Воспитательная система классного коллектива
Оценка 4.9

Воспитательная система классного коллектива

Оценка 4.9
Семинары
doc
воспитательная работа
Взрослым
18.11.2018
Воспитательная система классного коллектива
Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном коллективе, созданий условий для самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе. Однако следует заметить, что классному руководителю сейчас приходится нелегко. В сложный период масштабных политических и социально-экономических преобразований в Российском государстве и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе. Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.
Воспитательная система классного коллектива.doc
Воспитательная система классного коллектива Содержание Введение 1.Понятие и сущность воспитательной системы 2.Моделирование воспитательной системы класса 3.Концептуальная модель воспитательной системы класса Заключение Список литературы Введение Немало можно добиться строгостью, многого ­ любовью, но больше всего знанием дела и  справедливостью, невзирая на лица. И.Гете В играх детей нередко возникает вопрос: кто самый главный? Как правило, дети  заинтересованно и оживленно начинают искать на него ответ и, конечно, вскоре находят.  Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: "А кто самый главный  человек в школе?" "Однозначно, директор", ­ ответило бы большинство из нас. Но все ли  так однозначно, если поиском ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из его уст можно услышать и другой ответ: "Для меня самый главный человек в школе ­ это классный  руководитель," ­ скажет он и обоснует свою точку зрения десятком аргументов. И, слушая, невольно убеждаешься в его правоте, ведь в плоскости отношений "ребенок ­ школа" или  "семья ­ школа" нет более ' важной персоны, чем классный руководитель. Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который при первой и  последующих встречах с тобой скажет: " А вы знаете, какие замечательные дети в нашем  классе!" "А у этих замечательных детей, вероятно, и замечательные родители," ­  моментально рождается в родительском сознании продолжение произнесенной учителем  фразы. Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сразу может  рассказать практически все об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни! Как  хочется встретиться с таким классным руководителем, который сможет увидеть, понять и  принять особенности твоего ребенка, помочь ему стать самим собой, избежать конфликтов  со своим внутренним "я" и с окружающими его людьми! Классное руководство ­ профессиональная деятельность педагога, направленная на  воспитание ребенка в классном коллективе, созданий условий для самореализации  личности обучающихся, его успешной социализации в обществе. Однако следует заметить,  что классному руководителю сейчас приходится нелегко. В сложный период масштабных  политических и социально­экономических преобразований в Российском государстве и  обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную  работу с учащимися. В эпоху перемен учителям очень важно занять правильную  гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей  жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений,  форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и  классном сообществе. Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения  результативности воспитательной деятельности классного руководителя. В нашем учебном учреждении уже построена и успешно функционирует воспитательная  система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только  желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Уже известно, что  на определенном этапе становления общешкольной воспитательной системы темп  системообразования существенно замедляется, если не уделяется достаточного внимания  формированию классных коллективов, укреплению межгрупповых связей и отношений,  взаимодействию и взаимообогащению общешкольного и классных сообществ детей и взрослых. Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы нашего  учебного заведения является использование системного подхода на уровне структурных  подразделений учреждения. Это и способствует появлению такого феномена, как  воспитательная система класса. Однако, в теории не существует понятия «воспитательная система класса». Класс принято  рассматривать лишь как компонент (элемент) воспитательной системы школы.  Большинство исследователей склонны считать, что понятие «воспитательная система»  отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне всего  образовательного учреждения и не может характеризоваться процесс воспитания,  происходящий на уровне структурного подразделения учебного заведения ­ в классе,  кружке, секции. Но проблема в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для  осуществления системного образования и воспитания в среднем и старшем звене. Для  решения этой проблемы педагог ставит цель воспитательной системы ­ поэтапное создание  условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строить  воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности:  познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую. Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы  класса должна быть направлена на то, чтобы учащийся в течении многих лет мог развить  личностные качества, соответствующие сформированным педагогом, учениками и  родителями образу выпускника школы. 1.Понятие и сущность воспитательной системы Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она  состоит? Воспитательная система класса ­ это способ организации жизнедеятельности и воспитания  членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную  совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и  коллектива. [2] Воспитательная система класса ­ это достаточно сложное социально­педагогическое  явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы.( табл.1) Таблица 1. Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса. Компоненты воспитательной  системы I. Индивидно­групповой  компонент Составные части (элементы компонентов) 1. Классный руководитель. 2. Учащиеся класса. 3. Родители учащихся. II. Ценностно­ ориентационный компонент III. Функционально­ деятельностный компонент IV. Пространственно­ временной компонент 4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в  воспитательном процессе и жизнедеятельности классного  коллектива. 1. Цели и задачи воспитания. 2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества. 3. Принципы построения воспитательной системы и  жизнедеятельности класса. 1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы  организации совместной деятельности и общения. 2. Основные функции воспитательной системы. 3. Педагогическое обеспечение и самоуправление  жизнедеятельностью классного сообщества. 1. Эмоционально­психологическая, духовно­нравственная и  предметно­материальная среда. 2. Связь и отношения классного сообщества с другими  общностями детей и взрослых. 3. Место и роль класса в воспитательном пространстве V. Диагностико­ аналитический компонент образовательного учреждения. 4. Этапы становления и развития воспитательной системы. 1. Критерии эффективности воспитательной системы. 2. Методы и приемы изучения результативности  воспитательной системы. 3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации  полученных результатов. Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах  воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно  осуществлять деятельность по моделированию и построение системы воспитания учащихся в классном коллективе. Таким образом, концепция воспитательной системы класса может быть представлена в  виде схемы 1. 2.Моделирование воспитательной системы класса Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования. В науке под  моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности,  с помощью которого конструируется аналог­заменитель отображаемого либо создаваемого  объекта, явления или процесса с целью получения новой информации или преобразования  какого­либо фрагмента социальной и природной деятельности. Трудно вообразить  построение эффективной воспитательной системы образовательного учреждения или его  структурного подразделения без ранее сформированных о ней модельных представлений. Моделирование воспитательной системы класса ­ это процесс взаимодействия классного  руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию  целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах  воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях,  этапах и способах ее построения. Главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный  руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной  деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной  компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели  воспитательной системы. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от  активности участия в данном процессе учащихся класса. Моделирование воспитательной системы класса ­ это очень сложный и длительный  процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога,  ребенка обуславливают внесение корректив первоначальную созданную модель. В ходе моей педагогической работы и изучение литературы, мной определены формы,  методы и приемы, который классный руководитель может использовать в деятельности по  созданию модели воспитательной системы класса. (табл.2) Таблица 2 Основные направления  деятельности Задачи деятельности Средства реализации задач Изучение учащихся  класса, отношений,  общения и деятельности в  классном коллективе. 1.Изучить потребности,  интересы, склонности и  другие личностные  характеристики членов  классного коллектива. 2.Определить уровень  сфомированности класса,  состояние в нем деловых и  межличностных отношений. 3.Выявить воспитательные  возможности родителей и  других категорий взрослых,  вовлеченных в  жизнедеятельность классной общности. 4.Определить  эффективность учебно­ воспитательного процесса. 1.Сформировать образ  класса и жизнедеятельности  в нем. 2.Определить место и роль  класса в воспитательной  системе школы. 3.Выявить способы и  условия использования  возможностей окружающей  среды в развитии личности и формировании классного  коллектива. 1.Содействовать  формированию  благоприятной  эмоционально­ психологической и  Проектирование целей,  перспектив и образа  жизнедеятельности  классного сообщества Деятельность по  сплочению и развитию  классного коллектива,  созданию развивающей  1.Анкетирование, игры, методики  для исследования мотивов  участия школьников в  деятельности и для определения  общественной активности  учащихся. Составление карты  интересов и увлечений учащихся  класса. 2.Мастерские общения. 3.Тестирование  сформированности коллектива,  состояние межличностных  отношений с помощью игр,  социометрия. 1.Организационно­деятельностные игры. кл.час « Класс, в котором я  хотел бы учится» 2.Конкурс «Устав класса», «Мой  класс сегодня и завтра» 1.Праздник именинников, вылазки на природу, экскурсии, поездки на базы отдыха. 2. «Разговор при свечах», среды личности ребенка. нравственной атмосферы в  классе. «Волшебный стул», Любые формы коллективной деятельности. 2.Апробировать  моделируемые элементы  воспитательной системы  класса в жизнедеятельности  классного сообщества. Лучше всего, заблаговременно знать в каком классе вы будете классным руководителем.  Познакомиться с детьми, походить на уроки, посетить внеклассные мероприятия, и еще  очень важное, на мой взгляд, это постоянная связь с учителями начальной школы. 3.Концептуальная модель воспитательной системы класса Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Сущность воспитания можно  обнаружить там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый  характер, где педагог руководствуется сознательными намерениями. Действуют не  стихийно, а по заранее намеченному плану (например: план воспитательной работы на  учебный год) в соответствии с поставленными задачами. Этапы развития воспитательной системы. Цели и задачи воспитания будут решаться системно на каждой ступени взросления и  социализации человека, начиная с первого года школьной жизни. Мне хорошо известно, что гораздо проще найти свою нишу в воспитательном пространстве, если будут поставлены не  только цель, задачи, принципы и основные направления, формы и способы построения  жизнедеятельности и воспитательного процесса в общественном коллективе, но и  правильно будут определены этапы этого процесса. Для успешного развития  воспитательной системы класса я выделила четыре этапа: первый этап ­ этап  проектирования системы 5 класс; второй этап ­ этап становления системы 6­7 класс;  третий этап ­ этап стабильного функционирования системы 8­9 класс; четвёртый этап ­  этап обобщения результатов и обновления системы 10­11 класс; Мой педагогический стаж 14 лет, и всегда я была классным руководителем, и считаю, что  без класса работать в школе не интересно. В 2007­2008 учебном году из пяти 9­х классов было создано два 11­х, и в одно из них я  стала классным руководителем. У части детей я была классным руководителем в 8 и 9  классе, они и стали моей опорой и надеждой. В работе с классом я использовала все свои  наработки, весь свой опыт. Главной своей целью в 10 классе я ставила ­ сплочение  коллектива, так как учащиеся были собраны из всех классов. Я знала, что дети лучше всего сближаются в неформальной обстановке, и поэтому сразу же мы провели классный час  «Давайте познакомимся», выходили на природу , а на осенних каникулах выехали на три  дня на базу отдыха. После этой поездки дети общаются совсем по ­ другому. Цель воспитательной работы ­ развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой  личности, способной к творчеству и самоопределению. Положительный результат будет тогда, когда процесс обучения и воспитания будет  проводиться в системе. Направление воспитательной работы: ­художественно­эстетическое;( «Первое сентября», «Посвящение в первоклассники»,  «День самоуправления», «День матери», участие в предметных месячниках, «Веселый  новый год», «День Святого Валентина», конкурс «Минута славы» «Самая обаятельная и  привлекательная», «День смеха», «Прощай школа») ­гражданско­патриотическое; (посещение музея «Истории и достижения ЗСМК»,военные  сборы, «Армейский экспресс»,конкурс военно­патриотической песни, классные часы, День  Победы. Митинг) ­здоровьесберегающее;( антинаркотические акции, беседы, кл.часы с привлечением  специалистов) ­спортивное; (акции «За здоровый образ жизни», районные спартакиады, дни здоровья) ­профориентационое; (районный марафон по профориентации «Сотвори себя сам»,  классные часы с привлечением специалистов, посещение Вузов города, беседы с  преподавателями Вузов, экскурсии на предприятия города; ) Задачи воспитательной работы в 10­11 классе ­сформировать (продолжить) формирование классного коллектива; ­воспитание ответственности через самоуправление; ­совершенствование нравственных качеств; ­подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению; Заключение Наши дети ­ это наша старость. Правильное воспитание ­ это наша счастливая старость, плохое воспитание ­ это наше  будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.  А.С. Макаренко Воспитательная концепция класса... Судя по толковому словарю Ожегова ­ это система  взглядов на воспитание, основная мысль воспитания. Что же значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой  буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время ­ время сложное, неопределенное хотелось бы не потерять  уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель выступает в  основном в двух профессиональных ролях. Первая роль преподавателя, вторая ­  воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного  руководителя ­ вторая, на самом деле ­ это безграничный труд, который во много раз  больше занимает времени, чем первая. Нам доверили ребенка беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог школы,  волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступив порог школы, он уже ощущает  телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, дружба. И наше дело  целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души. Если педагог не только  организует жизнь своих учеников, но и сам живет этой школьной жизнью, то он обязательно поймет, как детям живется. Школа с новым положением ребенка нужна сегодня не случайно. Общество круто  разворачивается к человеческой личности. Идея развития личности ребенка ­ узловой момент новой школы. Главная цель воспитания ­ Человек. Хочешь воспитать ребенка? Как воспитать личность, не воспитывая? Главное ­ быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Это ­ значит, не  быть перед ребенком чем­то высшим, а каждую минуту переживать с детьми, и самому с  ними учиться. В развитии личности ребенка большую роль играет игровая деятельность. Чем богаче и  содержательнее будут все мероприятия, тем больше создается возможностей на  формировании нравственных ценностей. Школе надо выработать способы взаимодействия, правила общения, законы жизни, то есть  свою этику. Только совместная выработка нравственных ценностей, правил и законов  жизни составляют суть воспитания его живую душу и живую этику. Для воспитателя каждый ребенок конкретен. Отсюда ­ необходимость точного  индивидуального подхода, составление индивидуальных программ. В каждого ребенка надо верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит,  пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, придет на  помощь. Каждый ребенок чем­то одарен, поэтому стоит за него постоять. Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество  классного руководства с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать  значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать  родителей активными участниками педагогического процесса ­ это важная и ответственная задача учителя. Основным успехом является использование в воспитательной деятельности классного  руководителя системного и индивидуального подхода, то есть заботливое отношение  педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом. Анализ деятельности  классных руководителей в воспитательной работе школы   Осмысливание своего труда ведет к его совершенствованию,  к более эффективной работе  в дальнейшем.         Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений,  утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. Время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. «Воспитывать –  значит учить жить»,­ отмечал А.С.Макаренко.      Целью воспитательной деятельности школы является воспитание личности, способной к формированию жизненных позиций, ориентиров, направленных на создание жизни,  достойной Человека. Педагогический коллектив нашей школы в своей работе опирается на точку зрения,  согласно которой целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой,  творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями в объеме  средней школы, способной адаптироваться к условиям современной жизни.      Эта цель реализуется на основе введения в учебно­воспитательный процесс  современных технологий обучения и воспитания, диагностики усвоения знаний и умений, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителей,  перевода школы в режим развития. Дифференцированный, личностно­ориентированный  подход осуществляется в учебно­воспитательном процессе через создание оптимальных  психолого­педагогических условий для развития и реализации индивидуальных  способностей каждого школьника.      В связи с тем, что понятие цели воспитательной деятельности включает в себя саму  жизнь, позволяющую человеку максимально реализовать свои способности и  предназначение, то основными задачами воспитания, которые решал коллектив школы,  являются следующие:  Создание в школе культурного пространства.  Создание благоприятных условий для развития, самопознания,  самосовершенствования, самореализации личности ребенка.  Формирование климата психологической безопасности.  Соблюдение принципов гуманной педагогики и педагогики сотрудничества.  Поддержание, укрепление, а также введение новых школьных традиций, создание  особого «духа» школы.  Формирование у молодого человека целостной и научно обоснованной картины  мира.  Формирование гражданского самосознания, любви к своей Родине.  Формирование культуры здорового образа жизни.  Приобщение ребенка к общечеловеческим  ценностям,  формирование адекватного  этим ценностям поведения школьника.                     Оказание педагогической, психологической, социальной помощи и поддержки в  проживании, осознании, проектировании собственной жизни ребенка.      Деятельность заместителя директора по воспитательной работе весьма многообразна.  Но едва ли не самой значимой в ней является  методическая и организационная работа с  классными руководителями. Необходимо отметить, что трудовую деятельность классных  руководителей  необходимо  осуществлять с учётом новейших технологий в современной общеобразовательной  школе.       В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из  приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это не только повышение интереса  учащихся и их наставников, это именно тот ресурс, который  необходимо использовать для активизации воспитательной работы в современных условиях.       Анализируя эффективность использования ИКТ, можно уверенно говорить, что в школе  накапливается опыт обеспечения управления воспитанием на основе информационных  технологий: портфолио классного руководителя и классного коллектива, диагностика и  мониторинг деятельности классных руководителей с целью определения условий,  способствующих повышению эффективности их работы, определения уровня развития  класса и отдельной личности.      Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и  чрезвычайно востребовано: значительно повысился интерес классных руководителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей   в  олимпиадах,  конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио учеников и  учителя.       Ни одно школьное мероприятие не обходится без применения ИКТ. Всё чаще классные  руководители используют ИКТ в проведении классных часов, родительских собраний и  внеклассных мероприятий; каждый классный руководитель работает над созданием  методической копилки; классный руководитель работает над созданием электронного  банка «Портфолио школьника»; расширяется использование  ИКТ и в профилактической  деятельности.      Ежегодно, классные руководители совместно с учащимися,  в школе проводя  научно­ практические конференции по различным направлениям, где использование ИКТ является  обязательным. Классные руководители, ученики старшего и среднего звена широко  используют в своей деятельности мультимедийные презентации, материал для которых  находят в сети Интернет и школьной медиатеке.       Результатом вышеназванного совместного творчества и эффективности использования  ИКТ является создание функционирующего сайта школы, который представляет собой  важнейший инструмент работы школы с учащимися и их родителями, учителями,  коллегами других школ, жителями микрорайона, обеспечивает взаимодействие с  социальными структурами, то есть обеспечивает вхождение в единое информационное  пространство школы и города.      Деятельность классных руководителей и учителей­предметников в этом направлении  была описана в статье заместителя директора по ВР Мелкомуковой И.Ш. «Инновации как  атрибут современной школы» в сборнике XІ Всероссийской научно­практической  конференции «ИНТЕГРАЦИЯ методической (научно­методической) работы и системы  повышения квалификации кадров» (апрель 2010)      Таким образом, целью создания и функционирования сайта является развитие единого  образовательного информационного пространства  школы, что решает сразу несколько  задач:     систематическое информирование участников образовательного процесса о  деятельности  школы; презентация достижений учащихся и педагогического коллектива школы, её  особенностей, истории развития, реализуемых образовательных и воспитательных  программ, формирование позитивного имиджа; демонстрация опыта деятельности и достижений, творческой активности педагогов  и учащихся  школы.      Большое внимание уделено вопросам целевой аудитории сайта школы, его  информационным адресатам: родителям, учащимся, педагогам, партнерам  образовательного учреждения. Благодаря школьному сайту можно быть в курсе всех новостей, познакомиться с  документами, получить ответ на интересующий вопрос, объединиться для проектной  работы учащихся и педагогов.       Особой популярностью (на школьном сайте) пользуется  проект «Школа – территория  здоровья», на 15 страницах которого освещается информационно­просветительская работа  по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ.       Для организации работы с целью создания условий  для формирования психически  здорового, социально­адаптивного, физически развитого школьника ведётся огромная  работа с учащимися и с педагогическим коллективом, создано методическое объединение  «Здоровьесбережение  школьников», которое всю работа выстраивается в соответствии с  нормативно­правовой базой.      Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым, успешным и счастливым. Все стремятся к улучшению жизни своих детей, но не все могут определить, что для них лучше.      В нашей школе одна из основных форм работы классного руководителя  с родителями –  лектории и родительские собрания. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный  поиск. Собран банк разработок родительских собраний на данную тему, целью которых  является привлечение внимания взрослых к проблеме, и ставятся задачи: ­ предоставить  взрослым возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме  профилактики ПАВ; ­ убедить родителей в необходимости активного обсуждения этой  проблемы.     Совместно классными руководителями и учащимися сформирован банк методических  разработок, внеклассных мероприятий, презентаций.       Используются разнообразные формы работы, где ребята рассматривают конкретные  примеры влияния алкоголя, табакокурения и наркотиков на физиологические процессы,  происходящие в организме человека, о влиянии наркотических веществ на потомство: Проводятся школьные акции: «Всемирный день борьбы с курением», «Наркотики – это  страшно»       В школе работает театральная студия «За здоровый образ жизни». Ребята, под  руководством учителя биологии (кл. рук. Есипова Т.В.), ежемесячно проводят  профилактические тематические мероприятия как в школе, так и на уровне города. Один  раз в год ставится тематический  спектакль.       Особой популярностью пользуется  ежегодный Марафон Здоровья «Здоровое поколение – сильная Россия!» Данный марафон  ­ гордость нашей школы, т.к.мы его сами придумали,  проводится только в нашей школе!      А школьная детская организация «Страна Детства» имеет свой орган печати –  электронную газету (рук. Яковлева О.В.), где особый интерес представляет выпуск  тематического материала и листовок. Ежегодно в школе проводятся конкурсы на лучшую  презентацию, плакатов или антирекламу под девизом «Мы хотим жить!»       Постоянно развивается система дополнительного образования (Это тоже своеобразный  сильный инструмент отвлечения ребят от улицы, дурных компаний).  Ребята имеют  возможность посещать 18 коллективов: кружковая работа  по интересам, спортивные  секции,  художественно­музыкальные студии, творческие группы (кл.рук. Гросс С.В.,  Николаева Т.Н., Теплова Е.А., Родионова Н.Л., Павлова В.В.)                                   На базе нашей школы ежегодно проводится летняя оздоровительная кампания.  Профилактическая оздоровительная программа, которую реализовывали классные  руководители Сусина Е.А., Гулькис С.П., Стыценко Л.В., Быкова Л.С., Николаева Т.Н.,  Распутина Т.Г., Есипова Т.В., Павлова В.В., предусматривает подчинение всех культурно­ образовательных мероприятий общей цели: достижение максимального эффекта по  оздоровлению детей в период пребывания в школьном детском  оздоровительном лагере  «Непоседы».           На  протяжении всей летней смены ДОЛ «Непоседы»  очень тесно работает с детской  поликлиникой, которая и обеспечивала  комплекс медицинских профилактических  мероприятий (3 раза в неделю): праздники Здоровья, беседы, физио­терапевтические  процедуры, лечебно­физкультурные мероприятия, массаж, витамины, фиточай,  кислородный коктейль.      Результатом  деятельности МОУ «СОШ № 54» по данному направлению являются  ежегодные победы коллектива школы в городских конкурсах на лучшую организацию  первичной профилактики потребления ПАВ среди общеобразовательных школ города, что  говорит об активной  жизненной позиции наших классных руководителей, ребят и о их  убеждённости, что здоровье – это самое главное в жизни человека.      И  хотя компьютерная техника – это  всего лишь «железо», но именно оно сегодня  является тем инструментом, который помогает максимально эффективно и доступно  использовать ее  для  решения стратегической цели: создания условий  для формирования  психически здорового, социально­адаптивного, физически развитого школьника,  продемонстрировать опыт деятельности и достижений классных руководителей и  учащихся  школы. Итогом работы такого масштаба является выступление заместителя директора по ВР   Мелкомуковой И.Ш. на областном семинаре в                      г. Челябинске (февраль 2010)  «Инновационные технологии профилактики социально обусловленных заболеваний в  образовательной среде» с обобщением опыта работы школы                        от г.  Магнитогорска «Информационное пространство образовательного учреждения как  современное средство профилактической работы»      Следующий  важный аспект в воспитании личности подростка является подготовка  учащихся к труду и выбору профессии. Анализ работы показал, что все классные руководители на достаточном уровне проводят  работу по данному вопросу.      Профориентационная  работа в 9 ­ 11 классах в течение учебного года была направлена  на подготовку учащихся к продолжению образования. Классные руководители 9,11 классов вели наблюдения, выявляющие профессиональные способности учащихся, их интересы,  склонности, планы на будущее, кроме того, беседовали с родителями, учителями­ предметниками относительно способностей и усвоения учебного материала.       Итогом этого вида деятельности являлась первая научная конференция, проведённая  совместно с Домом творчества, Магу (факультет психологии), предпринимателями города, представителями творческих профессий, журналистами и т.д.       В современных условиях возрастает внимание к школе как социальной среде.      Образовательное учреждение  строит свою деятельность по предупреждению  правонарушений среди учащихся на основе Федерального закона «Об основах системы   профилактики  безнадзорности и правонарушений  среди несовершеннолетних». И вопрос о выполнении Закона «Об Образовании» на протяжении последних лет находится на особом  контроле.   Социальный статус семей учащихся школы      Администрацией школы и социальным педагогом Зеликовой Л.В. была проведена  координационно­методическая работа с классными руководителями, учителями­ предметниками, где было указано на необходимость результативного взаимодействия с психологом школы, социальным педагогам, в работе с «трудными» учащимися и  родителями, уклоняющимися от воспитания своих детей:  Изучение нормативной базы  Выявление и диагностирование учащихся с девиантным поведением, склонным к  пропускам уроков  Обеспечение занятости детей в технических кружках, художественно­эстетических  студиях, спортивных секциях Работа с инспектором ПДН (ежемесячно)  Школьная комиссия по профилактике правонарушений (ежемесячно)  Индивидуальные консультации с учащимися и их родителями (ежемесячно)   Проверка состояния работы классных руководителей, соц. педагога, школьного  психолога, учителей­предметников с учащимися, требующих индивидуального  подхода в обучении и воспитании (ежемесячно)  Оперативные совещания при директоре и завучах  Совещания при директоре «Отчеты классных руководителей, соц. педагога,  школьного психолога по итогам успеваемости и посещаемости».         Выработана единая система учёта детей, которые пытаются пропускать занятия,  учащихся с девиантным поведением. Сформирован банк данных о таких учащихся.         В школе ведется следующая профилактическая работа:  Принят план индивидуально­профилактической работы с несовершеннолетними.  Налажен учет пропусков занятий учащихся («Журналы пропусков занятий  учащихся»), что позволило принять вовремя индивидуально­профилактические  меры;  Ведется индивидуально­профилактическая работа по предупреждению  неуспеваемости и пропусков занятий;  Ведутся карточки (диагностические) индивидуально­профилактического учета  данной категории учащихся;  Ведется работа с учреждениями системы профилактики: КДН, управление  социальной защиты, органы опеки попечительства, ПДН РУВД Орджоникидзевского района   Выработана первичная система мер по отношению к родителям, не выполняющим  обязанности по воспитанию детей.         Об эффективности данной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетними говорят следующие показатели: 1. В течение учебного года в школе не было ни одного необучающегося подростка 2. Наблюдалась положительная динамика в работе с учащимися, состоящими на учёте  в ПДН (начало года – 6 человек, конец года – 1 человек). 3. На педагогическом учёте состояли в начале года – 6 человек, в конце года – 1  человек. 4. Проводилась целенаправленная работа по профилактике вредных привычек           5. Создан и работает Совет профилактики (12 заседаний).        Опыт работы социально­психологической службы обобщён и представлен Зеликовой  Л.В. на городском семинаре социальных педагогов (март 2010).       Группа риска (на конец учебного года)           Педагогическому коллективу школы удалось целесообразно организовать внеурочную  воспитательную работу с учащимися, включить абсолютное большинство учащихся в  разнообразные занятия по интересам в свободное от учебных занятий время. Охват  учащихся дополнительным образованием школы составил 82,1%. В течение учебного года, согласно плану, с целью повышения ответственности классных  руководителей за выполнение своих функциональных обязанностей, проводилось  инспектирование деятельности классных руководителей.      Текущая деятельность и анализ  отчётов по воспитательной работе классных  коллективов показал, что ведётся контроль за деятельностью классных коллективов,  работа классных руководителей регламентирована локальными актами ОУ, все классные  руководители достаточно ответственно относятся к своим функциональным обязанностям.      Особенно ценным в деятельности классного руководителя является творчество –  главное условие повышение качества  и эффективности деятельности класса и школы.  Следовательно происходит  профессиональной рост. А совместная деятельность, общение,  взаимопомощь способствует формированию нормального психологического климата в  коллективе;      На сегодняшний день все классные руководители владеют теоретическими  основами  работы с классным коллективом, принципами построения и анализа воспитательных  мероприятий, методикой планирования с учётом результатов работы класса.  Частично  классные руководители владеют методикой коллективно­творческих дел, применяют  инновационные технологии и передовой педагогический опыт, каждый классный  руководитель обеспечен раздаточным методическим материалом для его дальнейшей  деятельности:  Положение о классном руководителе в ОУ, ряд других положений;  Нормативные документы;  Инструкции по ТБ;  Программы;  Рабочая тетрадь классного руководителя (планирование, индивидуальная и  социальная карта учащегося, формы и работа с родителями, портфолио класса,  методическая копилка, самоанализ и самообразование, ………)       При анализе, обобщении, презентации педагогического опыта классных руководителей,  педагогической диагностики, оценивании профессионализма педагогов и школьников  используется ПОРТФОЛИО  как набор материалов, демонстрирующий умение классного  руководителя (учителя) решать задачи своей профессиональной деятельности.      Следует отметить, что при самооценке уровня профессиональной компетентности 62%  классных руководителей готовы к обмену практическим опытом и не испытывают  затруднений по вопросу методики и практики организации воспитательного процесса в  классе; 4,8% (1 классный руководитель) постоянно испытывает затруднения; 33,2%  ­  иногда испытывают затруднения. Таким образом, из проделанного анализа воспитывающей деятельности классных  руководителей МОУ «СОШ № 54» обозначаются ряд проблем, которые необходимо  решать в следующем учебном году: 1. Продолжить работу классных руководителей по использованию портфолио как  способа анализа, обобщения, презентации педагогического опыта, для оценки и  рефлексии деятельности класса 2. Продолжить работу по внедрению ИКТ в воспитательной деятельности классных  коллективов 3. На сайте школы организовать страницу воспитательной деятельности классных  коллективов (заполнять по графику 1 раз в четверть) 4. Совершенствовать процесс воспитания учащихся посредством моделирования и  построения воспитательных систем классов (с оформлением на сайте школы). Список литературы 1. Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса .­М.: Центр  «Педагогический поиск»,2001.­160с. 2. Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного процесса.  Критерии и инструментарий оценки (лекции с курсов ПК), Оханск, апрель, 2005 . 3. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.,  1998 . 4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4­ ое изд., дополн.­М.:ЦГЛ,2002.

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.