Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
План-конспект
теоретического занятия
«СМИ в нашей жизни (введение в образовательную программу)»
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности
«MEDIA STARt»
1-й год обучения
Выполнила:
педагог МБУДО ЦДТ:
Шакина Елена Юрьевна
2020
Теоретическое занятие по разделу «Введение в журналистику» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «MEDIA STARt» 1-й год обучения.
Тема занятия: «СМИ в нашей жизни (введение в образовательную программу)».
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: занятие-демонстрация, занятие-диалог, построено с применением мультимедийных технологий.
Методы и приемы:
- объяснительно-иллюстративный (иллюстрированный рассказ);
- демонстрационный (показ электронных презентаций с комментарием);
- диалоговое взаимодействие;
- самостоятельная работа в подгруппах.
Возраст: 12 – 17 лет
Время занятия: 2 академических часа (90 мин.)
Цели занятия
Обучающая:
Знакомство учащихся с видами СМИ (печатные, радио, телевидение, Интернет)
Формирование представлений о способах и принципах воздействия СМИ на людей.
Развивающая:
Развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности речи).
Развитие мышления (умение и стремление анализировать, критически мыслить, выделять главное, строить аналогии, сравнивать и обобщать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы).
Развитие умений пользоваться источниками информации, выделять главное, умений и навыков самостоятельной работы, умение эмоционально откликаться и выражать свое отношение к информации о СМИ и при выполнении упражнений на занятии.
Воспитывающая:
Воспитание потребности в достижении цели (личной и общественно значимой, самовоспитанию, формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессий в сфере СМИ: репортер, редактор, дизайнер, фотокорреспондент, корректор и т.д, формированию профессионально важных качеств личности.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
Дидактические пособия:
- электронная презентация «СМИ в нашей жизни»;
- карточки-задания для подгрупп по теме занятия;
- карточки с тестовым заданием;
- карточки с заданиями эмоджи.
Материалы и инструменты:
- ручки и листы для записи;
- ватман и маркеры.
Структура теоретического занятия по теме
«СМИ в нашей жизни (введение в образовательную программу»
№ п/п |
Деятельность педагога на занятии |
Время этапа занятия |
Деятельность учащихся
|
1.Организа-ционный момент |
Организационно-сообщающая: Проверка присутствующих, Проверка готовности к занятию. Сообщение темы занятия. |
5 мин. |
Исполнительская: подготовка к занятию
|
2.Знакомство |
Диагностическая: знакомство с учащимися |
15 |
Репродуктивная: выполнение тестового задания, работа в парах (упражнение). |
3.Актуализация опорных знаний |
Опрос учащихся на предмет их опорных знаний по данной теме |
20 мин. |
Репродуктивная: работа в подгруппах (запись основных положение по теме). |
4.Формирование новых знаний |
Объяснительная: формулировка основных положений темы. Демонстрация и иллюстрирование теоретических сообщений по теме. |
35 мин. |
Когнитивная: учебно-познавательная. Репродуктивная: работа в подгруппах (запись основных положение по теме). |
5.Подведение итогов |
Объяснительная, контролирующая |
10 мин. |
Когнитивная: учебно-познавательная. |
6.Домашнее задание |
Информационно-сообщающая: Выдает и объясняет домашнее задание |
5 мин. |
Исполнительская: записывают задание |
Примечание: каждые 45 минут перерыв на 10 минут |
Спецификация понятий (учебных элементов)
«СМИ в нашей жизни (введение в образовательную программу»
Опорные понятия |
Новые понятия |
№ п/п |
Название учебных элементов (понятий) |
+ |
|
1 |
СМИ (средства массовой информации) |
+ |
|
2 |
Печатные СМИ (журналы и газеты) |
+ |
|
3 |
Радио |
+ |
|
4 |
Телевидение |
+ |
|
5 |
Интернет |
|
+ |
6 |
Первоисточник |
|
+ |
7 |
Средства воздействия СМИ |
|
+ |
8 |
Единица воздействия СМИ |
|
+ |
9 |
Профессии в области СМИ |
План-конспект теоретического занятия
«СМИ в нашей жизни (введение в образовательную программу»
1. Организационный момент (5 минут)
Приветствие учащихся, проверка по списку и готовности учащихся.
Педагог: - Сегодня мы начинаем подробное знакомство со СМИ – средствами массовой информации, их ролью в нашей жизни. Со способами и принципами воздействия СМИ на людей. С профессиями в области СМИ.
2. Знакомство (15 минут)
Можно предположить, что здесь собрались не случайные люди, а те, у кого уже есть опыт работы в журналистике, в создании групп и сайтов Интернет, или те, кто хочет заниматься этой работой в школе. Так? Значит, давайте знакомиться.
- Перед вами анкета, нужно очень внимательно познакомиться с ней и заполнить ее на скорость. Первые 3 человека получат приз!
- И так, время пошло!
(Тест на внимательность. Приложение № 1)
- Молодцы! Как вы поняли, анкета была с подвохом. Это был тест на внимательность, качество, которое просто необходимо развивать человеку, работающему в средствах массой информации.
- Некоторым из вас есть над чем поработать. Но анкеты нужно собрать, они очень важны для нас – так как там есть полезная для дальнейшей работы информация.
Педагог: - Теперь я хочу, чтобы мы познакомились друг с другом подробнее. (Упражнение «Интервью» (Приложение №2)
3. Актуализация опорных знаний (20 минут)
Педагог:
Какие виды средств массовой информации существую в данное время?
Ответы учащихся: пресса – газеты и журналы, телевидение, радио и Интернет.
Педагог: - Правильно! И всеми этими средствами можно не просто доносить информацию, а еще и формировать общественное мнение людей.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (на доске) - говорил Натан Ротшильд еще в 1812 году. Он считал, что тот человек, кто первым владеет информацией, имеет огромное преимущество перед другими людьми, и не только в сфере бизнеса.
- Как и все в нашей жизни, так и информационно-медийное пространство (СМИ) имеют «прекрасное и безобразное» положительные и отрицательные стороны.
- Перед вами карточки – «крылатые» изречения о средствах массовой информации. Я предлагаю вам образно, но кратко объяснить или пояснить значение этих выражений, определяя положительную и отрицательную стороны. Так сказать, плюсы и минусы этих утверждений.
Работать будем небольшими подгруппами - нам нужно разделиться на три команды. Рассадить ребят и раздать карточки. На работу вам 5 минут. Команды работают.
- И так, команда № 1 – просим вас представить свое понимание данной фразы.
Ответы представителей команд, которых выбирают для выступления, сопровождают слайды электронной презентации (Приложение №3).
Слайд 1. СМИ – четвёртая власть
(+ В современном мире выделяют три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная. Четвертая ветвь власти приписывается СМИ, так как с их помощью можно формировать мировоззрения и настроение людей. Этим выражением подчеркивается важная роль средств массовой информации в жизни общества.
– Но имея реальную власть, СМИ могут, по заказу враждебно настроенных сил, сформировать ложное, далекое от истины мировоззрение.)
Слайд 2. СМИ – зеркало, в котором отражается наша жизнь
(+ Информация в СМИ должна быть правдивой, объективной, как отражение в зеркале.
- Некоторые СМИ ради рейтингов, как кривое зеркало в аттракционе намеренно искажают информацию или сильно приукрашают ее.)
Педагог: - Предоставляем слово второй команде.
Слайд 3. СМИ – прожектор, который освещает темные углы жизни общества
(+ СМИ должны объективно освещать жизнь, высвечивать тайны и предупреждать об опасности.
- СМИ намеренно заселяют умы людей негативом, запугивают людей)
Слайд 4. СМИ – средство манипулирования сознанием людей
(+ Положительная манипуляция средствами СМИ - примеры поступков достойных подражания, поддержка определенных социальных норм.
- Отрицательная – пропаганда посредственности, показ упрощенного, умственно неразвитого и морально не зрелого человека, как обще принятой нормы для общества. Манипуляция сознанием людей с помощью рекламы, подстегивая их к постоянным и часто ненужным тратам.)
Педагог: - Теперь шанс проявить себя предоставляется третьей команде.
Слайд 5. СМИ – средство развития, образования, творчества и развлечения
(+ СМИ знакомят аудиторию с полезной информацией в области образования и искусства, талантливыми, значимыми и интересными людьми, создают и усиливают авторитеты. Заполняют свободное время. Снижают чувство одиночества, отчужденности, способствуют сплоченности людей.
- Содействую резкому сужению круга реального общения, социальных контактов, ведут к пассивному досугу, замене активного действия созерцанием.)
Слайд 6. Интернет – самое быстрое СМИ, имеющее обратную связь
(+ Возможность получить очень быстро нужную информацию, оставить комментарий, получить ответ.
- Бесконтрольность пользования сетями, быстрое распространение ложной, компрометирующей, агрессивной и опасной информации.)
Педагог: - Молодцы! Хорошо поработали, настроили свое сознание на критичную и адекватную оценку.
4. Формирование новых знаний (35 минут)
Упражнение «Испорченный телефон» (Приложение 4).
Педагог: - Вывод напрашивается сам собой – не нужно принимать все на веру, всегда нужно мыслить критично, читать между строк. Чтобы пользователи вашего СМИ не разочаровались, публиковать нужно только достоверную информацию. И если не уверен в правдивости информации – обращайтесь к первоисточникам.
Что, или кто может служить первоисточником при проверке информации? Это:
1. - либо документ составленное рукой непосредственного участника событий: дневник, автобиография, письмо, юридический документ, отчет, протокол, деловая бумага, счет, газета и т.д.;
2. - либо виде съемка или фото репортаж запечатлевшие событие;
3. – либо официальный документ, являющийся первоисточником (результат исследования).
Документы – первоисточники можно найти в архивах и библиотеках.
- И так, чтобы привлечь свою аудиторию информация в СМИ должна быть обаятельно достоверной, а также эмоционально-выразительной и привлекательной.
- Скажите, какое выразительное средство у телевизионщиков?
Ответы учащихся
Педагог: - Да это кадр – картинка. Чтобы зрителю было интересно, картинка должна быть очень эмоциональной.
Какое средство выражения у радиожурналистов – это слово, чтобы привлечь внимание слушателей, речь должна быть какой?
Ответы учащихся
Педагог: - Конечно, тоже эмоциональной и красочной. А какое средство выражения у прессы?
Ответы учащихся
Педагог: - Правильно – текст и фотография.
Текст должен быть интересным, захватывающим внимание, а фотография должна иллюстрировать текст.
А интернет объединяет все эти выразительные средства + и эмоциональное подтверждение текста или слова – чем?
Ответы учащихся
Педагог: - Правильно, смайликами, эмоджи.
Теперь снова поработаем в группах. Каждая группа получит карточку с текстом, и вы напишите, нарисуете строчку из известной песни или стихотворения, которые я вам загадаю, с помощью известных смайликов.
У вас есть маркеры и бумага, задание и 5 минут на его выполнение.
Время пошло!
Отлично!
Теперь команда 1 показывает свой текст из смайлов, остальные пробуют отгадать, что это за фраза.
1. Первая строчка из песни о безоговорочной любви ко всем временам года. (У природы нет плохой погоды…)
2. Песня о неприятностях, поджидающих зимой подростка, и о благополучном и неожиданном решении этой проблемы.
(Маленькой ёлочке холодно зимой)
3. Начало стихотворения знаменитого классика о несовместимом, но чудесном сочетании в зимний день. (Мороз и солнце! День чудесный!)
Отлично!
Вы большие молодцы! Уверена, что у нас будет замечательный Медиа-Центр. Сфера деятельности нашего Медиа-Центра – это газета, группа в соцсети ВКонтакте и видеостудия.
Чтобы Медиа-Центр хорошо функционировал, нужно определиться с должностями и их функционалом в нем:
- в газете:
Редактор. Осуществляет руководство работой всего издательства; имеет решающий голос при определении тематики и содержания статей на редакционном совете; несёт ответственность за содержание и оформление статей; в случае необходимости оказывает помощь журналистам и фоторепортерам; готовит сценарий презентации своего издательства, представляет его на презентации.
Корреспондент. Собирает материалы для статей; вводит текст статей, оформляет и распечатывает их; имеет совещательный голос на редакционном совете.
Фотокорреспондент. По заданию редакции выполняет фоторепортажи, делает снимки героев или событий, обрабатывает их редакторах.
Корректор. Прочитывает весь текст газеты. Исправляет стилистические и орфографические ошибки.
Дизайнер. Подбирает иллюстрации или самостоятельно выполняет рисунки на компьютере для оформления статей; имеет совещательный голос на редакционном совете.
Верстальщик. Выполняет верстку газеты на компьютере в редакторах.
- в группе в соцсети:
Модератор. Может удалять добавленные пользователями материалы, управлять чёрным списком сообщества.
Редактор. Может писать от имени сообщества, добавлять, удалять и редактировать контент, обновлять главную фотографию, управлять рекламными записями.
Администратор. Может назначать и снимать администраторов, изменять название и адрес сообщества.
- в видеостудии:
Режиссер. Осуществляет руководство работой всей видеостудии; имеет решающий голос при определении тематики и содержания видео на редакционном совете; несёт ответственность за содержание и оформление видеопродукции; в случае необходимости оказывает помощь сценаристам-журналистам и операторам; готовит сценарий презентации своего издательства, представляет его на презентации.
Сценаристы-журналисты. Разрабатывает тему сценарный план видеосъемки.
Оператор-монтажер и звукооператор. Выполняет видеосъемку, монтирует в видео редакторах и выполняет звуковой монтаж.
- Подробно с деятельностью всех членов Медиа-Центра мы познакомимся на следующих занятиях.
5. Подведение итога занятия
Педагог: - Сегодня мы с вами определили место СМИ в жизни общества, нашей с вами жизни. Вспомнили виды СМИ. Кто готов их повторить?
Ответы учащихся
Педагог: - Какие условия должны соблюдаться СМИЮ чтобы быть привлекательными для пользователя?
Ответы учащихся
Педагог: - Что или кто будут являться первоисточником информации? И как ее проверить?
Ответы учащихся
Педагог: - Какие единицы эмоционального воздействия у печатных СМИ, телевидения, радио и Интернет?
Ответы учащихся
Педагог: - Молодцы!
6. Задание к следующему занятию:
Педагог: - И небольшое задание на дом - определиться с видом деятельности, которой хотел бы заниматься в нашем Медиа-центре (работа в газете, в группе ВК, в видеостудии).
- И творческое задание – придумать название нашего Медиа-центра.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.