Использование ИКТ на уроках русского языка

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 18.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.
Иконка файла материала Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.doc
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. (из опыта работы учителя русского языка и литературы Рагузиной Г.И.)               В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны   давно. Тогда о компьютерных технологиях   никто   и   не   помышлял.   Но,   мне   кажется,   эти   слова   о   нём,   о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты,   учебник,   тетрадь,   в   лучшем   случае,   разрезные   карточки   для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал   к   художественным   произведениям.   Как   это   знакомо?   Теперь   на уроках   многих   учителей   это   картина   из   прошлого.   В   настоящее   время   на помощь   учителю   пришли   ИКТ,   которые   дают   возможность   оживить   урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. Чтобы организовать качественное   использование   ИКТ   на   уроке   необходимо   учителю   иметь достаточную   подготовку   в   области   использования   средств   ИКТ,   а   также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.  Своей целью при обучении русскому языку и литературе я сделала  повышение эффективности обучения.  Задачи:  • Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать  с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и  Интернета.  • Вырабатывать умение самостоятельно анализировать  материал, отбирать  главное, а затем использовать на уроке.  • Повышать мотивацию обучения, применяя ИКТ.        Информационные технологии не только облегчают доступ к информации,  открывают возможности вариативной учебной деятельности, её  индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по­новому, на болеесовременном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так,  чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне: 1. Реализовать идею развивающего обучения; 2. Повысить темп урока; 3. Сократить потери рабочего времени до минимума; 4. Увеличить   объем   самостоятельной   работы,   как   на   уроке,   так   и   при подготовке домашних заданий; 5. Сделать урок более ярким и увлекательным.  6. Создать     медиатеку, включающую в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков; 7. Повысить качество обучения;  8. Повысить интерес к изучению предмета. 9. Развивать   творческий   подход   к   окружающему   миру,   любознательность учащихся;  10.Формировать элементы информационной культуры;  11.Прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; 12. Поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;  13. Идти в ногу со временем. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать   их   участниками.   Компьютер   обладает   достаточно   широкими возможностями   для   создания   благоприятных   условий   для   работы   по осмыслению   орфографического   и   пунктуационного   правила.   В   своих презентациях   к   урокам   русского   языка   и   литературы   я   использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю   ученикам   некоторые   из   них   дополнить   или   создать   одну   из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Кроме   того,   я   демонстрирую   не   только   статичную   информацию,   но   иразличные   языковые   явления   в   динамике   с   применением   цвета,   графики, занимательности,   «оживления»   иллюстраций.   Построение   схем,   таблиц   в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание   обучающихся,   формируют   орфографическую   и   пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои ученики сами   и   предлагают   использовать   на   уроке),   иллюстраций,   рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок   интереснее   и   позволяют   начать   подготовку   к   ЕГЭ,   начиная   уже   с   5 класса. В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете,   составить   презентацию   (в   5­6   классах   совместно   с   учителем.) Очень   часто   в   свои   уроки   литературы   я   вставляю   видеоролики   из электронных   учебников,   музыкальные   произведения,   созданные   на   слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных   произведений?  Здесь   приходят   на   помощь   диски   с   записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном   объёме,   но   отдельные   эпизоды   всё   же   можно   использовать   и сопоставить   с   авторским   текстом,   тем   самым   включить   в   анализ литературного   произведения   даже   слабоуспевающих   учеников,   а   ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра.              Помню, какую бурю впечатлений в моем детстве вызывало посещение театра! Именно там, а не на уроках литературы в школе я узнала творчество Гоголя, Островского, Грибоедова, Чехова. У меня была такая возможность! А у моих учеников такой возможности нет! ИКТ и здесь приходят на помощь! Прочитать драматическое произведение это одно, а увидеть его на сцене – совсем другое. Теперь на уроке литературы есть возможность познакомиться с   театральными   постановками   великих   драматургов.   На   урок   пришёл «Ревизор»   Н.В.Гоголя,   «Гроза»   Н.А.   Островского,   «Вишневый   сад»А.П.Чехова. Не жалею времени на просмотр пьес в полной версии! Чтобы не «смазывать» впечатления от просмотренного приходится идти на изменение расписания   уроков,   иногда   занимать   уроки   отсутствующих   по   разным причинам учителей. Поверьте, это того стоит!  В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием   Интернета   необходимо   соблюдать   следующие требования:  • в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном   виде   предложены   сайты,   рекомендованные   для   выполнения данного задания. Ссылки на тематические ресурсы я сама нахожу, чаще всего, на сайте сетевого объединения методистов (СОМ) или ввожу фразу поиска в Yandex и Google. Это только кажется, что поисковая работа – это просто. На самом   деле   –   это   достаточно   сложно,   так   как   из   всего   многообразия предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и необходимое   «отделить плевел»; зёрна   от     –     • прежде чем предлагать задание ученикам, связанной с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно   представлять,   что   в   результате   он   должен   получить;   • нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним;   •   обеспечить   достаточный   ресурс   времени   для   выполнения   задания   (я   его предлагаю примерно за 1­3 недели до планируемого проведения урока, иногда больше);  • предупредить учеников о критериях оценивания работы; • показать практическую значимость выполняемого уч­ся задания, упомянув о том,   что   их   работы   могут   потом   использоваться   как   учебные   пособия   на уроках в других классах. Здесь же я чаще всего даю понятие об авторском праве,   а   после   того,   как   ученик   сдал   работу,   прошу   разрешения   для   еёиспользования;   •   список   тем   для   подобного   вида   работ   лучше   предложить   заранее   перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у уч­ся было право выбора;  • программа реализации задания Word, PowerPoint;  • объём работы.  Предлагаю   несколько   видов   работ,   которые   могут   выполнить   ученики   с использованием средств сети Интернет:  1.   Поиск   рецензии   на   какое­либо   литературное   произведение,   творчество поэта   или   писателя   определённого   литературного   направления.   2. Создание мультимедийной презентации. Сначала я готовила презентации в редакторе Power Point иллюстративного характера. Но на уроках русского языка они чаще нецелесообразны, так как нет красочного иллюстрационного материала,   фотографий.   Поэтому   я   стала   искать   другой   способ использования данной программы. Так появилось несколько работ.                                          Во­первых, это работа со схемами. При подготовке к уроку дома составляю презентацию со схемами, но только их основы, которые ученики заполняют   на   уроке   с   помощью   интерактивной   доски.   Одну   и   ту   же презентацию   можно   использовать   несколько   раз:   при   объяснении   нового материала, когда учитель заполняет сам, и для контроля знаний учащихся.                 Во­вторых, работа с текстами. С помощью таких презентаций удобно проверять словарные диктанты. Для этого на одном слайде появляется текст, в котором пропущены орфограммы или допущены ошибки. После написания работы учащиеся проверяют диктант по следующему слайду и выставляют себе   оценки,   критерии   которых   даны   на   следующем   слайде.   Данный   вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают   оценки.   Кроме   этого,   учащиеся   сами   создают   презентации   по заданным   лингвистическим   темам.   Сегодня   не   только   на   уроках   русскогоязыка, но и на уроках литературы чаще всего используется показ презентаций, проигрывание музыкальных композиций, просмотр видеофильмов.            Основная функция презентации – служить наглядным материалом. При помощи   проектора   на   экран   выводятся   цветные   портреты   писателей, иллюстрации   к   произведениям,   фотографии,   оживляющие   ход   урока, пробуждающие   в   обучающихся   интерес   к   литературным   произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя. Такая форма работы   позволяет   работать   сразу   со   всем   классом.   При   этом   презентация может   служить   как   основной   формой   проведения   урока   (когда   она   несет значительную   часть   информационной   нагрузки),   так   и   дополнительной   (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Допустима   и   индивидуальная   работа   учащихся   с   презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Ученики могут самостоятельно выбирать   скорость   прокрутки   слайдов,   иногда   возвращаясь,   иногда останавливаясь   на   выбранной   странице,   чтобы   законспектировать   нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом. Наиболее часто презентации используются на уроках изучении   биографии.   Данные   работы   обычно   представляют   набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и   творчеством;   а   также   несут   краткую   информацию   об   основных   этапах литературной деятельности и жизни. В отдельных случаях презентация бывает основой для урока заочной экскурсии. Кроме этого, презентации я использую как на уроках­ викторинах, так и в ходе проведения литературных гостиных. Для литературной гостиной важна определенная атмосфера на уроке, поэтому презентация может содержать музыкальные композиции и видеофрагменты. Я часто   использую   презентации   и   на   традиционных   уроках.   Обычно   такие работы   содержат   иллюстрации,   фотографии   театральных   постановок, отрывки   из   фильмов,   а   также   текстовую   вспомогательную   информацию.Вторая функция презентации – информативная. Цели урока, задания, вопросы,   большие   по   объему   тексты   можно   вывести   на   экран,   чтобы предоставить возможность учащимся самостоятельно работать с ними. А это важно,   так   как   старшеклассники   мало   читают   классическую   литературу.   В своей работе для уроков изучения художественных произведений, уроков изучения   основ   теории   и   истории   литературы,   уроков   развития   речи   я использую   как   готовые   презентации,   созданные   другими   учителями­ словесниками, так и свои. Ученики охотно создают презентации к урокам по историко­литературным   материалам.   Данные   уроки   посвящены   обзорным темам,   а   также   являются   вступительными   или   заключительными   к монографическим   темам.   Цель   уроков­презентаций   данного   вида   – подготовить   учащихся   к   вхождению   в   художественный   мир   произведения, создать условия для более эмоционального и информационного восприятия творчества писателя, поэта.  3.Подбор   картинок   или   фотографий   по   теме   с   комментариями   к   ним.   4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество   которых   будет   рассматриваться   на   предстоящем   уроке.   5.   Подготовка   словарной   работы.   В   Интернете   сейчас   есть   разнообразные словари,   справочники,   энциклопедии.   Для   этого   я   предлагаю,   например, Педагогический   http://dictionary.fio/ru\.   Можно,   предложить   сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке уч­ся.  6. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённыё с учителем материал доклада, сопровождаемый   иллюстрациями,   таблицами   на   слайдах   вполне   может заменить лекцию учителя. Я предпочитаю работу в содружестве – «учитель – ученик»:   доклад   ученика+презентация   учителя,  часто   очень   уч­ся  находим готовые презентации к урокам в Интернете и используем их. Использую всвоей   работе   такие   сайты: www.edu.doal.ru.    www.rusedu.ru,   www.openklass.ru, Ещё   один   из   приёмов   применяя   ИКТ   на   уроках   русского   языка   и литературы – это использование электронных учебников. В практике своей работы я использую  «Энциклопедию русской литературы», «Кирилл и Мефодий. Русский язык.5­11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕГЭ по русскому   языку»,   диски   MP3   c   записью   текстов   литературных произведений (И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов и др.) и многие другие.  Использование   ИКТ   на   уроках   литературы   и   русского   языка   можно представить схемой: Создание проектов, презентаций, работа в программе Microsoft Publisher требуют   от   учителя   творческого   подхода,   применения   исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.В   последние   годы   я   активно   внедряю   в   обучение  метод   проектов, который   позволяет   формировать   исследовательские   навыки   учащихся, активизировать   их   деятельность,   использовать   полученные   ими   знания   на практике.  Работа с программой Microsoft Publisher   позволяет получить реальный продукт   своей   деятельности   в   виде   газеты,   журнала,   книжки­малышки, буклета и т.д. Она используется для:    оформления результатов групповой работы;  выпуска газеты, информационного листка.  Много   дополнительного   материала   можно   найти   через  Интернет,   что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей,  рефератов  и т.д.    Прослушивание     художественной  литературы в электронном   варианте  выручает   тогда,   когда   учащиеся   не   могут   найти нужные   произведения   в   библиотеках   или   просто   им   легче   слушать,   чем читать.  Электронные  словари   и  энциклопедии  позволяют   мобильно   получить дополнительные знания и использовать их на уроке.  Применение   ИКТ   эффективно   при   подготовке   и проведении   учителем   школьной   лекции,   урока   ­ различных   форм   урока:   мультимедийной   наблюдения,   урока   ­   семинара,   урока   –   практикума,   урока   ­   виртуальной экскурсии.  В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник,  поэтому   эти  технологии   необходимо  использовать   в  комплексе   с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно  и  интересно.  Современный  педагог обязательно должен  научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно   из   главнейших   прав   ученика   –   право   на   качественное   образование.Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…» Список используемых ИКТ на уроках литературы и русского языка: 1. Презентации по литературе:  Пришвин М.М.«Кладовая солнца». Урок – игра.  Возвращение блудного сына  М.В. Ломоносов. Биография.  Биография А. Н. Островского.  Песни о Вов.  И. С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический  характер повести «Ася».  М.Ю. Лермонтов. Биография.  А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»  Экскурсия в Тарханы.  «Лучше иметь  груди кусочек человеческого сердца вместо  холодного камня». Нравственные уроки повести В.Г. Короленко  «Дети подземелья».   Подвиг отрока­киевлянина и хитрость воеводы Предтечи."  «Великий омут ежедневно вращающихся образов». (Изображение  поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души») и т.д. 2. Презентации по русскому языку:  Наука о языке  Сборник упражнений, формирующих коммуникативную  компетенцию.  Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.  По страницам отечественного языкознания…Портреты. Судьбы.  Имена и т.д.3. Документальные фильмы:  * А.С.Пушкин. Биография. (9 класс) * И.А. Крылов.(5 класс) * Н.М. Карамзин. (9 класс) * В.А. Жуковский «Светлана» * «Слово о полку Игореве». 4. Компакт – диски: * Русский язык. 5­7 классы – издательство «Учитель», 2010 * Русский язык. 5­6 классы; поурочные планы по учебникам М.Т. Баранова,  Т.А. Ладыженской и др. – издательство «Учитель», 2010. *Как правильно говорить по ­ русски? – интерактивное учебное пособие при  обучении культуре речи. * «Привет, Причастие!» Серия «1С: Школа» Платформа : 1С: Образование  3.0.  * «Большое Болдино. Прогулки с Пушкиным. Библиография: 1. Бабич И.Н.. Новые образовательные технологии в век информации \  Материалы XIV   Международной конференции «Применение новых  технологий в образовании". – Троицк: Фонд новых технологий в  образовании «Байтик». – 2003. – с.68­70.  Леведь И.Н.  «Афоризмы великих о…». Москва: «Дрофа».2007. с.12,  2. 34. 3. Н.Баловсяк «Видеосамоучитель создания реферата, курсовой, диплома  на компьютере (+ CD)»: Санкт­Петербург: «Питер». 2008. с. 43­44, 51.    4. Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в   системе образования / Под ред. Е.С. Полат. ­ М., 2000.Список образовательных ресурсов сети Интернет 1. Федеральные информационно­образовательные порталы:  ://   www  Федеральный портал «Российское образование»: http   .  school Российский общеобразовательный портал: http   ://   www    Федеральный портал «Информационно­коммуникационные технологии в   .  edu   .  edu   .  ru      .  ru      .  ict   .  edu  образовании» :  tp   ://   www  Министерство образования и науки РФ: http  Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:   ://   mon   .  gov   .  ru  .  ru    .  ru   /     .  edu   ://   school  ­  collection   http  Портал компании «Кирилл и Мефодий»: http  2. Средства массовой информации образовательной направленности: Учительская газета: http   ://   www  Газета «Первое сентября»: http  Большая перемена: сайт информационной поддержки ФЦПРО:   .  ug   ://   ps. 1 September.ru, http   ://   www   .  km   .  ru  .  ru  ://   dob. 1 september.ru  .  ru  .  ru  ://   www   ://   www   .  vestniknews    .  newseducation   http  Журнал «Вестник образования России»: http  3.  Издательства учебной литературы: Издательство «Просвещение»: http  Издательская фирма «Сентябрь»: http  4. Образовательные каталоги:   ://  vschool   Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: http    Образовательной системе «Школа 2100» посвящены материалы сайта:   .  ru      .  direkto    .   ru                ://   www   ://   www   .  prosv    .   km   г.   ru  ://   www   .  school  2100.     http  Приложение к электронному журналу «1 Сентября» «Фестиваль   ru педагогических идей. Открытый урок»: http   Бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование:   ://   festival    .  lsepteiiibcr    .  ru http   ://   www   .  uroki    .  net    /.  ru  ://   www  5.    Интернет – ресурсы для учащихся:  .  detgazeta  Детская газета: http    Википедия: свободная многоязычная энциклопедия: http   Педагогический энциклопедический словарь: http   Словари русского языка на портале «Грамота.ру»: http  Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля:     .  org  ://   ru   .  wikipedia    .  fio   .  ru  ://   dictionary  .  gramota    ://   slovari    .  ru     .  ru  .  agava    ://   vidahl http  Большая советская энциклопедия: http   .  ask  Морфемные и словообразовательные словари: http   Орфографические словари: http   .  coh  Интернет.    ://   www   .  rubicoh    ://   www   http   .  ru  .  ksu   ://   www   /   Рубикон. База данных сетевых   .  com  ://   www   .  traktat    .  com энциклопедий и словарей. Поиск.  http   ://   mega  .  km   /  ru   /    Mega/km/ru/  Коллекция  онлайновых энциклопедий      http://www.  everyday     информация по различным отраслям знаний, структурированная по рубрикам.  .  ua  Ноопортал – текстовая и табличная   .  com     http://www.  drofa      .  ru ­издательство «Дрофа» мультимедийные пособия.    http://www.  alleng      .  ru ­ образовательные ресурсы Интернета. http://  portal      ­  school    .  ru ­школьный портал. http://www.  allbest      .  ru ­ каталог ресурсов по предмету. Ссылки на цифровые образовательные ресурсы: http://www.school­collection.edu.ru   http://www.letopisi.ru  http://www.school.edu.ru/  http://www.int­edu.ru/http://www.ht.ru/tt/demo_ege.htm   http://www.ht.ru/tt/demo_ege.htm   http   ://   scholar  .  urc   .  ac   .  ru   /    http   ://   www   .  postupi    .  ru   /  index  .  html        http   ://   www   .  college    .  ru   /  InetSchool  /  first    .  html             .  holm   ://   school  .  redline  ://   www    http  http  http://www.museum­online.ru/  ­ музей живописи  .  ru   /  school  /   .  ru   /  education  /  school    .  htm       http://www.lib.com.ua/ ­ электронная библиотека http://www.litportal.ru/ ­ электронная библиотека http://www.aldebaran.ru/ ­ электронная библиотека http://www.stydenty.ru/ ­ банк рефератов http://www.author­edu.ru/ ­ Авторская Телекоммуникационная  Мультимедийная Образовательная Среда  http://www.ytchebnik.ru/ ­ образовательный портал http://edu.tsu.ru/ ­Образовательный портал ТГУ http://som.fio.ru/­ сетевое объединение методистов http://www.school.edu.ru/­Российский образовательный портал сайт ТОИПКРО  http://edu.tomsk.ru «Дистанционное образование»  http://planeta.edu.tomsk.ru ­областной портал «Школьная планета» http://www.it­n.ru – сеть творческих учителей www.eidos.ru/ ­ Центр дистанционного образования «Эйдос» http://www.college.ru/  ­ Открытый колледж http://www.bogucharmedia.narod.ru/ ­ Медиатекаhttp://urok.hut.ru/ ­ русский язык для школьников и преподавателей  www.gramota.ru ­ проверка правописания    ://   it  ­  n  .  ru   /  communities http  анимация кроссвордов    lib   =8074&  tmpl    _  no     =  lib ­   .  aspx    ?  cat  _  no   =5025&     Галереи. http://www.tretyakov.ru – Третьяковская галерея  Дополнительно: http://www.hermitage.ru ­Эрмитаж http://www.rusmuseum.ru ­ Русский музей http://www.museum.ru/gmii    http://www.artline.ru/ ­ галерея русских художников 20 века   ­ музей им. А.С. Пушкина