План-конспект открытого урока литературного чтения . Тема: Волшебная сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок »
Оценка 4.7

План-конспект открытого урока литературного чтения . Тема: Волшебная сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок »

Оценка 4.7
docx
02.09.2021
План-конспект 	открытого урока  литературного чтения . Тема: Волшебная сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок »
конс урока конекШ.docx

                 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

               «КЧУНКАЗМАЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

 

                        План-конспект

               открытого урока  литературного чтения

                в 4 «б» классе

               Дата: 16.10.2019г

                

Тема: Волшебная сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок »

                                                         Разработал и провел   учитель   начальных классов,

Мансурова Рабият Маидиновна                                                                             

 

 

Директор МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»

Абдуллаев Абдулкерим Абдурахманович 

2019г

 Школа: МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»

Учитель начальных классов : Мансурова Рабият Маидиновна

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Литературное чтение: учебник для 4 класса в 2-х ч., ч. 1,

Дата: 16.10.2019 г.

Класс: 4 «б»

 

Тема: Волшебная сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок »

Цель: Продолжать знакомить учащихся с жанром художественных произведений (сказкой) на примере волшебной сказки Ершова «Конек-Горбунок».

Задачи:

·        ознакомить учащихся с творчеством П.П.Ершова;

·        совершенствовать навык  осознанного смыслового чтения;

·        расширять кругозор учащихся;

·        пополнять лексический запас слов;

·        работать над содержанием произведения, выявлением основной мысли;

·         совершенствовать умение характеризовать положительных и отрицательных героев произведения;

·         способствовать воспитанию  взаимовыручки, дружбы, умения преодолевать трудности.

Планируемые результаты:

Личностные:

Осмысливают  представления о нравственных понятиях: честность, порядочность, взаимовыручка, дружба, отраженных в литературном произведении

Предметные: научатся понимать цели изучения темы; развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателя П.П.Ершова

·         Метапредметные: научатся формулировать учебную задачу урока; находить информацию в тексте произведения на поставленные вопросы, работать в группе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь, проектор, презентация №1, №2; музыка к балету «Конек-Горбунок».

Ход урока

1.Оргмомент

Итак, друзья , внимание –

 Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнем сейчас урок.

 

2.Мотивация к учебной деятельности. Постановка темы и целей урока.

Прочитаю вам загадку, а вы попробуйте определить, о ком идет речь?

Скачет лошадь непростая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок-

Удивительный конёк.

- О ком идёт речь?

- Из какого произведения герой?

- Кто автор этой сказки?

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Пр.№1 слайд 1,2)

 

         познакомимся с биографией писателя;

         выявим тип и вид сказки;

         проанализируем яркие образы героев и составим их характеристики;

         выстроим сюжетную композицию сказки;

         определим основную мысль

3. Актуализация знаний.

- Определите жанр произведения:

Древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях, имеющий целью нравоучение или развлечение. (Сказка) (Пр.№1 слайд 3)

- На какие 2 группы делятся все сказки? ( авторские и народные) (Пр.№1 слайд 4)

       

– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (Пр.№1 слайд 5,6) 

– В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.

– Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.

– При построении автор выдерживает особенности композиции.

 

– Какие виды народных сказок вам знакомы? 1

– Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.

- О чем рассказывают бытовые сказки?

(В бытовых сказках высмеивается скупость, жадность, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных людей. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества людей.)

- О чем рассказывают волшебные сказки?

( В волшебных сказка присутствует элемент волшебства, герои этих сказок вымышлены. В ней происходят чудесные, фантастические события)

- О чём нам рассказывают сказки о животных?

 (В сказках о животных действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Высмеивается поведение животных за которыми стоит человек.)

 

4. Постановка проблемы.

– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

5. Поиск путей решения проблемы.

Для того, чтобы  убедительно ответить на этот вопрос, мы должны плодотворно поработать над ее содержанием, языком сказки, характеристикой героев, познакомиться с биографией писателя.

6. Изучение нового материала.

А) Краткая творческая биография писателя.

    Прежде чем  приступим к работе со сказкой, познакомьтесь с краткой биографией писателя. Слушайте внимательно, в ней тоже есть частичный ответ на наш вопрос. (Рассказывает подготовленный ученик).

                                           ( Пр. №1. Слайды 8-11)

       

       Петр Павлович Ершов – русский писатель, поэт и прозаик. Поэт родился ­Тобольской губернии в семье чиновника. Многочисленные переезды с отцом по Сибири обогатили представления молодого П.П.Ершова о жизни русского народа.

      Во время учебы в Тобольской гимназии были написаны первые стихи. Продолжает своё обучение в Петербургском университете, где занимается самообразованием и литературным творчеством. После окончания университета вернулся в Тобольск, где работал сначала учителем, позже директором гимназии.

        Под впечатлением сказок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина была написана стихотворная сказка «Конёк-горбунок», основанная на сюжетах русского фольклора. Первое чтение сказки состоялось в студенческой аудитории, а первая публикация – в 1834 г. В том же году вышло отдельное издание сказки. На сегодняшний день вышло более 170 изданий.         А.С.Пушкин после знакомства с рукописью «Конька-Горбунка» одобрил её и признался, что «теперь этот род сочинений можно мне и оставить» .

          Сказка П.П.Ершова стала настолько популярной, что через некоторое время появилась в сборнике русских народных сказок. Сам писатель объяснял этот факт так: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная – и русское сердце отозвалось …»

  Профессор Виталий Иванович Кодухов (известный языковед, доктор филологических наук) отзывался о сказке Ершова: « Сказка П. Ершова «Конёк – Горбунок» -  явление уникальное. При кажущейся простоте текста, лёгкости его восприятия. В ней россыпи языковых жемчужин, оценить достоинство можно лишь при внимательном чтении

Беседа: - Вы только что прослушали краткую биографию автора. Что вы запомнили из этого?

- Где родился автор?

- Чему способствовали многочисленные переезды?

- Чем занимался после университета?

- Благодаря творчеству каких писателей была написана сказка «Конек-Горбунок»?

-Установите соответствие ( Пр.1. Слайды 12,13)

 

- В чем признался А.С.Пушкин после прочтения этой сказки? (Пр.1 слайд 11)

- Первое знакомство с произведением у вас прошло самостоятельно. Но в учебнике дано не все произведение. Я просила вас прочитать летом это произведение полностью. (Пр.2 слайд 1)

-  Кто его прочитал? (поднимают руки)

- А у кого была возможность вчера послушать дома? (поднимают руки)

-Значит, остальные дети знакомились по тексту учебника? (поднимают руки)

- Давайте еще раз посмотрим, что сказал известный филолог В.И Кодухов?     ( Пр.2. Слайд 2)

- Итак, своеобразие языка можно видеть только внимательно читая произведение, поэтому мы с вами переходим к чтению.

 

Б) Речевая разминка

Прочитаем скороговорки, записанные на доске по 3 раза (медленно, умеренно, быстро):

Серая  кошка сидит на окошке.

Вставай, Архип, петух охрип.

От топота копыт пыль по полю летит.

До города дорога в гору, а с города – с горы.

 

 Читаем текст на слайде хором – быстро. ( Пр.2. Слайд 3)

- Что вам это напомнило? (начало сказки «Конек-Горбунок»)

- Что вы узнали из этих строк? О ком пойдет речь? Чем занимались старик с сыновьями?

 

В) Работа в тетради.

Стр.50-51 задание №1 « Проталинки»

Вставьте пропущенные слова и подчеркните слова, которые вам не совсем понятны.

 

Г) Словарная работа

- Попробуем объяснить эти слова.

- Тетрадь стр.51 №2. (с помощью толкового словаря)

- Вам встретятся и другие слова в тексте, объясним некоторые из них.

( Пр.2. Слайд 4)

                                   

( град, сенник, старинушка, соглядать, сызнова, несподручно, пенять и т.д.)

- Что объединяет эти слова? (они устаревшие)

 

Д) Выборочное чтение.

- Рассмотрите иллюстрации и скажите, какая неприятность приключилась с ними? Найдите описание в тексте. ( Пр.2. Слайд 5)

 

 

- Как старик приказал сыновьям решать проблему?

- С какой ответственностью отнеслись сыновья? Подтвердите строчками текста.

- Как вы думаете, какой из сыновей изображен на иллюстрации? Найдите, как это  описывается в тексте произведения.

- Кто изображен на третьей иллюстрации? Найдите строчки в тексте.

- Выполните задание №3 в тетради самостоятельно.

- Какие сравнения вы подчеркнули?

 

Е) Работа над содержанием. ( Пр.2. Слайд 6)

- Восстановите правильный порядок событий.

- Почему царь взял к себе на службу Ивана? ( Пр.2. Слайд 7)

- Как Иван разговаривает с  царем? Какие условия ставит? О чем это говорит?  Найдем в тексте разговор царя с Иваном.

- Какие еще приключения ждут Ивана? (работают те, кто читал произведение до конца или слушал) ( Пр.2. Слайд 8)

 

 Физминутка

(Постукивание себя подушечками пальцев, для улучшения кровообращения. Пальцы, руки, плечи, ноги, голова).

 

Ж) Работа по группам  над характеристикой героев.

 - Давайте выясним, каким характером обладают герои: Иван, Конек-Горбунок, Царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание по плану (карточки). ( Пр.2. Слайд 9)

Характеристика героя

1.Имя героя. Где он живет?

2.Чем занимается?(отрывок)

3. Какие поступки совершает? (отрывок)

4.Какой характер у героя?

5.Опишите внешность и характер героя.

6. Отношение автора к герою.

7. Ваше отношение к герою.

- Композитор Р. Щедрин написал музыку к балету «Конёк-горбунок». Пока вы будете работать, будет звучать эта музыка.

Выступление детей по группам.

- Как вы думаете, для чего автором был создан этот персонаж?

(Иван-простой русский парень, независимый, немного ленивый, но ответственный, находчивый, смелый в нужную минуту. Автор показывает своеобразную речь простого народа через этот образ.

Конек-Горбунок – верный друг и помощник. Это характерно для русских сказок.

Царь- капризный, глуповатый, не живет своим умом, но у него власть и он приказывает и хочет владеть всем, не прилагая к этому никаких усилий.)

7. Решение проблемы

 

А) Жанр произведения – сказка.

- Докажите, что это произведение – сказка. Вернемся к характеристике жанра. (Пр.№1 слайд 3)

(Здесь встречаются необыкновенные фантастические приключения, сказочные герои, животные разговаривают, волшебные превращения и т.д.)

 

Б) Сказка авторская.

- Докажите, что это авторская сказка. (Написал П.П. Ершов.  В сказке выдерживается композиция. (Пр.№1 слайд 6)

- Докажите это на примере данной сказки. (Пр.№1 слайд 7)

(Начинается с присказки - шутливое вступление, настраивает читателей и слушателей на сказочные события.

Экспозиция – исходная позиция, описание времени, места действия, реальные сцены  крестьянской жизни, взаимоотношения в семье.

Завязка – появление кобылицы, которая приносит Ивану двух златогривых коней и Конька-Горбунка.

Кульминация – для Ивана наступает не один раз, а трижды, когда ему приходится привезти Жар- птицу, Царь-девицу и достать кольцо со дна моря и искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.

Развязка – добро побеждает зло,  Иван становится красавцем удалым и царем, а прежний царь сварился в молоке.

Вывод: сказка авторская.

 

В) Сказка волшебная.

- Но обратите внимание, Ершов построил концовку сказки в соответствии с традициями народной сказки. Вернемся к (Пр.1. Слайд 5) и докажем, что Ершов в своей авторской сказке использовал приемы народной сказки.

(Зачин, магическое число 3, простонародная, устаревшая лексика, герои разговаривают как неграмотные крестьяне. Главные герои народные персонажи: Иван – простой русский парень, крестьянский сын, смешной игрушечка-конек с длинными ушами, с двумя горбами, но верный товарищ)

- К какому виду народной сказки близка сказка «Конек-Горбунок»?  (к волшебной).

- Почему Иван получает красавицу –жену и царство? (Обладает качествами, которые ценят в народе.)

Вывод:  Ершов умело сочетает в авторской сказке традиции народных волшебных сказок.

 

8. Определение главной мысли.

- Чему учит эта сказка? Что автор хотел сказать читателю?

(- Все по силам тому, у кого есть настоящий друг.

- Настоящий друг поможет пройти все испытания.

- Настоящий друг вытащит тебя из любой беды.

- Сказка учит многим добродетелям, но главное Ершов хотел сказать, что неважно, как ты выглядишь, важно ,какое у тебя доброе сердце. Учит дружить со всеми, помогать в беде.)

Вывод: Главная мысль заключается в настоящей крепкой дружбе Ивана и Конька – Горбунка. Прославление дружбы, основанной на честности, доверии и взаимовыручке. Верный друг ценнее всех богатств.

 

9. Рефлексивная  деятельность.

- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы ее достигли?

Закончите предложения:

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Меня удивило…

Мне бы  хотелось, чтобы…

 

10. Выставление оценок (с комментированием).

 

11. Домашнее задание.

 Вас ждет творческая работа в тетради стр.53 № 7,8. Теперь вы письменно расскажите о любом герое данной сказки, используя опорные слова.

 

 

При составлении урока использовались презентации и другие материалы материалы Интернета.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Школа: МКОУ «Кчунказмалярская

Школа: МКОУ «Кчунказмалярская

По горам парнишку носит, Да никак его не сбросит

По горам парнишку носит, Да никак его не сбросит

В сказках о животных действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные

В сказках о животных действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные

Чему способствовали многочисленные переезды? -

Чему способствовали многочисленные переезды? -

Тетрадь стр.51 №2. (с помощью толкового словаря) -

Тетрадь стр.51 №2. (с помощью толкового словаря) -

Физминутка ( Постукивание себя подушечками пальцев, для улучшения кровообращения

Физминутка ( Постукивание себя подушечками пальцев, для улучшения кровообращения

Начинается с присказки - шутливое вступление, настраивает читателей и слушателей на сказочные события

Начинается с присказки - шутливое вступление, настраивает читателей и слушателей на сказочные события

Выставление оценок ( с комментированием)

Выставление оценок ( с комментированием)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2021