КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТИХВНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ ЛО «ТМК»)
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УР
________________Судакова Е.А.
План -конспект
бинарного практического занятия
Тема «Сестринская помощь и реабилитация при заболеваниях мочевыделительной системы»
ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» МДК.02.02 «Основы реабилитации»
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» ППССЗ базовая подготовка
Выполнили:
Молодцова Ирина Александровна,
преподаватель,
высшая квалификационная категория;
Федоренко Вера Александровна,
Адрес: 187553,
Ленинградская область,
г. Тихвин, ул. Борисова, д.2А
Телефон: (8-813-67)-78-194
Факс: (8-813-67)-71-967
Эл. почта: med-staff@yandex.ru
2018г.
г. Тихвин
Практическое занятие
ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)».МДК.02.02«Основы реабилитации»
Тема «Сестринская помощь и реабилитация при заболеваниях мочевыделительной системы»
(4 курс)
Дата проведения – 24.11.2018г.
Группа -41 СД, первая подгруппа, специальность 34.02.01 «Сестринское дело» базовая подготовка
Всего по списку – 13 чел., присутствуют – 13 чел.
Время проведения – 4 часа (180 минут).
Место проведения - кабинет ЛФК ГБПОУ ЛО «ТМК»; урологическое отделение ГБУЗ ЛО «ТМБ имени А.Ф. Калмыкова»
Тема «Сестринская помощь и реабилитация при заболеваниях мочевыделительной системы».
Цель занятия: Предметно-дидактическая: обобщение и систематизация знаний о заболеваниях мочевыделительной системы, об общих принципах реабилитации, развитие умения применять полученные знания на практике.
Задачи:
Обучающие - знают проблемы пациента; нарушенные потребности пациента; умеют выделить приоритетные и потенциальные проблемы пациента при заболеваниях мочевыделительной системы; составляют план сестринского вмешательства при ведении пациента с заболеванием мочевыделительной системы; представляют план реабилитационных и профилактических мероприятий на стационарном и амбулаторном этапах.
Развивающие – анализируют теоретический материал по теме «Сестринская помощь и реабилитация при заболеваниях мочевыделительной системы»; сравнивают и обобщают действия медицинской сестры в различных ситуациях при заболеваниях мочевыделительной системы; устанавливают причинно-следственные связи между причинами заболевания и проблемами пациента; формируют клиническое мышление; развивают интерес к учебной дисциплине; развивают самостоятельное мышление.
Воспитательные - убедить обучающихся в практической̆, жизненной̆, профессиональной̆ значимости действий медицинской сестры при оказании помощи пациентам с заболеваниями мочевыделительной системы; решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения по определению проблем пациента, обучающиеся продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии.
Ожидаемые результаты:
студент должен уметь:
ü Пользоваться медицинскими терминами;
ü Решать ситуационные задачи по выявлению проблем пациента;
ü Составлять план сестринских вмешательств;
ü Осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
ü Проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа
студент должен знать:
ü Причины заболеваний мочевыделительной системы;
ü Клинику заболеваний мочевыделительной системы;
ü Диагностику, принципы лечения по профилактике заболеваний мочевыделительной системы.
ü Виды, формы, средства и методы реабилитации.
Формируемые компетенции:
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
Общие компетенции:
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность. |
ОК 6. |
Работать
в коллективе и команде, эффективно общаться |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий. |
ОК 12. |
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
Тип занятия:
· по ведущей дидактической цели: занятие общеметодологической направленности;
· по характеру совместной деятельности: бинарный, комбинированный;
· по ведущему методу обучения: проблемный.
Методы обучения:
· основной: проблемный;
· Моделирование профессиональной деятельности (работа в малых группах, решение профессионально-ориентированных ситуационных задач
· дополнительные: работа в малых группах, беседа, объяснение, самостоятельная работа с пациентами, проверочная работа и др.
Внутридисциплинарные связи:
1. применяют теоретические знания на практике;
2. решают ситуационные задачи на применение полученных знаний. : связь с темой «Принципы построения частных методик в ЛФК»
Междисциплинарные:
· определяют область знаемого и незнаемого.
· МДК 04.01 Теория и практика сестринского дела, темы: Общение в сестринском деле, Сестринский процесс.
· МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала тема: Профилактика ВБИ.
· МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг тема: Инструментальные методы исследования. Техника измерения артериального давления.
· «Основы патологии», «Анатомия и физиология», «Сестринская помощь при заболеваниях органов мочевыделения»
Личностные:
· осознают роль значимости действий медицинской сестры при оказании помощи пациентам с заболеваниями мочевыделительной системы.
Средства обучения/Оборудование:
· информационные (учебник, презентация по теме «Сестринская помощь и реабилитация при заболеваниях мочевыделительной системы»)
· методические: раздаточные материалы с ситуационными задачами для совместной работы в малых группах; раздаточные материалы для выполнения комплекса лечебной гимнастики
· технические (мультимедийная техника).
Информационные источники:
Для обучающихся
Основная литература
Дополнительная литература
1. Епифанов В.А. Епифанов А.В. Медико-социальная реабилитация пациентов с различной патологией: учеб. пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов. -М.: ГЭОТАР-Медиа,2017
2. Пономаренко Г.Н. Медицинская реабилитация: учебник / Г.Н. Пономаренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2017
3. Еремушкин М.А. Основы реабилитации: учеб. пособие для студ. учреждений сред. мед. проф. образования / М.А. Еремушкин. -3-е изд., стер.-М. Издательский центр «Академия»,2013.
4. Организационные основы сестринского дела в реабилитации: учеб. пособие / Н. Г. Петрова [и др.]. - Санкт-Петербург:СпецЛит,2016.
Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Консультант студента»
1. Сестринская помощь при заболеваниях мочевыводящей системы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Сединкина Р.Г. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. – http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970421628.html
Для преподавателя
Ход бинарного занятия (представлен в таблице):
Этапы занятия |
Методы обучения |
Содержание деятельности |
оценка/само-оценка |
|
преподавателя |
студентов |
|||
1. Орга-низационный. Мотивация учебной деятельности |
Устное сообщение. |
кабинет ЛФК ГБПОУ ЛО «ТМК» |
|
|
Приветствуют обучающихся, проверяют их готовность к занятию, обращают внимание на их внешний вид, на санитарное состояние учебной комнаты. Проверяют готовность обучающихся к занятию, отмечают отсутствующих. Создают определенный психологический настрой. |
Приветствуют преподавателей, проверяют свою готовность к занятию. |
|||
2.Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний. |
Тестированное задание, тема «Заболевания мочевыделительной системы. Реабилитация при заболеваниях мочевыделительной системы» |
Выдают тест на бумажном носителе (приложение 1). Время выполнения – 10 мин.
Задает вопросы о возможных (настоящих, приоритетных. потенциальных) проблемах пациента, методах их разрешения при заболеваниях мочевыделительной системы (МВС). Задает вопросы о показаниях и противопоказаниях к применению ЛФК; о принципах составления лечебной гимнастики; процедуре массажа; диетотерапии. |
Отвечают на вопросы тестированного задания; сдают выполненные задания на проверку преподавателю.
Отвечают на вопросы преподавателей. |
Самостоятельная работа |
3. Постановка цели и задач занятия.
|
Беседа.
|
Задавая вопросы, подводят обучающихся к постановке цели занятия. Формулируют задачи занятия. |
Отвечая на вопросы, формулируют цель занятия.
|
|
4.Первичное закрепление - в знакомой ситуации |
Работа в парах.
|
Организуют работу студентов в парах. Каждой паре для решения выдается ситуационная задача по заболеванию МВС и составлению мероприятий по реабилитации пациентов с заболеванием МВС. |
Читают предложенные тексты, анализируют, выявляют проблемы, составляют план сестринских вмешательств и реабилитационных мероприятий.
|
Совместное обсуждение в группе.
|
4.Первичное закрепление - в измененной ситуации (применение ситуационных задач в стационаре). |
проблемный |
урологическое отделение ГБУЗ ЛО «ТМБ имени А.Ф. Калмыкова» |
самоконтроль |
|
Преподаватели общаются с пациентом для выявления проблем пациента с заболеванием МВС в присутствии группы студентов. Акцентируют внимание студентов на жалобах пациента, объективных данных при обследовании; на двигательной функции больного при заболевании МВС. Дают задание студентам измерить АД, подсчитать пульс, частоту дыхательных движений; определить наличие отеков, режим двигательной активности пациента. |
Внимательно слушают беседу преподавателей с пациентом. Ведут запись анамнеза пациента, измеряют артериальное давление, пульс, частоту дыхательных движений; определяют наличие отеков, режим двигательной активности пациента. |
|||
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа с пациентом в стационаре).
|
Проблемный Самостоя-тельная работа.
|
Организуют деятельность обучающихся по решению учебной проблемы: 1.на основе алгоритма сбора анамнеза, обследования пациента, определяют сестринские вмешательства в пределах своих полномочий. 2. предлагают самостоятельное решение задачи с последующим обсуждением выполненных заданий.
|
Студенты в паре самостоятельно беседуют с предложенным пациентом, собирая анамнез; выполняют обследования (измеряют артериальное давление, пульс, частоту дыхательных движений; определяют наличие отеков, режим двигательной активности пациента). На основе собранных данных дают рекомендации пациенту по профилактике осложнений заболевания МВС. |
Самопроверка/ взаимопроверка
|
|
|
кабинет ЛФК ГБПОУ ЛО «ТМК» |
Совместное обсуждение.
|
|
3.организуют коллективное обсуждение (в кабинете колледжа) – ролевая игра (медицинская сестра/пациент). |
Выбирают роль медсестры или пациента и на основе собранного материала (от больного) представляют решение ситуационных задач. |
|||
6. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению |
Беседа.
|
Организуют деятельность по записи д/з; дают инструктаж по его выполнению. |
Делают запись д/з, слушают инструктаж по выполнению д/з |
Совместное обсуждение. |
7. Рефлексия (подведение итогов)
|
Проверочная работа
|
Организуют деятельность обучающихся по решению ситуационных задач.
После выполнения проверочной работы обучающимися, благодарят всех за работу, просят оценить полученные знания. |
Решают предложенные ситуационные задачи (по одной) по вариантам (всего 2). Выполняют задание и сдают выполненное задание на проверку преподавателям. Слушают преподавателей, дают оценку новым знаниям. |
Оценка преподавателем.
Оценка обучающихся
|
Приложение
Тестированное задание, тема «Заболевания мочевыделительной системы. Реабилитация при заболеваниях мочевыделительной системы»
Тест
Выберите один правильный ответ:
1. Для проведения анализа мочи по Нечипоренко требуется:
А) 50 мл теплой мочи;
Б) 100-200 мл мочи из суточного количества;
В) 10-ти часовую порцию мочи;
Г) 3-5 мл мочи из средней порции.
2. Анализ мочи по Нечипоренко проводится для определения в 1мл:
А) белка, глюкозы, эритроцитов;
Б) билирубина, остаточного азота;
В) ацетона, глюкозы, мочевины;
Г) лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров
3. Для оценки функционального состояния почек проводится анализ мочи:
А) общий;
Б) по Зимницкому;
В) по Нечипоренко;
Г) бактериологический.
4. Проблемы пациента с острым пиелонефритом:
А) слабость, кожный зуд, артралгии;
Б) жажда, полиурия, полидипсия;
В) диспепсия, боль в правом подреберье
Г) боль в пояснице, дизурия, лихорадка.
5. Из диеты больного пиелонефритом необходимо исключить
А) углеводы, фрукты, овощи;
Б) белок, ржаной хлеб, рыбу;
В) жиры, сливки, масло;
Г) острое, соленое, копченое, жареное.
6. Заболевание, характеризующееся приступами боли в пояснице:
А) острый гломерулонефрит;
Б) хронический пиелонефрит;
В) мочекаменная болезнь;
Г) хронический гломерулонефрит.
7. Доврачебная помощь больному во время приступа почечной колики:
А) холод на поясничную область, обильное питье;
Б) горячая ванна, грелка на поясничную область;
В) ввести спазмолитики, наркотические анальгетики;
Г) катетеризация мочевого пузыря.
8. Не относятся к задачам ЛФК при пиелонефрите и гломерулонефрите:
А) снижение АД;
Б) улучшение кровоснабжения почек;
В) восстановление максимальной силы мышц туловища;
Г) повышение общего тонуса и улучшение психоэмоционального состояния больного.
9. Механизмы лечебного действия при пиелонефрите и гломерулонефрите:
А) увеличение площади рабочих поверхностей циркуляторного русла почек;
Б) усиливается эффективный почечный плазмоток и лимфоток;
В) улучшается отток крови от почек;
Г) всё перечисленное верно.
10. Не являются противопоказаниями к назначению ЛФК в хронической стадии пиелонефрите и гломерулонефрите:
А) уремия;
Б) повышение АД;
В) улучшение психоэмоционального состояния больного;
Г) верно А и Б.
Критерии оценки:
1 верный ответ – 1 балл
«5» - 10-9 баллов (90%).
«4» - 8 баллов (80%).
«3» - 7 баллов (70%).
«2» - 6 и менее правильных ответов.
Ситуационные задачи
Первичное закрепление - в знакомой ситуации
Задача№1
У пациента Ф 35 лет, находящегося на лечении по поводу хронического пиелонефрита, внезапно появились резкие боли в поясничной области справа, с иррадиацией в паховую область, половые органы, правое бедро.
Задание:
1.Определите и обоснуйте неотложное состояние, проблемы пациента.
2.Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
3. Определите противопоказания к ЛФК при данном заболевании.
4.Дайте рекомендации по диетотерапии .
Задача№2
Пациент М,58 лет, находится на лечении с диагнозом хронический пиелонефрит, хроническая почечная недостаточность, декомпенсация. Жалобы на слабость, утомляемость, сухость во рту, тошноту, периодическую рвоту, плохой аппетит и сон.
Задание:
1. Выявите проблемы пациента (настоящие, потенциальная, приоритетные)
2.Составьте план сестринских вмешательств
3. Определите режим двигательной активности для данного пациента.
4. Определите противопоказания к лечебной гимнастике.
Задача№3
Пациентка Ж., 23 года, жалуется на слабость, головную боль, тошноту, тупые боли в поясничной области, отеки на лице по утрам. Находится на стационарном лечении с диагнозом: острый диффузный гломерулонефрит.
Задание:
1. Выявите проблемы пациента (настоящие, потенциальная, приоритетные)
2.Составьте план сестринских вмешательств
3. Определите режим двигательной активности для данного пациента.
4. Дайте рекомендации по диетотерапии.
Задача№4
Больной С.,46 лет. Диагноз: хронический пиелонефрит в стадии ремиссии. Из анамнеза: болен около 15 лет, ежегодные обострения в холодное время года, выкуривает до одной пачки в день сигарет с фильтром.
Пришел на диспансерный осмотр в поликлинику.
Задание:
1. Определите проблемы пациента
2.Определите задачи ЛФК.
3.Дайте рекомендации по ЛФК
4.Составьте план профилактических мероприятий.
Задача№5
Больной М., 36 лет. Диагноз: Мочекаменная болезнь, симптоматическая гипертензия 1 степень, преимущественно церебральной формы. Рекомендованы занятия ЛФК, массаж, диетотерапия.
Задание:
1.Определите проблемы пациента
2.Какие средства ЛФК следует использовать при данном заболевании?
3.Обучите пациента динамическим ФУ, улучшающим периферическое кровообращение.
4.Определите задачи массажа.
Задача№6
Больной З., 64 года, находится на стационарном лечении по поводу аденомы предстательной железы, в урологическом отделении.
Диагноз: обострение хронического пиелонефрита, на фоне аденомы предстательной железы.
Пациент жалуется на боли в поясничной области, частое мочеиспускание, чувство неполного опорожнения мочевого пузыря, слабость струи недомогание, апатию.
Задание:
1.Установите приоритетные проблемы пациента.
2.Составьте план сестринских вмешательств.
3.Определите цели и составьте план реабилитации больного на данном этапе лечения.
4.Опишите методику проведения комплекса ЛФК при данной патологии и обозначьте роль физических упражнений в реабилитационном процессе.
Ситуационные задачи
Рефлексия - проверочная работа
Вариант №1
Задача
Пациентка О. 25 лет, обратилась к терапевту с жалобами на слабость, тупые боли в пояснице, иногда повышается АД, страдает хроническим гломерулонефритом.
Задание:
1. Выявите проблемы пациента (настоящие, потенциальная, приоритетные)
2.Составьте план сестринских вмешательств
3. Определите противопоказания к ЛФК в хронической стадии заболевания.
4.Назовите механизмы лечебного действия физических упражнений при данном заболевании.
Вариант№2
Задача
Пациент К.35 лет, обратился к терапевту с жалобами на частые и болезненные мочеиспускания в ночное время, тянущие боли в пояснице с правой стороны, головные боли, слабость, недомогание. Три дня назад отмечал повышение температуры до 37.4, ухудшение связывает с переохлаждением. В анамнезе - хронический пиелонефрит.
Задание:
1. Выявите проблемы пациента (настоящие, потенциальная, приоритетные)
2.Составьте план сестринских вмешательств
3. Определите противопоказания к ЛФК в хронической стадии заболевания.
4.Назовите механизмы лечебного действия физических упражнений при данном заболевании.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.