План-конспект открытого урока. Наклонения глагола.
Оценка 4.6

План-конспект открытого урока. Наклонения глагола.

Оценка 4.6
docx
19.05.2020
План-конспект открытого урока. Наклонения глагола.
Открытый урок. Наклонение глагола..docx

План-конспект открытого урока.

Наклонения глагола.

Предмет: русский язык

Класс: 6д

Цель урока: повторение и углубление знаний о глаголе, его грамматических признаках и употребление его в речи

Задачи:

1.      Предметные:
- развивать умение определять наклонения глаголов в тексте,
- использовать в речи глаголы разных наклонений

2.      Метапредметные:
- развивать познавательные способности, логическое мышление
- развивать умение связно излагать свои мысли

3.      Личностные:
- формировать интерес к изучению русского языка
- формировать умения слушать других, выражать собственное мнение, оценивать свою работу на уроке

4.      Регулятивные:
- формировать умения формулировать тему и задачи урока

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Образовательные ресурсы: учебник Т.А. Ладыженской , М.Т. Баранова , компьютер, интерактивная доска, презентация.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор

Тип урока, форма урока, методы и средства обучения были выбраны с целью активизации познавательного интереса.

1.Приветственное слово учителя                                                                                           Слайд 1.

 - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и надеюсь, что на  урок вы пришли с хорошим настроением.

- На наших гостей вы сейчас оглянитесь,

доброй улыбкою всем улыбнитесь!

Много сегодня работы у нас,

И всем я желаю успехов сейчас!

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь нашим гостям. Ну что ж, я думаю, вы готовы к совместной творческой работе! Желаю вам удачи на сегодняшнем уроке.

 

-Занимайте свои места. Проверьте полную готовность к уроку.

 

2.Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу над глаголом и повторим один из морфологических признаков этой части речи.                                                                                                       Слайд 2.

 

Главный гость нашего урока - Глагол. Л. Н. Толстой сказал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе». В русском языке 40% слов имена существительные, 35% - глаголы. Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не всё. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи».
-Сегодня  на уроке мы повторяем, изучаем, проверяем. Помогут нам в этом новые обучающие структуры.

3. А узнать, что у нас будет сегодня на уроке,  вам поможет начало лингвистической сказки.

Итак, слушайте.                                                                                                                          Слайд 3.

В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.

Старший был самый практичный, верил в то, что происходит, происходило или будет происходить на самом деле

Средний был мечтатель, романтик и фантазер.

Третий — очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.

-Итак, вы догадались, о чем идет речь.    (-О категории наклонения глаголов)

Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока «НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА» - это  один из морфологических признаков глагола.                                                                                    Слайд 4.

4. Ребята, все вы знаете и любите сказки.
- Помните слова А.С. Пушкина: « Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.»                                                                                                                                           Слайд 5.
- Какие уроки « преподают» нам сказки?                                                                                Слайд 6.

(Русская сказка — это энциклопедия, пособие по воспитанию, путеводитель по жизни. Сказочные герои русских сказок наставляют детей на правильный путь, а неповторимый слог учит быть метким, кратким, но выразительным в речи.)     


- А сегодня сказки нам помогут провести урок по теме « Употребление наклонений».   
- Все вы знаете сказку «Колобок». Помните, как она начинается?                                      

            Сказка «Колобок                                                                                                           Слайд 7.

Жили-были старик со старухой.

Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.


- В сказке ,даже в начале, каких слов больше? (Правильно, глаголов). 
                               
- Что обозначают глаголы? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)
                                                           Слайд 8.

5. Целеполагание

-Давайте сформулируем цели нашего урока.                                                                      Слайд 9.

v  Вспомним материал, изученный ранее.

v  Научимся применять полученные знания на практике.

 

6. Какие поставим задачи на урок?                                                                                        Слайд 10.

v  повторить  знания о глаголе как о части речи;

v  тренироваться в определении глаголов  изъявительного, условного и повелительного наклонения;

v  закрепить наши знания о наклонениях глагола, знать, что они обозначают, уметь    образовывать глаголы каждого наклонения.

 

7. Повторение о глаголе.                                                                                                            Слайд 11.
Разминка. 
Игра " Не прерви цепочку”, которая поможет обобщить наши знания. Цепочку начинаю я, задавая вопрос по теме «Глагол».

- Сели  ровненько, красиво; отвечаем быстро, чётко и ясно. (Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры). 

1. Что обозначает глагол? (действие)

2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)

3. Как изменяется глаголы? (по временам)

4. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются … (по лицам и числам)

5. В Прошедшем времени … (по родам (в ед.ч.) и числам)

6. В предложении глагол обычно бывает … (сказуемым)

7. Назови вопросы совершенного и несовершенного вида? (что сделать? …, что делать?)

8. Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно)

9. Пишется или нет в Н.Ф. после буквы Ч – мягкий знак? (да)

10. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? (-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ)

11. Какая буква пишется в корне слова расстилать и почему? (и - суффикс -а)

12. Назови суффикс глагола прошедшего времени? (суффикс -л)

13. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)

14. Какое окончание у глагола зависит? (ит) бреет? (ет) стелешь? (-ешь)

15. Во 2 лице единственного числа пишется мягкий знак? (да) Приведи пример.

 

8. Работа в группах.                                                                                                                   Слайд 12.

- Учащиеся 1 варианта, возьмите лист бумаги со стола, сверните пополам, разделите на две части, одну половинку оставьте себе , а вторую передайте соседу по парте.

- Каждая группа должна написать на листе о наклонении глагола, исходя из полученного задания. Ответы нужно проиллюстрировать примерами.

(Сингапурский метод обучения) структура Toking mat

1 ряд -изъявительное наклонение

2 ряд -  условное наклонение

3 ряд - повелительное наклонение

На работу 1 минута

- Учащиеся пишут  на одном листе одновременно. По сигналу меняются работами.

Читают написанное товарищам, дополняют их лист..

- По сигналу меняются листочками  и возвращаются на место. Проверяют, что дописали им по их заданию.

- Учитель: А теперь в группе рассказываем о том, что вы написали.  Рассказывает тот, у кого длиннее волосы.

Участники №1, встаньте, пожалуйста. Расскажите, что вы услышали от своих товарищей.

(Изъявительное наклонение означает, что действие происходит, происходило или будет происходить. Поэтому это наклонение имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (№1).

Условное наклонение означает, что действие возможно при каком-либо условии или желательно. Это наклонение образуется сочетанием глагола в форме прошедшего времени и частицы БЫ(Б).(№2,№5).Эти частицы пишутся всегда отдельно от глагола.

Повелительное наклонение означает, что действие просят или приказывают выполнить. Его формы образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса -И- или без суффикса. Нулевое окончание - показатель формы единственного числа, а окончание -ТЕ образует форму множественного числа).

9. Работа над употреблением наклонений 
 - Мы продолжаем работу со сказками.                                                                              
Слайд 13.

-Вот послушайте еще одну сказку о 3-х  братьях.  Сказку вам нужно слушать внимательно.

Запишите в тетрадях имена братьев , также вы должны записать глаголы, которые употребляют в своей речи наши герои.

( 1 ряд – старший брат, 2 ряд – средний брат, 3 ряд – младший брат)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына.

                                                                                                                                                  Слайд 14.                         

                                                    Епифан был старший брат.                            Слайд 15.                                                     

Сам себе он был не рад

Все б у парня получалось

Если б что-то не случалось

- Я бы сделал,

Я бы смог,

Если б кто-нибудь помог.

 

                                            Брат ТИМОНЯ средним был,                               Слайд 16.

тот командовать любил.

Только слышно от него

- То возьми!

- Подай того!

 

                                         Меньший брат ИВАНОМ звался.                            Слайд 17.

Тот  во все дела совался.

Он зимою дров наколет.

А весной засеет поле.

- Слов на ветер не бросаю,

Что надумал выполняю.

 

Жили братья, не тужили, да напал на царство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к своим сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого врага Землю русскую

Епифан

Я пошел бы воевать.

Если б не любил поспать.

Я сразился б со злодеем.

Я бы змея победил.

Если б тятька разбудил.

Тимоня

Эй, Ванюшка, эй, дурак!

Снаряжайся! В царстве враг!

Есть и спать не любишь вволю,

Так ступай во чисто поле.

Заруби дракона злого.

Иван

Вижу: час настал  мой, братцы,

В путь дорогу собираться.

Я за землю за свою

Постою в любом бою!

Меч возьму себе в подмогу.

Тимоня

Ну, иди, Ванюша, с Богом!...

 

10.  А кто вам больше всего понравился в сказке? Почему?

 - А почему не понравились Епифан и Тимоня ? А ведь братья, ребята, напомнили нам о наклонениях глагола. Каким наклонениям глагола соответствуют наши братья?: (изъявительным, условным, повелительным).                                                          Слайд 18.

 

- (проверка задания: включить)                                                                                        

На доске висят портреты братьев, под портретами подпишите глаголы, которые употребляли братья.                                                                                                                                Слайд 19.

 ЕПИФАН                         ТИМОНЯ                         ИВАН                

Сделал бы                            возьми                             не бросаю

Смог бы                                 подай                              выполняю

Пошел бы воевать                снаряжайся                     вижу

Не любил б                            поспать ступай              постою

Сразился б                              заруби                             возьму

Победил бы          

Разбудил бы

УСЛОВНОЕ                        ПОВЕЛИТ.                    ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ

( проверяем и сверяем записи)

 

11. А теперь давайте обратимся к  теоретическому материалу.

ВОПРОСЫ НА ВОСПРИЯТИЕ МАТЕРИАЛА

- Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

- Что обозначают глаголы в условном наклонении?

- Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?

- Кто из братьев употреблял глаголы в изъявительном наклонении?

- Назовите глаголы повелительного наклонения?

- Найдите глаголы условного наклонения?

( По ходу ответов под столбиками со словами подписываем   название наклонений)

                                                               Устное повторение правила.

( Условное наклонение обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-либо условий.

Повелительное наклонение выражает волю говорящего – просьбу, приказание, побуждение к действию. Глаголы в форме условного или повелительного наклонения не изменяются по временам.  

Изъявительное наклонение обозначает действия, которые  происходили, происходят или будут происходить на самом деле.).

 

12.  - Давайте, ребята, снова вернемся к нашей сказке.                                                   Слайд 20.

Царь-отец рассержен очень

Братьев он зовет пред очи:

- Брат Иван пошел сражаться.

Вам без дела грех слоняться!

Вот решите-ка задачу!

Будет худо вам иначе!

13.   1 ЗАДАНИЕ

Братья получают задание: читают вслух, что нужно сделать:

ИЗ ТЕКСТА ВЫПИСАТЬ В ДВА СТОЛБИКА ГЛАГОЛЫ В ФОРМЕ УСЛОВНОГО И ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ.                                                                               Слайд 21.

-  Братья обращаются к классу:

Головы нам не сносить,

     нужно помощи просить….

-  Ребята, поможем братьям выполнить задание?

(Ребята выполняют задание )                                   Распечатать на столы (16 экземпляров) Слайд 21.

1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи  говорить всякие смешные слова и носи ее по дворам.

2) Я бы уступил свое место, да  не бывать Марту прежде Апреля.

3) Не сжег бы ты кожу лягушечью, оборотилась бы я снова красной девицей.

4) Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!

5) «Смилуйся, государыня-рыбка!» - ей с поклоном старик отвечает.

(сверяем задание с записями на доске, взаимопроверка- обмениваются тетрадями)

                                                                                                                                                          Слайд 22.

       1 столбик                                                                          2 столбик              

условное наклонение                                                         повелительное наклонение

уступил бы                                                                          возьми

не сжег бы                                                                          вырежи

оборотилась бы                                                                  научи

                                                                                             носи

                                                                                             скажи 

                                                                                             смилуйся

 

-  Спасибо, ребята, выручили.                                                                                               Слайд 23.

И опять поближе к ночи

Братьев царь зовет пред очи:

- Не хотите наказанья

Вот-ка вам еще заданье!

14.    2 ЗАДАНИЕ              

ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛОВ ФОРМЫ ТРЕХ НАКЛОНЕНИЙ

РАБОТАТЬ, СРАЖАТЬСЯ, ЛИКОВАТЬ, УЧИТЬ, СТРОИТЬ                                            Слайд 24.

 

(проверяем задание , дети меняются тетрадями)                                                                  Слайд 25.

РАБОТАТЬ – работает, работай, работал бы            

СРАЖАТЬСЯ- сражается, сражайся, сражался бы

ЛИКОВАТЬ- ликует, ликуй, ликовал бы

УЧИТЬ – учит, учи, учил бы

СТРОИТЬ – строит, строй, строил бы

 

 15.                                                                                                                                                  Слайд 26.

А Иван-то, где, ребята?

Ох, Ивану трудновато!..

Камень на его дороге

Обойдется ль без подмоги?

16.    3 ЗАДАНИЕ

На слайде - «камень», на нём написаны задания:                                                                      Слайд 27.
Спишите пословицы, вставляя буквы и раскрывая скобки,
определите наклонение глаголов.                   (Распечатать на столы (16 экземпляров))

Бе… смелости (не)возьм… ш... и крепости. 
Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш…. 
По твоим делам о тебе суд…т. 
Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш…. 
На помощ… надейся, а сам (не)плошай. 
Не сп…ши языком – торопись делом. 
Учись доброму – худое на ум (не)пойдёт. 

 

(Без смелости не возьмешь и крепости.                                                                                       Слайд 28.
Днём раньше посеешь– неделей раньше пожнешь
По твоим делам о тебе судят. 
Глубже вспашешь– больше хлеба возьмешь
На помощь надейся, а сам не плошай. 
Не спеши языком – торопись делом. 
Учись доброму – худое на ум не пойдёт. )

 

17 . Физминутка.                                                                                                                            Слайд 29.
Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцу;

─ если услышите глагол в условном наклонении – разводите руки в стороны;

─ если в повелительном наклонении - наклоняетесь вниз:

 бегут, торопятся ручьи ·(тянутся)

 люблю мечтать· (тянутся)

 если бы вы протянули руку, то заметили бы· (разводят руки)

 появляется травка· (тянутся)

 потянитесь к солнцу· (вниз)

сделайте круговое движение головой вправо, влево. Садитесь.

 

18.   4 ЗАДАНИЕ

Данные словосочетания переделайте так, чтобы в них были глаголы повелительного наклонения. При этом,  сохраните  вид глагола.                                                                Слайд 30.

Рисую солнце,  люблю свой поселок, уважаю взрослых, горжусь своей страной, получу хорошее образование, выучил английский язык, прочитал стихи Пушкина, дорожу дружбой.

19.    Самопроверка.                                                                                                                   Слайд 31.

Рисуй солнце,  люби свой поселок, уважай взрослых, гордись своей страной, получи хорошее образование, выучи английский язык, прочитай стихи Пушкина, дорожи дружбой.

20.   5 ЗАДАНИЕ

Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы?

ходите, держите, носите, остановите.  (Изменить ударение).                              Слайд 32.

 

21.   6 ЗАДАНИЕ

Определите наклонение глаголов.                                                                                           Слайд 33.

1.      Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»

2.      Если хочешь быть счастливым – будь им!

3.      Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.

4.      Меньше бы говорил, да больше бы делал.

5.      Доброе дело само себя хвалит.

                                                                                                                                             Слайд 34.

Ответ: крикнул – изъявит., погоди – повелит., послушай – повелит., зашло бы – условн., хочешь – изъявит., будь – повелит., спой – повелит., жила – изъявит., говорил бы – условн., делал бы – условн., хвалит – изъявит..

 

22.     7 ЗАДАНИЕ                                                                                                                         Слайд 35.

Определите наклонение глаголов и обозначьте соответственно цифрами: 1- изъявительное, 2 – повелительное, 3 – условное

а) Труд кормит, а лень портит …..

б) Поздней осенью скворцы отлетают на юг….

в) Владимир  и писал бы оды, да Ольга не читала их…..

г) Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой……

д) Когда на то моя была бы власть, я, зная медведей породу, не допускал бы их до меду…….

23.         Взаимопроверка                                                                                                             Слайд 36.

а)    1; 1

б)    1

в)    3; 1

г)     2

д)    3; 3

 

24.    ИТОГ УРОКА

 - У нашей  сказки счастливый конец. Иван выполнил задания, победил злого Змея. А мы повторили очень сложную тему «Наклонение глагола»,

Вспомним их, Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? Условного? Повелительного?

 

25.   Составление синквейна со словом Наклонение .  Работа в парах.                               Слайд 37.

НАПРИМЕР:

Глагол

2 прилагательных действующий, движущий

3 глагола обозначает, изменяется, спрягается

4 слова (отношение автора) Глаголы делают речь живой.

Синоним действие

 

Наклонение

 

Важное, сложное

Заставляет, мечтает, действует.

Непостоянный признак глагола.

Категория.                       

25. А теперь внимание ...                              

Творческое задание.  «Одну минуту на ответ»                                                                      Слайд 38.

-Составьте слово из разных морфем данных слов:

«От глагола написать возьмите приставку, от существительного поклон-корень, от существительного объявление-суффикс, от существительного солнце-окончание»         (наклонение)

-Произведите морфемный разбор.

 

26.   Друзья мои, я очень рада,                                                                                                                            Слайд 39.

       Что состоялся наш урок.

       Ну а сейчас приходит время

       Уроку подвести итог.

Что нового вы узнали о глаголе сегодня?                                                                                  

Как нужно действовать, чтобы выйти из затруднения при  определении наклонения  глагола?

Интересно ли было?

Изменилось ваше  настроение?

       Урока время истекло.

       Я вам, ребята, благодарна.

       С  заданиями справились легко

       И поработали ударно.

 

27.  Рефлексия.                                                                                                                              Слайд 40.

И последнее: на столах у вас лежат бланки телеграммы. Что такое телеграмма, мы знаем. Отправьте мне телеграмму с текстом из 3-4 предложений с описанием ваших успехов или затруднений, впечатлений от вашей работы на уроке.

 

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

«Урок дал мне для жизни…..»

«Мне было трудно…»

 

28.   В сказке всегда счастливый конец. Добро победило Зло и в нашей сказке. Хочется, чтобы в жизни так было всегда. 

 

29.   Домашнее задание . Написать сказку о глаголе по началу « Жил-был глагол» или сочинение « Моя любимая сказка», используя глаголы в разных наклонениях.                                          Слайд 41.

 

30.   Спасибо за урок!                                                                                                                 Слайд 42.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал.

 

-  ИЗ ТЕКСТА ВЫПИСАТЬ В ДВА СТОЛБИКА ГЛАГОЛЫ В ФОРМЕ УСЛОВНОГО И ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ.

1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи  говорить всякие смешные слова и носи ее по дворам.

2) Я бы уступил свое место, да  не бывать Марту прежде Апреля.

3) Не сжег бы ты кожу лягушечью, оборотилась бы я снова красной девицей.

4) Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!

5) «Смилуйся, государыня-рыбка!» - ей с поклоном старик отвечает.

 

     -  Спишите пословицы, вставляя буквы и раскрывая скобки, определите наклонение глаголов.

 

Бе… смелости (не)возьм… ш... и крепости. 
Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш…. 
По твоим делам о тебе суд…т. 
Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш…. 
На помощ… надейся, а сам (не)плошай. 
Не сп…ши языком – торопись делом. 
Учись доброму – худое на ум (не)пойдёт. 

 

 

 

_______________________________________________________________________________________

 

 

Раздаточный материал.

 

-  ИЗ ТЕКСТА ВЫПИСАТЬ В ДВА СТОЛБИКА ГЛАГОЛЫ В ФОРМЕ УСЛОВНОГО И ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ.

1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи  говорить всякие смешные слова и носи ее по дворам.

2) Я бы уступил свое место, да  не бывать Марту прежде Апреля.

3) Не сжег бы ты кожу лягушечью, оборотилась бы я снова красной девицей.

4) Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!

5) «Смилуйся, государыня-рыбка!» - ей с поклоном старик отвечает.

 

     -  Спишите пословицы, вставляя буквы и раскрывая скобки, определите наклонение глаголов.

 

Бе… смелости (не)возьм… ш... и крепости. 
Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш…. 
По твоим делам о тебе суд…т. 
Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш…. 
На помощ… надейся, а сам (не)плошай. 
Не сп…ши языком – торопись делом. 
Учись доброму – худое на ум (не)пойдёт. 

 

Дополнительное задание.

 

1.Закрепление нового материала.

Какие действия обозначают глаголы в изъявительном наклонении?  Выпишите из предложений глаголы в три столбика:

            Прош. вр.                                          Наст. вр.                                          Будущ. вр.     

Встала царская дочь чуть свет, коровушек под..ила, курочек пок..рмила, грядки проп..лола, воды нан..сила. Глядя на работящую царевну, народ трудит(?)ся, сено кос..т, пшеницу жнёт, не скуч..ет и не кукс..т(?)ся. До вечера ещё далеко, Наклонение Изъявительное пирогов нап..чёт, холстов наткёт, грибов-ягод соб..рёт да их царю-батюшке к столу прин..сёт.

 

2. Обобщение приобретённых знаний. Самостоятельная работа.

Перед вами карточки со стихотворением В. Звягиной. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Глаголы в изъявительном наклонении обозначьте буквой И, глаголы в условном наклонении — буквой У.

ЛЕНТЯЙКА

Пров..дила  (бы) братишку          

Я сегодня в де..кий са..,             

Да  (не) стоит: он под вечер        

Все равно пр..дёт наза.. .             

Я сх..дила  (бы) за хлебом,          

Чтоб (не)  жаловался де..,           

Да, по-моему, без хлеба               

В десять раз вкус..ней обед.        

Я могла бы вымыть ложк..

И тарелки в шкаф убрать,

Но   тогда   ведь   нашей кошк..

Будет (не) чего л..зать.

Я учит..ся не на тройки,

На пятёрки бы могла.

Но нельзя — м..шают очень

Мне домашние дела.

   

    3. Задание. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.

1)      Рус..кий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.

2)      Бе.. смелости не возьмеш.. и крепости.

3)      Кто с Россией не тягался, в правых не ост..вался.

 

4. Заменить фразеологизмы близкими по значению глаголами повелительного наклонения

1)      Не вешай нос      -          

2)      Держи язык за зубами-

3)      Заруби на носу- 

4)      Не делай из мухи слона-                    

5)      Возьми себя в руки        -          

6)      Не бей баклуши-           

 

5. Работа с текстом. (Текст с пропусками). Допиши пропущенные глаголы.

1. В гостях веди(пов.накл..) себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость обязательно спросит (изъяв. накл..), куда ему сесть. 3.Мальчики сначала усаживают (изъяв.накл.)девочек.4.Было бы (условн.накл.) неприлично выходить из-за стола во время еды. 5.Сиди (повел.накл.) за столом спокойно.6 Не размахивай (повел.накл.) руками. 7.Хороший гость, уходя, обязательно поблагодарит (изъяв.накл.) хозяев за гостеприимство и радушный прием.

- О чём этот текст?

- Для чего мы выполняли это задание?

- Какие трудности у вас возникали в процессе работы?

- Что помогло справиться с заданием?

     6. -Ребята, а как приказ превратить в просьбу? Составьте одно предложение, используя любое из этих слов и не забудьте слово "ПОЖАЛУЙСТА". А как выделяется это слово на письме? (запятыми)

     7. - (Зачитывают придуманные предложения)

     8. С предыдущим заданием справились. Было легко. А теперь задачка потрудней!

                                                                           Слайд

-  Глаголы, как  ученики,  разные, как и вы: одни уступчивые и мягкие (глаголы изъявительного наклонения), другие спокойные и рассудительные (глаголы условного наклонения), а третьи -решительные и требовательные (глаголы повелительного наклонения). Ох, и трудно приходится с последними! Не любят они подчиняться, трудный у них характер! Вот с некоторыми из них мы сейчас и поработаем. Образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения ед. и мн. числа. Будьте очень внимательны! Эти слова требуют к себе повышенного внимания! Но их надо знать, т.к. они встречаются в одном из заданий на ЕГЭ

Слайд          ЛЕЧЬ, БЕЖАТЬ, МАХАТЬ, КЛАСТЬ, ПОЛОЖИТЬ, ЧИСТИТЬ

                             (проговаривают вместе)                                 Слайд

ЛЕЧЬ (ЛЯГ, ЛЯГТЕ)

БЕЖАТЬ (БЕГИ, БЕГИТЕ)

МАХАТЬ (МАШИ, МАШИТЕ)

КЛАСТЬ (КЛАДИ, КЛАДИТЕ)

ПОЛОЖИТЬ (ПОЛОЖИ, ПОЛОЖИТЕ)

ЧИСТИТЬ (ЧИСТИ, ЧИСТИТЕ)

 

9.  Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений .   Слайд

1) Выборочный диктант (выписать глаголы через запятую). Объяснение орфограмм.

Труд человека кормит, а лень портит. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь – не приставишь. Одной рукой и узла не завяжешь. Словами что листьями стелешь, а стеблем в глаза колешь.

(? Какая категория важна для правописания личных окончаний? - спряжение)

10.  Сказка о наклонениях глагола

В некотором царстве, а точнее – в Глагольном государстве жил-был царь. Жил царь Глагол в вечных заботах и хлопотах, ни минуты не проводил впустую. Устал царь-батюшка от тяжёлых правительственных дел и решил отдохнуть, пойти в отпуск да отправиться в путешествие по необъятному Русскоязычному государству. Однако кого же вместо себя во главе царства оставить?

Было у царя Глагола три дочери, три Наклонения: Условное, Повелительное и Изъявительное. Все три – красавицы, умницы. Долго думал царь-отец и решил дать каждой из них по одному дню на правление Глагольным царством и посмотреть, которая из них с делами лучше справится.

В первый день на царском престоле оказалась старшая дочь, Условное Наклонение. Всем хороша царская дочь: и лицом бела, и поступь у неё легка, но излишне  девушка робка и нерешительна. Всегда рядом с ней верная нянюшка, частица БЫ, без которой царевна шагу ступить не может. Поэтому иногда называют Условное Наклонение Сослагательным (т.к. сослагается или сочетается глагольная форма с частицей «бы»). Но царевна держит нянюшку на расстоянии, близко к себе не подпускает: то вперёд себя отправит, то за собой следом идти накажет. Условное Наклонение – царевна мечтательная, а фантазии её далеки от действительности и со временем не связаны. Говорит она о действиях желаемых или возможных при определённых условиях. Сидит Условное Наклонение и молвит задумчиво: «Вот чудно было бы, если бы вокруг расцвели сады райские, в которых росли бы яблочки молодильные да пели бы птицы дивные». Так мечтала царская дочь целый день, а дела-то от этого не делались.

На другой день царством правила вторая царевна, Повелительное Наклонение. У неё походка чинная, осанка важная, да вот беда – заносчива оказалась царевна и своенравна. Сама трудиться не любила, а потому других заставляла: «Сделай то, выполни это. Здесь амбар постройте, а там окна помойте».  С реальностью царевна не дружила, на время внимания не обращала, а потому побуждала к тем действиям, которые кто-то когда-нибудь должен выполнить. Была она горда и требовательна, хитра и изобретательна. Умела царевна Наклонение Повелительное не только приказывать, но и призывать, а иногда и просить, лишь бы ей повиновались да волю её исполняли. Так целый день распоряжалась царская дочь, а жители Глагольного царства-государства, приказы её исполняя, из стороны в сторону метались. Да только работы от этого меньше не становилось. 

На третий день пришла очередь младшей дочери. Наклонение Изъявительное реально существует в каждом из глагольных времён: и в настоящем, и в прошедшем, и в будущем. Эта царевна слов на ветер не бросает, о несбыточном не мечтает, впустую приказы не раздаёт, своей работой другим пример подаёт. Встала царская дочь чуть свет, коровушек подоила, курочек покормила, грядки прополола, воды наносила. Глядя на работящую царевну, народ трудится, сено косит, пшеницу жнёт, не скучает и не куксится. До вечера ещё далеко, Наклонение Изъявительное пирогов напечёт, холстов наткёт, грибов-ягод соберёт да их царю-батюшке к столу принесёт. Так  младшая царевна весь день в работе провела.

Собрал царь Глагол дочерей и говорит: «Каждая из вас по-своему хороша. Вот моё решение: пусть одна из вас мечты светлые высказывает, другая – народ к работе призывает, а третья – задуманное осуществляет, сказку в жизнь воплощает».

С тех пор наклонения глагола живут дружно. Условное наклонение обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-либо условий. Повелительное наклонение выражает волю говорящего – просьбу, приказание, побуждение к действию. Глаголы в форме условного или повелительного наклонения не изменяются по временам. Изъявительное наклонение обозначает действия, которые  происходили, происходят или будут происходить на самом деле.


 

План-конспект открытого урока

План-конспект открытого урока

В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король

В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король

Сели ровненько, красиво; отвечаем быстро, чётко и ясно

Сели ровненько, красиво; отвечаем быстро, чётко и ясно

Вот послушайте еще одну сказку о 3-х братьях

Вот послушайте еще одну сказку о 3-х братьях

Тимоня Ну, иди, Ванюша, с Богом!

Тимоня Ну, иди, Ванюша, с Богом!

ЗАДАНИЕ Братья получают задание: читают вслух, что нужно сделать:

ЗАДАНИЕ Братья получают задание: читают вслух, что нужно сделать:

ЗАДАНИЕ На слайде - «камень» , на нём написаны задания:

ЗАДАНИЕ На слайде - «камень» , на нём написаны задания:

Определите наклонение глаголов

Определите наклонение глаголов

Категория. 25

Категория. 25

Раздаточный материал. -

Раздаточный материал. -

Закрепление нового материала.

Закрепление нового материала.

В гостях веди (пов.накл..) себя культурно, сдержанно

В гостях веди (пов.накл..) себя культурно, сдержанно

Было у царя Глагола три дочери, три

Было у царя Глагола три дочери, три
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2020