План-конспект
Оценка 4.9

План-конспект

Оценка 4.9
docx
12.12.2021
План-конспект
slova-antonimy._urok_2_kl (2).docx

УМК «Начальная школа XXI века»

Русский язык

2 класс

Тема урока: «Слова-антонимы»

Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий.

Педагогическая цель:

Создать условия для ознакомления с понятием «антонимы»; способствовать развитию умения осуществлять подбор антонимов, использовать антонимы в тексте, определять значение слова с помощью словаря.

Задачи урока:

наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;

ввести термин «антонимы»;

находить, подбирать антонимы;

наблюдать за ролью антонимов в речи.

Планируемые результаты:

Предметные: объясняют понятие «антонимы», осуществляют подбор антонимов, используют антонимы в тексте.

Личностные результаты: проявляют прилежание к учёбе; имеют адекватную позитивную самооценку; желают осваивать новые учебные действия, достигать положительных результатов труда.

Универсальные учебные действия :

П – умение самостоятельно выделять и оформлять познавательную цель.

Р – оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

К – формируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания; умеют задавать вопросы.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с текстом, карточки-помощницы, карточки с пословицами.

 

Этапы урока

Содержание урока

Презентация (№ слайдов)

1

Организационный момент.

 

2

Чистописание.

 

 

3

Постановка проблемного вопроса.

- К нам на урок пришёл гость – карандаш. Сегодня он поможет мне провести урок.

 

 - Карандаш хочет рассказать о том, какая беда случилась с одним героем, которого он нарисовал.

 

Просмотр фрагмента м/ф «Одуванчик – толстые щеки».

 

- Что же случилось? Почему Одуванчик так разволновался?

 

 

2

 

 

 

 

 

3

4

Открытие нового. Тема урока. Задачи урока.

 

Карандаш задает вопросы:

- Сравните пары слов:     толстый – тонкий

                                           спокойный – тревожный

                                           веселится – огорчается.

- Что объединяет эти пары слов? (противоположные по значению)

 

- На прошлых уроках мы изучали слова, близкие по значению. – синонимы. Сегодня мы выяснили, что есть слова, противоположные по значению, их называют антонимы.

 

- Назовите тему сегодняшнего урока. Если это будет урок изучения нового материала.

 

Тема урока: «Слова-антонимы».

 

- Что бы вы хотели узнать об этих словах? (признаки антонимов, для чего они нужны)

- Чему будем учиться на уроке? (находить антонимы, правильно употреблять их в речи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

6

5

Определение признаков слов-антонимов.

 

-Определение слов-антонимов, которое мы вывели в начале урока, - неполное. Что нужно узнать, кроме значения слов (по аналогии с синонимами)? (на какой вопрос отвечают)

 

Вывод: слова-антонимы отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение.

 

- Что значит слово «антоним»? Сравните его со словом «синоним»: чем похожи, в чем различие? («онима» - (с древнегреческого) имя, «синоним» – одноименный)

 

- Слово «анти» тоже пришло к нам из древнегреческого языка. Значение его назовете, если вспомните известные вам слова: антимоль, антигриппин, антивирус. Какое значение имеет приставка анти- в этих словах?

 

-Проверим себя по учебнику. Урок 107. с.60.

Обратимся к рубрикам «Путешествие в прошлое» и «Тайны русского языка»

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Упражнение в подборе антонимов.

 

Задание: подобрать к выделенному слову антоним, который завершит пословицу. Работа в группах.

 

Знай больше, а говори … (меньше).

Мир строит, а война … (разрушает).

Думай медленно, работай … (быстро).

Ласточка день начинает, а соловей … (кончает).

Не дорого начало, похвален … (конец).

 

 

- Выпишите любые три пары антонимов.

 

Упражнение №2.

- Поработайте сначала в парах.

 

Проверка с последующей записью:

                      белый – чёрный

                      далеко – близко

                      брать – отдавать

                      друг – враг 

 

- Вернемся к вопросам, которые ставили перед собой на урок. На какой вопрос ответили?

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

7

Физкультминутка. Игра «Делай все наоборот»

 

8

Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте.

 

-  Прочитайте первый текст.

 

- Замените, выделенные слова антонимами. Сравните тексты. (предлагаются карточки-помощницы: весна, вернулись, растаял, последний)

 

Текст № 1.

Пришла осень. Выпал первый снег. В южные страны улетели перелётные птицы.

 

Текст № 2.

Пришла весна. Растаял последний снег. Из южных стран вернулись перелётные птицы.

- Что общего у текстов? Чем различаются? Какие слова помогли изменить текст?

 

- Какую роль играют антонимы в русском языке?

 

- На какой вопрос нашли ответ?

 

- Смогли мы выполнить практическую задачу урока: находить, подбирать  антонимы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12-13

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

15

 

16

9

 Рефлексия.

 

- Продолжите предложения.

На уроке я узнал(а) … .

Могу рассказать другим … .

Было трудно …

Было интересно … .

 

 

17

10

 

- А что же Одуванчик, дождался ли он помощи?

 

Просмотр фрагмента м/ф «Одуванчик – толстые щеки».

 

- Какой важный закон жизни узнал Одуванчик? А вы когда-нибудь смеялись над собой? А ка вы себя чувствуете, если кто-то над вами смеется? Какое правило общения  надо помнить?

 

 

18

 

 

 

 


 

УМК «Начальная школа XXI века»

УМК «Начальная школа XXI века»

Что же случилось? Почему Одуванчик так разволновался? 2 3 4Открытие нового

Что же случилось? Почему Одуванчик так разволновался? 2 3 4Открытие нового

Проверим себя по учебнику. Урок 107

Проверим себя по учебнику. Урок 107

Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте

Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2021