PISA как инструмент повышения качества образования школьников
Оценка 4.7

PISA как инструмент повышения качества образования школьников

Оценка 4.7
docx
01.11.2022
PISA как инструмент повышения качества образования школьников
PISA как инструмент повышения качества образования школьников. Выступление на педсовете
Педсовет PISA как инструмент повышения качества образования школьников.docx

PISA – как инструмент повышения качества образования школьников

 

 «PISA – значительно больше, чем просто рейтинг:

это показатель того, насколько хорошо

национальные системы образования

готовят молодых людей к завтрашнему дню»

 

Анхель Гурриа, генеральный секретарь ОЭСР.

 

          Нельзя не согласиться с данным высказыванием, ведь действительно, PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий не только результаты усвоения учебного материала, но и умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем. Именно это определяет  актуальность  мониторинга не только для совершенствования школьного обучения, но и для формирования компетентностного подхода в образовании. Сегодня мало просто знать факты и правила. В современном мире нужно еще уметь их использовать и применять.

          Что же такое PISA и что здесь понимается под качеством образования на сегодняшний день?

          PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment).

          Она является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

          Цель мониторинга - оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. Объект исследования - образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. В большинстве стран в этом возрасте заканчивается  обязательное школьное обучение, а национальные программы обязательного среднего образования еще не так сильно различаются, как в старших классах.  Первая ступень образования особенно важна: ведь это фундамент всего образовательного процесса, который в нашем мире происходит всю жизнь. Если в ребенке заложена или воспитана способность самостоятельно приобретать знания, необходимые для успеха в обществе, то все остальное приложится.

           Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года.

Мониторинг оценки качества образования в школе осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций.

        

           Руководит работой консорциума Австралийский Совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии Нидерландского Национального Института Педагогических Измерений (CITO), Службы педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в области образования (NIER) в Японии; Вестат США (WESTAT) и других авторитетных в мире образования организаций.

          Основные направления мониторинга качества образования в школе, концептуальные подходы к разработке инструментария, способы обработки и представления результатов обсуждаются на научных форумах, в работе которых принимают участие ведущие специалисты мира, и утверждаются представителями стран-участниц проекта (как правило, представителями министерств образования) с учетом их практической значимости для этих стран.

          Программа PISA во многом отличается от других имеющихся систем оценки. В ней присутствует:

1. Охватываемость. В тестировании участвует множество стран мира.

В 2000 году участие приняли 32 государства, в 2003 году их было уже 43, в 2006– 57,  в 2009 и 2012 годах - по 65 стран, в 2015 году -  70 стран и 2018 году – 76 стран.    Это не может не свидетельствовать о росте значения оценки PISA для национальных образовательных систем.

2. Настрой на будущее. Подростки, участвовавшие в проверке, впоследствии представляются, сообщают о своей мотивации к продолжению учиться дальше после школы, о методиках получения дополнительных знаний и умений.

3. Ориентация на политику, что предполагает связь между результатами учебы с данными о происхождении учеников, их социальным статусом и вещи, которые могут повлиять на усвоение школьных знаний и умений.

4. Систематичность и планомерность – государства-участники имеют возможность следить за динамикой успешности достижения в сфере образования.

           В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной детьми в школе, на практике по трем направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.

           Помимо трех перечисленных присутствует четвертое направление – как правило, каждый год оно разное. К примеру, в 2012 году дополнительной темой изучения была финансовая грамотность, в 2015 рассматривалось решение проблем, а в 2018 – глобальные компетенции. Дополнительной темой исследования Пиза-2022 же будет креативное мышление. Почему именно оно вошло в международное оценивание 2022 года? Очень просто: в современном мире ценится нестандартный творческий подход во всех областях деятельности. Помимо всего прочего, добавлены наиболее важные в XXI веке навыки:

·        критическое мышление,

·        креативность,

·        исследование и изучение,

·        саморегуляция, инициативность и настойчивость,

·        использование информации,

·        системное мышление,

·        коммуникация,

·        рефлексия.

 

1.     Читательская грамотность – под ней подразумевается, насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте, размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему чтение в достижении своих целей. Также расценивается, насколько он эрудирован, может ли взаимодействовать с обществом других людей.

2.     Математическая грамотность – расценивается, способен ли учащийся мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математику для того, чтобы решать задачи не только в теории, но и в жизни. Это широкий показатель, охватывающий процедуры, факты и термины, понятия, инструменты для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Эта грамотность дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия.

3.     Естественнонаучная грамотность – ее можно воспринимать как способность человека к активной гражданской позиции в естественных науках, увлечению идеями естественнонаучных областей. В наши дни важно, чтобы человек понимал и мог объяснить явления, интерпретировал доказательства и данные, мог планировать и оценивать исследования, принимал участие в обсуждении проблем, наиболее актуальных в мировом масштабе.

          Для проверки математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности и умения решать проблемы разрабатываются комплексные или структурированные задания. Каждое из заданий включает отдельный текст, в котором описывается некоторая проблема, и 1-6 вопросов к нему различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивается способность учащихся выявить проблему в тексте и решить ее, применив знания из той или иной предметной области.

         В тестах используются вопросы разного типа. Около половины - вопросы, предполагающие  свободные ответы. В 12% вопросов необходимо самостоятельно сконструировать свой ответ, но этот ответ ограничен отдельными словами или числами. Вопросы с готовыми вариантами ответов составляют примерно треть.

         В исследовании 2018 года изучался уровень сформированности читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотности, а также уровень сформированности глобальных компетенций обучающихся 15-летнего возраста. Основное внимание уделялось читательской грамотности и выявлению тенденций развития читательского образования в мире за последние годы.

        Участие в исследовании приняли около 600 тысяч 15-летних обучающихся из 76 стран и экономик мира.

         Выборка российских обучающихся 15-летнего возраста в 2018 году включала 7608 обучающихся из 265 образовательных организаций 43 регионов России. В выборку вошли 15-летние учащиеся основной и средней школы (9% – 7-8 классы, 81% – 9 класс, 7% – 10-11 классы), а также учащиеся образовательных организаций среднего профессионального образования (3%).

        Исследование PISA-2018 проводилось полностью на компьютерной основе с использованием нового типа интерактивных заданий по читательской грамотности.

        Средний результат российских учащихся по читательской грамотности в 2018 году составил 479 баллов, что ниже среднего результата для учащихся стран ОЭСР (487 балла).

       Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся из четырех провинций Китая  (555 баллов) и Сингапура (549 баллов).

       Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от результатов учащихся 11 стран (Нидерландов, Австрии, Швейцарии, Хорватии, Латвии, Италии, Венгрии, Литвы, Исландии, Беларуси, Израиля), статистически ниже результатов 25 стран и выше результатов 40 стран. По сравнению с 2000 годом (годом формирования шкалы по читательской грамотности) наблюдается значительное повышение среднего балла российских учащихся по читательской грамотности – на 17 баллов, а по сравнению с 2009 годом (годом корректировки шкалы по читательской грамотности) – на 20 баллов, что отмечено в международном отчете как позитивный тренд изменений по читательской грамотности. Однако за период с 2015 по 2018 год выявлено снижение среднего результата российских учащихся на 16 баллов.

         В 2018 году средний результат российских учащихся по математической гра- мотности составил 488 баллов. Успешность российских учащихся в формировании математической грамотности практически не отличается от средней успешности учащихся стран ОЭСР (489 баллов).

        Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся из четырех провинций Китая (591 балл) и Сингапура (569 баллов).

        Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от результатов учащихся 8 стран (Португалии, Австралии, Италии, Словакии, Люксембурга, Испании, Литвы и Венгрии). 27 стран имеют результаты выше российских и 46 стран – ниже результатов российских учащихся.

        За годы участия в программе PISA за период с 2003 года наблюдается повышение результатов российских учащихся по математической грамотности на 20 баллов.

        Средний балл российских учащихся по естественнонаучной грамотности в 2018 году составил 478 баллов, средний балл по странам ОЭСР – 489 балла.

        Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся Китая (4 провинции) – 590 баллов. Также в пятерку стран с самыми высокими результатами вошли Сингапур, Макао (Китай), Эстония, Япония.

        Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от результатов учащихся 7 стран (Испании, Литвы, Венгрии, Люксембурга, Исландии, Хорватии, Беларуси), статистически ниже результатов 29 стран и выше результатов 33 стран.

        По сравнению с предыдущим циклом исследования 2015 года средний балл российских учащихся незначительно снизился (на 9 баллов), но при этом позиция Российской Федерации в рейтинге стран практически не изменилась.

        Аналитики исследования PISA рекомендуют рассматривать динамику результатов стран, учитывая данные за все циклы исследования PISA, но преимущество отдают трем последним циклам исследования (2012, 2015 и 2018 гг.). Подобный подход является надежным, поскольку нечувствителен к аномальным результатам.

        По усредненным результатам последних трех циклов исследования по читательской и математической грамотности в Российской Федерации наблюдается положительный тренд, по естественнонаучной грамотности нет значительных изменений в результатах.

        Таким образом, Российская Федерация отмечена как одна из 14 стран-участниц, которые улучшили свои результаты по читательской и математической грамотности за три последних цикла. Среди этих стран – Макао (Китай), Португалия, Израиль, Эстония, Польша.

         PISA -2018 года выявила проблемы, над реализацией которых нам предстоит работать в ближайшее время.  Наши школьники не умеют самостоятельно:

– Решать задачи, которые требуют реконструировать условие, переформулировать вопрос.

– Находить дополнительные данные и/привлекать условия для решения задач.

– Извлекать нужную информацию из составного (часто не учебного) текста, отвечать на вопросы, которые требует соотнести информацию с одним из представленных текстов.

– Устанавливать требуемый уровень точности ответа.

        Критики мониторинга качества образования в школе PISA (понятное дело, все они граждане тех стран, в которых по результатам PISA с образовательными достижениями далеко не все в порядке), не считают данное исследование объективным. Их главный аргумент:  PISA оценивает не уровень освоения школьной программы, а скорее возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой. Но простите, разве это не то, зачем мы отправляем наших детей в школу? Вряд ли в будущей жизни они будут сталкиваться с задачами, сформулированными в школьных учебниках: они должны будут применять полученные знания в решении нестандартных вопросов. Только так можно добиться успеха, а вовсе не щелкая по трафарету одинаковые задачки из учебника. 

        Конечно, школа должна давать  определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Но хорошая школа должна привить навыки решения  реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Это называется «функциональной грамотностью», и именно эта самая функциональная грамотность сегодня является объектом пристального внимания педагогов. 

 

 

 

 

 


 

PISA – как инструмент повышения качества образования школьников «

PISA – как инструмент повышения качества образования школьников «

Руководит работой консорциума

Руководит работой консорциума

Читательская грамотность – под ней подразумевается, насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте, размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему…

Читательская грамотность – под ней подразумевается, насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте, размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему…

Средний результат российских учащихся по читательской грамотности в 2018 году составил 479 баллов, что ниже среднего результата для учащихся стран

Средний результат российских учащихся по читательской грамотности в 2018 году составил 479 баллов, что ниже среднего результата для учащихся стран

По усредненным результатам последних трех циклов исследования по читательской и математической грамотности в

По усредненным результатам последних трех циклов исследования по читательской и математической грамотности в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2022