ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Тема: Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)
Оценка 5

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Тема: Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)

Оценка 5
doc
23.11.2019
ПЛАН КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ   Тема:  Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)
детство Горький.doc

МКОУ «КИРОВАУЛЬСКАЯ СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Тема:  Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛА УРОК УЧИТЕЛЬ

МКОУ «КИРОВАУЛЬСКАЯ СОШ»

ШАИХОВА РАИСАТ МАГОМЕДОВНА

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по литературе в 7 классе

 

Предмет: Литература 

Преподаватель: Шаихова Р.М.

 Класс: 7-а

Дата:

 

Тема:  Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)

 

Цели:

·        Обучающая: изучить личность и биографию писателя на основе произведения; проанализировать идейно-художественное своеобразие произведения, художественные средства создания повести, структуру произведения и эволюцию характера и духовного мира героя; сравнить образы бабушки и дедушки; рассмотреть отдельные эпизоды повести, оказавшие влияние на становление характера; научить составлению плана, таблицы на основе материала.

·        Развивающая: развитие речи (выразительное чтение эпизодов); развитие наглядно-образного мышления (составление устного пересказа портрета героев), словесно-логического мышления (умение сравнивать героев произведения, делать выводы).

·        Воспитывающая: воспитание взаимоотношений с другими людьми (способность формированию гуманности, доброты, ответственности и др. через образ бабушки), воспитание моральных качеств, чувства справедливости.

 

Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала и закрепление изученного)

Вид урока: урок анализа текста, беседа

Оборудование:  портрет Горького; иллюстрации дома Кашириных и мест Нижнего Новгорода, посещаемых Горьким; эпиграф

Внутрипредметные связи: с литературоведением (термины), с биографией писателя

Методы и приемы работы: метод творческого чтения (выразительное чтение, комментированное чтение); эвристическая беседа (аналитическая беседа, беседа по выявлению первичного восприятия, пропедевтическая беседа); исследовательский метод (работа в группах); репродуктивный метод (составление плана и таблицы, запись выводов в тетрадь, слово учителя, фронтальный опрос)

Использованная литература:

1.     Горький М. Детство: Повесть.- И. Дет.лит., 1988. – 207 с.;

2.     В мире литературы. 7 класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений/ Авт.-сост. А.Г. Кутузов и др. М., 2004

 

 

Ход урока

 

Этап урока

Рассматриваемые вопросы

Методы и приемы

1.Подготовка к    объяснению нового материала – 3 мин.

Запись темы и эпиграфа в тетрадь: «Не только тем изумительна наша жизнь, что в ней плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».

Репродуктивный метод (запись темы и эпиграфа)

2.Повторение предыдущего материала – 5 мин.

- Чем отличается автобиография от автобиографического произведения? (Автобиография - описание своей жизни; литературный жанр, близкий мемуарам, но отличающийся большей сосредоточенностью на личности и внутреннем мире автора. В автобиографическом произведении повествование ведется не по хронологическим вехам, а последовательно движется повествование как результат ярких впечатлений, оставшихся в сознании ребенка).

- Назовите автобиографические произведения, которые вы знаете. ( Толстой «Детство» и др.)

- «Не про себя я рассказываю»,- говорил автор  в начале произведения. Каков смысл этого утверждения? (Это отличает от других произведений автобиографического жанра)

- Чьими глазами показана жизнь Алёши в детстве? Рассказ  о своей жизни, о чувствах, переживаниях, событиях даны с чьих позиций? ( Мир глазами ребенка, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиции его жизненного опыта)

- На основании того, как человек оценивает окружающие события, можно судить и о нем самом.

Репродуктивный метод (Пропедевтическая беседа)

3.Объяснение нового материала – 7 мин.

 

 

 

 

 

 

 

- Что влияет на формирование характера и духовно обогащает личность? ( Детство – далеко не самый прекрасный период в жизни, сам писатель много видел, пережил, испытал в детстве, столкнулся с истоками зла, враждебности, но тем не менее тянется к светлому, доброму).

- Прочитайте эпиграф и определите основную мысль. Какой прием положен в основу эпиграфа? (Прием контраста)

- При столкновении ребенка с действительностью в противопоставлении дано мрачное, трагическое и чистое, светлое, радостное. Это является вечной проблемой. На примере широких жизненных картин важно показать тесный круг жутких впечатлений ребенка, а также огромное влияние на Алешу тех «прекрасных душ», которые вселяли надежду на возрождение к жизни светлой и человеческой. Давайте заполнять таблицу в течение всего урока. (Приложение 1).

Репродуктивный метод (слово учителя, составление таблицы)

 

Эвристический метод (беседа по выявлению первичного восприятия)

4.Проверка домашнего задания

– 10 мин.

- На приеме контраста построено описание бабушки и деда. Трудно было бы «сочинить» характеры более непохожие друг на друга. Которые противоположны во всем. Давайте составим план, по которому опишем героев. Приложение 2.

- К кому тянется Алеша? Почему? (К  бабушке, к добру, ласке. « Сразу стала на всю жизнь другом, самым  близким..»).

- Какие чувства вызывает у Алеши бабушка? Какое решающее влияние оказывает на формирование отношения Алеши к миру?

- Он вглядывается в деда, и в нем нет ни одной черточки доброты. И всё же нельзя сказать, что в бабушке он видел только хорошее, а в дедушке только плохое. Что повлияло на изменение отношения Алеши к дедушке? (его рассказ о своей жизни)

- Каким становится это отношение? ( «Я знал, что дедушка не злой, а страшный») Алеша видит уже другого человека. Изменилось и его отношение, и восприятие действительности, дед превращается в человека «силы сказочной». Человек изменяется не только внешне, но и внутренне под влиянием среды, обстановки жизни, окружающих его людей. Каждое новое видение деда – этап в постепенно меняющемся отношении к нему, этап духовного взросления героя, в его понимании сложностей и противоречий жизни. Дедушка сумел понять, почувствовать страдания другого, простить его, потянуться к тому хорошему, что было на душе у того человека.

Репродуктивный (лекция учителя, запись в тетрадь)

 

Эвристический метод (аналитическая беседа)

5.Закрепление материала  - 11 мин.

Анализ эпизодов.

- Болезнь мальчика, смерть отца, тяжелое материальное положение – всё заставило мать приехать в Н. Новгород и перед Алешей проходит целая галерея новых лиц, ближайших родственников, среди которых придется жить. Обратимся к будням семьи Кашириных. К обстановке в доме, поведению людей, что способствовало формированию характера Алеши. Давайте разделимся на группы для пересказа эпизодов и сделаем выводы, какие черты характера Алеши раскрываются, запись в таблицу результатов.  Приложение 3.

- Яркое, здоровое, творческое, доброе в людях – то, что прорастало сквозь «пласт всякой скотской дряни». Рядом с жестокостью, грубостью, бесчеловечностью живут бескорыстная любовь бабушки к миру. Душевная щедрость Цыганка, мудрая рассудительность и терпимость к людям. Горький хочет нам показать, что обогащает, раскрывает богатые возможности человека и что вызывает ненависть в душе через главных героев повести.

- Каков же был Алеша вне дома деда.

Почему дрался с улицей? (стр.92), Почему нестерпимо стыдно было подходить к  Гр. Ив.? (стр.93) Почему сблизился с братьями Овсянниковыми? (стр. 119) Почему не сложились взаимоотношения во время учебы в школе? (стр.183)

 

 

 

 

- Непримиримость к жестокости, активное стремление противостоять ей, обостренное чувство справедливости – всё это свидетельствует о духовном возмужании главного героя. И хотя характер героя еще только складывается, проходит проверку жизнью, он сурово осуждает дикость и злобу жизни, тянется к здоровым проявлениям в окружающей действительности.

 

Метод творческого чтения (пересказ)

Исследовательский метод (работа в группах)

Репродуктивный метод (лекция учителя, запись в тетрадь)

 

 

Эвристический метод (аналитическая беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репродуктивный метод (лекция учителя, запись в таблицу)

6.Подведение итогов – 7 мин.

- В атмосфере вражды, зависти, человеконенавистничества, создаваемой людьми, подобными Михаилу и Якову Кашириным, одно из преобладающих настроений – скука, чувство, возникающее там, где нет живых, человеческих интересов, и как бы покрывающий пылью весь мир, отнимающее всё красивое и увлекательное.

Но не одну лишь «скотскую дрянь» наблюдал Алеша. Он увидел, ощутил, вобрал в свою душу немало прекрасного. Это прекрасное заключалось не только в русской природе, дарившей так много просветляющей радости ребенку. Прекрасное заключалось в тех людях, которые своей натурой, своим обликом противостояли пошлости и, доказывая красоту жизни. Один из них был отец Горького – Максима Савватиевича. Из рассказов бабушки он представлялся Алеше фольклорным добрым молодцем – щедрым, могучим, веселым, с широкой душой. Это был человек не только простодушным и мужественным, благородным, но и умным, прекрасно выполнявшим всю работу, за которую брался. Все эти качества и унаследовал Алеша от своего отца.

- Давайте посмотрим на иллюстрации дома Кашириных, в котором родился и жил Алеша. Он находится на Почтовом съезде,21. Приложение 4.

 Репродуктивный (лекция учителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репродуктивный метод (лекция учителя), иллюстрации

7.Домашнее задание – 2 мин.

Ответить на вопросы:

- Каким представляется мне мальчик Алеша Пешков?

- История духовного формирования Алеши – это…

- Заполнить таблицу до конца

- Повесть «Детство» глазами Горького

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Приложения

 

1.                 Таблица контрастов

 

Эпизод

Отталкивающее, мрачное, трагическое

Притягивающее, светлое, радостное

 

 

 

 

 

 

3.                 План характеристики героев:

·        Портрет

·        Отношение к собственности

·        Философские взгляды

·        «педагогика»

·        художественные вкусы

·        разные религии

·        поведение в трудные минуты

·        отношение к жизни

·        отношение к людям, миру

 

4.     Группы для анализа эпизодов:

1)    Обед в доме Кашириных. Почему эта сцена вызывает изумление?

2)    История с наперстком

3)    Наказания детей

4)    Пляска Цыганка. Как проявляется характеры героев в танце?

5)    Пляска бабушки (талантливость, одаренность, творческое вдохновение)

6)    Алеша и Хорошее дело (дружба)

 

                                                                                               

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Тема: Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)

ПЛАН КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ   Тема:  Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Тема: Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)

ПЛАН КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ   Тема:  Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Тема: Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)

ПЛАН КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ   Тема:  Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Тема: Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)

ПЛАН КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ   Тема:  Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Тема: Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)

ПЛАН КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ   Тема:  Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Тема: Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)

ПЛАН КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ   Тема:  Формирование характера и духовного мира Алеши Пешкова (на примере повести «Детство» М. Горького)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2019