План-конспект
При оформлении хода занятия в плане-конспекте использовались следующие условные обозначения:
- Курсивом в тексте выделены – методические рекомендации.
- Полужирным курсивом – методика формирования и развития общих и профессиональных компетенций.
- Курсивом с заливкой текста - методические рекомендации по реализации психолого-педагогической проблемы.
- Обычным шрифтом – речь педагога.
текст, который дается под запись |
- В рамках выделен -
Психолого-педагогическая проблема: реализация компетентностного подхода в обучении
Специальность: 22.02.06 Сварочное производство
Квалификация: техник
Курс: 4.
Семестр: 5.
Дисциплина: ОП 03. Основы экономики организации
Тема раздела: Основы планирования деятельности организации
Тема занятия: Разработка бизнес-плана
Тип занятия: комбинированный урок
Форма занятия: беседа, самостоятельная работа с опорным конспектом
Цели занятия:
· Обучающая: создать условия для формирования знаний по теме (ПК 4.1, ПК 4.2).
· Воспитательная: создавать условия для воспитания самостоятельности и ответственности (ОК 2).
· Развивающая: способствовать развитию экономического мышления, интереса к профессии (ОК 1), умения работать с информацией (ОК 3, ОК 4).
Планируемые результаты:
· Общие компетенции:
ОК 1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 - Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 9 - Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
· Профессиональные компетенции:
ПК 4.1 - Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ
ПК 4.2 - Производить технологические расчеты на основе нормативов технологических режимов, трудовых и материальных затрат
Оснащение занятия:
Самостоятельная работа: решение задач по теме (1 час).
Структура занятия:
1. Организационный момент (3-5 мин.)
2. Повторение пройденного материала (5-10 мин.)
3. Актуализация и мотивация знаний (5-10 мин.)
4. Сообщение цели и темы урока (2-3 мин.)
5. Изложение нового материала (40-55 мин.)
6. Подведение итогов (8-10 мин.)
7. Выдача домашнего задания (2-5 мин.)
ИТОГО: 90 мин.
Ход занятия:
1. Организационный момент (3-5 мин).
Преподаватель приветствует и проверяет присутствующих. Проверяет готовность к занятию, наличие у обучающихся тетрадей и раздаточного материала. Привлекает к проверке дежурных. (привлечение к проверке дежурных, создает условия для развития ОК 6.)
2. Повторение пройденного материала (5-10 мин.)
Преподаватель организует проверку знаний по предыдущей теме путем фронтального опроса. (создает условия для развития ОК3, ОК6).
3. Актуализация знаний и мотивация обучающихся (5-7 мин).
На данном этапе необходимо проследить межпредметные связи с другими дисциплинами (МДК 04.01, МДК 03.01). Сделать акцент на развитии экономического мышления.
Преподаватель проводит актуализацию знаний, мотивацию обучающихся (создает условия для развития ОК 1, ОК 9).
4. Сообщение цели и темы урока (2-3 мин.)
Преподаватель сообщает цель и тему урока. (создает условия для развития ОК 2.)
5. Изложение нового материала (55-40 мин.)
Объяснение нового материала у доски с ссылкой на опорный конспект. Дальнейшая самостоятельная работа с опорным конспектом обучающихся.
Преподаватель объясняет новый материал (создает условия для реализации ПК 3.1, ПК 3.2). Дает задание на самостоятельную работу с опорным конспектом (создает условия для развития ОК 2, ОК 4). Опорный конспект – приложение 1.
6. Подведение итогов (8-10 мин.)
Подведение итогов с привлечением обучающихся. Проведение рефлексии.
Преподаватель предлагает сделать вывод обучающимся по организации и содержанию урока. (создает условия для реализации ОК 1, ОК 2). Сообщает и комментирует оценки. Проводит рефлексию: предлагает обучающимся нарисовать «Ежа» - иголки, что нового узнал на уроке (создает условия для реализации ОК 3).
7. Выдача домашнего задания (2-5 мин.)
Выдача домашнего задания: подготовка к выполнению теста по теме. Выдача задания для самостоятельной работы.
Преподаватель выдает домашнее задание, задание для самостоятельной работы и дает комментарии по их выполнению. Отмечает требования критериев оценки выполнения (создает условия для развития ОК2).
Приложение 1
Тема Разработка бизнес- плана
План.
1. Понятие бизнес-плана, цели его разработки, задачи.
2. Этапы разработки бизнес-плана.
3. Основные разделы бизнес-плана.
Вопрос 1.
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.
Бизнес-план служит трем основным целям:
- дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
- служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
- банк при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
- определить конкретные направления деятельности фирмы.
- целевые рынки и место фирмы на этих рынках.
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
-определить лиц, ответственных за реализацию стратегии.
- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
- оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации.
- выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей.
- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.
- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей.
- предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Вопрос 2.
Основные этапы разработки бизнес плана:
- сбор и анализ информации о рынке, конкурентах, потенциальных потребителях;
- сбор и анализ информации о законодательных нормах, связанных с данным видом деятельности;
- разработка маркетингового плана;
- разработка организационного плана;
- разработка производственного плана;
- экономические расчеты;
- формирование резюме проекта, выводы и общая аналитика.
Вопрос 3.
Структура бизнес плана строго не регламентируется и может содержать следующие разделы:
Титульный лист.
Любой бизнес-план начинается с оформления титульного листа, на котором указывается название самого проекта, наименование организации, для которой он разрабатывался, ее расположение (страна, город), телефоны, данные владельца и того, кто этот документ составлял и разрабатывал, дата создания. Могут на титульный лист выноситься и финансовые показатели, если планируется бизнес-план показывать потенциальным кредиторам или инвесторам. Чаще всего в таком случае указываются сроки окупаемости, доходность, необходимость получить заемные средства и их количество. Кроме того, на титульном листе может быть указана информация о политике конфиденциальности. Как правило, там указывается тот факт, что разработанный бизнес-план не должен быть раскрыт третьим лицам.
Резюме.
В нем содержится обобщенная информация. Задачей этой части документа является привлечение внимания читателей, а точнее возможных инвесторов или кредиторов. Именно резюме создает первое впечатление, от которого зачастую и зависит судьба проекта. Этот раздел является сжатым бизнес-планом, в нем раскрывается суть и задачи. Для составления резюме используют информацию из всех последующих разделов. То есть для написания данного раздела нужно сначала составить весь бизнес-план, а только потом переходить к его краткому изложению. Обычно в резюме отображается:
- сжатое описание выбранного проекта, основные цели и задачи.
- необходимые ресурсы.
- способы реализации.
- шансы на успех с учетом того, является ли создаваемый продукт или услуга новыми и актуальными для потребителя.
- размеры необходимого финансирования, которое сам владелец на себя взять не сможет.
- информация о возврате заемных средств кредиторам или инвесторам.
- данные об основных показателях эффективности.
Постановка цели разрабатываемого бизнес-плана.
В данном разделе определяется ясная и четкая цель, описывается деятельность, выпускаемые продукты или услуги. Очень важно выделить те преимущества, которые будет получать потребитель от выпускаемых товаров и услуг. Важно показать, что продукция будет уникальной или особенной. Может это быть достигнуто посредством разработки совершенно новой технологии, более высокого уровня качества товара или низкой себестоимости.
Описание товара (услуги).
В данном разделе внимание уделяется наиболее важным для потребителя характеристикам товара, а также преимуществу его перед конкурентной продукцией на рынке. Идеальным вариантом будет тот случай, если к бизнес-плану приложен образец или фотография готового товара. Можно также добавить его описание, информацию о технических характеристиках.
Производственный план.
В данном разделе внимание уделяется производству и иным рабочим процессам. Включается сюда и информация о различных используемых помещениях, оборудовании, персонале, задействованном в работе. Кроме того, производственный план содержит в себе и подробное рассмотрение способов увеличения или сокращения объемов производства товара или предоставления услуги.
Организационный план.
В данном разделе содержится информация о различных законодательных и нормативных актах и документах, на которые необходимо обратить внимание при составлении бизнес-плана. Кроме того составляется график реализации выбранного проекта, с детальным описанием сроков и проводимых процедур.
Финансовый план.
Структура данного раздела может выглядеть следующим образом:
- Ежегодный отчет о прибылях и убытках.
- Структура налоговых отчислений.
- План движения финансов для первого года.
- Плановый баланс первого года.
- Необходимость инвестиционных вложений.
- Необходимые затраты, которые связаны с использованием заемных средств.
- Анализ эффективности всего бизнес-плана, исходя из выбранной методики.
Риски и убытки.
Рассматриваются различные виды рисков, их минимизация и безопасность проекта.
Задания к теме «Разработка бизнес-плана»
1. дайте определение бизнес-плана.
2. для каких целей разрабатывается бизнес-план?
3. назовите задачи, решаемые бизнес-планом.
4. перечислите этапы разработки бизнес-плана.
5. используя материал вопроса 3, составьте аналитическую таблицу по разделам бизнес-плана.
Таблица 1 – Структура бизнес-плана
раздел бизнес-плана |
содержание раздела бизнес-плана |
титульный лист |
|
резюме |
|
постановка цели |
|
описание товара (услуги) |
|
производственный план |
|
организационный план |
|
финансовый план |
|
риски и убытки |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.