С раннего детства Алёне очень нравилось слушать рассказы родителей, бабушек и дедушек о своей семье. Взрослые часто рассматривали старые письма и фотографии родственников. Когда она выросла, ей захотелось тоже поучаствовать в их увлекательных беседах, побольше узнать о своих корнях. И стало очень интересно, кто такие предки, какие они, как их звали и чем они занимались.
Научно практическая работа младших школьников
«Я познаю мир»
Пишу мою родословную
Секция: « Моя родословная »
Автор: Браташ Алёна
учащаяся 3 «В» класса
БОУ СОШ №35 МО Динской район
ст. Новотитаровская
Руководитель: Качалова
Светлана Владимировна,
учитель начальных классовст. Новотитаровская 2014
Содержание:
1.
Введение……………………………………………………………………...... 4
3. Основная часть...……………………………..…………………………………7
4. Заключение………………………………..…………………………………...14
5. Список литературы…………………………………………………………....16
6. Приложение 1………………………………………………………………….17
7. Приложение 2…………………………………………………………………18
8. Приложение 3…………………………………………………………………19Краткая аннотация
С раннего детства мне очень нравилось слушать рассказы родителей, бабушек и дедушек
о моей семье. Взрослые часто рассматривали старые письма и фотографии наших
родственников. Когда я выросла, мне захотелось тоже поучаствовать в их увлекательных
беседах, побольше узнать о своих корнях. И мне стало очень интересно, кто мои предки,
какие они, как их звали и чем они занимались.Аннотация
Понятие «Отечества» для человека связано с конкретным краем, с памятью его родных.
Существует связь поколений, и каждому интересно знать, кем и как обустраивался его
край. «Иван, непомнящий родства»– существовало в народе прозвище по отношению к
человеку, который неизвестно откуда прибыл и скрывал, кто его предки. Такой человек не
пользовался уважением окружающих. Мы не должны быть «Иванами Непомнящими», не
знающими истории своего края и своей родословной.
Есть хорошая традиция – отмечать дни знаменательных событий. Чем больше мы знаем
о прошлом, чем богаче наша память, тем ярче и торжественнее звучит праздник.
Знания о жизни предшествующих поколений питают человека энергией, побуждающей к
благоустройству сегодняшней жизни, а историческое невежество порождает ущербность
сознания и таит в себе разрушительную силу.
У каждого из нас есть собственная история. Она начинается с того момента, как только
мы появились на свет. Сначала мы были маленькими, потом подросли, пошли в школу, у
нас появились друзья.
Мы ездим с родителями в гости к своим родным, где вновь знакомимся с новыми
людьми. Все эти события и составляют историю нашей жизни. Конечно, не все события из
нашей жизни, особенно того периода, когда мы были маленькими, мы помним. В своём
исследовании я использовала следующие методы и приёмы : рассказы моих близких
людей, семейные фотографии, одежду, игрушки, которые помогли узнать мне об этом.
Узнавая свою родословную я поставила себе цель: вместе с мамой, папой, бабушками
и дедушками выстроить «цепочку родственников», оформить её в виде древа (см.
приложение 1). Я узнала, что такая цепочка и называется «Генеалогическое древо». Это
история всех членов моей семьи (см.приложение2).
Слушая рассказы о жизни своих родных, я познакомилась с историей своего Отечества,
поняла, кем и как обустраивался наш родной край.
Все члены моей семьи имеют свою историю, и я вам о них расскажу!
Гипотеза: если я составлю родословную моей семьи, то у нас останутся в памяти всеблизкие родственники.
Методы исследования:
беседы с родственниками, просмотр фотоальбома, анкетирование среди обучающихся,
составление родословной.
Введение
Только тот народ жизнестоек,
который помнит свое прошлое.
В этом прошлом опыт, а вместе с тем урок и мысль.
С. Дангунов.
Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Незнание своей родословной
– это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть
первый признак безнравственности ». Изучение фамилий и имен ценно для меня.
Сегодня, как ни печально это отметить, мы теряем родовые корни. А ведь было
время, когда люди знали всех своих предков, род до последнего колена, очень гордились
своей родословной. А что же сейчас? Порой мы не помним, как зовут наших прабабушек.
Почитать и уважать предков, хранить память о них раньше это было едва ли не священной
обязанностью каждого. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках, хотя
интерес к семейным корням начинает расти. Стало модным интересоваться своими
предками, составлять генеалогическое древо или фамильное древо своего рода. Иногда
еще говорят: "Родословное древо", "Родословие". Да и что тут удивительного! Ведь так
важно для каждого, ощутить себя не отдельной личностью, чей век недолог, а частью
целого рода, звеном в цепи поколений, частью истории, наконец.
Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода, можно
лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью.
Наши предки вершили великую историю нашей страны, были участниками:
гражданской войны;
Великой Отечественной Войны;коллективизации;
Великих пятилеток (стройки).
А кем были мои предки?
4
До начала исследовательской работы я мало о них знала. Хочу знать о них больше,
гордиться ими, хочу написать биографию своей семьи.
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как
минимум до пятого колена. А знают ли своих предков учащиеся нашей школы, я выяснила
через опрос.
Итоги опроса я представляю в диаграмме:
Эти данные еще раз подтверждают, что проблема существует.
Проблема сохранения знаний о своих предках как части истории и культуры своего
народа.
Цель моей работы: исследование истории и родословной моей семьи.
Задачи:
1. Изучить историю рода;2. Составить родословное древо моей семьи.
Гипотеза: если я составлю родословную моей семьи, то у нас останутся в памяти все
близкие родственники.
Объектом моей работы является родословная.
Методы исследования:
беседы с родственниками, просмотр фотоальбома, анкетирование среди обучающихся,
5
составление родословной
- опрос .
Итак, я изучала свою семью в именах и фамилиях, потому что мне важно сохранить
память о них для будущих поколений.6
Основная часть
Меня зовут Алена, родилась я в станице Новотитвровской Динского района
Краснодарского края. Я хочу рассказать о своей семье. Со стороны мамы мои
прапрабабушка и прапрадедушка родились и жили на Кубанской земле, а со стороны папы,
прапрабабушка и прапрадедушка имеют Украинские корни.
Моя прапрабабушка Коломиец Варвара Емельяновна рассказывала о своем отце
Коломиец Емельяне Степановиче, что он участвовал в войне с Турцией и Германией и был
награжден двумя Георгиевскими крестами.
В 1916 году после ранения был
демобилизован.
По рассказам бабушки казачьи семьи
были большие, надел земли засевали
пшеницей, рожью. Разводили скот и птицу.
На каждом подворье была пара лошадей,
плуг, борона.
Наши прадеды много
трудились и жили плодами своего труда.
Это послевоенная фотография на которой мои прабабушка Коломиец Варвара
Емельяновна (вверху первая слева смотреть на стр. 5) и прапрабабушка Коломиец Ульяна
Константиновна, прапрадедушка Коломиец Емельян Степанович.
На этой фотографии мой дедушка Волохов Алексей Иванович (по центру в военной
форме смотреть стр. 5), мой прадедушка Волохов Иван Филиппович, прабабушкаВолохова Любовь Никитична, и прапрадедушка Волохов Филипп Иванович. Мой дедушка
Алексей Иванович и прапрадедушка Филипп Иванович служили в милиции.
78
Мой дедушка, Браташ Игорь Вадимович, окончил нефтяной институт и всю трудовую
жизнь проработал в нефтяной и газовой промышленности.
Мой прадедушка, Браташ Вадим Петрович, окончил нефтяной институт и всю жизнь
проработал на Севере нефтяникомгазовиком.Моя прабабушка, Браташ (Финеева) Златина Алексеевна, проработала вместе с
прадедушкой в нефтяной и газовой промышленности.
9
Мой прапрадедушка, Браташ Петр ……, был замечательным столяромплотником в г
Запорожье.
Моя прапрабабушка, Браташ Екатерина …., всю трудовую жизнь проработала учителем
на острове Хортица и в г. Запорожье.
Мой прапрадедушка, Финеев Алексей Павлович, участник Финской войны. После войны
окончил училище и работал на кондитерской фабрике в г. Грозном. Прапрабабушка
Финеева Окулина Николаевна была портной..
10
Моя бабушка, Браташ (Жадан) Наталья Васильевна, родилась в ст. Новотитвровской,
окончила 35 СШ с золотой медалью. После окончания нефтяного института всю трудовую
жизнь проработала в нефтяной и газовой промышленности.
Мой прадедушка, Жадан Василий Григорьевич, инвалид Великой Отечественной Войны.11
Моя прабабушка Жадан (Погребная) Валентина Григорьевна, ветеран тыла Великой
Отечественной Войны, всю трудовую жизнь с 12 лет проработала в колхозе ст.
Новотитаровской.
Мой прапрадедушка Жадан Григорий ……., потомственный казак был репрессирован
вместе с женой и двумя детьми в Свердловскую обл. и был расстрелян. ( фотографий не
осталось).
Моя прапрабабушка, Жадан (Степанченко) Прасковья Семеновна, в Свердловской обл.
работала на торфяных разработках до реабилитации и вернулась инвалидом в ст.
Новотитаровскую.12
Мой прапрадедушка, Погребной Григорий Моисеевич, работал в колхозе.
Моя прапрабабушка, Погребная (Мосол) Матрена Васильевна, умерла в период
голодовки в 1933г.
В нашей семье есть традиции: уважать старших, помогать им, любить свою землю и свою
малую Родину Кубань.
Среди первоклассников и второклассников БОУ СОШ №35 было проведено
анкетирование, где было опрошено 53 ученика. (приложение 2)
По данным результатов можно сделать вывод, что не все дети хорошо знают своих
предков, в основном только бабушек и дедушек.
Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся
друг о друге. Семья нужна каждому человеку.
У нас большая и дружная семья. Мы часто встречаемся, и помогаем друг другу в
трудную минуту. Иногда ссоримся, но сразу же миримся и осознаем свои ошибки, чтобы
в будущем их вновь не совершить.
У нас есть свои традиции. Дни рождения у нас проходят всегда неожиданно с
сюрпризами, конечно же, с подарками. А в Новый год всей своей дружной семьей, мы
наряжаем елку и загадываем желание. Каждую зиму мы около своего дома летимразличные ледяные фигуры, катаемся на лыжах, коньках, с горки. Летом ездим в лес,
любуемся прекрасной Российской природой. Еще одна традиция поездки на море летом.
Существует легенда об удивительной семье.
Семья состояла из ста человек и в ней царили мир и согласие. Молва об этом долетела
до правителя страны. И он решил посетить эту семья. Когда он убедился, что все это
правда, он спросил старца: «Как вам удается жить не обижая друг друга?» Тогда старец
взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал Правителю. Тот прочитал и удивился. Сто раз
было написано слово «понимание».
Не даром говорится, что счастье – это, когда тебя понимают.
И в нашей семье, я считаю, живет понимание, забота и доброта.
Заключение
13
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите и цените счастье,
Оно рождается в семье.
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
В этих строках очень просто толкуется понятие «человеческое счастье». Оно – в семье.
«Где одному не справиться, там род поддержит», гласит народная мудрость. И на самом
деле это так. В самые трудные минуты жизни именно близкие, родные люди становятся
надежной опорой и защитой. Человек же, любой человек, лишь звено в цепочкепоколений… Одно поколение сменяется другим, передается какойто опыт. А передать
детям, внукам можно материальные ценности, но самое главное наследство – это
бесценный духовный опыт. Я уверена, что учитывая ошибки прошлого, легче познать себя,
определить свое предназначение и место в жизни, познать свою собственную
ответственность перед семьей. Почитать и уважать предков, хранить память о них – это
едва ли не священная обязанность каждого из нас?
«Одно из высших ценностей нашего народа – знание того, «кто мы есть?», «откуда
произошли?». Это знание и память хранит нас, дает нам силы и дух. Мне бабушка сказала,
что мы обязаны знать свою родословную. И я с ней вполне согласна, ведь это так
прекрасно. Моя семья большая и дружная. Родители мои, отдавая дань русским
традициям, да и просто по доброте душевной, очень гостеприимные люди. С малых лет они
учили меня с уважением относиться к памяти предков. Но и они не всегда могут ответить
на некоторые вопросы по родословной, мы не знаем всех легенд и преданий, сложенных
про наш род… А я хочу, чтобы мои дети знали, кем были их отцы, прадеды, прапрадеды,
чем они занимались, какое место они занимают в истории своей малой Родины, страны.
Все члены моей семьи внесли большой вклад в развитие Кубанской земли. Каждый
14
трудился и трудится добросовестно, с душой. Многие награждены грамотами, медалями за
добросовестный
труд.
многолетний
В нашей большой семье воспитано много детей, которые выросли хорошими, добрыми
людьми.
У нас есть : учитель, плотник, столяр, милиционер, рабочие кондитерской фабрики,
колхозники.
портной,
династия нефтяников – газовщиков,
рабочие и
Мужчины воевали с Турцией, защищали Родину во время Великой Отечественной
медалями.
войны,
награждены
орденами
погибли,
были
и
У каждого из нас есть собственная история. Она у меня тоже есть. Её я узнала от своих
дедушек.
родителей,
бабушек
и
И вы можете узнать свою родословную, историю своей семьи, и выстроить
генеалогическое древо вашей семьи.Приложение 1
15
Родословное, или генеалогическое древо
Родословное, или генеалогическое древо — схематичное представление родственных
связей, родословной росписи в виде условносимволического «дерева», у «корней»
которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по
старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные
его потомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего
родословия», каковые являются наиболее распространёнными); но зачастую, если она,
роспись, не стилизована в виде дерева реального, что было очень распространено в
прошлом, схема эта для удобства восприятия и формирования представляет родословное
древо в перевёрнутом виде, когда родоначальник располагается в верхней части таблицы.
Генеалогическим или родословным древом также называют представление восходящих или
нисходящих родословий и
генеалогических таблиц вообще — всем этим
занимается генеалогия (родословие), в статье о которой и примеры.Круговая таблица представляет собой частный и редко используемый вариант менее
распространённого — «смешанного восходящего родословия» (от лица — в центре, по
материнской и отцовской линиям — к предкам). Такие таблицы чаще встречаются во
французской и английской генеалогии. В центре круга размещается лицо, предки которого
изучаются, второй (внешний) круг делится пополам, в нём указываются отец и мать,
третий, концентрический круг делится на 4 части, в них записываются бабушки и дедушки
и т. д. Вообще таблицы восходящего родословия представляли и по сию пору
представляют вступающие в Мальтийский орден — рыцарскую организацию, устав которой
подразумевает доказательство происхождения определённого числа предков.[1][2]
Следует отметить, что в русской генеалогии прямым — считается родство
исключительно по мужской линии: «от отца к сыну нисходящее»; эта норма хорошо
иллюстрируется неактуальным с некоторых пор статусом принадлежности к дворянскому
сословию, которое, как известно, не наследовалось по линии матери, то есть предки и
потомки по материнской линии не пребывают в прямом родстве (она является
единственным и последним по своей линии прямым потомком). Неслучайно существует
выражение: «род пресёкся», что подразумевает, прежде всего, отсутствие сыновей. Другим
примером строгости в понимании прямого родства являются нормы
престолонаследования.
17Приложение 3
вопрос
знают
не знают
№
1
Знаете ли Вы своих бабушек и
дедушек?
53
34
10
15
15
_
19
43
38
38
2
Знаете ли вы своих прабабушек и
прадедушек?
3
4
5
Знаете ли Вы своих прапрабабушек и
прабабушек?
Знаете ли Вы, где жили Ваши предки?
Знаете ли вы, чем занимались Ваши
предки?
Проанализировав результаты опроса, можно сделать два обобщающих вывода:
191.
2.
Среди учащихся 1 2 классов наблюдается не высокий уровень познаний в
истории своего рода, но после моего рассказа о моей семье появилось у них
стремление к получению информации о своей семье, интереса к дальнейшей работе
в этой области.
Во время беседы с учащимися выявили тот факт, что для реализации всех
стремлений и интересов учеников в родословии и генеалогии им недостаточно
информации.
Список литературы
201.
2.
3.
4.
В. С. Василевская – Моя родословная: Для учащихся начальной школы. – М.: ВИТА
– ПРЕСС, 2008, ISBN 9785775515874, с. 49
В. К. Самсонов – Твоя родословная, СолонПресс, 2004, ISBN 598003062, с. 5
И. С. Семенов – Европейские династии. Полный генеалогический справочник. М.:
Энциклопедия, ИнфраМ, 2006, ISBN 5948020142, 5160027203, с.9395
http://genofond.ru/about.asp?site_id=1582&part_id=1001&module_id=105116