Первые шаги изучения текстов по методике А.Г.Ривина в парах сменного состава
Оценка 4.9
Карточки-задания +2
docx
русская литература +1
1 кл—2 кл
21.02.2019
И оттуда возникла мысль как применить коллективную форму учебной работы в первом классе? Шестилетки, семилетки еще совсем маленькие. Как они смогут учить других, если они не умеют пользоваться книгой, не каждый умеет читать? А нужно, чтобы ученики как можно больше читали и притом вслух. Если все одновременно зачитают, сосредоточенная учебная работа сорвется. Начались поиски, которые вскоре увенчались успехом. Я сделала книжки-самоделки. Где каждая карточка-книжка представляла собой картонку с красочным рисунком и текстом в несколько строчек или в несколько слов или слогов. Как была организована работа учащихся? Я раздала по одной карточке.
СТИ.docx
Семенова Татьяна Ильинична
учитель начальных классов,
Отличник образования .
Первые шаги изучения текстов
по методике А.Г.Ривина
в парах сменного состава.
В 90х годах в Хампинской средней школе имени С.Ф. Гоголева в начальной школе дети
учились на предметной основе, т.е. была введена кабинетная система и дети каждому
предмету учились у отдельных учителей. Например, русский язык вела Павлова А.В.,
математику – Павлова И.В., якутский язык – Васильева М.Т. А первоклашек каждый год
учила я. Они по всем предметам учились у меня. И передо мною стояла задача: как
научить маленьких детей шестилеток читать. Ведь хорошее чтение – это хорошая учеба. В
то время завучем работала Саввина Зоя Александровна – очень добрая, но в меру
требовательная. Она научила нас (молодых учителей) работать над самообразованием:
учили, читали, конспектировали и использовали в своей работе работы выдающихся
советских педагоговноваторов, как Амонашвили, Лысенковой, Ривина, Федоренко . и др.
И оттуда возникла мысль как применить коллективную форму учебной работы в
первом классе? Шестилетки, семилетки еще совсем маленькие. Как они смогут учить
других, если они не умеют пользоваться книгой, не каждый умеет читать? А нужно, чтобы
ученики как можно больше читали и притом вслух. Если все одновременно зачитают,
сосредоточенная учебная работа сорвется. Начались поиски, которые вскоре увенчались
успехом. Я сделала книжкисамоделки. Где каждая карточкакнижка представляла собой
картонку с красочным рисунком и текстом в несколько строчек или в несколько слов или
слогов. Как была организована работа учащихся? Я раздала по одной карточке.
Предложила всем внимательно прочитать на ней текст, слово или слог. После того как
каждый прочитал свою карточку и понял ее содержание, объясняю: «А теперь поиграем в
учителя и в ученика. Все, те, кто сидит к окнам, положите карточки на середине парты.
Положили? Это ваша карточка, вы ее уже знаете, читали, а поэтому будете учителями. Те,
кто сидит к дверям, ваши ученики. Они сейчас начнут читать ваши карточку, а вы
внимательно следите и проверяйте, как читает ваш сосед. Если нужно, исправляйте. Если
прочитал с ошибками, пусть еще раз прочитает, но уже без ошибок… Вы прочитали?
Молодцы. Если сосед читал все правильно, отдайте ему свою карточку… Теперь те, кто
сидит к дверям, а ваши соседи по парте – учениками. И так ученики читают карточки, а
учителя – проверяют… Закончили? Молодцы. Отдайте свою карточку соседу. Кто все
закончил, высоко поднимите руку. Хорошо. Теперь обмениваемся партнерами. У всех
должно быть новые соседи. Карточки лежат сверху на краю парты. Все правильно. Кто
сидит к окнам – учителя… Предложите своему соседу карточку, пусть он начинает читать.
Прочитали? Есть у когото вопросы? Отдайте карточку соседу. Те, кто сидит к дверям,
положите свою карточку, которую вы получили от предыдущего товарища, на середину…»
и т. д.
Здесь важно то, что каждый читает вслух текст, который до этого читал молча, про
себя. Диалоги между детьми возникают сами по себе: «Что у тебя?» «У меня на картине
подснежник. А у тебя?» «У меня олень.» «Что он делает?»… В основном между детьми при каждой встрече возникал диалог, обсуждение рисунков, учились читать вслух и
учились проверять друг друга. Ребята читают каждый текст и даже по два раза. Интерес к
детской литературе повысился. И на неделе «Дни школьной библиотеки», по традиции
каждый год проведется в нашей школе поколичестве прочитанных книг занимаем призовые
места. И по беглому чтению норма составляет 80%. – 90%, 100%
Еще с букварного периода, когда дети толькотолько начали читать, я использую
поабзацное чтение по методике А.Г.Ривина. В начале даю карточки со слогами, затем со
словами, далее тексты с тремя предложениями. В 3х, 4х классах – карточки с отдельными
текстами, статьями, где дети работают по абзацам. (Обсуждают, стремятся как можно
более точно и полно воспроизвести содержание, выделив главную мысль, подыскивают
наиболее подходящее заглавие.) Я познакомлю алгоритм, которую использую на уроках
чтения в первом классе.
Алгоритм.
Изучение текстов по методике А.Г.Ривина.
Каждый ученик получает свой текст. Текст (предположим) состоит из трех предложений.
Ученик читает первое предложение.
Запоминает. Готовится к пересказу.
Если готов, ищет партнера для совместной работы. Читает ему первое предложение, затем
пересказывает.
После того, как сдал (читал и пересказал) первое предложение внимательно слушает
партнера. Партнер читает и пересказывает свой текст.
Пара распадается. Ученик готовится ко второму предложению. Читает и запоминает
второе предложение.
Если готов, ищет партнера для совместной работы. Читает и пересказывает ему первое и
второе предложения.
После этого внимательно слушает партнера.
Пара распадается. Затем ученик готовится к третьему предложению. Читает и запоминает
третье предложение.
Если готов, ищет партнера для совместной работы. Читает и пересказывает ему первое,
второе, третье предложения.
Тот, кто поабзацно проработал три предложения готовится сдать весь текст мне, т.е.
учителюруководителю.
С каждым партнером работа повторяется: читают, готовятся, пересказывают,
слушают партнера. Полученная оценка за первый текст заносится в экран учета. Далее по
рекомендации учителяруководителя ученик берет следующий текст.
В 3х, 4х классах этот метод применяю на уроках родного и русского чтения. В
тематическом плане темы делю на блоки. Здесь старшеклассники, т.е. учащиеся 3,4 классов
работают по целым абзацам текстов, подыскивают абзацам наиболее подходящие
заглавия… С каждым новым партнером работа в паре повторяется: 1) обмениваются
тетрадями 2) уточняют, кто будет первым рассказывать, а кто слушать 3) пересказывают
то, что было проработано по своему тексту с предыдущими партнерами 4) берут очередной
абзац текста 5) ктото из них читает этот абзац 6) вместе воспроизводят, о чем в этом
новом абзаце идет речь 7) формулируют основную мысль абзаца в виде заголовка (пункта
плана) 8) партнер записывает заглавие (пункт плана) в тетрадь хозяина текста. И тот, кто
поабзацно проработал весь текст сдает учителюруководителю. Полученная оценка
заносится в экран учета и ученик берет новый текст. Иногда я сама проверяю ученика в
индивидуальном порядке, иногда вместо другого ученика, если он заболел, не пришел в
школу. Иногда привлекаю учениковпомощников, которые закончили изучение новых тем. В классе стоит рабочий шум: дети читают, разговаривают вполголоса.
Первые шаги изучения текстов по методике А.Г.Ривина в парах сменного состава
Первые шаги изучения текстов по методике А.Г.Ривина в парах сменного состава
Первые шаги изучения текстов по методике А.Г.Ривина в парах сменного состава
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.