Одна из ведущих задач педагога-словесника - обучение навыку написания сочинения. Когда уже у детей выработался некий навык в оформлении своих мыслей и фантазий на бумаге, интересно писать сочинения с нетрадиционными темами. Например - «Звуки тишины» (начинаем учиться «вслушиваться» в окружающий нас мир)Одна из ведущих задач педагога-словесника - обучение навыку написания сочинения. Когда уже у детей выработался некий навык в оформлении своих мыслей и фантазий на бумаге, интересно писать сочинения с нетрадиционными темами. Например - «Звуки тишины» (начинаем учиться «вслушиваться» в окружающий нас мир).
сочинение ЗВУКИ ТИШИНЫ_Трегубова.docx
Пишем сочинение «Звуки тишины»
И.Г.Трегубова, лицей Академического колледжа
Г.Владивосток
Когда уже у детей выработался некий навык в оформлении своих мыслей и фантазий на бумаге,
интересно писать сочинения с нетрадиционными темами. Например «Звуки тишины» (начинаем
учиться «вслушиваться» в окружающий нас мир)
Вот, как я провожу подготовку к подобному сочинению.
Прежде всего, делаю вступление, говоря о том, что свой голос имеет и…тишина. Затем привожу
примеры из жизни, художественной литературы.
ПРИСЛУШАТЬСЯ. ХХХХХ
Дождаться ночного покоя,
Прислушаться – вдруг повезет –
Услышится чтото такое,
Чем сад затаенно живет.
Гремит безмолвьем зимний
вечер,
Снежинка, завершив полет,
Не тихо падает на плечи,
А – удивительно поет!
Леонид Вышеславский.
Прислушаться к летнему саду
И к рокоту близкой реки,
Быть может, немного и надо
Расслышать неслышной тоски.
Чтоб утром, сбежав со ступеней,
Прислушаться к саду опять,
Полночные легкие тени
По тайным приметам узнать.
Дмитрий Чкония.
«Я вот утром наблюдал за звездами. Тихо так вокруг, а они расшумелись ну прямо брякают, как
колокольцы. К добру или к худу, думаю?» промолвил колхозник Зырян.
Как это…брякают? не понял Головня. Звезды не могут брякать, поскольку они не сбруя с
медными подвесками и не кошельки с деньгами.
Плохо ты их слушал, Петрович. Вот если бы ты был комбайнером, то услышал бы, как брякают
звезды. Идет комбайн на зорьке, глянешь в небо, а звезды подмигивают, да так это нежно
попискивают, звенят, звенят…»
(отрывок из романа «Черный тополь». А.Черкасов, П.Москвитина.
М., изд. дом «Максим», 1994, стр. 395)
Обсуждаем с ребятами, как может «греметь безмолвьем вечер», о чем способна рассказать тишина
ночного сада, способны ли звезды в ночной тишине издавать свои неповторимые звуки…
Интересно порассуждать в отношении такого жизненного факта. Джон Кэйдж, классик музыкального
авангарда, исполнял свое знаменитое фортепианное произведение «Молчание», сидя за роялем без
движения, не произведя ни звука в течение 4 минут 12 секунд. После чего зрители высказывались,
выражая свои ощущения от этой беззвучной игры, давая свою интерпретацию молчания. Как ни
странно, он слышали звуки музыки в тишине концертного зала!
Блистательным, страстным исполнителем этого произведения Кэйджа был наш виртуоз Алексей
Любимов. Воистину, прав был русский классик, написавший:
«Тишина – ты лучшее
из того, что слышал…» А вот – строки Андрея Макаревича:
Давайте делать просто тишину –
Мы слишком любим собственные речи,
И изза них не слышно никому
Своих друзей на самой близкой встрече –
Давайте делать просто тишину.
И мы увидим в этой тишине,
Как далеко мы были друг от друга,
Как думали, что мчимся на коне,
А сами просто бегали по кругу,
А думали, что мчимся на коне.
«Давайте делать просто тишину…» Как хорошо сказано. Давайте попытаемся сегодня «услышать»
эту тишину, прочувствовать ее.
Еще один удивительный певец тишины – современный художник Михаил Абакумов, картины
которого «Солнечный день», «Лето» и другие, буквально напоены голосом тишины и безмолвия. Надо
только помочь ученикам увидеть это в произведениях мастера. Сам художник так говорит о себе и о
своем творчестве: «Люблю работать в самые ранние рассветные часы, когда во всей природе покой и
тишина, и чтобы на душе было тихо и спокойно. Люблю писать особенно родные места, тишину моей
предрассветной России (что может быть прекраснее, не знаю)».
И вот передо мной работы ребят, которые открыли для себя такой, казалось бы, непостижимый мир
– мир тишины.
«Зимний морозный день. Вы идете на лыжах по бескрайней снежной пустыне. Ни ветерка. Только вы
и море безмолвия. Тишина такая, что страшно ее нарушить неосторожным движением. Тишина
звенящая, звенящая тонким хрустальным звоном, она давит на уши, наполняет вас всего, и вот уже
такое чувство, что эта тончайшая струна тишины сейчас сорвется и лопнет. Еще, еще, кажется ну вот
сейчас, даже становится трудно дышать от этого тончайшего звука тишины. Но вот гдето треснуло
дерево, гдето скрипнул снег… Все. Тишина разрядилась и успокоилась». (Лариса Л., 8 кл.)
«Тишина ассоциируется у меня с одиночеством, которое, на мой взгляд, самое сильное наказание
Бога. А какой цвет у тишины? Пожалуй, темный и мрачный. Говорят, тишина бывает разная:
настораживающая, манящая.…А для меня она всегда одинаковая: грустная, одинокая и серая. (Гриша
Д. 7 кл.)
«Какая тишина – такое у меня и настроение. Чаще она изысканная и нежная, как серебряная
филигрань. Тишина – самое завораживающее и прекрасное, что есть в жизни. Когда я в тишине, мне
становится спокойнее и радостнее. Я упиваюсь таинственностью и грандиозностью ее неслышных
звуков». (Ася Ш. 7 кл.)
Подобные работы позволяют не только развивать навык написания сочинения, но и развивают
творческое мышление школьника, помогают ему видеть мир в новом, необычном ракурсе.
Пишем сочинение «Звуки тишины»
Пишем сочинение «Звуки тишины»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.