План-конспект этической беседы "Услышать сердце человека…"
Цели и задачи: продолжать учить детей оценивать поступки окружающих людей Формировать нравственные убеждения ребенка, вызывать чувства сострадания и желание помогать. Развивать умение понятно излагать свои мысли для окружающих.
Ход занятия
- В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
|На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И подарить его людям.
– Ребята, сегодня мы собрались для важного разговора. Только что прозвучала мелодия песни «Услышать сердце человека возможно только в тишине…» Сегодня мы попытаемся понять, что это значит – услышать сердце человека и как можно услышать сердце человека.
– Как вы думаете, слова «Услышать сердце человека…» употребляются в каком значении – в прямом или в переносном, имеют ли они ещё какой-то смысл?
- Это значит, услышать просто стук человеческого сердца? Или услышать что-то другое?
– Да, эти слова, конечно же, имеют второй смысл. Услышать сердце человека – значит услышать, понять его мысли, то, что он чувствует, переживает. Понять его радость, боль, прикоснуться к святая святых – человеческим чувствам.
– Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, введём их в свой активный словарь и будем ещё часто возвращаться к этим понятиям, додумывать их, объяснять, чтобы они прошли через наши мысли и были приняты сердцем, чтобы эти понятия превратились в убеждения, а убеждения – в добрые, красивые поступки. Эти понятия: воспитанность, такт, милосердие.
– Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение – от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек».
- Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе…» Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом.
– Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми, внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Может быть, это они не спали всю ночь, чтобы испечь тебе вкусную булочку. Ты кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша, или кто-то напряжённо работает за письменным столом.
– Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Ещё в Древней Греции говорили: культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива, мешает окружающим, раздражает их. Помните, в песне: услышать сердце человека возможно только в тишине…
- А сейчас попробуем раскрыть понятие «воспитанный человек».
АНКЕТА
Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают товарищам обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Всё это несовместимо с понятием «воспитанный человек» (стихотворение С.Я. Маршака «Четыре глаза»).
– Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнул, выхватил, задел. Как вы думаете, что легче: ссорится или мирится? Почему?
- Я предлагаю вам такую нравственную задачу. Ты принёс в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Условие: альбом надо получить мирным путём, без драк, ссоры, слёз. (Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как это можно было бы сделать.) Хотелось бы вам напомнить слова: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа». Как вы это понимаете? «Моё тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию».
– Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьёзные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат грубости, хамства, равнодушия.
– Как вы думаете, нужно ли быть воспитанным в тех ситуациях, когда вас никто не видит? Или можно себе позволить расслабиться? (Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».) Какая из девочек вам больше всего понравилась? Почему? Прекрасная песня и неуважительное отношение. Прекрасное и дурное – вещи несовместимые. Это почувствовала Лида, но не смогла почувствовать Оля.
– Что же такое воспитанность? (Вежливость, культура, любезность). Правила воспитанного человека надо выполнять всегда, когда ты на людях и когда тебя не видит никто. По тому, как ты ведёшь себя дома, в школе, на улице, судят о твоей семье, о твоих родителях, школе. Так старайтесь же не ронять чести своего дома, школы. Всегда думайте об этом. Но одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. В том ли суть воспитанности, чтобы вежливо улыбаться и говорить «спасибо»? Можно выучить все правила хорошего тона, знать, как вести себя в любой ситуации, можно иметь великолепные манеры и всё-таки остаться некультурным., невоспитанным человеком, если наше поведение будет лишено такта.
- Что же такое такт? «Такт» в переводе с греческого – лёгкое прикосновение. Говорят один человек тактичный, а другой бестактный. Такт – это внутренняя чуткость, это умение вести себя в какой-либо ситуации так, чтобы не сделать человеку больно, не обидеть его. Это лёгкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочувствия, жалости, внимания. Чтение рассказа В.А.Сухомлинского «Пришли навестить больную» Вопрос: «Почему Марийка отказалась от книжек и конфет?»
– Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, не тактичный человек. Поэтому прежде, чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца. Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит чаще вспоминать некоторые полезные рекомендации.
– Тактичный человек:
Не хвастается;
Не выясняет отношений в присутствии посторонних;
Не поставит в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;
Терпим к недостаткам и слабостям других людей;
Никогда не рассказывает другим чужих тайн;
В разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить.
– Слово очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивают всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий. ( «Словом стреляй осмотрительно в споре…»)
– Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людей, ведь глаза – зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Больше сочувствия к окружающим людям.
– И так, такт – это чувство меры, сочувствие, чуткость, деликатность.
– А как вы понимаете слово «милосердие»? От каких слов оно образовалось? (Милое сердце.) А что значит милое сердце? (Доброе, жалостливое, сострадательное)
– Медицинских сестёр называли сёстрами милосердия. И если врач оказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем – добрым, жалостливым, чутким.
– Я читала об одной женщине, замечательной мастерице вышивать. Однажды она прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из детского дома с просьбой прислать майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась и вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Вот это милосердие!
– Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботится о них в меру своих возможностей.
– Созданы фонды милосердия, и каждый желающий может перечислить на их счёт деньги. И многие отдают последнее, чтобы другим легче жилось. Есть у нас и дома престарелых, где живут старенькие люди, за которыми некому ухаживать.
– В нашем городе тоже существует благотворительный фонд «Металлург». (Информация на слайдах).
– Ребята, как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже? (Дети высказывают свои мнения.) Послушайте рассказ. (см. в примечании)
– Вы в этом случае, на чьей стороне? Тёти или девочки?
– Предлагаю ответить на вопросы. (Дети отвечают.)
– Быть злым легко. Легко ответить грубость грубостью, на подлость подлостью. Злому не страшны жестокость, бездушие, хамство: он сам такой. Но прежде, чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их дурными. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения. А чем их лечить? Добротой, сердечностью, душевностью.
МИЛИСЕРДИЕ – это понятие ёмкое. Оно включает в себя: незлобивость и человеколюбие, благотворительность и сострадание, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, чуткость, сердечность, душевность, доброту, добросердечность, мягкосердечность.
– Решите такую нравственную задачу:
Людям очень нужны…
Очень мешают…
– Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. Воспитанность, тактичность, милосердие – три кита, на которых держится «роскошь человеческого общения».
Дети, так каким надо быть, чтобы услышать сердце человека?
– Памятка «Жизненных правил».
– Наш разговор окончен. Очень хотело бы верить, что он состоялся не зря. «Делайте людям добро, а не зло. Разделяйте с ними и радость и беду. Любите, уважайте друг друга.
рассказ В. Осеевой “Просто старушка”
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет,- ответил мальчик.
- Мама?- удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
4. Беседа по содержанию рассказа.
Уч-ль: Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?
Чему научил вас этот слу-чай? ( Быть добрым, помогать тем, кто в этом нуждается).
А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
ЛАРЕЦ ДОБРОДЕТЕЛИ
(Напишите на листочках. Что нужно сделать, чтобы зло не победило?
Уч-ль: Чего на земле больше: добра или зла? .Что же нужно делать, чтобы зло не победило?
ЗАЧИТЫВАЕМ ОТВЕТЫ
Давайте заглянем в ларец добродетелей. А чтобы он открылся, произнесём заветные слова :
« Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться…(достаёт записку)
• помогать там, где нужна моя помощь;
• понимать другого;
• заботиться о близких
• выручать друзей в беде;
• не ссориться;
• улыбаться тем, с кем общаешься;
• сочувствовать.
6. Коллективное составление аппликации.
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сли-ваясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело
На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цвет-ной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фи-гурки птиц и зверей.
- Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвеча-ют).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.