ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

  • docx
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ.docx

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Тема: «Наш детский сад»

Цели:

1.     Обогащение и активизация словаря по теме «Детский сад».

2.     Развитие связной речи (учить составлять короткие рассказы из двух-трех предложений).

3.     Развитие памяти, внимания, мышления.

4.     Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: конверт с письмом от Незнайки, картинки с изображениями работников детского сада.

Предварительная работа: экскурсия по детскому саду. Краткие рассказы о том, кто работает в саду.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л о г о п е д. Сядет тот, кого я назову: Лена, Игорь, Маша, Костя ...

 

II. Основная часть.

1.     Игра «Небылицы».

Логопед достает конверт.

Л о г о п е д. Сегодня мне пришло письмо от Незнайки. Он очень хочет поступить в наш детский сад! Послушайте, что Незнайка думает о нем. Если вы согласны, отвечайте «да», если не согласны - «нет» И объясните почему.

Самая главная в саду - воспитательница.

Наш сад двухэтажный.

Еду для детей готовит повар.

Дети приходят в детский сад поесть мороженого.

Логопед учит детей танцевать и петь.

У нас в саду не работает психолог.

2. Игра «Расскажем Незнайке про сад».

Л о г о п е д. Давайте расскажем Незнайке про наш садик?

Мы побывали во всех его помещениях и видели все своим глазками.

Каждый из вас расскажет о тех людях, которые работают в нашем саду - как их зовут и чем они занимаются на своей работе.

Логопед выставляет на доску картинки: заведующая, медсестра, муз. руководитель, физ. руководитель, повар, психолог, воспитатели, логопед, помощник воспитателя, охранник.

Л о г о п е д. Я расскажу вам о заведующей. Ее зовут Нина Петровна. Она самая главная в нашем саду, она руководит работой детского сада и всеми сотрудниками.

Далее логопед, указывая на картинку, просит детей рассказать об остальных работниках.

Физкультминутка.

В детском садике детишки -

Все такие шалунишки!

 

На прогулку вышли дети.

Шаги на месте

Раз! - несется с горки Петя.

Два! - за ним летит Ванюша.

Правая рука вверх.

Левая рука вверх

Три! - на карусели Ксюша.

А четыре! - в доме Коля.

Один разворот, руки на пояс.

Руки домиком над головой

Пять! - стоит с ведерком Оля.

Руки вниз, замереть

Шесть! - с мячом играет Митя.

Семь! - с коня слезает Витя.

«Отбиваем» рукой мяч

Восемь! - с куклою Наташа.

Девять! - рядом скачет Маша.

Скачки на одной ноге

Десять! - по дорожке Федя

Едет на велосипеде.     

(С. Волков)

Дети идут по кругу, «держа» руль велосипеда

 

Л о г о п е д. А теперь постарайтесь вспомнить, кто из детей чем занимался в нашем стихотворении?

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли? Я обязательно запишу ваши рассказы и отправлю их Незнайке.

 

Тема: «Игрушки. Составление
загадок-описаний игрушек»

Цели:

1.     Уточнение представлений об игрушках.

2.     Расширение и активизация словаря по теме.

3.     Развитие связной речи (учить составлять простой описательный рассказ-загадку).

4.     Развитие навыка словообразования (образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных).

5.     Развитие навыка согласования притяжательных местоимений с существительными в роде.

6.     Развитие памяти, внимания, мышления, зрительно-пространственной ориентации.

7.     Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: коробка с игрушками, мяч, картинка «Квадрат с игрушками»

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед ставит на стол красивую коробку и достает из нее игрушки: мячик, пирамидку, куклу, машинку и др.

Л о г о п е д. Дети, что я достала из коробки?

Как назвать это одним словом?

Сегодня мы поговорим об игрушках и отправимся в Волшебный Магазин Игрушек!

 

II. Основная часть.

1. Игра «Чего не стало?»

На столе стоят 5-7 игрушек.

Л о г о п е д. Внимательно посмотрите на игрушки на моем столе. Когда я скажу «ночь» вы закроете глазки, а когда скажу «день» - откроете.

«Ночь»! (логопед убирает одну игрушку). «День»! Какая игрушка исчезла?

Игра повторяется 3-4 раза с дальнейшим усложнением (логопед убирает две игрушки).

2. Игра «Магазин игрушек».

Л о г о п е д. А теперь давайте отправимся в Волшебный магазин игрушек!

Дети подходят к столу с игрушками.

Л о г о п е д. Этот магазин волшебный потому, что тут не надо платить деньги. А чтобы купить игрушку, надо ее описать, но не называть! Расскажите, какая игрушка по размеру, форме, цвету, из чего она сделана, как с ней играть. Если продавец поймет, о какой игрушке вы говорите - она ваша.

Один ребенок назначается продавцом.

Логопед дает образец рассказа.

Л о г о п е д. Я начну. Я хочу купить большую игрушку.

Эта игрушка круглая, зеленая, с черными полосками резиновая. По ней можно бить руками и ногами, подкидывать вверх, стучать об пол.

Дети покупают игрушки.

Л о г о п е д. А теперь каждый из вас назовет свою игрушку ласково, положит ее и выйдет на ковер.

3. Игра «Мой-моя»

Дети и логопед садятся на ковер.

Л о г о п е д. Я буду катить вам мяч и называть игрушку, а вы возвращать его мне со словами «мой» или «моя».

Кукла - моя кукла.

Паровозик –

Мяч –

Машинка-

Солдатик –

Пирамидка - и др.

4. Физкультминутка.

- Кто в игрушках самый главный?

Руки на поясе

- Я, солдатик оловянный.

Замереть руки по швам

Я не плачу, не горюю.

Днем и ночью марширую.

Дети маршируют на месте

А еще могу стрелять    

Из ружья и пушки,

Хлопки

Если кто-нибудь ломать       

Вздумает игрушки.

(А. Ахундова)

Грозят указательным пальчиком

 

5. Игра «Где игрушка?».

Логопед вешает на доску картинку «Квадрат с игрушками».

Кукла

Машинка

Пирамидка

Конструктор

Медвежонок

Кубики

Лото

Неваляшка

мяч

 

Л о г о п е д. Внимательно посмотрите на картинку и скажите:

- какая игрушка находится в правом нижнем углу?

- над матрешкой?

- слева от кубиков?

- под машинкой?

- между мячом и лото? И т.д.

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

 

Тема: «Имена существительные единственного и множественного числа

с уменьшительно-ласкательными суффиксами»

Цели:

1.     Совершенствование навыка словоизменения существительных единственного и множественного числа при помощи суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.

2.     Формирование навыка дифференциации больших и маленьких предметов.

3.     Закрепление словаря по темам «Части тела», «Дом».

4.     Развитие речевого слуха.

5.     Развитие мышления, памяти, внимания.

6.     Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: изображения Гнома, домика Гнома, домов, цветов, деревьев, кошек, собак, заборов, детей, машин, кустов, картинки с изображением Маши и Машеньки, больших предметов (кукла, картина, собака, платок) и маленьких (заколочка, бусики, тортик, котенок).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л о г о п е д. сядет тот, кого я назову ласково: Маша, Катенька, Коленька, Паша ...

Логопед постепенно называет всех детей ласково.

 

II.Основная часть.

1. Игра «Части тела».

Логопед выставляет на доску картинку с изображением Гнома.

Л о г о п е д. Сегодня мы отправимся в гости к этому Гному. Гном совсем маленький! Посмотрите на него. У Гнома не руки, а ручки, не ноги, а ножки.

Не нос, а…? не зубы, а ... ?

Не рот, а…?

Не палец, а... ?

Л о г о п е д. Маленькие предметы мы называем по-другому, ласково!

2. Игра «В гостях уГнома».

Логопед вывешивает на доску картинку с изображением домика Гнома.

Л о г о п е д. Вот мы и пришли в гости к Гному! Посмотрите, какое здесь все маленькое! Давайте назовем все эти маленькие предметы.

Каждый ребенок называет по одному предмету (стульчик, столик, кроватка ... ).

3. Игра «Отправляемся в полет!».

Дети выходят на ковер. Логопед разбрасывает по полу картинки: дома, деревья, кусты, цветы, машины, дети, заборы, собаки, кошки и др.

Л о г о п е д. Давайте представим, что мы летим на самолете (руки как крылья самолета, дети проходят по кругу вокруг картинок). Нам с высоты всё кажется очень маленьким! Каждый из вас назовет, что он увидел маленькое. Я вижу маленькие домики.

4. Физкультминутка.

Заводила,заводила

Заводного крокодила

Дети «заводят большим ключиком игрушку»

Заводиться то и дело

Наклоны вправо - влево

Крокодилу надоело.

Останавливаются, скрещивают руки

Рассердился крокодил,

Топают ногами

Взял и ключик проглотил.    

(А. Ахундова)

Хлопают руками

 

5. Игра «Большой - маленький».

Л о г о п е д. Если я назову большой предмет, вы встанете на мысочки и будете тянуться к потолку, а если маленький - сядете на корточки. Помните, маленькие предметы мы называем ласково.

Собака, личико, подушечка, иголка, коробка, куколка, кровать, стол, дверка, картина, медвежонок ...

6. Игра «Подарки Маше иМашеньке».

Логопед раздает детям карточки с изображениями больших и маленьких предметов (кукла, бусики, тортик, котенок, картина, собака, заколочка, платок).

Л о г о п е д. Мы пойдем на день рождения к двум девочкам, к Маше и Машеньке. И подарим им подарки. Если у вас нарисован большой предмет, подарите его Маше, если маленький - Машеньке.

Дети прикрепляют картинки к доске рядом с Машей или

Машенькой, оречевляя свои действия «Бусики я подарю Машеньке. Куклу я подарю Маше».

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Какие предметы мы называем ласково?

 

Тема: «Единственное и множественное число

имён существительных»

Цели:

1.     Закрепление навыка образования множественного числа существительных именительного падежа.

2.     Формирование навыка дифференциации имен существительных единственного и множественного числа.

3.     Развитие понимания речи.

4.     Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции.

5.     Развитие речевого слуха.

6.     Развитие общей моторики. координации речи с движением.

Оборудованuе: картинки по числу детей с изображением одного или множества предметов, картинки - пары (белка - белки, листок - листочки, орех - орешки, цветок - цветы медведь - медведи), мяч.

Ходзанятия

I.    Организационный момент.

Работа с раздаточным материалом.

Дети встают перед своими стульчиками. На столах у каждого ребенка лежат картинки (барабан, барабаны, собака, собаки, игрушка, игрушки и др.)

Л о г о п е д. Сядет тот ребенок, про чью картинку я скажу. Сядет тот, у кого нарисовано ведрО, сядет тот у кого нарисованы платьЯ, сядет тот, у кого нарисованы ведрА, сядет тот, у кого нарисована собакА и т.д.

Дети выполняют задание.

Л о г о п е д. Сегодня мы будем говорить о словах - предметах, которых может быть много и один.

Внимательно посмотрите на свои картинки. Поднимут свои картинки те дети, у которых нарисован один предмет. А теперь те дети, у которых нарисовано много предметов.

 

II. Основная часть.

1. Игра «В группе».

Л о г о п е д. Дети, внимательно посмотрите на наш кабинет. Назовите те предметы, которых здесь МНОГО (стулья, цветы, столы, игрушки т.д.). А теперь назовем предметы, которых по одному (доска, дверь, компьютер и т.д.).

2. Игра «Добавь слово».

Логопед вывешивает на доску картинки: белка - белки, листок - листочки, орех - орешки, цветок - цветы, медведь - медведи.

Л о г о п е д. Я начну предложение, а вы продолжите, добавив нужное слово.

На деревьях появились зелёные ...

На ёлке сидит пушистая ...

Белка грызёт крепкие …

Из берлоги вылез ...

На поляне расцвели красивые ...

3. Физкультминутка.

Детки в садике живут

Здесь играют и поют,

Руки на поясе, повороты туловища вправо - влево

Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят.

Ритмичные шаги на месте

Вместе спорят и мечтают,

Незаметно подрастают.

Руки вверх, дети встают на мысочки и тянутся к потолку

Детский сад - второй ваш дом,       

Как тепло, уютно в нем!

Дети обнимают себя руками

Вы его любите, дети,   

Самый добрый дом на свете!

(Г. Шалаева)       

Руки над головой «домиком»

 

4. Игра смячом «Один - много».

Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и называть один предмет, авы- много.

Яблоко - книга –

Мяч- ложка-

Птица - шкаф -

Л о г о п е д. А теперь поиграем наоборот - я называю много предметов, вы - один.

Собаки - тарелки –

Столы - кнопки –

Горшки - помидоры -

5. Игра «Собери пары».

Дети берут свои картинки со столов.

Л о г о п е д. У каждого в руках картинка - У кого-то нарисован один предмет, у кого-то много. Вам нужно найти пару (например, собака - собаки) и встать рядом.

Дети выполняют задание и становятся парами (игрушка - игрушки, барабан - барабаны, ваза - вазы и т.д.).

Л о г о п е д. Давайте назовем пары, которые получились.

Логопед спрашивает одного ребенка из пары.

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

 

Тема: «Осень»

Цели:

1.     Уточнение представлений об осени и ее приметах.

2.     Расширение и активизация словаря по теме.

3.     Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (употребление существительных в родительном падеже; употребление существительных и прилагательных во множественном числе).

4.     Развитие связной речи (развитие диалогической формы речи; умение подбирать подходящее слово к другому слову или предложению).

5.     Развитие зрительного внимания и восприятия, слухового внимания, мышления, памяти.

6.     Развитие графо-моторных навыков.

7.     Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: изображения разноцветных осенних листьев (кленового, березового, каштанового, рябинового), картинки-загадки, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед читает: это время года приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края.

Л о г о п е д. О каком времени года я рассказа?

- Как вы догадались, что мой рассказ про осень?

- Сегодня мы будем говорить про осень.

 

II. Основная часть.

1. Игра «Листочки».

Л о г о п е д. Я собрала красивый букет из осенних листьев!

Давайте назовем каждый листок.

Логопед показывает детям листья и просит назвать их (березовый листок, кленовый листок, рябиновый листок, дубовый листок, каштановый листок.)

Л о г о п е д. А теперь давайте скажем, с какого дерева упал каждый листок:

Березовый листок упал с ...

Кленовый упал с ...

Каштановый упал с ...

Рябиновый упал с ...

2. Игра«Это осень?».

Л о г о п е д. Послушайте короткие рассказы про времена года и выберите те, в которых говорится про осень.

Вот и пролетело веселое лето. Пришла пора убирать урожай. Ваня копает картофель. Костя собирает свеклу и морковь. В саду много слив. Вера и Федя собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. (По И. Соколову-Микитову.)

Морозы сковали землю. 3амерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и 3051 лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. (По К.В. Лукашевичу.)

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра. В такую пору хорошо надеть тёплую куртку и высокие сапоги. На голых сучьях повисли капли росы. Природа как будто задумалась, будто ждёт прихода зимы ... (По Г. Скребицкому.)

Дети выбирают рассказы про осень.

Л о г о п е д. Какие еще осенние признаки вы услышали в рассказах? (сбор урожая, смена легкой одежды на теплую и др.).

3.     Игра «Закончи предложение».

На смену лету пришла ...

С деревьев опадают ...

Часто моросит ...

Птицы собираются в стаи и ...

Зверям некогда резвиться, они ...

Скоро наступит ...

4. Физкультминутка.

Капля раз,

Правая рука вверх

Капля два

Левая рука вверх

Очень медленно сперва

Медленно руки опускаются на пояс

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Ритмичные шаги на месте

Мы зонты свои раскрыли,

Развести руки в стороны

От дождя себя укрыли.         

(Я. Аким)

Руки полукругом над головой

 

5. Игра смячом «Подбери слово».

Л о г о п е д. Я буду называть слово-действие, а вы подберите подходящее слово-предмет. Помните, что мы говорим про осень!

         Моросит … улетают ...

         Опадают … припасают ….

         Собирают … созревают ...

         Желтеют …

А теперь наоборот я называю слово-предмет, а вы слово-действие.

         Листочки ... белка ....

         Птицы ... дождик ...

Тучи ...

6. Игра «Один - много».

Л о г о п е д. Я буду называть один предмет, а вы - много.

Например: желтый лист - желтые листья.

Зеленая травинка -

Красный листочек -

Коричневая шишка -

Высокий клен -

Толстый дуб -

Темная туча -

7. Игра «Раскрась».

Работа с раздаточным материалом.

Логопед раздает каждому ребенку картинки-загадки с наложенным изображением кленовых листьев.

Л о г о п е д. Какие листья вы видит на картинке?

Посчитайте, сколько их.

Послушайте внимательно задание: девочки раскрашивают маленькие кленовые листочки, мальчики - большие.

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Давайте вспомним и назовем все осенние признаки, о которых мы сегодня говорили.

 

Тема: «Относительные прилагательные»

Цели:

1.     Закрепление навыка образования и употребления относительных прилагательных.

2.     Закрепление навыка согласования относительных прилагательных с именами существительными.

3.     Расширение и активизация словаря по темам «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Посуда».

4.     Развитие внимания, мышления, памяти, быстроты реакции.

Оборудование: мяч, магнитофон, корзина с овощами и фруктами, баночки с крупами (манка, греча, рис, геркулес, горох), игрушка би-ба-бо Поваренок, изображения деревьев (клен, рябина, дуб, осина, каштан), разноцветные листочки с этих деревьев (по 4-5 каждого вида), изображение стола, тарелки, вилки, салфетки, супа, салата, чашки, конфет.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Игра смячом «Что бывает?».

Логопед кидает мяч детям и предлагает назвать:

Что бывает овощным?

- что бывает фруктовым?

- что бывает шерстяным?

- что бывает стеклянным? И т.д.

Л о г о п е д. Сегодня мы поговорим о том, из чего сделан предмет.

 

II.Основная часть.

1. Игра «Дары осени».

Логопед выставляет на стол корзину с овощами и фруктами.

Л о г о п е д. Осень - время сбора урожая! Посмотрите, сколько в корзине овощей и фруктов!

Что можно приготовить из овощей? (супы, запеканки, салаты ...) Из фруктов? (соки, пироги ...)

Логопед раздает каждому ребенку фрукт или овощ.

Л о г о п е д. Скажите, что вы приготовите из того, что я вам дала и какое будет ваше блюдо. Я приготовлю из картофеля картофельный суп.

2. Игра «Вкусная каша».

Логопед просит детей подойти к столу, где стоят баночки с крупами - манка, греча, рис, геркулес, горох. Дети называют крупы.

Л о г о п е д. Каждый из вас должен придумать, какую кашу он сварит из этих круп. Ответ должен быть не одним словом, а полным предложением (я хочу сварить ... я сварю ... я приготовлю ...)

3. Игра «Да - нет».

Логопед достает игрушку БИ - БА- БО (поваренка).

Л о г о п е д. Дети, поваренок хочет угостить нас вкусным блюдами.

П о в а р е н о к. Из огурцов мы сделаем огурцовый салат.

Л о г о п е д. Дети, правильно ли сказал поваренок? Какой салат можно приготовить из огурцов?

Л о г о п е д. Поваренок, ты рассказывай, что будешь готовить, а ребята будут тебя поправлять, если ты ошибешься.

П о в а р е н о к. Кабачёчная икра, ананасовый пирог, морковочный салат, банановый йогурт, томатный сок, яблоковый компот, мармеладный десерт, картошечное пюре, лимоновая конфета, капустовый салат, луковый
суп, шоколательная конфета, рыбная запеканка, грибовый суп и др.

Если сказанное соответствует действительности, то дети отвечают: Да. Если нет, то говорят: Нет и дают правильный вариант ответа.

4. Физкультминутка.

Игра «Осенние листочки».

Логопед назначает ведущих. Дети-ведущие держат над собой картинки с изображениями деревьев: клен, рябина, дуб, осина, каштан.

Логопед разбрасывает по полу разноцветные листочки с этих деревьев (по 4-5 каждого вида).

Л о г о п е д. Сейчас мы поиграем в такую игру: я включу музыку, вы будете собирать листочки. Лиза, Ваня - с клена, Алена и Костя - в дуба и т.д. Как только я выключу музыку, вы должны подбежать к своему дереву.

Проводится игра.

Л о г о п е д. Назовите, какие листочки вы собирали («мы собирали кленовые листочки»...).

Игра проводится 3-4 раза, ведущие постоянно меняются.

5. Игра «Скажи по-другому».

Логопед зовет детей к доске. На доске - изображение стола.

Л о г о п е д. Я убедилась, что вы знаете много разных вкусных и полезных блюд. Значит, пора приглашать гостей! Я буду рассказывать о том, как мы накроем на стол, а вы мне поможете.

Вот стол, он из дерева, значит, он какой? (деревянный) Накроем его красивой скатертью из хлопка. Скатерть какая?

На стол поставим тарелки из стекла. Тарелки какие?

И вилки из серебра. Вилки какие?

Положим салфетки из бумаги и ткани. Они какие?

Сначала угостим гостей салатом из фруктов. Салат какой?

После салата подадим суп из овощей. Суп какой?

Предложим гостям чай. Поставим чашки из фарфора.

Чашки какие?

На десерт подадим конфеты из шоколада. Они какие?

Логопед поочередно выставляет на доску изображения стола, тарелки, вилки, салфетки и т.д.

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

 

Тема: «Перелетные птицы и их птенцы»

Цели:

1.     Уточнение представления о перелетных птицах.

2.     Расширение и активизация словаря по теме.

3.     Уточнение представления об осенних приметах.

4.     3акрепление навыка согласования числительных с именами существительными.

5.     3акрепление навыка образования прилагательных-антонимов.

6.     3акрепление навыка образования множественного числа существительных в именительном падеже.

7.     Формирование навыка работы с деформированной фразой, расстановки слов в нужном порядке.

8.     Развитие памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, навыков пространственной ориентировки.

9.     Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: картинки с изображениями перелетных птиц, кленовый листок, картинки с изображением разного количества перелетных птиц (от 2 до 5) на каждого ребенка, мяч, картинки-загадки с зашумленным изображением цапли.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Игра «Что бывает осенью?»

Логопед выстраивает детей в ряд перед собой показывает листочек.

Л о г о п е д. Какой лист у меня в руках? (кленовый) Сейчас вы будете передавать его друг другу и называть по одной осенней примете. Осенью опадают листья (логопед отдает листок первому ребенку) и т.д.

Л о г о п е д. Как мы с вами говорили, одна из примет осени - птицы улетают в теплые края. Как называются такие птицы? (перелетные). Сегодня мы поговорим о перелетных птицах.

 

II. Основная часть.

1. Игра «Сосчитай»

Логопед кладет перед каждым ребенком картинку с изображением нескольких перелетных птиц (от 2 до 5).

Л о г о п е д. К нам прилетели перелетные птицы. Посчитайте, сколько и каких птиц у вас? (у меня три ласточки)

2. Игра «Скажи наоборот»

У цапли ноги длинные, а у скворца - (короткие).

Аист - большая птица, а дрозд ...

У ласточки короткая шея, а у лебедя ...

У чижа маленькое гнездо, а у аиста ...

У скворца крепкий клюв, а у ласточки ...

3. Игра смячом «Один - много».

Дрозд - дрозды грач –

Ласточка - скворец -

Аист - журавль -

Цапля - лебедь -

4. Физкультминутка.

- Чайки, чайки! Где ваш дом?        

Чайки, чайки, где ваш дом?

Дети пожимают плечами, разводят руками

На земле, на волне       

Или в синей вышине?

Приседают.

Встают, смотрят вдаль.

Тянутся руками к потолку

- Ну конечно, на земле!         

на земле рождаемся!

Приседают, водят руками по полу

Ну конечно, на волне!

На волне качаемся!

Встают, руки в стороны, покачивания из стороны В сторону

Ну конечно, в вышине!         

В вышине летаем!

Взмахи руками, как крыльями

Край земли, волну и небо     

Домом мы считаем!     

(В. Берестов)

Руки вниз, в стороны, вверх, вниз

 

5. Игра «Где птичка?»

Логопед вешает на доску картинки с изображениями перелетных птиц: лебедь, цапля, скворец, дрозд, ласточка.

Л о г о п е д. Скажите, какая птица слева от цапли? Справа от дрозда? Между скворцом и ласточкой? Где лебедь?

6. Игра «Составь предложение».

Л о г о п е д. Все слова в предложении перепутались. Расставьте их по порядку!

Улетают осенью птицы. - Осенью улетают птицы.

Строит аист гнездо.

Тело покрыто птицы перьями.

Увидели стаю дети уток.

Птицы весной перелетные вернуться.

Перелетные питаются птицы насекомыми разными.

7. Игра «Раскрась».

Логопед раздает детям картинки-загадки с зашумленным изображением цапли.

Л о г о п е д. Какая птица спряталась на картинке? Раскрасьте ее.

 

III.Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Каждый из вас должен вспомнить и назвать по одной перелетной птице.

 

Тема: «Согласование прилагательных
ссуществительными в роде и числе»

Цели:

1.     Формирование навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

2.     Формирование навыка подбора слов-предметов к словам-признакам и наоборот с учетом рода и числа.

3.     Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных и прилагательны.

4.     Закрепление представления об основных цветах и оттенках.

5.     Развитие памяти, внимания, мышления.

6.     Развитие речевого слуха.

7.     Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: «волшебные стеклышки», мяч, картинки: синее небо, синяя юбка, синий карандаш; красная кофта, красный флажок, красное платье; зеленая трава, зеленый огурец, зеленое яблоко, желтое кресло, желтый платок, желтая машина.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Игра «Подбери признак».

Зима какая? (Холодная)

Шапка какая?

Солнышко какое?

Дуб какой? И др.

Сегодня мы научимся правильно подбирать слова-признаки и внимательно следить за окончаниями слов.

 

II. Основная часть.

1. Игра «Волшебные стеклышки».

Перед каждым ребенком лежат разноцветные «стеклышки» (вырезанные из бумаги квадратики, ромбики, кружочки и др.).

Л о г о п е д. Посмотрите, что лежит перед вами. Это волшебное стеклышко. У каждого оно своего цвета. Давайте посмотрим сквозь них и назовем, какие предметы этого цвета мы можем увидеть. Уменя синее стекло. Я вижу синее небо, синий платочек, синюю юбку.

Дети называют предметы.

2. Игра «Про что яговорю?»

Логопед вывешивает на доску три картинки - желтый платок, желтое кресло, желтая машина.

Л о г о п е д. Про что мы скажем желтАЯ? желтЫЙ? желтОЕ?

Аналогичная работа про водится с картинками: синее небо, синяя юбка, синий карандаш; красная кофта, красный флажок, красное платье; зеленая трава, зеленый огурец, зеленое яблоко.

3. Игра смячом «Один - много».

Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и называть один предмет, а вы - много. Например: Красная ручка - красные ручки.

Холодная ночь –

Большая подушка –

Деревянный стол –

Простой карандаш –

И др.

4. Физкультминутка.

- Чайки, чайки! Где ваш дом?        

Чайки, чайки, где ваш дом?

Дети пожимают плечами, разводят руками

На земле, на волне       

Или в синей вышине?

Приседают.

Встают, смотрят вдаль.

Тянутся руками к потолку

- Ну конечно, на земле!         

на земле рождаемся!

Приседают, водят руками по полу

Ну конечно, на волне!

На волне качаемся!

Встают, руки в стороны, покачивания из стороны В сторону

Ну конечно, в вышине!         

В вышине летаем!

Взмахи руками, как крыльями

Край земли, волну и небо     

Домом мы считаем!     

(В. Берестов)

Руки вниз, в стороны, вверх, вниз

 

5. Игра с мячом «Что может быть?».

Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и называть слово-признак, а вы должны подобрать слово-предмет. Внимательно следите за окончаниями слов, которые я говорю.

         Большой - мяч.    Высокий -

         Большая - подушка.      Высокое -

         Желтое -     Красивый -

         Желтый -    Красивая -

         Кислая -      Красивое -

         Кислый -    и др.

6. Игра «Исправь ошибку».

Л о г о п е д. Послушайте и скажите, нет ли ошибок в предложениях?

Коля ест вкусный грушу.

Дети увидели большая дом.

У малыша удобная коляска.

На улице светит ласковая солнышко.

По телевизору показывают интересное передача.

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

 

Тема: «Деревья. Кустарники»

Цели:

1.     Уточнение представления о деревьях и кустарниках.

2.     Расширение и активизация словаря по теме.

3.     Закрепление навыка согласования числительных с именами существительными.

4.     Закрепление навыка подбора прилагательных-антонимов.

5.     Развитие навыка словообразования (образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных).

6.     Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного
восприятия, быстроты реакции.

Оборудование: картинки с изображениями лиственных и хвойных деревьев, кустарников, разноцветные листочки (клен, рябина, дуб, осина, каштан), мяч, разрезные картинки деревьев.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед читает стихотворение:

Опавшей листвы

Разговор еле слышен:

- Мы с кленов ….

- Мы с яблонь ...

-Мыс вишен ...

-С осинки ...

- С черемухи ...

-Сдуба ...

- С березы ...

Везде листопад:

На пороге морозы!

(Ю. Капотов)

Л о г о п е д. Про какое время года идет речь в стихотворении? Почему вы так думаете?

Названия каких деревьев вы слышали в стихотворении?

Сегодня мы поговорим с вами о деревьях и кустарниках.

 

II.Основная часть.

Беседа о деревьях и кустарниках (логопед и дети стоят у доски).

На доске картинки с изображениями березы, клена.

Л о г о п е д. Чем отличается дерево от кустарника? (у дерева один ствол, из ствола отрастают веточки, а у кустарника несколько стволов; кустарник меньше дерева).

Какие деревья мы называем хвойными? Назовите три хвойных дерева.

Какие деревья мы называем лиственными? Назовите пять лиственных деревьев.

Назовите три кустарника.

Где растут кустарники и деревья?

Логопед выставляет на доску картинку с изображением дерева.

Л о г о п е д. Давайте назовем части дерева. Каждый ребенок по очереди берет указку, показывает и называет какую-то часть дерева.

Игра «Сосчитай-ка»

Логопед выставляет на доску изображения деревьев: елка, клен,дуб,сосна, береза.

Л о г о п е д. Посчитайте, сколько и каких деревьев в нашем парке!

Дети считают: один клен, два клена, три клена ...

Игра «Скажи наоборот»

Ствол у березы тонкий, а дуба … толстый.

Дерево высокое, а кустарник ...

Один кустарник большой, а другой ...

у ели ветки толстые, а у осины ...

Бывают корни длинные, а бывают ...

Физкультминутка.

Игра «Осенние листочки»

Логопед назначает ведущих. Дети - ведущие держат над собой картинки с изображениями деревьев: клен, рябина, дуб, осина, каштан.

Логопед разбрасывает по полу разноцветные листочки с этих деревьев (по 4-5 каждого вида).

Л о г о п е д. Сейчас мы поиграем в такую игру: я включу музыку, вы будете собирать листочки. Лиза, Ваня - с клена, Алена и Костя - в дуба и т.д. Как только я выключу музыку, вы должны подбежать к своему дереву.

Проводится игра.

Л о г о п е д. Назовите, какие листочки вы собирали ( «мы собирали кленовые листочки» ... )

Игра проводится 3-4 раза, ведущие постоянно меняются.

Игра «Назови ласково».

Дуб – дубок.

Ветка –

Елка –

Корень –

Лист –

Куст –

Дерево –

Береза–

Игра «Собери дерево».

Логопед раздает детям разрезные картинки деревьев.

Л о г о п е д. Игра называется «Собери дерево», вам нужно быстро и правильно собрать разрезную картинку. А потом каждый назовет то дерево, которое он собирал.

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

 

Тема: «Предлог НА»

Цели:

1.   Знакомство с предлогом на, его схемой.

2.   Формирование навыка слышать этот предлог в разговорной речи.

3.   Формирование навыка составления предложений с предлогом на.

4.   Закрепление навыка составления предложений из слов.

5.   Развитие внимания, памяти, слухового восприятия, пространственного восприятия.

6.   Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: бабочка, схема предлога на.

Ход занятия

1.     Организационный момент.

Игра «Куда села бабочка?».

Логопед перемещает бабочку с предмета на предмет.

Л о г о п е д. Посмотрите, на чем сидит бабочка? (На столе, на цветке, на книге ... ) .

Запомните, если предмет находится наверху, на чем-то мы употребляем предлог на.

Бот как выглядит наше слово (вешает схему на доску).

 

II. Основная часть.

1. Игра «Хлопни, если услышишь».

Л о г о п е д. Я прочитаю вам предложения. Если услышите слово на, хлопайте в ладоши (логопед выделяет голосом предлог).

Мама купила печенье.

Мила села настул.

Я катаюсь насанках.

Миша получил двойку.

Журнал лежит настоле.

2. Игра «Что получилось?»

Логопед выставляет на доску схему.

Л о г о п е д. Давайте составим предложение с предлогом на.

Галка сидит на заборе.

Аналогично дети составляют предложения по схемам:

Листок - земля.

Котенок - кресло.

Мяч - пол.

Книга - полка.

Игрушки - стол.

3. Физкультминутка.

Вот летят, кружась, снежинки,

Кружевной плетут узор,

Дети разводят руки в стороны, кружатся на месте

На поляны, на тропинки       

Ляжет сказочный ковёр.

Показывают руками вправо - влево, вниз

Кто теперь заметит зайку,     

В белой шубке на снегу?

Обнимают себя руками

Ну-ка где он? Угадай-ка,      

В поле или на лугу?     

(В. Волина)

Прыгают, как зайки

        

4. Игра «Составь предложение».

Л о г о п е д. Все слова в предложении рассыпались. Расставьте их по порядку.

Конфетка, столе, на, лежит (конфетка лежит на столе).

Папа, на, лег, кровать.

Села,бабочка,цветок,на.

Котенок,на,залез,березу.

Бабушка, стул, на, сидит.

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Давайте вспомним, когда мы употребляем предлог на?

 

Тема: «Фрукты»

Цели:

1.     Уточнение представления о фруктах.

2.     Расширение и активизация словаря по теме.

3.     Закрепление навыка согласования числительных с именами существительными.

4.     Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного и множественного числа.

5.     Закрепление навыка образования относительных прилагательных.

6.     Развитие внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия.

7.     Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: муляжи фруктов, разрезны картинки (фрукты) на каждого ребенка, банки с вареньем (вырезанные из бумаги, на банках нарисованы фрукты), мяч, картинки с изображением 5 яблок.

Ход занятия

I. Организационный  момент.

Собирание разрезной картинки «Фрукты» (из 5-6 частей).

Каждый ребенок собирает свою картинку и называет фрукт, который у него получился.

Л о г о п е д. Яблоко, груша, банан ... как назвать это одним словом?

Сегодня мы поговорим с вами о фруктах.

 

II. Основная часть.

1. Игра «Сосчитай до 5».

Л о г о п е д. Посчитайте до 5 те фрукты, которые вы собрали.

(Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов ... )

2. Игра «Угадай фрукт».

Логопед выкладывает на стол фрукты (или муляжи фруктов):

Банан, лимон, яблоко, апельсин, киви, груша.

Угадайте, о каком фрукте я говорю:

Желтый, сладкий, длинный (банан).

Аналогично логопед описывает еще 2-3 фрукта.

3. Игра «Угощенье от Карлсона».

Логопед прячет в группе банки с вареньем (вырезанные из бумаги, на банках нарисованы фрукты).

Л о г о п е д. Дети, вспомните, что Карлсон больше всего любит? Он с утра прилетел к нам в группу и спрятал угощенье - банки с вареньем. Давайте их найдем. Каждый возьмет себе по одной банке!

Дети ищут угощенье.

Л о г о п е д. Какое варенье в ваших банках?

(В банке яблочное варенье ...)

4. Физкультминутка.

Прекрасен наш осенний сад.

В нем слива есть и виноград.

Дети разводят руками, «показывая» сад

На ветках, как игрушки,       

И яблоки, и груши.

Правая рука вверх.

Левая рука вверх

А к ночи веет холодок,

И желтый лист шуршит у ног.

Дети обнимают себя руками, будтоозябли

Плоды мы утром соберем     

И всех соседей созовем.

Руки вверх, тянутся к потолку

И солнышку помашем,

«Спасибо, осень!» - скажем.

(У. Рашид)

Машут «солнышку».

Говорят «Спасибо, осень!»

 

5. Игра с мячом «Назови ласково».

Яблоко - яблочко груша –

Банан - мандарин -

Лимон - бананы -

Апельсин - лимоны -

и т.д.

6. Игра «Раскрась».

Логопед раздает детям картинки с изображением 5 яблок.

Л о г о п е д. Первое яблоко раскрасьте зеленым цветом, последнее красным, третье - розовым, справа от зеленого будет желтое яблоко, слева от красного - красно - зеленое.

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Назовите все красные фрукты? Желтые? Кислые?

 

Тема: «Родительный падеж имен существительных
единственно
rо числа»

Цели:

1.       Формирование навыка образования имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога и с предлогами у, без, для, из.

2.       Закрепление словаря лексических тем «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания».

3.       Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

4.       Развитие общей моторики, координации речи с движением.

5.       Развитие графо-моторных навыков.

Оборудование: картинки с изображениями половинок фруктов и овощей, картинки: мед, морковь, орех, сено, гриб, мясо, колосок; медведь, еж, зайка, белка, лось, волк, мышка; игрушки: кубик, кукла, машинка, матрешка, погремушка, юла; картинки (стул без ножки, чайник без носика, чашка без ручки, часы без стрелки и т.д.) на каждого ребенка; мяч.

Ход занятия

I. Организационный  момент.

Игра «Чтоиз чего?».

Яблочный сок из яблока.

Лимонный сок из ... ?

Картофельный суп из ... ?

Шоколадная конфета из ... ?

Деревянный стол из ... ? И т.д.

 

II. Основная часть.

1. Игра«Половинки».

Логопед раздает детям картинки с изображением половинок фруктов, овощей.

Л о г о п е д. Были целые картинки,

А остались половинки!

На картинки посмотрите,

Что же там нам всем скажите?

У меня половинка яблока. Яблоко - это фрукт.

Дети отвечают по аналогии с логопедом.

2. Игра «Накормим животных».

Дети выходят на ковер, логопед раскладывает на ковре картинки: мед, морковь, орех, сено, гриб, мясо, колосок; медведь, еж, зайка, белка, лось, волк, мышка.

Л о г о п е д. Скоро зима! Животным будет нечего есть!

Я предлагаю приготовить для них запасы.

- На ковре лежат картинки животных - для них и будем искать запасы на зиму и картинки с изображениями еды. Каждый из вас должен взять картинку животного и картинку, с изображением того, что он ест.

Дети выполняют задание.

Л о г о п е д. Расскажите, кто какую еду для какого животного взял?

( Явзял мед для медведя ... )

Л о г о п е д. Это не все! Предлагаю приготовить из этой еды настоящее угощенье!

3. Физкультминутка.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Руки вверх, движения руками вправо

Ветер в поле воет,        

Дождик моросит.

Взмахи руками перед собой

Воды зашумели  

Быстрого ручья,

Шаги друг за другом «ручейком» (ведет за собой логопед)

Птички улетели  

В тёплые края.    

(А. Плещеев)

Взмахи руками, как птицы.

«Разлетаются» по группе

        

4. Игра «Чего не стало?».

Логопед выставляет игрушки: кубик, кукла, машинка, матрешка, погремушка, юла.

Л о г о п е д. Когда я скажу «ночь» вы закроете глазки, а я спрячу одну игрушку. Скажу «день» - откроете и угадаете, чего не стало.

(Не стало кубика ... )

Далее логопед усложняет задание, пряча две игрушки (не стало кубика и машинки ... )

5.Игра «Непутевый художник».

Логопед раздает каждому ребенку картинки (стул без ножки, чайник без носика, чашка без ручки, часы без стрелки и т.д.),

Л о г о п е д. Непутевый художник решил нарисовать разные картинки. И вот что у него получилось! Все правильно нарисовал Художник? Нет? Почему?

меня стул без ножки ... )

Л о г о п е д. Давайте дорисуем недостающие части предметов!

 

III. Итог занятия.

Л о г оп ед. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

 

Тема: «Овощи. Составление простого описательного

рассказа овоща с опорой на картинно-графический план»

Цели:

1.     Уточнение представления об овощах.

2.     Расширение и активизация словаря по теме.

3.     Развитие связной речи (учить составлять простой рассказ-описание с порой на картинно-графический план).

4.     Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных).

5.     Развитие внимания, мышления, памяти.

6.     Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

Оборудование: муляжи овощей (или настоящие овощи), картинно-графический план, «волшебный» мешочек.

Ход занятия

I. Организационный  момент.

Логопед читает стихотворение.

Вместе с бабушкой полю

В огороде грядки.

Ну, а вечером полью

Все их по порядку.

Чтоб усы завил горох,

Чтобы крупным вышел,

Помидор,

Чтоб не засох

Огуречник пышный.

И капустниц вредных я

Прогоню с капусты,

Чтоб похрустывал ноябрь

Кочерыжкой вкусной.

(Ф. Гуринович )

Логопед выкладывает на стол муляжи овощей из стихотворения - горох, помидор, огурец, капусту.

Л о г о п е д. Что я положила на стол? Как назвать это одним словом?

 

II. Основная часть.

1. Беседа об овощах.

Л о г о п е д. Какие еще овощи мы знаем? Где растут овощи?

Назовите, какие овощи бывают красного цвета? Зеленого?

Желтого? Назовите овощи маленького размера? Большого?

Л о г о п е д. Сегодня мы поговорим об овощах и будем их описывать.

Логопед выставляет на доску план описания овощей.

Л о г о п е д. Сначала мы назовем тот овощ, который будем описывать, затем расскажем, какой он по цвету, форме, размеру; какой он на ощупь (твердый или мягкий, гладкий или шершавый). В конце мы расскажем, что можно приготовить из этого овоща.

2. Игра «Повар».

Л о г о п е д. Из овощей можно приготовить множество блюд. Какие вы знаете блюда из овощей? (супы, запеканки, салаты, каши; овощи можно жарить и есть в сыром виде, выжимать из них соки)

Суп из картофеля какой?    сок из томата –

Сок из моркови -                 салат из свеклы –

Запеканка из овощей -         суп из лука –

Салат из капусты - каша из тыквы -

3. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Не ленись, моя лопатка,        

Будет вскопанная грядка.

Хлопки в ладоши (8 раз)

Грядку граблями при гладим,        

Все комочки разобьем,

Пальчики как грабельки водят по столу

Помидоры мы посадим,        

А потом водой польем.

Ладошки сжаты в кулачки, правый кулачок стучит по левому (4 раза), затем левый по правому (4 раза)

Лейка,лейка,лей,лей!   

Грядка, грядка, пей, пей!

(по Г. Лагздынь)

Сжимаем - разжимаем кулачки(4 раза)

«Встряхиваем» ладошки (4 раза)

 

Составление рассказа-описания овоща с опорой на картинно-графический план.

Логопед достает волшебный мешочек, в котором лежат муляжи овощей (для достоверности можно использовать настоящие овощи) - помидоры, огурцы, перец, капуста, лук и др.

Л о г о п е д. А теперь я предлагаю вам достать по одному овощу из моего волшебного мешочка.

Дети выполняют задание и садятся на свои места.

Л о г о п е д. Сейчас мы будем описывать те овощи, которые вы достали из мешочка. У меня свекла. Послушайте мой рассказ.

Свекла - это овощ. Она бордовая, маленькая, круглая, твердая и шершавая. Из свеклы можно приготовить свекольный суп.

Дети по образцу составляют рассказы про овощи.

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

- А теперь каждый из вас назовет по одному овощу.

 

Тема: «Родительный падеж имен существительных
единственного и множественного числа»

Цели:

1.     Формирование навыка образования формы родительного падежа множественного числа имени существительного.

2.     Закрепление навыка образования формы родительного падежа единственного числа имен существительных.

3.     Формирование навыка употребления формы родительного падежа единственного и множественного числа имени существительного в самостоятельной речи.

4.     Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия.

5.     Развитие общей моторики, координации речи с движением.

6.     Развитие графо-моторных навыков

Оборудование: картинки с изображением цветов, картинки с изображением одного предмета (шарик, мяч, цветок, гриб и т.д.), мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л о г о п е д. Зайдет тот, кто стоит справа от Ани, слева от Димы, справа от Алеши ...

Дети, заходя в кабинет, повторяют «Я стоял справа от Ани ... ».

 

II.Основная часть.

1. Игра «Я выпью стакан… ».

Л о г о п е д. Я буду называть вам напиток, а вы говорить «я выпью стакан ... молока».

Молоко, морс, кефир, чай, сок ...

2. Игра «Соберем букет».

Л о г о п е д. У каждого на столе лежит картинка с изображением цветов. Скажите, из чего вы соберете букет? Для кого будет ваш букет?

(Я соберу букет из ромашек для мамы ... )

3. Игра «Путешествие».

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза.

Л о г о п е д. Давайте представим, что мы в лесу. Чего много в лесу? (Елок, сосен, берез, грибов ... )

- А теперь мы отправимся в шумный город! Чего много в городе? (машин, домов, людей ... )

- Едем в зоопарк! Кого или чего много в зоопарке? (Слонов, тигров, медведей ... )

Аналогично можно «отправиться» в сад, огород, в магазин игрушек и т.д.

4. Физкультминутка.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Руки вверх, движения руками вправо - влево

Ветер в поле воет,        

Дождик моросит.

Взмахи руками перед собой

Воды зашумели  

Быстрого ручья,

Шаги друг за другом «ручейком» (ведет за собой логопед)

Птички улетели  

В тёплые края.    

(А. Плещеев)

Взмахи руками, как птицы. «Разлетаются» по группе

 

5. Игра смячом «Один - много».

Л о г о п е д. Я буду называть один предмет, а вы - много.

Игрушки - много игрушек.

Кукла-

Яблоко -

Огурец -

Кубики - и т.д.

6. Игра «Нарисуй».

Логопед раздает каждому ребенку картинку с изображением одного предмета (шарик, мяч, цветок, гриб и т.д.).

Л о г о п е д. У вас нарисован один предмет. Надо сделать так, чтобы их стало много.

Дети дорисовывают предметы и говорят «У меня много шариков ... »

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

 

Тема: «Человек. Наше тело»

Цели:

1.     Знакомство детей с частями тела человека.

2.     Закрепление словаря по данной теме.

3.     Закрепление навыка образования имен существительных множественного числа.

4.     Формирование навыка ориентировки в собственном теле, различения правой и левой руки, ноги и т.д.

5.     Формирование навыка согласования притяжательных местоимений мой, моя, мои с именами существительными.

6.     Развитие внимания, мышления, памяти, пространственного восприятия.

7.     Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: предметные картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка, девочка, девушка, женщина, бабушка); изображение человека, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л о г о п е д. Поднимите вверх правую руку, левую руку, дотроньтесь правой рукой до правой коленки, дотроньтесь левой рукой до правой пятки и т.д.

Л о г о п е д. Рука, коленка, пятка, щечки - это части нашего тела. Сегодня мы поговорим о человеке и частях тела.

 

II. Основная часть.

1.     Игра «Разложи по порядку».

Дети и логопед стоят у доски.

Л о г о п е д. Разделимся на две команды - мальчики и девочки. Расставьте по порядку картинки.

Логопед дает мальчикам четыре картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка) и девочкам четыре картинки (девочка, девушка, женщина, бабушка).

Л о г о п е д. А теперь расскажите мне, как же мы взрослеем.

2. Игра «Части тела».

Логопед выставляет на доску картинку с изображением человека.

Л о г о п е д. Давайте назовем части тела человека (логопед акцентирует внимание и просит детей показать на себе такие части тела, как подбородок, локти, колени, ладоши, плечи).

Л о г о п е д (показывая на картинке): Это глаза. Давайте скажем, зачем человеку глаза (уши, рот, нос, зубы, шея, руки, ноги).

3. Игра с мячом «Один - много».

Ухо-уши.

Лицо-

Шея-

Рука-

Нога-

Голова - и т.д.

4. Физкультминутка.

Хороши у нас игрушки:

Дети стоят на месте, разводят руки в стороны

Куклы, мишки и хлопушки,

Хлопки руками

С ними весело играть,

Топают ногами

Но не надо забывать:

Грозят пальчиком

Игрушки - не люди,

Но все понимают

Наклоны вправо - влево

И очень не любят,        

Когда их ломают.

Качают головой

Пусть игрушки дружат с нами,

Берутся за руки, идут по кругу в одну сторону

Обижать мы их не станем,

Идут в другую сторону

Поиграем и потом

Поднимают руки вверх

Все на место уберем.   

(З. Петрова)

Опускают вниз

                           

5. Игра «Будь внимателен!».

Л о г о п е д. Я буду называть, и показывать разные части тела. Слушайте внимательно. Я могу назвать часть тела, апоказать другую. Вы должны по казать только ту часть тела, которую я назову. Это глаз (логопед дотрагивается до носа).Нос, рука, плечо, губы, нога.

6. Игра «Мой, моя, мои».

Л о г о п е д. Посмотрите на себя и скажите, про какие части тела мы скажем моя? (рука, голова, нога ... ) мой? мои?

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

 

Тема: «Согласование глагола с именем
существительным в роде и числе»

Цели:

1.   Формирование навыка согласования глагола с именем существительным в роде и числе.

2.   Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных.

3.   Развитие мышления, внимания, памяти.

4.   Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: пары сюжетных картинок с глаголами вед. и множественном числе; мужском и женском роде; изображения мальчика и девочки; мяч.

Ход занятия

I. Организационный  момент.

Игра «Один много».

Л о г о п е д. Я буду говорить про один предмет, а вы про много.

Яблоко созрело - яблоки созрели.

Мячупал-

Девочка написала –

Малыш заплакал –

Машина поехала - и т.д.

 

II. Основная часть,

1. Игра «О ком я говорю?».

Логопед выставляет на доску пары картинок.

Л о г о п е д. Это девочка Женя и мальчик Женя. Покажите, о ком я говорю.

Женя срывала яблоки. Женя срывал яблоки.

Женя копал картошку. Женя копала картошку.

Женя пускала кораблики. Женя пускал кораблики.

Женя попал под дождь. Женя попала под дождь.

Женя открыла зонт. Женя открыл зонт.

2. Игра «Друзья».

Логопед выставляет на доску картинки мальчика и девочки.

Л о г о п е д. Это друзья Аня и Коля. Они все делают вместе. Закончите мои предложения.

- Аня идет в лес за грибами.

Дети ... (идут в лес за грибами).

- Коля собрал листочки.

Аня …

Дети …

- Аня выкопала картошку.

Коля …

Дети ….

- Коля разбил чашку.

Аня ….

Дети ….

3. Игра с мячом «Подбери слово».

Л о г о п е д. Я буду называть слово-действие, а вы должны подобрать слово-предмет.

Вырос ... (лук) пошел ...

Выросла     (морковка) пошла ...

Выросли     (дети) пошли ...

Висел … созрел ...

Висела … созрела ...

Висели … созрели ...

4. Физкультминутка.

Хороши у нас игрушки:

Дети стоят на месте, разводят руки в стороны

Куклы, мишки и хлопушки,

Хлопки руками

С ними весело играть,

Топают ногами

Но не надо забывать:

Грозят пальчиком

Игрушки - не люди,

Но все понимают

Наклоны вправо - влево

И очень не любят,        

Когда их ломают.

Качают головой

Пусть игрушки дружат         

с нами,

Берутся за руки, идут по кругу в одну сторону

Обижать мы их не станем,

Идут в другую сторону

Поиграем и потом

Поднимают руки вверх

Все на место уберем.   

(З. Петрова)

Опускают вниз

        

5. Игра «О ком я говорю».

Логопед выставляет на доску пары картинок.

Л о г о п е д. Покажите картинку, про которую можно сказать.

Девочка пускает кораблик. Девочки пускают кораблики.

Мальчик делает скворечник. Мальчики делают скворечник.

Девочка поздравляет маму. Девочки поздравляют маму.

Девочка смотрит на птиц. Девочки смотрят на птиц.

Мальчик гуляет по весеннему лесу. Мальчики гуляют по весеннему лесу.

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

 

Тема: «Семья»

Цели:

1.     Уточнение и систематизация знаний детей о семье, знакомство с ролевыми отношениями в семье.

2.     Активизация и обобщение словаря по теме.

3.     Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных, с суффиксом -ин.

4.     Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5.     Развитие мышления, внимания, памяти.

6.     Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: картинка с изображением семьи, предметы членов семьи на каждого ребенка, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед читает стихотворение.

Семья - словечко странное,

Хотя не иностранное.

- Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

(М. Шварц)

Логопед вывешивает на доску картинку с изображением семьи.

Л о г о п е д. Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня? Сегодня мы поговорим о семье.

Что такое семья?

Сколько человек в этой семье? Назовите их (мама, папа, сын, дочь бабушка, дедушка).

А сколько человек в вашей семье?

 

II. Основная часть.

1. Игра «Кто кем приходится?».

Л о г о п е д. Кто для дедушки и бабушки папа, мама? (Сын или дочь.)

Кто для дедушки и бабушки - мальчик, девочка? (Вник, внучка.)

Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (Сын, дочь.)

Кто мальчик для девочки? (Брат.)

Кто девочка для мальчика? (Сестра.)

2. Игра «Какой, какая? Что делает?».

Л о г о п е д. Бабушка какая? (Нежная, добрая, заботливая ... ) Бабушка что делает? (Кормит, готовит, вяжет, учит ... )

Папа какой? Папа что делает?

Мама какая? Мама что делает?

Дедушка какой? Дедушка что делает?

Брат какой? Что делает?

Сестра какая? Что делает?

3. Физкультминутка.

Устала наша бабушка,

Присела на порог:

Приседают на корточки

«Куда пропал, куда пропал,  

Куда пропал внучок?»

Берутся руками за щечки или голову

Подумала, поохала,     

Потом тихонько встала,

Встают

Пошла вокруг да около         

Искать внучка сначала.         

(О.Дриз)

Идут по группе, «ищут» внука

        

4. Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает детям назвать ласково.

Например. Мама - мамочка, мамуля ...

Папа-сын-

Бабушка - дочь -

Дедушка- брат-

Сестра-

5. Игра «Чей, чья, чье?».

Логопед раздает детям предметы - игрушки, украшения, газету, зеркальце, книгу и т.д.

Л о г о п е д. У вас в руках разные предметы. Подумайте и скажите, кого из членов семьи эти вещи?

Уменя в руках мамина помада.

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Тема: «Составление рассказа о семье»

Цели:

1.     Уточнение и систематизация знаний детей о семье, знакомство с ролевыми отношениями в семье.

2.     Активизация и обобщение словаря по теме.

3.     Развитие связной речи: учить составлять рассказ-описание человека с опорой на картинно-графический план.

4.     Формирование навыка образования сравнительной степени прилагательных.

5.     Развитие мышления, внимания, памяти.

6.     Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: фотографии членов семьи у каждого ребенка, схема описания человека, мяч.

Предварительная работа: логопед просит принести или вклеить в тетради фото родителей, бабушек, дедушек.

Ход занятия

I. Организационный  момент.

Игра «Кто ты мне?».

Л о г о п е д. Я мама, а ты мне? (дочка, сын)

- Я бабушка, а ты мне?

- Я сестра, а ты мне? И т.д.

 

II. Основная часть.

1. Беседа о семье.

Л о г о п е д. Вы все принесли фотографии своих родных, сегодня мы вновь поговорим о семье, и вы попробуете описать членов вашей семьи.

Обратите внимание на внешность членов вашей семьи, какие у них глаза, волосы.

Вспомните, чем они любят заниматься? Какое у них любимое блюдо или что они смотрят по телевизору?

Логопед вывешивает схему описания.

2. Игра «Сравни».

Логопед предлагает детям сказать кто в их семье молодой, кто старше, кто выше ростом и т.д. Например: Папа молодой, а сын еще моложе.

Дочка высокая, а мама еще ...

Тётя заботливая, а бабушка еще ...

Бабушка старая, а дедушка еще ...

Мама умная, а папа еще ...

Сестра внимательная, а брат еще ...

3. Физкультминутка.

Маму я свою люблю,

Руки прижаты к груди

Я всегда ей помогу:     

Я стираю, полоскаю,   

Воду с ручек отряхаю,

Дети выполняют движения, согласно словам в стихотворении

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,   

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу,

И ни разу ни словечка

Нескажу.   

(З. Агранович)

        

4. Составление рассказа о любом члене семьи.

Л о г о п е д. Вы уже подумали, о ком расскажете нам?

Я расскажу о своей маме. Это моя мама. Ее зовут Катя. Она высокая, у нее темные волосы и карие глаза. Мама нежная, ласковая, заботливая. Она не работает. Моя мама любит читать книги, готовить и гулять с нашей собакой.

Логопед выслушивает несколько рассказов детей.

 

III.Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Тема: «Одежда. Пересказ адаптированного рассказа
Г. Снегирева "Верблюжья варежка" с опорой

на предметные картинки»

Цели:

1.     Расширение и активизация словаря по теме «Одежда».

2.     Развитие связной речи (учить детей составлять пересказ рассказа с опорой на предметные картинки).

3.     Закрепление навыка образования относительных прилагательных.

4.     Развитие внимания, памяти, мышления.

5.     Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: предметные картинки (мама, варежка, шерсть, сторож, дрова, верблюд, ножницы, две варежки), мяч.

Ход занятия

I. Организационный  момент.

Л о г о п е д. Сядет тот, у кого красивое красное платье, белые колготки, желтая юбка, черные шортики ...

Платье, юбка, шорты, рубашка - как назвать это одним словом?

Сегодня мы поговорим об одежде и перескажем рассказ Г. Снегирева «Верблюжья варежка».

 

II. Основная часть.

1. Игра «Кaкаяодежда?»

Л о г о п е д. Все люди носят одежду. Мы носим ее дома и на улице. Одежда для дома называется домашняя, а одежда для улицы ... ?

Одежда для мужчин называется ...

А ту, которую носят женщины ...

Одежда для детей - ....

- В разные времена года мы одеваем разную одежду. Что мы носим зимой?

Одежда для зимы какая?

- Что мы одеваем весной и осенью? Одежда для весны - ... ; для осени ...

Что мы носим летом? Одежда для называется ...

2. Чтение рассказа «Верблюжья варежка».

Л о г о п е д. А теперь послушайте историю, которая приключилась с маленьким мальчиком. Картинки нам помогут (логопед выставляет на доску предметные картинки к рассказу (мама, варежка, шерсть, сторож, дрова, верблюд, ножницы, две варежки)).

Верблюжья варежка

Вязала мне мама варежки, тёплые, из овечьей шерсти.

Одна варежка уже готова была, а на вторую не хватило шерсти

Пришел дядя Федя, сторож, и говорит:

- Там дрова на верблюдах привезли. Будете брать?

Мама оделась и пошласмотреть дрова, а я выглядываю изокошка и вижу, что одного верблюда вывели и привязали к забору.

Смотрю я на него, а сам думаю: «Вот у мамы шерсти на варежки не хватает - хорошо бы остричь верблюда, только немножко, чтобы он не замёрз».

Оделся я и вышел во двор. Подошёл к верблюду, погладил его и стал шерсть состригать.

Дома я показал маме шерсть. Этой шерсти хватило варежку довязать!

И теперь я хожу гулять в новых варежках.

Левая - обыкновенная, а правая - верблюжья. Когда я смотрю на неё, то вспоминаю верблюда.

(По Г. Я. Снегиреву)

3. Беседа по содержанию рассказа.

Что мама вязала мальчику?

Почему мама связала только одну варежку?

Куда вышла мама мальчика?

Кого увидел мальчик из окна?

Что он решил сделать с верблюдом? Зачем?

Связала ли мама мальчику варежку из верблюжьей шерсти?

О ком вспоминает мальчик, смотря на свою варежку?

4. Физкультминутка.

Летом, в жаркие часы-

Только майка и трусы.

Руки вверх, хлопают по талии, по бедрам

А зимою нам нужны:   

Свитер, теплые штаны,

Дети обнимают себя руками.

Гладят по груди, животу, ногам

Шарф, пальто, сандалии,      

Шапка и так далее.

Показывают на шею, туловище, ноги, голову

Шапка ... , свитер ...     

Впрочем, я ...      

Я запутался, друзья!    

(А. Ши6аев)

Повороты голову вправо - влево.

Пожимают плечами

        

5. Игра с мячом «Из чего одежда?»

Логопед предлагает детям назвать из какого материала и сделана вещь. Например: Свитер из шерсти - шерстяной.

Юбка из ситца -

Рубашка из хлопка –

Блузка из шелка –

Штаны из джинсы - и т.д.

6. Повторное чтение логопедом рассказа.

Л о г о п е д. Сейчас я еще раз прочитаю рассказ. А потом вы попробуетепересказать его.

Пересказ рассказа детьми.

Дети пересказывают рассказ сначала по цепочке (одинребенок начинает, второй продолжает), затем выслушиваются «полные» пересказы нескольких детей.

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

 

Тема: «Предлог В»

Цели:

1.     Знакомство детей с предлогом в, его схемой.

2.     Формирование навыка слышать этот предлог в разговорной речи.

3.     Формирование навыка правильного употребления предлога вс существительными в винительном и предложном падежах.

4.     Формирование навыка составления предложения с предлогом в.

5.     Развитие внимания, памяти, слухового восприятия, пространственного восприятия.

6.     Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: кубик, ящик, коробка, корзинка, пакет, схема предлога в,картинки: человек, собака, корова, курица,медведь,лиса,волк, попугай, белка, дом, будка, курятник, берлога, сарай, нора, логово, клетка, дупло; чистый листы бумаги, карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л о г о п е д. Мы с вами познакомились с предлогом на.

Давайте вспомним, когда мы употребляем предлог на?

Сегодня мы познакомимся с еще одним предлогом. Каким, вы сейчас узнаете!

Логопед вызывает к себе одного ребенка и дает ему кубик.

Л о г о п е д. Положи кубик вящик, вкоробку, вкорзинку, …пакет,

Понятно, куда нужно положить кубик? Какой предлог я пропустила? (в)

Логопед вешает на доску схему.

Л о г о п е д. Если предмет находится внутри чего-то, мы употребляем предлог в!

 

II.Основная часть.

1. Игра «Доскажи словечко».

Л о г о п е д. Я начну предложения о том, кто куда пошел.

А вы придумаете место, куда отправились люди или животные. Не забудьте про предлог в!

1 сентября дети идут в ... (школу).

Белка испугалась и прыгнула в ...

За продуктами мама пошла в …

Петя еще маленький, поэтому он идет не в школу, а в ...

Если заболел, нужно идти к врачу в ...

2. Игра «Найди дом».

Логопед раздает каждому ребенку по одной картинке: человек, собака, корова, курица, медведь, лиса, волк, попугай, белка.

На доску вывешивает картинки: дом, будка, курятник, берлога, сарай, нора, логово, клетка, дупло.

Л о г о п е д. У каждого из вас картинка. Найдите среди них на доске дом для вашего животного или человека и скажите, где кто живет. Свою картинку прикрепите рядом с домиком.

(Человек живет в доме ... )

3. Физкультминутка(см. с. 51).

4. Игра «Нарисуй».

Логопед раздает детям чистые листы бумаги и карандаши.

Л о г о п е д. В правом верхнем углу листа нарисуйте кружок. В левом нижнем - квадратик. По середине листа на- рисуйте треугольник. В кружочке нарисуйте цветок. В квадратике - домик. В треугольнике - листик.

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Маша, расскажи, где ты что нарисовала! (В кружочке я нарисовала цветок ... )

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

- Когда мы употребляем предлог в?