективную форму учебной работы в первом   классе?   Шестилетки,   семилетки   еще   совсем   маленькие.   Как   они   смогут   учить других, если они не умеют пользоваться книгой, не каждый умеет читать? А нужно, чтобы ученики   как   можно   больше   читали   и   притом   вслух.   Если   все   одновременно   зачитают, сосредоточенная учебная работа сорвется. Начались поиски, которые вскоре увенчались успехом. Я сделала книжки­самоделки. Где каждая карточка­книжка представляла собой картонку с красочным рисунком и текстом в несколько строчек или в несколько слов или слогов.   Как   была   организована   работа   учащихся?     Я   раздала   по   одной   карточке. Предложила всем внимательно прочитать на ней текст, слово или слог. После того как каждый прочитал свою карточку и понял ее содержание, объясняю: «А теперь поиграем в учителя и в ученика. Все, те, кто сидит к окнам, положите карточки на середине парты. Положили? Это ваша карточка, вы  ее уже знаете, читали, а поэтому будете учителями. Те, кто   сидит   к   дверям,   ­   ваши   ученики.   Они   сейчас   начнут   читать   ваши   карточку,   а   вы внимательно следите и проверяйте, как читает ваш сосед. Если нужно, исправляйте. Если прочитал   с   ошибками,   пусть   еще   раз   прочитает,   но   уже   без   ошибок…   Вы   прочитали? Молодцы. Если сосед читал все правильно, отдайте ему свою карточку… Теперь те, кто сидит к дверям, а ваши соседи по парте – учениками. И так ученики читают карточки, а учителя  – проверяют… Закончили? Молодцы. Отдайте свою карточку соседу. Кто все закончил,   высоко   поднимите   руку.   Хорошо.   Теперь   обмениваемся   партнерами.   У   всех должно быть новые соседи. Карточки лежат сверху на краю парты. Все правильно. Кто сидит к окнам – учителя… Предложите своему соседу карточку, пусть он начинает читать. Прочитали? Есть у кого­то вопросы? Отдайте карточку соседу. Те, кто сидит к дверям, положите свою карточку, которую вы получили от предыдущего товарища, на середину…» и т. д.           Здесь важно то, что каждый читает вслух текст, который до этого читал молча, про себя. Диалоги между детьми возникают сами по себе: «Что у тебя?» ­ «У меня на картине подснежник. А у тебя?» ­ «У меня олень.» ­ «Что он делает?»… В основном между детьми при   каждой   встрече   возникал   диалог,   обсуждение   рисунков,   учились   читать   вслух   и учились проверять друг друга. Ребята читают каждый текст и даже по два раза. Интерес к детской литературе повысился. И на неделе «Дни школьной библиотеки», по традиции каждый год проведется в нашей школе поколичестве прочитанных книг занимаем призовые места. И по беглому чтению норма составляет 80%. – 90%, 100%             Еще с букварного периода, когда дети только­только начали читать, я использую поабзацное чтение по методике А.Г.Ривина. В начале даю карточки со слогами, затем со словами, далее тексты с тремя предложениями. В 3­х, 4­х классах – карточки с отдельными текстами, статьями, где дети работают по абзацам. (Обсуждают, стремятся как можно более точно и полно воспроизвести содержание, выделив главную мысль, подыскивают наиболее подходящее заглавие.) Я познакомлю   алгоритм, которую использую на уроках чтения в первом классе. Алгоритм. Изучение текстов по методике А.Г.Ривина. Каждый ученик получает свой текст. Текст (предположим) состоит из трех предложений. Ученик читает первое предложение.  Запоминает. Готовится к пересказу. Если готов, ищет партнера для совместной работы. Читает ему первое предложение, затем пересказывает. После   того,   как   сдал   (читал   и   пересказал)   первое   предложение   внимательно   слушает партнера. Партнер читает и пересказывает свой текст. Пара   распадается.   Ученик   готовится   ко   второму   предложению.   Читает   и   запоминает второе предложение.  Если готов, ищет партнера для совместной работы. Читает и пересказывает ему первое и второе предложения. После этого внимательно слушает партнера. Пара распадается. Затем ученик готовится к третьему предложению. Читает и запоминает третье предложение.  Если готов, ищет партнера для совместной работы. Читает и пересказывает ему первое, второе, третье предложения. Тот,   кто   поабзацно   проработал   три   предложения   готовится   сдать   весь   текст   мне,   т.е. учителю­руководителю.                 С каждым партнером работа повторяется: читают, готовятся, пересказывают, слушают партнера. Полученная оценка за первый текст заносится в экран учета. Далее по рекомендации учителя­руководителя ученик берет следующий текст.                  В 3­х, 4­х классах этот метод применяю на уроках родного и русского чтения. В тематическом плане темы делю на блоки. Здесь старшеклассники, т.е. учащиеся 3,4 классов работают   по   целым   абзацам   текстов,   подыскивают   абзацам   наиболее   подходящие заглавия…   С   каждым   новым   партнером   работа   в   паре   повторяется:   1)   обмениваются тетрадями 2) уточняют, кто будет первым рассказывать, а кто слушать 3) пересказывают то, что было проработано по своему тексту с предыдущими партнерами 4) берут очередной абзац текста 5) кто­то из них читает этот абзац 6) вместе воспроизводят, о чем в этом новом абзаце идет речь 7) формулируют основную мысль абзаца в виде заголовка (пункта плана) 8) партнер записывает заглавие (пункт плана) в тетрадь хозяина текста. И тот, кто поабзацно   проработал   весь   текст   сдает   учителю­руководителю.   Полученная   оценка заносится в экран учета и ученик берет новый текст. Иногда я сама проверяю ученика в индивидуальном порядке, иногда вместо другого ученика, если он заболел, не пришел в школу.  Иногда привлекаю учеников­помощников, которые закончили изучение новых тем. В классе стоит рабочий шум:  дети читают, разговаривают вполголоса.

Первые шаги изучения текстов по методике А.Г.Ривина в парах сменного состава

Первые шаги изучения текстов  по методике А.Г.Ривина  в парах сменного состава

Первые шаги изучения текстов по методике А.Г.Ривина в парах сменного состава

Первые шаги изучения текстов  по методике А.Г.Ривина  в парах сменного состава

Первые шаги изучения текстов по методике А.Г.Ривина в парах сменного состава

Первые шаги изучения текстов  по методике А.Г.Ривина  в парах сменного состава