ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
Тема: «Где водятся волшебники? или «Всезнайка с нашего двора».
Педагог-мастер: Мартынов Владислав Николаевич
Должность, место работы: учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия «Дмитров»
Дата проведения:
Время проведения:
Место проведения:
Продолжительность мастер-класса: 20 минут
Цель мастер-класса: распространение опыта работы по повышению эффективности подготовки и проведения родительского собрания с использованием метода «Шесть шляп де Боно».
Задачи:
Оборудование:
Раздаточный материал:
1 слайд: «Мастер-класс «Всё дело в шляпе или Как сделать рутинную работу увлекательной и всеобъемлющей». Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ ЦРР детского сада № 15 «Золотая рыбка» Тарнопольская Евгения Игоревна».
Актуальность
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.
Одной из наиболее известных и распространённых форм по просвещению семьи являются родительские собрания. И сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по повышению эффективности их подготовки и проведения. Приглашаю Вас принять участие в мастер-классе «Всё дело в шляпе или Как сделать рутинную работу увлекательной и всеобъемлющей».
Цель мастер-класса: распространение опыта работы по повышению эффективности подготовки и проведения родительского собрания с использованием метода «Шесть шляп де Боно».
2 слайд:
План проведения мастер-класса
1. Сначала я познакомлю Вас с методом «Шесть шляп де Боно», позволяющим активизировать наше мышление при подготовке и проведении собрания.
2. Затем организую комментированный показ в действии методов и приёмов работы в форме имитационной игры с Вашим участием.
3. Сделаем вывод, я отвечу на ваши вопросы.
4. Предложу Вам заполнить анкету с целью получения информации об эффективности мастер-класса.
5. Проведу самоанализ данного мастер-класса.
Ход мастер-класса:
1. Знакомство с методом.
Педагог-мастер: Чтобы организовать работу по повышению эффективности родительского собрания, педагог должен обладать определённой профессиональной компетенцией: необходимо чётко спланировать, продумать, предусмотреть… А это, в свою очередь, требует активизации нашего мышления.
3 слайд: «фото мыслителя».
Педагог-мастер: Но порой даже простая просьба о чём-то подумать зачастую вызывает у нас растерянность, а здесь предстоит такой большой объём работы! Мне нравится один неординарный метод более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.
Педагог-мастер: Названия этого метода – «Шесть шляп де Боно». Его разработал Эдвард де Боно в 80-х годах XX века. Я считаю, что прототипом этого метода может выступать русская пословица «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Поэтому мы будем использовать не 6, а 7 шляп, что не будет противоречить сути этого метода.
4 слайд: (фото шляп, название, автор)
5 слайд:
Педагог-мастер:
Красная шляпа – ЭМОЦИИ, ИНТУИЦИЯ, ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА.
(Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Всё на свете начинается с нашего личного отношения. Наши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.)
Желтая шляпа. – ПОИСК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СТОРОН, ПРЕИМУЩЕСТВ. (Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.)
Черная шляпа – КРИТИКА, НЕДОВЕРИЕ, ОСТОРОЖНОСТЬ. (Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.)
Зеленая шляпа – НОВЫЕ ИДЕИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСТВО. (Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.)
Белая шляпа – ЧИСТЫЙ ЛИСТ. (Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.)
Оранжевая шляпа – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ, ПОЗИТИВНЫЙ ЗАРЯД. Во время проведения мероприятия необходимо создание доброжелательной обстановки.
Синяя шляпа – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (подведение итогов, формулировка дальнейших целей и т. п.).
Педагог-мастер: Метод позволяет разделить мышление на несколько режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
2. Комментированный показ в действии приёмов и методов работы по повышению эффективности родительского собрания в форме имитационной игры с участниками мастер-класса.
Педагог-мастер: И сегодня мы попробуем использовать данный метод для повышения эффективности подготовки и проведения родительского собрания. Например, по теме: «Дидактические игры и игрушки для детей раннего возраста».
Педагог-мастер:
Участники мастер-класса: (дают самостоятельные ответы или выбирают ответ с помощью красной карточки).
Педагог-мастер: Всё на свете начинается с личного отношения, важно понять, что мы чувствуем, как мы к этому относимся. Спасибо. Снимайте шляпу, положите её рядом с другими. А карточку-помощницу уберите вниз стопки.
Педагог-мастер:
Участники мастер-класса: (дают самостоятельные ответы или выбирают ответ с помощью жёлтой карточки).
Педагог-мастер: Как Вы поняли, мы сейчас поставили цели и определили задачи нашего собрания.
Педагог-мастер:
Теперь давайте переключимся с жёлтой шляпы на чёрную (надевают шляпы).
Какие могут возникнуть трудности? Какие могут быть риски? Что может не получиться? Можно обратиться к подсказке:
Участники мастер-класса: (дают самостоятельные ответы или выбирают ответ с помощью чёрной карточки).
Педагог-мастер:
4. Находясь в чёрной шляпе, мы объяснили, почему идея может не сработать. Спасибо (снимают шляпы). Карточки помощницы кладите вниз. Давайте теперь наденем зелёные шляпы (надевают) и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы. Около магнитной доски на столе лежат карточки помощницы. По очереди подойдите к столу, выберите ответ на больших зёленых карточках и прикрепите его к магнитной доске, зачитайте:
Участники мастер-класса: (выбирают карточку, выходят, прикрепляют её к зелёной магнитной доске и зачитывают свой вариант ответа).
Педагог-мастер: Посмотрите, это не что иное, как условия успешного проведения собрания, которые помогут предотвратить те риски, разрешить проблемы, о которых мы говорим, находясь в чёрной шляпе.
Педагог-мастер:
5. Спасибо (снимают шляпы). Давайте наденем белые шляпы (надевают). Сосредоточимся на той информации, которой располагаем или которая необходима для проведения родительского собрания. Составим план подготовки к проведению родительского собрания. Рассмотрите большие белые карточки, выберете несколько карточек с формулировкой которых вы согласны.
(Педагог-мастер в это время меняет сторонами магнитную доску – с зелёной на белую). Выходите по очереди к магнитной доске, прикрепите карточки, зачитайте.
Участники мастер-класса: (выбирают карточку, выходят, прикрепляют её к белой магнитной доске и зачитывают свой вариант ответа):
План подготовки:
· ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ; (выставка литературы).
· РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ.
· ПРОВЕДЕНИЕ МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ В СООБЩЕСТВЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ.
· ОБЪЯВЛЕНИЕ С ПРОБЛЕМНОЙ ФОРМУЛИРОВКОЙ.
· ПРИГЛАШЕНИЕ.
· ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНЫХ ПАМЯТОК С СОВЕТАМИ НА ТЕМУ СОБРАНИЯ.
· ПОДГОТОВКА КОНКУРСОВ, ВЫСТАВОК ПО ТЕМЕ СОБРАНИЯ.
· ЗАПИСЬ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ ПО ТЕМЕ СОБРАНИЯ НА МАГНИТОФОН.
· ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ, ЭТАПОВ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ, СПОСОБОВ И ПРИЕМОВ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ЕГО УЧАСТНИКОВ.
· РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ СОБРАНИЯ.
· РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЯ СОБРАНИЯ, ЕГО РЕКОМЕНДАЦИЙ РОДИТЕЛЯМ.
· ПОДГОТОВКА НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА (плакатов, схем, иллюстраций и др.)
· ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
Педагог-мастер: Мы можем сделать вывод о важности подготовительного этапа проведения родительского собрания. Чем лучше мы подготовимся, тем больше вероятность, что собрание пройдёт эффективно.
Педагог-мастер:
Теперь надеваем оранжевые шляпы (надевают). Как вам всем идут эти шляпы. В оранжевом солнечном настроении проводим собрание.
Я сейчас продемонстрирую фрагменты презентации родительского собрания, которое я проводила с родителями воспитанников 2 группы раннего возраста «Дельфинчик»:
· ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО СОБРАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОСТЕЙ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НА ПОДГРУППЫ. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ СОБРАНИЯ.
· работа в подгруппах;
· практическая работа;
· выступление с опытом семейного воспитания;
· игра «Блиц-опрос» (Мяч);
· АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ СОБРАНИЯ.
· АНАЛИЗ АНКЕТ РОДИТЕЛЕЙ.
· раздача памяток.
Педагог-мастер:
· уровень посещаемости родительского собрания был более чем достаточным: из 20 семей присутствовали 16 родителей;
· степень активности родителей была высокая;
· активизировалось участие родителей в жизни группы и детского сада.
Педагог-мастер: Предположите, в ходе проведения родительского собрания, чего ещё могли достичь?
На что следует обратить внимание в следующий раз?
Что делать дальше?
· высокая посещаемость собрания;
· активность родителей на собрании;
· достигнуто взаимодействие;
· гармонизация отношений между родителями и детским садом, между родителями и их детьми;
· переход родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса (сотрудничество);
·
· в следующий раз не использовать в речи сложную терминологию;
· на следующем собрании предложить родителям чай (устали после работы);Хорошая идея!
· больше приводить примеров из жизни группы; Родителям интересно знать, чем живут их дети.
Педагог-мастер: Спасибо. Можно снять шляпу (снимают). Карточки помощницы уберите вниз.
Подведём итог. Сегодня в ходе мастер-класса:
Я хотела показать, и мне это удалось: что для эффективного проведения не только родительского собрания, но любого другого мероприятия, важно:
- определить своё личное отношение к делу;
- знать для чего это надо, чего мы хотим достичь;
- предусмотреть все риски;
- определить условия успешного выполнения;
- отвести большую роль подготовительному этапу;
-создавать атмосферу дружелюбия и способствовать работоспособности участников мероприятия;
- анализировать проведённое мероприятие для повышения эффективности последующей работы.
То есть, подойти к решению проблемы со всех сторон, всеобъемлюще – и… дело в шляпе! И именно шляпы могут помочь сделать рутинную работу увлекательной!
А чтобы легче было запомнить последовательность шляп, можно использовать весёлые предложения, каждое слово которых начинается с тех же букв, что и цвет шляп
·
·
·
·
1.
2.
3.
4.
5.
·
·
·
·
·
6.
7.
8.
·
·
·
·
·
·
·
Как жалко, что зайчишка бегал от совы.
Педагог-мастер: Более эффективное использование процесса мышления необходимо не
только при подготовке родительского собрания, но в любой другой деятельности: и
в организации образовательной деятельности с детьми, и распространении своего
опыта работы, в общем, при решении различных проблем.
Педагог-мастер: Разрешите мне предложить вам материал для повышения
эффективности ваших родительских собраний:
- памятки по использованию метода «Шесть де Боно»;
- и рекомендации «Десять золотых правил проведения собрания»
-сертификаты об участии в мастер-классе.
Теперь я готова ответить на ваши вопросы.
Спасибо за внимание.
-Заполните пожалуйста анкеты.
САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЁННОГО МАСТЕР-КЛАССА
Название мастер-класса: «Всё дело в шляпе или Как сделать рутинную работу
увлекательной и всеобъемлющей».
И при его подготовке и проведении я также использовала метод «Шляпы».
Во-первых, определила своё личное отношение к мероприятию: это моя
готовность поделиться своим опытом работы.
Во-вторых, определила, чего я должна достигнуть путём его проведения, а именно:
- освоение участниками мастер-класса в процессе активного педагогического
общения опыта работы педагога-мастера по повышению эффективности подготовки и
проведения родительского собрания с использованием метода «Шесть шляп де Боно».
Для этого были поставлены следующие задачи:
знакомство участников мастер-класса с методом «Шесть шляп де Боно»,
направленным на активизацию мышления;
отработка с участниками мастер-класса методов и приёмов работы по повышению
эффективности подготовки и проведения родительского собрания;
создание атмосферы уважения, дружелюбия в процессе обмена опытом работы.
В-третьих, определила возможные риски: участникам должно быть интересно,
понятно, комфортно.
Поэтому, в-четвёртых, определила условия успешного проведения
мастер-класса:
- повысила свой уровень знаний по обсуждаемому вопросу;
- продумала форму организации мастер-класса;
- обратила внимание на методы активизации, привлечения и сосредоточения внимания
участников.
В-пятых, сосредоточившись на имеющейся информации, составила план
подготовки и проведения мастер-класса.
Для участников мастер-класса я подготовила информационную
справку, которая содержит краткие сведения о предстоящем мастер-классе, о
личности ведущего и входит в состав раздаточного материала для участников.
Информационная справка была оформлена в виде шляпы и состояла из 7
страниц соответствующих цветов.
Для проведения мастер-класса подготовила помещение, расставила
посадочные места, подготовила демонстрационный материал:
мультимедийное оборудование;
двухсторонняя магнитная доска;
шляпы 7-ми цветов для ведущего.
Подготовила раздаточный материал для участников мастер-класса:
шляпы семи цветов для каждого участника;
карточки-помощницы на листах соответствующих цветов;
памятка по подготовке и проведению родительского собрания;
памятка по использованию метода «Шесть шляп де Боно».
Шестое – это проведение мастер-класса. В его ходе:
Обратила внимание участников на актуальность повышения эффективности
родительских собраний на современном этапе.
Проинформировала о предстоящей форме представления опыта.
Поставила цель и определила задачи мастер-класса.
Сначала я познакомила педагогов с методом «Шесть шляп де Боно», позволяющим
активизировать наше мышление при подготовке и проведении собрания.
Формой показа методов и приёмов работы стала имитационная игра с
участниками мастер-класса.
Основным методом выступал метод «Шесть шляп де Боно». Как уже говорилось,
использование 7-ми шляп и методу де Боно не противоречит, и ближе нашему
пониманию.
Метод «Шляпы» обогащает наше мышление и делает его более всесторонним.
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации,
поскольку мы должны уметь менять различные режимы мышления с такой же
легкостью, как и цветные шляпы.
Достоинства метода:
- наглядность, простота освоения и применения;
- умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения;
- позволяет отстранить свое эго от мышления.
Недостатки метода:
- для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная
тренировка;
- большая психологическая нагрузка.
Поэтому сегодня в ходе знакомства с этим методом мы использовали
карточки-помощницы.
В конце мастер-класса сделала вывод (ответила на вопросы/ была готова ответить
на вопросы).
Предложила заполнить анкету. Она была необходима, во-первых, для фиксации
мнений, пожеланий участников, т.е. является необходимым элементом этапа
рефлексии*. Во-вторых, анализ и обобщение информации, полученной в результате
опроса, даёт возможность отслеживать динамику развития мастер-класса как
средства повышения профессионального мастерства, интерактивного обмена опытом.
Довольно часто участники обращаются к организаторам за оправдательными
документами, подтверждающими их присутствие на данном мероприятии. Роль такого
документа выполнял сертификат. Он же может использоваться как документальное
свидетельство повышения профессионального уровня педагога и войти в его
портфолио при подготовке к аттестации.
Седьмое – анализ результативности мастер-класса:
Плюсы: данный мастер-класс помог мне, как педагогу-мастеру, донести до коллег
успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь, повысить профессиональную
компетентность.
Минусы: мастер-класс прошёл бы более эффективно, если не было бы ограничения во
времени и участники могли бы самостоятельно давать ответы, без
карточек-помощниц.
Спасибо за внимание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.