Письмо цифр
Обучение письму цифр ведется в тетрадях с клетчатой разлиновкой. Именно поэтому оно требует специальных подготовительных упражнений, направленных на формирование умения видеть рабочую строку такой тетради (горизонтальный ряд клеток), отдельную клетку в строке, «столбики» (вертикальные ряды клеток).
В ходе подготовительных упражнений необходимо научить детей различать верхнюю, нижнюю, левую и правую стороны клетки, выделять те точки внутри клетки и на ее сторонах которые будут в дальнейшем являться опорными при написании цифр (центр клетки, середины ее сторон, ее углы). Важно также умение делить клетку на 4 равные части.
Уже при выполнении первых упражнений по обведению клеток дети должны научиться точно, следовать указаниям учителя относительно того, с какой точки следует начинать линию и в каком направлении ее вести (см., например, стрелки, указывающие начало и направление движения при обведении клетки). Перечисленным задачам отвечают упражнения, например, такого вида: Большое значение при обучении письму имеет определение правильного наклона. При письме в клетке наклон определяется отрезком прямой, соединяющим правый верхний угол клетки с серединой ее нижней стороны («наклонная палочка», которая идет от верхнего правого уголка к середине нижней стороны). Для овладения правильным наклоном полезно неоднократно упражняются в прописывании таких «наклонных палочек».
Общие указания к написанию цифр и методике ознакомления с ними:
1) все цифры пишутся высотой в клетку в правой ее половине и «опираются» на правую ее сторону;
2) ширина цифры должна быть примерно в 2 раза меньше ее высоты;
3) прежде чем приступить к объяснению написания цифры, необходимо показать детям ее образец и под руководством учителя рассмотреть его,выясняя, из каких элементов состоит цифра (палочки, закругления, «головка» волнистая* линия и т. п.);
4) показ учителем написания цифры (демонстрация выполняется на доске в специально начерченной для этого клетке) должен сопровождаться краткими пояснениями о том, какая линия проводится, где она начинается, в каком направлении ведется и где заканчивается, где должна быть оторвана от бумаги ручка и какой будет следующая линия и т. д.;
5) после наблюдения и повторения пояснений учителя дети должны, взяв ручки в руки, показать «в воздухе», как они будут писать нужную цифру. При этом полезно еще раз повторить те пояснения, которые давал учитель;
6) первые цифры, которые ребенок напишет самостоятельно, учителю важно просмотреть, с тем, чтобы своевременно сделать необходимые индивидуальные замечания. Только после этого можно продолжить упражнения в письме, рекомендуя детям сравнивать написанные цифры с образцом, прописанным учителем заранее в начале строки тетради.
Для того чтобы уверенно руководить работой детей и контролировать ее, учителю необходимо самому достаточно четко и точно представлять себе особенности написания каждой цифры. В помощь учителю рассмотрим эти особенности.
Цифра 1 состоит из двух «палочек», одна из которых меньше другой. Пишется цифра 1 безотрывно. Сначала пишется меньшая палочка. Начинают ее немного выше центра клетки и ведут к верхнему правому углу клетки. Затем, не отрывая ручки от бумаги, пишут «основную наклонную палочку» (от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки).
Цифра 2 состоит из «головки», «штриха» и волнистой линии. Пишется безотрывно. Головку начинают немного ниже середины верхней стороны клетки, ведут линию вверх, закругляют ее в правом верхнем углу и после соприкосновения с правой стороной клетки ведут штрих наклонно к середине нижней стороны клетки. Не отрывая ручки, вдоль нижней стороны к правому нижнему углу пишут волнистую линию.
(Детям можно сказать, что эта цифра похожа на плывущего лебедя, и показать «головку», «шею», «хвостик».)
Цифра 3 состоит из верхнего и нижнего правых полуовалов. Верхний полуовал должен быть немного меньше нижнего. Начинают писать цифру чуть ниже середины верхней стороны клетки, верхний полуовал доводят почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишут нижний полуовал так, чтобы он «прислонился» к правой стороне клетки в верхней своей части.
Цифра 4 состоит из трех элементов-«палочек». Первые два элемента пишутся безотрывно. Начинают писать первую «палочку» немного правее середины верхней стороны клетки и ведут ее к центру клетки. От центра, не отрывая ручки от бумаги, пишут горизонтальную «палочку» вправо и чуть не доводят ее до правой стороны клетки. Оторвав ручку от бумаги, пишут третий элемент, цифры А-—■ «длинную палочку», которая начинается чуть выше середины правой стороны клетки и ведется наклонно вниз до нижней стороны.
Цифра 5 состоит из трех элементов. Сначала пишется маленькая прямая палочка. Начинают ее писать немного правее середины верхней стороны клетки и ведут наклонно, не доводя до центра клетки. Далее (без отрыва) пишется правый полуовал. Наконец слева направо пишут верхний элемент цифры.
Цифра 6 состоит из большого левого и малого правого полуовалов. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки. Написав наклонно левый полуовал, который касается верхней стороны клетки и проходит через середину нижней стороны, ведут линию вверх, закругляя ее влево немного выше середины клетки.
Цифра 7 состоит из трех элементов: волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят ее до верхнего правого угла клетки, откуда, не отрывая ручки, проводят «основную наклонную палочку» к середине нижней стороны клетки. Маленькая палочка должна перечеркивать основную примерно посередине. Она должна быть горизонтальной.
•Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего овалов (верхний овал немного меньше нижнего). Начинают писать цифру немного ниже и правее середины верхней стороны, ведут линию вправо и вверх, закругляют, касаясь верхней и правой сторон клетки, затем справа налево, закругляя и ведя слева направо к середине нижней стороны клетки. Далее линия, закругляясь, идет вверх к начальной точке.
Цифра 9 состоит из небольшого левого полуовала и большого правого полуовала. Начинают писать цифру немного ниже правого верхнего угла клетки, ведут линию вверх налево, закругляя ее к центру клетки, затем направо и вверх, закругляя к исходной точке. От той же точки, не отрывая ручки, пишут большой правый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки.
Совершенно ясно, что все изложенные выше пояснения адресованы учителю; что же касается детей, то они могут осознать особенности написания каждой цифры, только опираясь на непосредственные наблюдения за тем, как пишет учитель, а также опираясь на образец написания цифры, который обычно дается в учебнике и на демонстрационных таблицах. Особенно полезны в этом отношении такие образцы, в которых выделены отправные точки движений руки и стрелками показано их направление:
Постепенно к концу второго года обучения в связи с изучением письменных приемов вычислений дети учатся писать цифры меньшего размера, с тем, чтобы они не сливались при подписывании чисел одного под другим. При этом должны сохраниться не только общая конфигурация цифр и соотношение между их элементами, но и привычная опора на правую сторону клетки. Цифры «стоят» на нижней стороне клетки, не не касаются верхней ее стороны. См. образцы соответствующих записей:
Во всех классах от учащихся требуется выполнение гигиенических правил, обеспечивающих необходимые качества письма. «Всякое письмо учащихся,— указывается в программе,— должно быть опрятным, четким и правильным». Имеется в виду строгий каллиграфический режим по всем предметам учебного плана.
В заключение следует подчеркнуть, что в сложном деле обучения письму младших школьников нужна большая настойчивость и требовательность учителя, сознательное стремление учащихся добиться высокого качества письменной речи. Не менее важны постоянное внимание, руководство и контроль со стороны районных отделов народного образования и дирекции школы.
Проверка и оценка знаний, умений учащихся по математике
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по математике для четырехлетней начальной школы. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения.
При проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.
I класс
В I классе четырехлетней начальной школы, как известно, пятибалльная система оценок не используется. При обучении шестилетних детей их успехи определяются отношением ученика к учебе, его старательностью (прилежанием) при выполнении заданий учителя, продвижением (динамикой) в овладении формируемыми знаниями, умениями, навыками и, наконец, уровнем усвоения учебного материала. Такая оценка деятельности ребенка в I классе дается в словесной форме и должна носить преимущественно характер поощрения, похвалы. Это не исключает возможности отметить те или иные негативные стороны в работе ученика. Однако во всех случаях оценка должна даваться доброжелательным тоном и нести положительные стимулы к дальнейшей работе ученика. Важно, чтобы все замечания и указания учителя были аргументированы на языке, доступном пониманию ребенка.
Большое значение имеет и то, что в течение урока возможно большее число учащихся должны получать оценку своей работы, а также то, что, подводя итога урока, учитель оценивает работу класса в целом.
Выбирая формы оценки, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
Письменную работу учащихся, выполняемую ими в тетрадях с печатной основой, необходимо проверять по ходу ее выполнения, исправляя допущенные ошибки и давая ее качественную оценку сразу же после выполнения.
В течение учебного года учитель ведет систематический учет усвоения основных вопросов курса математики каждым учеником, выбирая форму учета по своему усмотрению.
По окончании учебного года все учащиеся переводятся во II класс. Исключение составляют те из них, которые не усвоили основные разделы программы по состоянию здоровья. Вопрос о возможности продолжения обучения таких учащихся во 2 классе решается медицинской комиссией.
II—IV классы
Во всех классах, начиная со II, действует пятибалльная система оценок, и учитель руководствуется следующими нормами оценок знаний, умений и навыков учащихся. I. Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он:
при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;
производит вычисления правильно, достаточно быстро и рационально; умеет проверить произведенные вычисления;
умеет самостоятельно решить задачу (составить план, объяснить ход решения, точно сформулировать ответ на вопрос задачи);
правильно выполняет задания практического характера.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в Основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в работе, которые исправляет сам при указании учителя о том, что он допустил ошибку.
Оценка «3» ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов и исправляет допущенные ошибки после пояснения учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и примеров.
Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала и не приступает к выполнению задания.
П. Письменная проверка знаний, умений,
навыков
Письменная работа по математике может состоять только из примеров, только из задач, быть комбинированной или представлять собой математический диктант, когда учащиеся записывают только ответы. Объем контрольной работы трех первых видов должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось в I полугодии П класса до 20 мин, во II полугодии до 35 мин, в I и II полугодиях III и IV классов — до 40 мин, причем за указанное время учащиеся должны успеть не только выполнить работу, но и проверить ее.
А. Письменная работа, содержащая только примеры
При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычислительных действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков учащихся, ставятся следующие отметки:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1—2 вычислительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 3—4 вычислительные ошибки.
Оценка «2» ставится, если в работе допущено 5 и более вычислительных ошибок.
Оценка «1» ставится, если все примеры выполнены с ошибками.
Письменная работа, содержащая только задачи
При оценке письменной работы, состоящей: только из задач 2 или 3 задачи и имеющей целью проверку умений решать задачи, ставятся следующие отметки:
Оценка «5» ставится, если все задачи решены без ошибок.
Оценка «4» ставится, если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1—2 вычислительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущена хотя бы 1 ошибка в ходе решения задачи независимо от того, 2 или 3 задачи содержит работа, и 1 вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.
Оценка «2» ставится, если допущены ошибки в ходе решения двух задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах.
Оценка «1» ставится, если все задачи не решены.
Письменная комбинированная работа.
Письменная комбинированная работа ставит своей целью проверку знаний, умений, навыков учащихся по всему материалу темы, четверти, полугодия, всего учебного года и содержит одновременно задачи, примеры и задания других видов (задания по нумерации чисел, на сравнение чисел, на порядок действий и др). Ошибки, допущенные при выполнении этих видов заданий, относятся к вычислительным ошибкам.
1. При оценке письменной комбинированной работы, состоящей из 1 задачи, примеров и заданий других видов, ставятся следующие отметки:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1—2 вычислительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3—4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задачи.
Оценка «2» ставится, если допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы 1 вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок,
Оценка «I» ставится, если все задания не выполнены или все задания выполнены с ошибками.
2. При оценке письменной комбинированной работы, состоящей из 2 задач и примеров, ставятся следующие отметки:
Оценка «5» вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1—2 вычислительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения одной из задач, при правильном выполнении всех остальных заданий, или допущены 3—4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задач.
Оценка «2» ставится, если допущены ошибки в ходе решения двух задач, или допущена ошибка в ходе решения одной из задач и 4 вычислительные ошибки, или допущено при решении задач и примеров более 6 вычислительных ошибок.
Оценка «1» ставится, если все задания не выполнены или все задания выполнены с ошибками.
Примечание. Наличие в работе недочетов вида: неправильное списывание данных, но верное выполнение задания, грамматические ошибки в написании математических терминов и общепринятых сокращений, неряшливое оформление работы, большое число исправлений ведет к снижению оценки на один балл, но не ниже «3».
Математический диктант
При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если выполнена неверно 1/5— часть примеров от их общего числа.
Оценка «3» ставится, если выполнена неверно 1/4— часть примеров от их общего числа,
Оценка «2» ставится, если выполнена неверно — ½ часть примеров от их общего числа.
Оценка «1» ставится, если выполнена неверно более чем —1/2 часть примеров от их общего числа или все задания выполнены с ошибками.
III. Итоговая оценка знаний, умений
и навыков
1. За учебную четверть и за год знания,
умения и навыки учащихся по математике во II—IV классах оцениваются одним баллом.
2. Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты систематических наблюдений учителя за повседневной работой учащихся, результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним, придается наибольшее значение.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если большинство его текущих контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.