План

  • doc
  • 23.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Логарифмы и их свойства. (2).doc

 

Тема урока: Логарифмы и их свойства.

 

Цель урока:

·         Образовательная – сформировать понятие логарифма, изучить основные свойства логарифмов и способствовать формированию умения применять свойства логарифмов при решении заданий.

·         Развивающая – развивать логическое мышление; технику вычисления; умение рационально работать.

·         Воспитательная – содействовать воспитанию интереса к математике, воспитывать чувство самоконтроля, ответственности.

 

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Логарифмы и их свойства", раздаточный материал.

 

 

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку.

 

2. Повторение пройденного материала.

            Вопросы учителя:

1) Дать определение степени. Что называется, основанием и показателем? (Корень n-ой степени из числа а называется такое число, n-я степень которого равна а. 34 = 81.)

2) Сформулируйте свойства степени.

 

3. Изучение новой темы.

 Тема сегодняшнего урока - Логарифмы и их свойства (откройте тетради и запишите дату и тему).

 На этом уроке мы познакомимся с понятием «логарифм», также рассмотрим свойства   логарифмов.

 

          Зададим вопрос:

1) В какую степень нужно возвести 5, чтобы получить 25? Очевидно, во вторую. Показатель степени, в которую нужно возвести число 5, чтобы получить 25, равен 2.

2) В какую степень нужно возвести 3, чтобы получить 27? Очевидно, в третью. Показатель степени, в которую нужно возвести число 3, чтобы получить 27, равен 3.

 

          Во всех случаях мы искали показатель степени, в которую нужно что-то возвести, чтобы что-то получить. Показатель степени, в которую нужно что-то возвести называется логарифмом и обозначается log.

 

          Число, которое мы возводим в степень, т.е. основание степени, называется основанием логарифма и записывается в нижнем индексе. Затем пишется число, которое мы получает, т.е. число, которое мы ищем: log5 25=2

          Эта запись читается так: «Логарифм числа 25 по основанию 5». Логарифм числа 25 по основанию 5- это показатель степени, в которую нужно возвести 5, чтобы получить 25. Этот показатель равен 2.

          Аналогично разберём второй пример.

 

          Дадим определение логарифма.

          Определение. Логарифмом числа b>0  по основанию a>0, a ≠ 1  называется показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b.

          Логарифмом числа b  по основанию a обозначается loga b.

 

          История возникновения логарифма:

          Логарифмы были введены шотландским математиком Джоном Непером (1550-1617) и математиком Иостом Бюрги (1552-1632). 

Бюрги пришел к логарифмам раньше, но опубликовал свои таблицы с опозданием (в 1620г.), а первой в 1614г. появилась работа Непера «Описание удивительной таблицы логарифмов». 

С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов можно смело поставить рядом с другими, более древним великим изобретением – нашей десятичной системой нумерации. 

          Через десяток лет после появления логарифмов Непера английский ученый Гунтер изобрел очень популярный прежде счетный прибор – логарифмическую линейку. Она помогала астрономам и инженерам при вычислениях, она позволяла быстро получать ответ с достаточной точностью в три значащие цифры. Теперь ее вытеснили калькуляторы, но без логарифмической линейки не были бы созданы ни первые компьютеры, ни микрокалькуляторы. 

 

          Рассмотрим примеры:

log327=3;   log525=2;    log255=1/2;

 log5 1/125=-3;    log-2 (-8)- не существует;   log51=0;   log44=1

 

          Рассмотрим такие примеры:

10. loga1=0, а>0, a ≠ 1;

20. logaа=1, а>0, a ≠ 1.

          Эти две формулы являются свойствами логарифма. Ими можно пользоваться при решении задач.

 

          Как перейти из логарифмического равенства к показательному? logаb=с, с – это логарифм, показатель степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b. Следовательно, а степени с равен b: а с= b.

 

          Выведем основное логарифмическое тождество: а log a b = b. (Доказательство приводит учитель на доске).

 

          Рассмотрим пример.

5 log 5 13 =13

                     

          Рассмотрим ещё важные свойства логарифмов.

Свойства логарифмов:

3°. logа ху = logах + logау.

4°. logа х/у = logах - logау.

5°.  logах p = p · logах, для любого действительного p.

Рассмотрим пример на проверку 3 свойства:

log28 + log216= log2 8∙16= log2 128=7

        3 +4           =               7

Рассмотрим пример на проверку 5 свойства:

3log28= log283= log2512 =9

          3∙3         =     9

 

4.Закрепление.

Задание 1.  Назовите свойство, которое применяется при вычислении следующих логарифмов, и вычислите (устно):

         log66

         log 0,51

         log63+ log62

         log36- log32

         log448

 

Задание 2.

Перед вами 8 решённых примеров, среди которых есть правильные, остальные с ошибкой. Определите верное равенство (назовите его номер), в остальных исправьте ошибки.

  1. log232+ log22= log264=6
  2. log553 = 2;
  3. log345 - log35 =  log340
  4. 3∙log24 = log2 (4∙3)
  5. log315 + log33 = log345;
  6. 2∙log56 = log512
  7. 3∙log23 = log227
  8. log2162 = 8.

 

Задание 3.

            Работа с учебником. №271, 275, 280,290(1,2), 291(1,2)

 

  1. Проверка ЗУН – самостоятельная работа по карточкам.

Вариант 1.                           

Вычислите:

1)      log327            

2)      log4 8

3)      log49 7

4)      log55

 

Вариант 2.

Вычислите:

1)      log416

2)      log25125

3)      log82

4)      log66

  1. Подведение итогов.

        С каким математическим понятием вы познакомились на уроке?

        Какие свойства логарифмов вы запомнили? (Записать на доске).

        Сформулировать и записать основное логарифмическое тождество.

 

7. Домашнее задание.

 п 15-16, № 273, 276,293(1-3).