План конспект открытого урок преподавателя класса гитары
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Советская детская школа искусств»
Санина Дмитрия Николаевича
Тема урока:
«Работа над техникой арпеджио в классе гитары»
п.Зеленоборск 2020год
Предмет: специальность;
ФИ учащегося, класс: Варвара, 2- класс
Цель урока: Развитие навыка исполнения арпеджио на гитаре в младших классах музыкальной школы.
Тип урока: комбинированный.
Для достижения цели планировалось решить следующие задачи:
· Обучающие:
1. Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.
2. Обучить способам работы с арпеджированной фактурой.
· Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к игре на гитаре.
2. Воспитывать культуру исполнения.
3. Воспитывать грамотного музыканта, посредством осмысленного исполнения технического музыкального материала.
· Развивающие:
1. Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки.
2. Способствовать развитию основных игровых движений в арпеджированной фактуре.
3. Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для правой руки на основе доступного нотного материала.
План урока
Введение.
1.Определение основных исполнительских приёмов игры apoyando и tirando.
а) определение используемых в работе музыкальных терминов.
б) постановка цели урока.
2.Цели и задачи урока
3.Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.
а) упражнение «Морские волны» на независимость пальцев правой руки;
б) работа над качеством звука, изучения приёмов игры apoyando и tirando.
4.Работа над техникой арпеджио на примере «Прелюда» М.Каркасси.
а) анализ пьес;
б) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.
5.Подведение итогов.
а) повторение и закрепление полученных знаний;
б) поощрение учащегося.
6.Заключение.
Используемые методы:
· Импровизационно-вариантный;
· Эвристический;
· Информационно-рецептивный;
· Проблемный;
· Репродуктивный;
· Наблюдение;
· Накопление знаний;
· Самоконтроль;
· Контроль;
· Убеждение;
· Стимулирование;
· Создание ситуации успеха.
Ход урок
Здравствуй Варвара! Сегодня к нам на урок собрались все наши учителя, а значит и урок нас будет не совсем обычный, он будет называться открытым уроком. Как ты думаешь, в чем особенность этого урока?
Ученица отвечает: это урок, на котором могут присутствовать все желающие.
Преподаватель: Верно. Ты когда-нибудь была или может быть видела в интернете какой-нибудь концерт исполнителей на музыкальных инструментах? Ты наверно была удивлена как легко, ловко и быстро играет пальцами рук исполнитель на инструменте. Ты хочешь узнать, как достичь такой легкости исполнения?
Ученица отвечает: Да, я видела, как виртуозно играют инструменталисты и хотелось научиться также играть.
Преподаватель: Тогда мы сегодня с тобой познакомимся с одним из основных приёмов игры на гитаре «Арпеджио», и научимся им играть. А ты знаешь, что такое арпеджио?
Ученица отвечает: нет
Преподаватель: Это когда звуки аккорда берутся не одновременно, а поочередно. Называется этот способ исполнения аккордов итальянским словом «arpeggio», что в переводе означает «как будто на арфе», потому-то для арфы более характерно игра звуков поочередно. Гитаристы часто называют этот приём перебором. Существует много видов арпеджио и звуки в нем движутся не только последовательно, но и самом разном направлении и имеются самые различные ритмические рисунки.
Для игры арпеджио нам необходимо с тобой вспомнить обозначения пальцев правой руки. Как обозначаются пальцы правой руки?
Ученица отвечает: Пальцы правой руки обозначаются латинскими буквами p, i, m, a, е:
Преподаватель: А ты знаешь, что такое apoyando, tirando?
Апояндо (от исп. apoyando, опираясь) — щипок, после которого палец опирается о соседнюю струну. При помощи апояндо исполняются гаммообразные пассажи, а также кантилена, требующая особенно глубокого и полного звука.
Тирандо(исп. tirando — дёргать), в отличие от апояндо, палец после щипка не опирается на соседнюю, более толстую струну, а свободно проносится над ней, в нотах, если не указан специальный знак апояндо (^), то произведение проигрывается приёмом тирандо.
Итак, арпеджио – это разложенный по звукам аккорд, исполняется на гитаре, в основном на tirando и только для выделения мелодии в нижнем или в верхнем голосе играем на apoyando.
Давай, сейчас определим для себя: чем должен уметь пользоваться гитарист во время игры и на что нужно обращать внимание при работе над техникой арпеджио? Помогай мне и запоминай:
1. Выбор приемов звукоизвлечения (apoyando, tirando).
2. Постоянный контроль своего исполнения.
3. Самоконтроль и самооценка собственных игровых действий.
Этим навыкам нужно долго и упорно учиться. Сразу не получится, нужно время, чтобы почувствовать и привыкнуть к этому. Как раз сегодня мы этим и займемся.
Преподаватель: Бери гитару и располагайся удобно и правильно. И так как называется игра без опоры на струну?
Ответ учащегося (tirando).
Преподаватель: При тирандо- палец «р» идет в воздух без опоры на соседнею струну. Пальцы и м а при игре должны быть согнуты и находиться в тонусе. Играем по струне пальцем, как бы её царапая. Палец поджимается в полу-кулачок, остальные же пальцы остаются в своём положении. Затем палец расслабляем и возвращаем в первоначальное положение. Тренируемся каждым пальцем отдельно, анализируя каждое проигрывание.
А теперь подробнее разберем, как нужно играть тирандо на основе упражнение «Морские волны».
Большой палец «р» у нас будет играть 6, 5 и 4 струну- то есть басы. Указательный «и»- 3 струну. Средний «эм»- 2 струну и безымянный «а»- 1 струну. Это правило сейчас у нас постоянно будет соблюдаться в этом упражнении. Будем играть последовательность р и м а м и р. Вначале мы ставим пальцы каждый на свою струну и последовательно дергаем каждую струну. Большой палец дергает струну, а остальные остаются стоять на струнах. Затем, указательный палец дергает, а средний и безымянный также остаются на струнах. Также дергает средний палец, а безымянный остается на струне. Когда уже безымянный палец сыграет струну, свободно дергаем средним, указательным и большим пальцем по струнам не кладя пальцы на струны. Затем снова хватаемся за все струны и начинаем играть следующий цикл повторяющейся последовательности. Проигрывать будем медленно осознанно и без ошибок.
После проигрывания упражнения «Морские волны» анализируем что получилась, какие были ошибки и на что нужно обратить внимание. Очень важный момент схватиться за струны или же поставить пальцы на струны. Также очень важный момент, в какую сторону идет игра пальцев: не нужно дергать струну куда-то вверх или же поддергивать от себя пальцы. Просто тянем струну вовнутрь ладони, пальцы соответственно идут, сжимаясь в полу-кулачок, затем возвращаясь в первоначальное положение. С первого раза это достаточно сложно играть, поэтому нужно, сначала играть медленно, осознанно и без ошибок и только потом можно постепенно ускорять главное обязательно хвататься за струны. Когда это будет получаться можно играть не смотря на правую руку. Замечание очень важно держать кончики пальцев ближе друг к другу для того чтобы попасть схватиться за струны, если же они будут растопырены то ты неизвестно куда будешь попадать.
Теперь вспомним, как называется игра с опоры на струну?
Ответ учащейся (apoyando).
Сначала поучимся играть апояндо пальцем «р» дергаем 6 струни и палец падает на 5 струну. При игре апояндо пальцы и эм а прогибаются в последнем суставе и падает с опорой на соседнею струну.
При игре апояндо звукоизвлечение состоит из 4 этапов:
1. контакт со струной (не с размаха на струну).
2. звукоизвлечение палец падает на соседнею струну.
3. расслабление пальца.
4. возврат пальца на струну.
Теперь проиграем упражнение «Морские волны» играя 6, 5, и 4 струну на апояндо, а остальные струны на тирандо.
Сейчас тебе придется вспомнить еще один закон исполнителя – самоконтроль и самооценка собственных действий. После выполнения задания ты уже сама скажешь, что удалось, а что нет в твоем исполнении.
Главное в этом упражнении – следить за качеством звука, чтобы он был глубокий, внятный, красивый.
После разбора «Прелюда» попробуем исполнить первый басовый звук на апояндо, а все остальные звуки на тирандо, тем самым применив все полученные знания и навыки игры которые узнали и научились.
Ответ учащейся и иллюстрация.
Работа над развитием навыка исполнения арпеджио на примере М.Каркасси «Прелюд» C-dur.
Анализ ребенком собственной игры (удачные и неудачные моменты).
Преподаватель делает анализ исполнения. Указывает на удачные моменты, акцентирует внимание на ошибки.
Преподаватель: Ты многое узнала… о методах работы над развитием техники исполнения арпеджио и независимостью пальцев правой руки. Давай подытожим сегодняшний урок. Что ты узнала сегодня нового и чему научилась?
Ответ учащегося. Я сегодня узнала два основных приёма игры на гитаре апояндо и тирандо. Научился играть этими приёмами. Узнала, что такое арпеджио и научилась применять эти все полученные знания и умения в произведении.
Преподаватель: Ты прекрасно потрудилась! Этот урок помог тебе узнать новые приёмы игры на гитаре. Домашнее задание, для тебя следующее: продолжать отрабатывать новые приёмы игры и упражнения применить полученные знания в «Прелюде».
Благодарю за работу! До свидания!
Окончание урока.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.