План – конспект урока по географии в 8 классе Дата проведения ___________
Тема: «Австралия. Географическое положение»
Тема урока: «Австралия. Географическое положение».
Тип урока: комбинированный
Продолжительность урока 40 минут.
Цель: познакомить учащихся с географическим положением Австралии.
Задачи:
Образовательная:
- рассказать учащимся о географическом положении Австралии; очертании берегов.
Коррекционно-развивающая:
- коррекция и развитие мыслительной деятельности на основе упражнений,
требующих самостоятельного поиска решений;
- коррекция и развитие связной устной речи;
- расширение словарного запаса, развитие памяти;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Оборудование:
- физическая карта полушарий;
- атласы, контурные карты;
- раздаточный материал для индивидуальной работы;
- словарные слова;
- мультимедийный проектор, компьютер;
- кораблики, сигнальные карточки;
- презентация «Австралия»;
- кораллы.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы урока
3.Сообщение новых знаний.
Работа с физической картой мира.
Рассказ учителя.
4. Первичное закрепление.
Словарная работа.
Работа с учебником.
Физкультминутка.
5.Закрепление полученных знаний.
Работа с атласом.
Работа со слайдом (приложение №1).
Физкультминутка.
Работа на карточках (приложение №2).
6.Подведение итогов.
7.Домашнее задание.
Ход урока:
I Организационный момент
- Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе должны лежать учебник, приложение, тетрадь, дневник, ручка, атлас, контурная карта.
- Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы начнем урок, я хотела напомнить о том, как вы должны следить за своей осанкой во время урока. Напоминаю вам основные правила посадки за столом. (слайд 1)
- Сидите прямо, слегка наклонив голову вперёд.
- Не упирайтесь грудью в край стола. Расстояние между вами и краем стола должно равняться ширине ладони.
- Обе ноги ставьте на пол подошвой.
Если вы будете их выполнять, то будете стройными и иметь правильную осанку. А при правильной осанке у человека бывает нормальное дыхание, кровь свободно движется по телу и хорошо работает сердце.
Начинаем наш урок с географической разминки.
II. Актуализация опорных знаний и представлений.
Географическая разминка
Задание. Назови географический объект.
-Назовите океан, который расположен вокруг северного полюса.
-Назовите самый большой океан на Земле.
-Назовите самый теплый океан.
-Назовите самый большой материк, который разделен на две части света.
-Назовите материк, который находится в западном полушарии к северу от экватора.
2. Проверка домашнего задания Опрос учащихся по изученной теме «Африка», показ географических объектов на карте.
-О каком материке мы говорили на прошлом уроке?
-В каком полушарии он расположен?
-Как расположен этот материк по отношению к экватору?
-Какие океаны омывают материк Африка?
III. Сообщение темы и задач урока
Сегодня мы познакомимся с новым материком – материком загадочным и необычным, который ещё называют «материк наоборот». Я пока не буду говорить его название – его вы угадаете сами. Этот материк самый маленький по величине.
- Правильно, Австралия.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Taм протекают реки без воды.
(Они в пустыни пропадают где-то)
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводнение.
Г. Усова.
- Вот об этом материке и пойдет сегодня речь. Мы поговорим о географическом положении Австралии.
1. Сообщение новых знаний
А) работа с физической картой мира
- Найдите Австралию на физической карте мира.
- Сравните ее по величине с другими материками.
Б) рассказ учителя
( рассказ сопровождается показом слайдов)
Австралия целиком расположена в восточном полушарии к югу от экватора. Почти посредине ее пересекает Южный тропик. Это и объясняет название материка, в переводе с латинского оно означает «южный». (слайд №3)
Австралия – самый малый по площади материк Земли. Она в четыре раза меньше Африки. За небольшие размеры Австралию иногда называют материком-островом. Континент удален от других материков, и поэтому был открыт в 17 веке. 100 лет назад путешествие из Европы в Австралию занимало около года. Сейчас перелет из Москвы длится около суток с двумя обязательными посадками.
(слайд №4)
Береговая линия Австралии изрезана слабо. На севере выделяется два полуострова (Арнемленд и Кейп-Йорк) и залив Карпентария. На юге незначительно вдается в сушу Большой Австралийский залив.
На востоке материк омывается Тихим океаном, на севере, западе и юге – Индийским. На северо-востоке от Австралии лежит остров Новая Гвинея, а у южных берегов материка – остров Тасмания. К юго-востоку от Австралии расположена Новая Зеландия, это государство состоит из двух крупных островов и ряда мелких. Берега Австралии в основном плоские, лишь на востоке скалистые, круто обрывающиеся в сторону моря.
Моря, омывающие Австралию, относятся к наиболее теплым морям земного шара (средняя летняя t воды - + 25 градусов). На северо-востоке Австралии в Коралловом море Тихого океана находится удивительный природный объект – Большой Барьерный Риф. (слайд №5) Это самый большой коралловый риф в мире. Его длина 2300 км. Кораллы – это морские животные. (слайд №6) Риф состоит из отмерших кораллов, едва покрытых водой, а местами поднимающихся над ней. Здесь богатый подводный мир и рай для ныряльщиков, рыболовов, спортсменов. (слайд №7) В морях, омывающих Австралию, обитают киты, кашалоты, морские черепахи, ядовитые морские змеи, акулы. (слайд №8) В теплых морях разводят устриц и моллюсков-жемчужниц. (слайд №9)
IV Первичное закрепление
А) словарная работа
- Арнемленд – полуостров Австралии;
- Кейп-Йорк - полуостров Австралии;
- Залив Карпентария;
- Кораллы - морские животные;
-Рифы - опасные для кораблей коралловые поднятия дна, расположенные, как
под водой, так и над ней.
(слова прочитать по слогам, прочитать с ударением)
Б) работа с учебником (стр.72)
(чтение текста)
V Физкультминутка.
«Подводное царство» (музыкальное сопровождение).
VI Закрепление полученных знаний
А) работа с контурной картой
- найти на карте и показать заливы, полуострова, острова Австралии.
Б) работа со слайдом - ответить на вопросы (приложение №1) (слайд №10)
Физкультминутка.
(для снятия усталости глаз)
В) выполнить работу на карточках (приложение №2; 2 варианта; 2-й - для слабых учащихся) (слайд №11-12)
VII Подведение итогов
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что нового узнали? (слайд №13)
VIII Домашнее задание
- Стр.70-71
Приложение
Карточка №1. Подчеркни правильный ответ.
1.Какие океаны омывают берега Австралии?
Тихий Атлантический Индийский Северный Ледовитый
2.В каком полушарии расположена Австралия?
В восточном полушарии к северу от экватора.
В западном полушарии к югу от экватора.
В западном полушарии к северу от экватора.
В восточном полушарии к югу от экватора.
3.В каком веке была открыта Австралия?
в 16 веке в 17 веке в 18 веке в 19 веке
Карточка №2
I вариант
Вставь в клеточки пропущенные слова.
У берегов Австралии находятся острова. Самый большой из них
- на севере.
На юге –
В коралловом море есть удивительный природный объект -
Выбери правильный вариант ответа.
А) На севере Австралии выделяется два полуострова:
Кейп-Йорк, Сомали, Арнемленд, Кольский.
Б) Австралия –
самый большой по площади материк;
второй по площади материк;
самый малый по площади материк.
В) В переводе с латинского название материка Австралия означает
«северный», «западный», «южный», «восточный».
Г) У берегов Австралии находятся заливы:
Гвинейский, Карпентария, Аденский, Большой Австралийский.
Приложение №2
II вариант
Вставь в клеточки пропущенные слова.
У берегов Австралии находятся острова. Самый большой из них
- на севере.
На юге –
В коралловом море есть удивительный природный объект -
Выбери правильный вариант ответа.
А) На севере Австралии выделяется два полуострова:
Кейп-Йорк, Арнемленд, Кольский.
Б) Австралия –
самый большой по площади материк;
самый малый по площади материк.
В) В переводе с латинского название материка Австралия означает
«северный», «южный».
Г) У берегов Австралии находятся заливы:
Гвинейский, Карпентария, Большой Австралийский.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.