План Конспект открытого урока «Работа над техникой арпеджио в классе гитары»
Оценка 4.7

План Конспект открытого урока «Работа над техникой арпеджио в классе гитары»

Оценка 4.7
doc
04.11.2020
План Конспект открытого урока «Работа над техникой арпеджио в классе гитары»
план конспект СанинДН.doc

 

План конспект открытого урок преподавателя класса гитары

 муниципального бюджетного  учреждения

дополнительного образования

«Советская детская школа искусств»

Санина Дмитрия Николаевича

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: 

«Работа над техникой арпеджио в классе гитары»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          п.Зеленоборск  2020год

Предмет: специальность;

ФИ учащегося, класс: Варвара, 2- класс

Цель урока:  Развитие навыка исполнения арпеджио на гитаре в младших классах музыкальной школы.

Тип урока:  комбинированный.

Для достижения цели планировалось решить следующие задачи:

·        Обучающие:

1.     Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.

2.     Обучить способам работы с арпеджированной фактурой.

·        Воспитательные:

1.     Воспитывать любовь к игре на гитаре.

2.     Воспитывать культуру исполнения.

3.     Воспитывать грамотного музыканта, посредством осмысленного исполнения технического музыкального материала.

·        Развивающие: 

1.     Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки.

2.     Способствовать развитию основных игровых движений в арпеджированной фактуре.

3.     Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для правой руки на основе доступного нотного материала.

 

План урока

Введение.

1.Определение основных исполнительских приёмов игры apoyando и tirando.

а) определение используемых в работе музыкальных терминов.

б) постановка цели урока.

2.Цели и задачи урока

3.Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.

а) упражнение «Морские волны» на независимость пальцев правой руки;

б) работа над качеством звука, изучения приёмов игры apoyando и tirando.

4.Работа над техникой арпеджио на примере «Прелюда» М.Каркасси.

а) анализ пьес;

б) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.

5.Подведение итогов.

а) повторение и закрепление полученных знаний;

б) поощрение учащегося.

6.Заключение.

Используемые методы:

 

·        Импровизационно-вариантный;

·        Эвристический;

·        Информационно-рецептивный;

·        Проблемный;

·        Репродуктивный;

·        Наблюдение;

·        Накопление знаний;

·        Самоконтроль;

·        Контроль;

·        Убеждение;

·        Стимулирование;

·        Создание ситуации успеха.

 

                                                   Ход урок

Здравствуй Варвара! Сегодня к нам на урок собрались все наши учителя, а значит и урок нас будет не совсем обычный, он будет называться открытым уроком. Как ты думаешь, в чем особенность этого урока?

Ученица отвечает: это урок, на котором могут присутствовать все желающие.

Преподаватель: Верно. Ты когда-нибудь была или может быть видела в интернете какой-нибудь концерт исполнителей на музыкальных инструментах? Ты наверно была удивлена как легко, ловко и быстро играет пальцами рук исполнитель на инструменте. Ты хочешь узнать, как достичь такой легкости исполнения?

Ученица отвечает: Да, я видела, как виртуозно играют инструменталисты и хотелось научиться также играть.

Преподаватель: Тогда мы сегодня с тобой познакомимся с одним из основных приёмов игры на гитаре «Арпеджио», и научимся им играть. А ты знаешь, что такое арпеджио?

Ученица отвечает: нет

Преподаватель: Это когда звуки аккорда берутся не одновременно, а поочередно. Называется этот способ исполнения аккордов итальянским словом  «arpeggio», что в переводе означает «как будто на арфе», потому-то для арфы более характерно игра звуков поочередно. Гитаристы часто называют этот приём перебором. Существует много видов арпеджио и звуки в нем движутся  не только последовательно, но и самом разном направлении и имеются самые различные ритмические рисунки.

Для игры арпеджио нам необходимо с тобой вспомнить обозначения пальцев правой руки. Как обозначаются пальцы правой руки?

Ученица отвечает: Пальцы правой руки обозначаются латинскими буквами pima, е:

  • Большой – (p) pulgar
  • Указательный - (i) index
  • Средний – (m) medio
  • Безымянный – (a) anular
  • Мизинец – (е) ecxtremо

Преподаватель: А ты знаешь, что такое apoyando, tirando?

Апояндо (от исп. apoyandoопираясь) — щипок, после которого палец опирается о соседнюю струну. При помощи апояндо исполняются гаммообразные пассажи, а также кантилена, требующая особенно глубокого и полного звука.

Тирандо(исп. tirando — дёргать), в отличие от апояндо, палец после щипка не опирается на соседнюю, более толстую струну, а свободно проносится над ней, в нотах, если не указан специальный знак апояндо (^), то произведение проигрывается приёмом тирандо.

Итак, арпеджио – это разложенный по звукам аккорд, исполняется на гитаре, в основном на tirando и только для выделения мелодии в нижнем или в верхнем голосе играем на apoyando.

 Давай, сейчас определим для себя: чем должен уметь пользоваться гитарист во время игры и на что нужно обращать внимание при работе над техникой арпеджио? Помогай мне и запоминай:

1.     Выбор приемов звукоизвлечения (apoyando, tirando).

2.     Постоянный контроль своего исполнения.

3.     Самоконтроль и самооценка собственных игровых действий.

Этим навыкам нужно долго и упорно учиться. Сразу не получится, нужно время, чтобы почувствовать  и привыкнуть к этому. Как раз сегодня мы этим и займемся.

Преподаватель: Бери гитару и располагайся удобно и правильно. И так как называется игра без опоры на струну?

Ответ учащегося (tirando).

Преподаватель: При тирандо- палец «р» идет в воздух без опоры на соседнею струну. Пальцы и м а при игре должны быть согнуты и находиться в тонусе. Играем по струне пальцем, как бы её царапая. Палец поджимается в полу-кулачок, остальные же пальцы остаются в своём положении. Затем палец расслабляем и возвращаем в первоначальное положение. Тренируемся каждым пальцем отдельно, анализируя каждое проигрывание.

А теперь подробнее разберем, как нужно играть тирандо на основе упражнение «Морские волны».

Большой палец «р» у нас будет играть 6, 5 и 4 струну- то есть басы. Указательный «и»- 3 струну. Средний «эм»- 2 струну и безымянный «а»- 1 струну. Это правило сейчас у нас постоянно будет соблюдаться в этом упражнении. Будем играть последовательность р и м а м и р. Вначале мы ставим пальцы каждый на свою струну и последовательно дергаем каждую струну. Большой палец дергает струну, а остальные остаются стоять на струнах. Затем, указательный палец дергает, а средний и безымянный также остаются на струнах. Также дергает средний палец, а безымянный остается на струне. Когда уже безымянный палец сыграет струну, свободно дергаем средним, указательным и большим пальцем по струнам не кладя пальцы на струны. Затем снова хватаемся за все струны и начинаем играть следующий цикл повторяющейся последовательности.  Проигрывать будем медленно осознанно и без ошибок.

После проигрывания упражнения «Морские волны» анализируем что получилась, какие были ошибки и на что нужно обратить внимание. Очень важный момент схватиться за струны или же поставить пальцы на струны. Также очень важный момент, в какую сторону идет игра пальцев: не нужно дергать струну куда-то вверх или же поддергивать от себя пальцы. Просто тянем струну вовнутрь ладони, пальцы соответственно идут, сжимаясь в полу-кулачок, затем возвращаясь в первоначальное положение. С первого раза это достаточно сложно играть, поэтому нужно, сначала играть медленно, осознанно и без ошибок и только потом можно постепенно ускорять главное обязательно хвататься за струны. Когда это будет получаться можно играть не смотря на правую руку. Замечание очень важно держать кончики пальцев ближе друг к другу для того чтобы попасть схватиться за струны, если же они будут растопырены то ты неизвестно куда будешь попадать.

Теперь вспомним, как называется игра с опоры на струну?

Ответ учащейся (apoyando).

Сначала поучимся играть апояндо пальцем «р» дергаем 6 струни и палец падает на 5 струну. При игре апояндо пальцы и эм а прогибаются в последнем суставе и падает с опорой на соседнею струну.

При игре апояндо звукоизвлечение состоит из 4 этапов:

1. контакт со струной (не с размаха на струну).

2. звукоизвлечение палец падает на соседнею струну.

3. расслабление пальца.

4. возврат пальца на струну.

Теперь проиграем упражнение «Морские волны» играя 6, 5, и 4 струну на апояндо, а остальные струны на тирандо.

 

Сейчас тебе придется вспомнить еще один закон исполнителя – самоконтроль и самооценка собственных действий. После выполнения задания ты уже сама скажешь, что удалось, а что нет в твоем исполнении.

Главное в этом упражнении – следить за качеством звука, чтобы он был глубокий, внятный, красивый.

  После разбора «Прелюда» попробуем исполнить первый басовый звук на апояндо, а все остальные звуки на тирандо, тем самым применив все полученные знания и навыки игры которые узнали и научились.

Ответ учащейся и иллюстрация.

Работа над развитием навыка исполнения арпеджио на примере М.Каркасси «Прелюд» C-dur.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ ребенком собственной игры (удачные и неудачные моменты).

 Преподаватель делает анализ исполнения. Указывает на удачные моменты, акцентирует внимание на ошибки.

 

Преподаватель: Ты многое узнала… о методах работы над развитием техники исполнения арпеджио и независимостью пальцев правой руки. Давай подытожим сегодняшний урок. Что ты узнала сегодня нового и чему научилась?

Ответ учащегося. Я сегодня узнала два основных приёма игры на гитаре апояндо и тирандо. Научился играть этими приёмами. Узнала, что такое арпеджио и научилась применять эти все полученные знания и умения в произведении.

 

Преподаватель: Ты прекрасно потрудилась! Этот урок помог тебе узнать новые приёмы игры на гитаре. Домашнее задание, для тебя следующее: продолжать отрабатывать новые приёмы игры и упражнения применить полученные знания в «Прелюде».

Благодарю за работу! До свидания!

Окончание урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

План конспект открытого урок преподавателя класса гитары муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Советская детская школа искусств»

План конспект открытого урок преподавателя класса гитары муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Советская детская школа искусств»

Предмет: специальность; ФИ учащегося, класс:

Предмет: специальность; ФИ учащегося, класс:

Информационно-рецептивный; ·

Информационно-рецептивный; ·

Мизинец – (е) ecxtrem о Преподаватель:

Мизинец – (е) ecxtrem о Преподаватель:

Будем играть последовательность р и м а м и р

Будем играть последовательность р и м а м и р

После разбора «Прелюда» попробуем исполнить первый басовый звук на апояндо, а все остальные звуки на тирандо, тем самым применив все полученные знания и навыки игры…

После разбора «Прелюда» попробуем исполнить первый басовый звук на апояндо, а все остальные звуки на тирандо, тем самым применив все полученные знания и навыки игры…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020