«Периодичность тригонометрических функций»
Цели урока:
ú демонстрация возможностей работы с интерактивной доской;
ú повторение свойств функций;
ú знакомство с определением периода функции;
ú рассмотрение правил нахождения периодов тригонометрических функций;
ú рассмотрение заданий ЕГЭ по нахождению периодов функций.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
· вид тригонометрических функций и их свойства;
· назначение программы «Графопостроитель» и способы создания графиков функций в ней;
Учащиеся должны уметь:
· строить графики тригонометрических функций;
· строить графики функций в программе «Графопостроитель»;
Учащиеся должны иметь навыки:
Формы организации учебной деятельности:
Используемое программное обеспечение:
План урока:
1. Повторение свойств функций с использованием тренажера и интерактивной доски.
2. Объяснение нового материала:
2.1. определение периодической функции;
2.2. доказательство периодичности тригонометрических функций;
2.3. нахождение периодов функций, представляющих собой сумму непрерывных и периодических функций;
3. Закрепление изученного материала:
3.1. Решить №62,63,65.
3.2. Построение графиков функций в программе «Графопостроитель».
3.3. Объяснение заданий ЕГЭ.
4. Групповая самостоятельная работа на компьютере с последующей проверкой.
5. Подведение итогов урока и постановка задач для следующего урока.
Ход урока
1. Повторение свойств функций
1.1. Устно отвечаем на
вопросы, используя тренажер: называем область определения функций
,
.
Среди заданных функций находим четные, нечетные.
1.2. На интерактивной доске по данному фрагменту достраиваем графики четной или нечетной функции.
1.3. На доске записана
функция
. Назвать ее свойство (нечетная).
Изменить ее запись с тем, чтобы она стала четной
.
Аналогично для функций
,
. Можно привести несколько вариантов
ответа.
2. Объяснение нового материала
2.1. В природе и технике часто встречаются процессы, которые периодически повторяются по истечении некоторого промежутка времени. Периодически с периодом в 1 год меняется расстояние Земли от Солнца, с периодом в 1 лунный месяц меняются фазы луны и т.д.
Определение. Число Т, отличное от нуля, называется периодом функции f, если для любого х, при котором эта функция определена, выполняются равенства
.
Периоды тригонометрических функций. (п.4.2) - прочитать и разобрать по учебнику.
Записать в тетрадях:
У периодической функции бесконечно много периодов: если Т – основной
период, то и числа вида kТ (
) также являются периодом.
Период функций
равен
, период функций
,
равен
.
2.2. Доказать, что функция
имеет период
.
Учащийся доказывает у доски
а) используя формулы приведения;
б) используя график функции.
Обобщая, формулируется правило построения периодической функции:
Для построения периодической функции с периодом Т, нужно сначала построить часть графика на любом промежутке длины Т, а затем сдвинуть эту часть по оси х вправо и влево
на Т, 2Т, 3Т и т.д.
На интерактивной доске показывается построение периодической функции.
2.3. Период функций, представляющих собой сумму непрерывных и периодических функций, равен наименьшему кратному периодов слагаемых, если он существует.
Наименьший положительный период для функций
,
равен
, а для функций
,
имеем
.
Но, сумма двух периодических функций с одним и тем же
периодом Т, не обязательно имеет тот же период: например:
и
имеют
одинаковый положительный период, а их сумма не имеет наименьшего положительного
периода.
3. Закрепление изученного материала.
3.1. Решение у доски и в тетрадях:
№62. Докажите, что число Т является периодом функции f , если:
а)
,
.
Решение. Найдем период
.
Следовательно, период функции равен
.
№64 (б, в). Найдите наименьший положительный период каждой из функций:
б)
;
в)
.
Устно рассматриваем решение.
№65(а). Найдите наименьший положительный период
функции:
.
Решение. а) ![]()
№65 (б, в). Устно.
б)
;
в)
.
3.2. На ноутбуках с
использованием программы «Графопостроитель» учащиеся строят графики тригонометрических
функций:
,
,
и по графикам сравнивают периоды
функций.
3.3. Обзор заданий, составленных в виде тестов, которые могут быть предложены на ЕГЭ. Задания группы Б приготовлены на интерактивной доске таким образом, что сначала появляется задание, а затем последовательно открывается решение задачи.
Для доказательства непериодичности какой-либо
функции достаточно найти «неповторимую» точку графика, т.е. найти значение х
такое, что точка графика с абсциссой х обладает свойством, которым
не обладает никакая другая точка графика. Для данной функции таким значением
является, например,
. Действительно, из
свойства четности функции следует, что
единственный
корень уравнения
, при прохождении
которого функция не меняет знак. Демонстрируется график функции на
интерактивной доске.

Тест
1. Найдите наименьший положительный период функции ![]()
1)
; 2)
; 3)
; 4)
.
2. Найдите наименьший положительный период функции ![]()
1)
2)
3)
4)
.
3. Найдите наименьший положительный период функции ![]()
1)
; 2)
; 3)
; 4)
.
4. Исследовать следующие функции на периодичность и найти наименьший положительный период, если он существует.
1.
;
1) не сущ.; 2) 6
; 3)
; 4)
/3.
2)
;
1) не сущ.; 2)
; 3)
; 4)
.
с)
;
1) не сущ.; 2)
; 3)
; 4)
.
g)
.
1) не сущ.; 2)
; 3)
; 4)
.
5. Подведение итогов урока и постановка задач для следующего урока.
На уроке мы проделали следующую работу:
· познакомились с новым свойством функции – периодичность,
· изучили правила нахождения периодов функций и применили их для решения задач,
· учились строить графики функций, используя свойство периодичности,
· провели самостоятельную работу по тесту, контролирующему знания по нахождению периодов функций.
Наиболее успешная работа отдельных учащихся на уроке была отмечена учителем.
Домашнее
задание: п. 4.2, №№ 66, 67, 68(а, г), построить график функции
на промежутке
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.