Певческая интонация в младшем хоре: проблемы и пути их устранения
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
музыка +1
Взрослым
03.03.2017
Каждый руководитель младшего хора сталкивается с проблемой неверной певческой интонация у детей.
Как правило в хоре первоклассников чисто интонирует только одна четверть коллектива. Моё убеждение: всех детей можно научить правильно петь. А если делать это в игровой форме - сможете сделать это гораздо быстрее.
Певческая интонация.docx
Певческая интонация в младшем хоре: проблемы и пути их устранения.
Воронцова Ольга Васильевна,
учитель музыки МБОУ №СОШ № 30»
г. Северодвинск
Хормейстеры, работающие в младшем хоре, знают об очень серьёзной
проблеме: в начинающем школьном хоре чисто интонирующих детей очень
мало, примерно одна четвёртая часть, остальные – «гудошники». Одна из
причин неверной интонации заключается в том, что многие дети ещё не
обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают,
поют
«говорком» или крикливо.
При правильной и своевременной помощи со стороны педагога задачу
исправления неточной интонации ребёнка можно решить. Чем раньше
предприняты попытки, тем качественне результат. Чем младше ребёнок, тем
легче он перестраивается и исправляет недостаток.
Задача педагога – развивать сразу несколько видов музыкального слуха:
мелодического, внутреннего, гармонического, вокального, а не зацикливаться
на какомто одном из них.
Мелодический слух – способность слышать и понимать строение мелодии
(звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а
также воспроизводить её голосом.
Существует много приёмов развития мелодического слуха у младших
школьников.
Упражнения на фиксацию внимания, снятие зажимов у ребёнка:
напевание на ушко;
поглаживание кистей рук во время пения;
закрыть одно ушко;
«перекладывать» звуки из руки в руку;
пропевание имени ребёнка с разной интонацией (грозно, ласково, нежно,
сердито), мимикой.
Упражнения на расширения диапазона:
заводим мотоцикл (петь на звук «р» глиссандо от ноты си малой октавы до
фа или соль второй, исполнять, повышая по полутонам.)
пение глиссандо на гласных;
упражнение на ощущение высокого нёба: звук направить к верхним зубам
(«звук стоит на цыпочках как балерина»); мысленно потянуть себя за макушку, и звук тоже начнёт стремиться вверх;
попищать как мышка.
Упражнения на пение нот различной высоты.
имитация звуков природы – вьюга, кукушка, котёнок мяукает, филин ухает и
т.д.
игра «три медведя». Дети стараются подражать папе медведю, маме
медведице и медвежонку.
перескочить на октаву вверх, т.е. нужную мелодию спеть в фальцетном
режиме;
Упражнения на поступенное и скачкообразное движение:
пропевание имени ребёнка, состоящего из трёх слогов (Машенька) на
одной ноте;
то же самое задание спеть от других нот;
для сохранения певческой позиции представить пение по линеечке;
пение попевок в пределах квинты с нисходящим движением;
слово из двух слогов пропеть на разные интервалы ( терция, кварта, квинта
сверху вниз или снизу вверх в зависимости от возможностей ребёнка);
пение звуков в разбивку – чередование низких и высоких;
пение ступеней с показом ручных знаков;
игра «Музыкальное эхо» (педагогученик, ученик ученик);
игра «Живые ноты»;
петь одну ноту вслух, другую – «про себя».
Очень важно во время занятий как можно меньше играть на инструменте. А
побольше петь а капелла, потому что тихие звуки воспринимаются гораздо
лучше, чем громкие.
Развитый вокальный слух характеризуется особенной чуткостью к
звучанию голоса во всех его тончайших тембровых, динамических,
интонационнопсихологических и других оттенках.
постепенно.
Прежде всего малышей нужно научить передавать через звуковую окраску
содержание контрастных произведений. При разучивании двух контрастных
песен (весёлой и грустной, маршеобразной и колыбельной и т.д.) нужно
раскрыть их содержание и добиться их различного звучания.
затем перейти к следующему этапу – научить детей использовать
контрастность звучания при исполнении одной песни. Например, спеть
русскую народную песню «Во поле берёза стояла» на различные слоги, причём
Чуткость к своему пению и пению других должна воспитываться в каждом новом куплете передавать какоелибо определённое настроение,
содержание. Первый куплет. исполненный на слог «ЛЮ», спеть, как
колыбельную песню, во втором на слог «ЗИ», передать радостное
восприятие весеннего солнца, в
третьем – на слог «ДИ», дать
утвердительный ответ на вопрос.
можно, разбив хор на три группы, предложить каждой спеть по одному
куплету этой песни, но так, чтобы не было заметно смены исполнителей.
Анализ пения каждой группы, который делают сами дети (конечно, с
помощью руководителя), целенаправленная работа над выразительностью
звучания, идущего от конкретного содержания. И, наконец, индивидуальный
опрос во время хоровых занятий развивает у детей умение воспринимать
качество звука.
Хормейстер должен научить детей определять качество звука на слух
(лёгкий, чистый, серебристый, зажатый, крикливый и т.д.), а также зрением и
мышечным ощущениями (свободное положение корпуса, выразительная
мимика, напряжение мышц лица, плохое открывание рта, поднятие плеч и т.д.)
Координационная работа всех органов, участвующих в голосообразовании,
создаст предпосылки для успешного воспитания вокального слуха.
Не менее важно постоянно совершенствовать внутренний слух, т.е.
способность как бы про себя слышать музыку и её отдельные элементы.
Значение внутреннего слуха для музыкальной деятельности всесторонне и
всеобъемлюще. По существу, невозможно никакое проявление музыкальности
без функции внутреннего слуха.
Наиболее известные способы тренировки этого вида музыкального слуха
следующие:
знакомую песню хористы исполняют в медленном темпе «цепочкой», т.е.
каждый поёт только один звук;
усложнить заданиепение не по «цепочке», а в разбивку. Элемент
неожиданности активизирует внимание.
затем всем хором один звук поют вслух, другой – про себя.
далее – сильную долю вслух, слабую – про себя.
Тут можно использовать и игровые приёмы.
дирижёр поднимает вверх правую руку – хор поёт про себя, левую – хор
поёт вслух. Пение вслух здесь следует показывать в самых неожиданных
местах, даже в середине слова.
игра «Эхо»: учитель поёт короткие мелодии и отдельные звуки, а хор, как
эхо, повторяет, причём дирижёр поёт форте, а певцы – пиано.
Певческая интонация в младшем хоре: проблемы и пути их устранения
Певческая интонация в младшем хоре: проблемы и пути их устранения
Певческая интонация в младшем хоре: проблемы и пути их устранения
Певческая интонация в младшем хоре: проблемы и пути их устранения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.