МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЧУНКАЗМАЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
План-конспект
открытого урока литературного чтения
в 4 «б» классе
Дата: 16.10.2019г
Тема: Волшебная сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок »
Разработал и провел учитель начальных классов,
Мансурова Рабият Маидиновна
Директор МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»
Абдуллаев Абдулкерим Абдурахманович
2019г
Школа: МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»
Учитель начальных классов : Мансурова Рабият Маидиновна
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
Литературное чтение: учебник для 4 класса в 2-х ч., ч. 1,
Дата: 16.10.2019 г.
Класс: 4 «б»
Тема: Волшебная сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок »
Цель: Продолжать знакомить учащихся с жанром художественных произведений (сказкой) на примере волшебной сказки Ершова «Конек-Горбунок».
Задачи:
· ознакомить учащихся с творчеством П.П.Ершова;
· совершенствовать навык осознанного смыслового чтения;
· расширять кругозор учащихся;
· пополнять лексический запас слов;
· работать над содержанием произведения, выявлением основной мысли;
· совершенствовать умение характеризовать положительных и отрицательных героев произведения;
· способствовать воспитанию взаимовыручки, дружбы, умения преодолевать трудности.
Планируемые результаты:
Личностные:
Осмысливают представления о нравственных понятиях: честность, порядочность, взаимовыручка, дружба, отраженных в литературном произведении
Предметные: научатся понимать цели изучения темы; развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателя П.П.Ершова
· Метапредметные: научатся формулировать учебную задачу урока; находить информацию в тексте произведения на поставленные вопросы, работать в группе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь, проектор, презентация №1, №2; музыка к балету «Конек-Горбунок».
Ход урока
1.Оргмомент
Итак, друзья , внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем сейчас урок.
2.Мотивация к учебной деятельности. Постановка темы и целей урока.
Прочитаю вам загадку, а вы попробуйте определить, о ком идет речь?
Скачет лошадь непростая,
Чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок-
Удивительный конёк.
- О ком идёт речь?
- Из какого произведения герой?
- Кто автор этой сказки?
- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Пр.№1 слайд 1,2)
• познакомимся с биографией писателя;
• выявим тип и вид сказки;
• проанализируем яркие образы героев и составим их характеристики;
• выстроим сюжетную композицию сказки;
• определим основную мысль
3. Актуализация знаний.
- Определите жанр произведения:
Древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях, имеющий целью нравоучение или развлечение. (Сказка) (Пр.№1 слайд 3)
- На какие 2 группы делятся все сказки? ( авторские и народные) (Пр.№1 слайд 4)
– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (Пр.№1 слайд 5,6)
– В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.
– Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.
– При построении автор выдерживает особенности композиции.
– Какие виды народных сказок вам знакомы? 1
– Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.
- О чем рассказывают бытовые сказки?
(В бытовых сказках высмеивается скупость, жадность, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных людей. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества людей.)
- О чем рассказывают волшебные сказки?
( В волшебных сказка присутствует элемент волшебства, герои этих сказок вымышлены. В ней происходят чудесные, фантастические события)
- О чём нам рассказывают сказки о животных?
(В сказках о животных действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Высмеивается поведение животных за которыми стоит человек.)
4. Постановка проблемы.
– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?
5. Поиск путей решения проблемы.
Для того, чтобы убедительно ответить на этот вопрос, мы должны плодотворно поработать над ее содержанием, языком сказки, характеристикой героев, познакомиться с биографией писателя.
6. Изучение нового материала.
А) Краткая творческая биография писателя.
Прежде чем приступим к работе со сказкой, познакомьтесь с краткой биографией писателя. Слушайте внимательно, в ней тоже есть частичный ответ на наш вопрос. (Рассказывает подготовленный ученик).
( Пр. №1. Слайды 8-11)
Петр Павлович Ершов – русский писатель, поэт и прозаик. Поэт родился Тобольской губернии в семье чиновника. Многочисленные переезды с отцом по Сибири обогатили представления молодого П.П.Ершова о жизни русского народа.
Во время учебы в Тобольской гимназии были написаны первые стихи. Продолжает своё обучение в Петербургском университете, где занимается самообразованием и литературным творчеством. После окончания университета вернулся в Тобольск, где работал сначала учителем, позже директором гимназии.
Под впечатлением сказок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина была написана стихотворная сказка «Конёк-горбунок», основанная на сюжетах русского фольклора. Первое чтение сказки состоялось в студенческой аудитории, а первая публикация – в 1834 г. В том же году вышло отдельное издание сказки. На сегодняшний день вышло более 170 изданий. А.С.Пушкин после знакомства с рукописью «Конька-Горбунка» одобрил её и признался, что «теперь этот род сочинений можно мне и оставить» .
Сказка П.П.Ершова стала настолько популярной, что через некоторое время появилась в сборнике русских народных сказок. Сам писатель объяснял этот факт так: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная – и русское сердце отозвалось …»
Профессор Виталий Иванович Кодухов (известный языковед, доктор филологических наук) отзывался о сказке Ершова: « Сказка П. Ершова «Конёк – Горбунок» - явление уникальное. При кажущейся простоте текста, лёгкости его восприятия. В ней россыпи языковых жемчужин, оценить достоинство можно лишь при внимательном чтении.»
Беседа: - Вы только что прослушали краткую биографию автора. Что вы запомнили из этого?
- Где родился автор?
- Чему способствовали многочисленные переезды?
- Чем занимался после университета?
- Благодаря творчеству каких писателей была написана сказка «Конек-Горбунок»?
-Установите соответствие ( Пр.1. Слайды 12,13)
- В чем признался А.С.Пушкин после прочтения этой сказки? (Пр.1 слайд 11)
- Первое знакомство с произведением у вас прошло самостоятельно. Но в учебнике дано не все произведение. Я просила вас прочитать летом это произведение полностью. (Пр.2 слайд 1)
- Кто его прочитал? (поднимают руки)
- А у кого была возможность вчера послушать дома? (поднимают руки)
-Значит, остальные дети знакомились по тексту учебника? (поднимают руки)
- Давайте еще раз посмотрим, что сказал известный филолог В.И Кодухов? ( Пр.2. Слайд 2)
- Итак, своеобразие языка можно видеть только внимательно читая произведение, поэтому мы с вами переходим к чтению.
Б) Речевая разминка
Прочитаем скороговорки, записанные на доске по 3 раза (медленно, умеренно, быстро):
Серая кошка сидит на окошке.
Вставай, Архип, петух охрип.
От топота копыт пыль по полю летит.
До города дорога в гору, а с города – с горы.
Читаем текст на слайде хором – быстро. ( Пр.2. Слайд 3)
- Что вам это напомнило? (начало сказки «Конек-Горбунок»)
- Что вы узнали из этих строк? О ком пойдет речь? Чем занимались старик с сыновьями?
В) Работа в тетради.
Стр.50-51 задание №1 « Проталинки»
Вставьте пропущенные слова и подчеркните слова, которые вам не совсем понятны.
Г) Словарная работа
- Попробуем объяснить эти слова.
- Тетрадь стр.51 №2. (с помощью толкового словаря)
- Вам встретятся и другие слова в тексте, объясним некоторые из них.
( Пр.2. Слайд 4)
( град, сенник, старинушка, соглядать, сызнова, несподручно, пенять и т.д.)
- Что объединяет эти слова? (они устаревшие)
Д) Выборочное чтение.
- Рассмотрите иллюстрации и скажите, какая неприятность приключилась с ними? Найдите описание в тексте. ( Пр.2. Слайд 5)
- Как старик приказал сыновьям решать проблему?
- С какой ответственностью отнеслись сыновья? Подтвердите строчками текста.
- Как вы думаете, какой из сыновей изображен на иллюстрации? Найдите, как это описывается в тексте произведения.
- Кто изображен на третьей иллюстрации? Найдите строчки в тексте.
- Выполните задание №3 в тетради самостоятельно.
- Какие сравнения вы подчеркнули?
Е) Работа над содержанием. ( Пр.2. Слайд 6)
- Восстановите правильный порядок событий.
- Почему царь взял к себе на службу Ивана? ( Пр.2. Слайд 7)
- Как Иван разговаривает с царем? Какие условия ставит? О чем это говорит? Найдем в тексте разговор царя с Иваном.
- Какие еще приключения ждут Ивана? (работают те, кто читал произведение до конца или слушал) ( Пр.2. Слайд 8)
Физминутка
(Постукивание себя подушечками пальцев, для улучшения кровообращения. Пальцы, руки, плечи, ноги, голова).
Ж) Работа по группам над характеристикой героев.
- Давайте выясним, каким характером обладают герои: Иван, Конек-Горбунок, Царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание по плану (карточки). ( Пр.2. Слайд 9)
Характеристика героя
1.Имя героя. Где он живет?
2.Чем занимается?(отрывок)
3. Какие поступки совершает? (отрывок)
4.Какой характер у героя?
5.Опишите внешность и характер героя.
6. Отношение автора к герою.
7. Ваше отношение к герою.
- Композитор Р. Щедрин написал музыку к балету «Конёк-горбунок». Пока вы будете работать, будет звучать эта музыка.
Выступление детей по группам.
- Как вы думаете, для чего автором был создан этот персонаж?
(Иван-простой русский парень, независимый, немного ленивый, но ответственный, находчивый, смелый в нужную минуту. Автор показывает своеобразную речь простого народа через этот образ.
Конек-Горбунок – верный друг и помощник. Это характерно для русских сказок.
Царь- капризный, глуповатый, не живет своим умом, но у него власть и он приказывает и хочет владеть всем, не прилагая к этому никаких усилий.)
7. Решение проблемы
А) Жанр произведения – сказка.
- Докажите, что это произведение – сказка. Вернемся к характеристике жанра. (Пр.№1 слайд 3)
(Здесь встречаются необыкновенные фантастические приключения, сказочные герои, животные разговаривают, волшебные превращения и т.д.)
Б) Сказка авторская.
- Докажите, что это авторская сказка. (Написал П.П. Ершов. В сказке выдерживается композиция. (Пр.№1 слайд 6)
- Докажите это на примере данной сказки. (Пр.№1 слайд 7)
(Начинается с присказки - шутливое вступление, настраивает читателей и слушателей на сказочные события.
Экспозиция – исходная позиция, описание времени, места действия, реальные сцены крестьянской жизни, взаимоотношения в семье.
Завязка – появление кобылицы, которая приносит Ивану двух златогривых коней и Конька-Горбунка.
Кульминация – для Ивана наступает не один раз, а трижды, когда ему приходится привезти Жар- птицу, Царь-девицу и достать кольцо со дна моря и искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.
Развязка – добро побеждает зло, Иван становится красавцем удалым и царем, а прежний царь сварился в молоке.
Вывод: сказка авторская.
В) Сказка волшебная.
- Но обратите внимание, Ершов построил концовку сказки в соответствии с традициями народной сказки. Вернемся к (Пр.1. Слайд 5) и докажем, что Ершов в своей авторской сказке использовал приемы народной сказки.
(Зачин, магическое число 3, простонародная, устаревшая лексика, герои разговаривают как неграмотные крестьяне. Главные герои народные персонажи: Иван – простой русский парень, крестьянский сын, смешной игрушечка-конек с длинными ушами, с двумя горбами, но верный товарищ)
- К какому виду народной сказки близка сказка «Конек-Горбунок»? (к волшебной).
- Почему Иван получает красавицу –жену и царство? (Обладает качествами, которые ценят в народе.)
Вывод: Ершов умело сочетает в авторской сказке традиции народных волшебных сказок.
8. Определение главной мысли.
- Чему учит эта сказка? Что автор хотел сказать читателю?
(- Все по силам тому, у кого есть настоящий друг.
- Настоящий друг поможет пройти все испытания.
- Настоящий друг вытащит тебя из любой беды.
- Сказка учит многим добродетелям, но главное Ершов хотел сказать, что неважно, как ты выглядишь, важно ,какое у тебя доброе сердце. Учит дружить со всеми, помогать в беде.)
Вывод: Главная мысль заключается в настоящей крепкой дружбе Ивана и Конька – Горбунка. Прославление дружбы, основанной на честности, доверии и взаимовыручке. Верный друг ценнее всех богатств.
9. Рефлексивная деятельность.
- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?
-Мы ее достигли?
Закончите предложения:
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Меня удивило…
Мне бы хотелось, чтобы…
10. Выставление оценок (с комментированием).
11. Домашнее задание.
Вас ждет творческая работа в тетради стр.53 № 7,8. Теперь вы письменно расскажите о любом герое данной сказки, используя опорные слова.
При составлении урока использовались презентации и другие материалы материалы Интернета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.