ПЛАН-КОНСПЕКТ теоретического занятия «СМИ в нашей жизни (введение в образовательную программу)» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности
Оценка 4.6

ПЛАН-КОНСПЕКТ теоретического занятия «СМИ в нашей жизни (введение в образовательную программу)» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности

Оценка 4.6
Документация
docx
информатика +1
8 кл—11 кл
18.04.2021
ПЛАН-КОНСПЕКТ  теоретического занятия «СМИ в нашей жизни (введение в образовательную программу)» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности
Теоретическое занятие по разделу «Введение в журналистику» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности
Занятие Шакина СМИ в нашей жизни.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект

 

теоретического занятия

«СМИ в нашей жизни (введение в образовательную программу)»

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

социально-гуманитарной направленности

«MEDIA STARt»

1-й год обучения

 

 

 

 

Выполнила:

педагог МБУДО ЦДТ:

Шакина Елена Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

Теоретическое занятие по разделу «Введение в журналистику» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «MEDIA STARt» 1-й год обучения.

 

Тема занятия: «СМИ в нашей жизни (введение в образовательную программу)».

 

Тип занятия: комбинированное.

 

Форма занятия: занятие-демонстрация, занятие-диалог, построено с применением мультимедийных технологий.

 

Методы и приемы:

- объяснительно-иллюстративный (иллюстрированный рассказ);

- демонстрационный (показ электронных презентаций с комментарием);

- диалоговое взаимодействие;

- самостоятельная работа в подгруппах.

 

Возраст: 12 – 17 лет

Время занятия: 2 академических часа (90 мин.)

 

Цели занятия

Обучающая:

Знакомство учащихся с видами СМИ (печатные, радио, телевидение, Интернет)

Формирование представлений о способах и принципах воздействия СМИ на людей.

Развивающая:

Развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности речи).

Развитие мышления (умение и стремление анализировать, критически мыслить, выделять главное, строить аналогии, сравнивать и обобщать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы).

Развитие умений пользоваться источниками информации, выделять главное, умений и навыков самостоятельной работы, умение эмоционально откликаться и выражать свое отношение к информации о СМИ и при выполнении упражнений на занятии.

Воспитывающая:

Воспитание потребности в достижении цели (личной и общественно значимой, самовоспитанию, формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессий в сфере СМИ: репортер, редактор, дизайнер, фотокорреспондент, корректор и т.д, формированию профессионально важных качеств личности.

 

Оборудование:

- мультимедийное оборудование;

 

Дидактические пособия:

- электронная презентация «СМИ в нашей жизни»;

- карточки-задания для подгрупп по теме занятия;

- карточки с тестовым заданием;

- карточки с заданиями эмоджи.

 

Материалы и инструменты:

- ручки и листы для записи;

- ватман и маркеры.

 

 

Структура теоретического занятия по теме

«СМИ в нашей жизни (введение в образовательную программу»

№ п/п

Деятельность педагога на занятии

Время

этапа занятия

Деятельность учащихся

 

1.Организа-ционный момент

Организационно-сообщающая: Проверка присутствующих, Проверка готовности к занятию. Сообщение темы занятия.

5 мин.

Исполнительская: подготовка к занятию

 

2.Знакомство

Диагностическая: знакомство с учащимися

15

Репродуктивная: выполнение тестового задания, работа в парах (упражнение).

3.Актуализация опорных знаний

Опрос учащихся на предмет их опорных знаний по данной теме

20 мин.

Репродуктивная: работа в подгруппах (запись основных положение по теме).

4.Формирование новых знаний

Объяснительная: формулировка основных положений темы. Демонстрация и

иллюстрирование теоретических сообщений по теме.

35 мин.

Когнитивная: учебно-познавательная.

Репродуктивная:  работа в подгруппах (запись основных положение по теме).

5.Подведение итогов

Объяснительная,

контролирующая

10 мин.

Когнитивная: учебно-познавательная.

6.Домашнее задание

Информационно-сообщающая: Выдает и объясняет домашнее задание

5 мин.

Исполнительская: записывают задание

Примечание: каждые 45 минут перерыв на 10 минут

 

 

 

Спецификация понятий (учебных элементов)

«СМИ в нашей жизни (введение в образовательную программу»

 

Опорные понятия

Новые понятия

п/п

Название учебных

элементов (понятий)

+

 

1

СМИ (средства массовой информации)

+

 

2

Печатные СМИ (журналы и газеты)

+

 

3

Радио

+

 

4

Телевидение

+

 

5

Интернет

 

+

6

Первоисточник

 

+

7

Средства воздействия СМИ

 

+

8

Единица воздействия СМИ

 

+

9

Профессии в области СМИ

 

 

 

План-конспект теоретического занятия

«СМИ в нашей жизни (введение в образовательную программу»

 

1.                 Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся, проверка по списку и готовности учащихся.

Педагог: - Сегодня мы начинаем подробное знакомство со СМИ – средствами массовой информации, их ролью в нашей жизни. Со способами и принципами воздействия СМИ на людей. С профессиями в области СМИ.

2.     Знакомство (15 минут)

Можно предположить, что здесь собрались не случайные люди, а те, у кого уже есть опыт работы в журналистике, в создании групп и сайтов Интернет, или те, кто хочет заниматься этой работой в школе. Так? Значит, давайте знакомиться.

- Перед вами анкета, нужно очень внимательно познакомиться с ней и заполнить ее на скорость. Первые 3 человека получат приз!

-  И так, время пошло!

(Тест на внимательность. Приложение № 1)

- Молодцы! Как вы поняли, анкета была с подвохом. Это был тест на внимательность, качество, которое просто необходимо развивать человеку, работающему в средствах массой информации.

-  Некоторым из вас есть над чем поработать. Но анкеты нужно собрать, они очень важны для нас – так как там есть полезная для дальнейшей работы информация.

Педагог: - Теперь я хочу, чтобы мы познакомились друг с другом подробнее. (Упражнение «Интервью» (Приложение №2)

 

3.                 Актуализация опорных знаний (20 минут)

Педагог:

Какие виды средств массовой информации существую в данное время?

Ответы учащихся: пресса – газеты и журналы, телевидение, радио и Интернет.

Педагог: - Правильно! И всеми этими средствами можно не просто доносить информацию, а еще и формировать общественное мнение людей.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (на доске) - говорил Натан Ротшильд еще в 1812 году. Он считал, что тот человек, кто первым владеет информацией, имеет огромное преимущество перед другими людьми, и не только в сфере бизнеса.

- Как и все в нашей жизни, так и информационно-медийное пространство (СМИ) имеют «прекрасное и безобразное» положительные и отрицательные стороны.

- Перед вами карточки – «крылатые» изречения о средствах массовой информации. Я предлагаю вам образно, но кратко объяснить или пояснить значение этих выражений, определяя положительную и отрицательную стороны.  Так сказать, плюсы и минусы этих утверждений.

Работать будем небольшими подгруппами - нам нужно разделиться на три команды. Рассадить ребят и раздать карточки. На работу вам 5 минут. Команды работают.

- И так, команда № 1 – просим вас представить свое понимание данной фразы.

Ответы представителей команд, которых выбирают для выступления, сопровождают слайды электронной презентации (Приложение №3).

Слайд 1. СМИ – четвёртая власть

 (+ В современном мире выделяют три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная. Четвертая ветвь власти приписывается СМИ, так как с их помощью можно формировать мировоззрения и настроение людей. Этим выражением подчеркивается важная роль средств массовой информации в жизни общества.

– Но имея реальную власть, СМИ могут, по заказу враждебно настроенных сил, сформировать ложное, далекое от истины мировоззрение.)

Слайд 2. СМИ – зеркало, в котором отражается наша жизнь

(+ Информация в СМИ должна быть правдивой, объективной, как отражение в зеркале.

- Некоторые СМИ ради рейтингов, как кривое зеркало в аттракционе намеренно искажают информацию или сильно приукрашают ее.)

Педагог: -  Предоставляем слово второй команде.

Слайд 3. СМИ – прожектор, который освещает темные углы жизни общества

 (+ СМИ должны объективно освещать жизнь, высвечивать тайны и предупреждать об опасности.

- СМИ намеренно заселяют умы людей негативом, запугивают людей)

Слайд 4. СМИ – средство манипулирования сознанием людей

(+ Положительная манипуляция средствами СМИ - примеры поступков достойных подражания, поддержка определенных социальных норм.

-  Отрицательная – пропаганда посредственности, показ упрощенного, умственно неразвитого и морально не зрелого человека, как обще принятой нормы для общества. Манипуляция сознанием людей с помощью рекламы, подстегивая их к постоянным и часто ненужным тратам.)

Педагог: -  Теперь шанс проявить себя предоставляется третьей команде.

Слайд 5. СМИ – средство развития, образования, творчества и развлечения

(+ СМИ знакомят аудиторию с полезной информацией в области образования и искусства, талантливыми, значимыми и интересными людьми, создают и усиливают авторитеты. Заполняют свободное время. Снижают чувство одиночества, отчужденности, способствуют сплоченности людей.

- Содействую резкому сужению круга реального общения, социальных контактов, ведут к пассивному досугу, замене активного действия созерцанием.)

Слайд 6. Интернет – самое быстрое СМИ, имеющее обратную связь

(+ Возможность получить очень быстро нужную информацию, оставить комментарий, получить ответ.

- Бесконтрольность пользования сетями, быстрое распространение ложной, компрометирующей, агрессивной и опасной информации.)

Педагог: - Молодцы! Хорошо поработали, настроили свое сознание на критичную и адекватную оценку.

 

4.                 Формирование новых знаний (35 минут)

Упражнение «Испорченный телефон» (Приложение 4).

Педагог: - Вывод напрашивается сам собой – не нужно принимать все на веру, всегда нужно мыслить критично, читать между строк. Чтобы пользователи вашего СМИ не разочаровались, публиковать нужно только достоверную информацию. И если не уверен в правдивости информации – обращайтесь к первоисточникам.

Что, или кто может служить первоисточником при проверке информации? Это:

1.                 - либо документ составленное рукой непосредственного участника событий: дневник, автобиография, письмо, юридический документ, отчет, протокол, деловая бумага, счет, газета и т.д.;

2.                 - либо виде съемка или фото репортаж запечатлевшие событие;

3.                 – либо официальный документ, являющийся первоисточником (результат исследования).

Документы – первоисточники можно найти в архивах и библиотеках.

 - И так, чтобы привлечь свою аудиторию информация в СМИ должна быть обаятельно достоверной, а также эмоционально-выразительной и привлекательной.

- Скажите, какое выразительное средство у телевизионщиков?

Ответы учащихся

Педагог: - Да это кадр – картинка. Чтобы зрителю было интересно, картинка должна быть очень эмоциональной.

Какое средство выражения у радиожурналистов – это слово, чтобы привлечь внимание слушателей, речь должна быть какой? 

Ответы учащихся

Педагог: - Конечно, тоже эмоциональной и красочной. А какое средство выражения у прессы?

Ответы учащихся

Педагог: - Правильно – текст и фотография.

Текст должен быть интересным, захватывающим внимание, а фотография должна иллюстрировать текст.

А интернет объединяет все эти выразительные средства + и эмоциональное подтверждение текста или слова – чем?

Ответы учащихся

Педагог: - Правильно, смайликами, эмоджи.

Теперь снова поработаем в группах. Каждая группа получит карточку с текстом, и вы напишите, нарисуете строчку из известной песни или стихотворения, которые я вам загадаю, с помощью известных смайликов.

 У вас есть маркеры и бумага, задание и 5 минут на его выполнение.

Время пошло!

Отлично!

Теперь команда 1 показывает свой текст из смайлов, остальные пробуют отгадать, что это за фраза.

1.                 Первая строчка из песни о безоговорочной любви ко всем временам года. (У природы нет плохой погоды…)

2.                 Песня о неприятностях, поджидающих зимой подростка, и о благополучном и неожиданном решении этой проблемы.

(Маленькой ёлочке холодно зимой)

3.                 Начало стихотворения знаменитого классика о несовместимом, но чудесном сочетании в зимний день. (Мороз и солнце! День чудесный!)

Отлично!

Вы большие молодцы! Уверена, что у нас будет замечательный Медиа-Центр. Сфера деятельности нашего Медиа-Центра – это газета, группа в соцсети ВКонтакте и видеостудия.

Чтобы Медиа-Центр хорошо функционировал, нужно определиться с должностями и их функционалом в нем:

- в газете:

Редактор. Осуществляет руководство работой всего издательства; имеет решающий голос при определении тематики и содержания статей на редакционном совете; несёт ответственность за содержание и оформление статей; в случае необходимости оказывает помощь журналистам и фоторепортерам; готовит сценарий презентации своего издательства, представляет его на презентации.

 Корреспондент. Собирает материалы для статей; вводит текст статей, оформляет и распечатывает их; имеет совещательный голос на редакционном совете.

Фотокорреспондент. По заданию редакции выполняет фоторепортажи, делает снимки героев или событий, обрабатывает их редакторах.

Корректор. Прочитывает весь текст газеты. Исправляет стилистические и орфографические ошибки.

Дизайнер.  Подбирает иллюстрации или самостоятельно выполняет рисунки на компьютере для оформления статей; имеет совещательный голос на редакционном совете.

Верстальщик. Выполняет верстку газеты на компьютере в редакторах.

- в группе в соцсети:

Модератор. Может удалять добавленные пользователями материалы, управлять чёрным списком сообщества.

Редактор. Может писать от имени сообщества, добавлять, удалять и редактировать контент, обновлять главную фотографию, управлять рекламными записями.

Администратор. Может назначать и снимать администраторов, изменять название и адрес сообщества.

- в видеостудии:

Режиссер. Осуществляет руководство работой всей видеостудии; имеет решающий голос при определении тематики и содержания видео на редакционном совете; несёт ответственность за содержание и оформление видеопродукции; в случае необходимости оказывает помощь сценаристам-журналистам и операторам; готовит сценарий презентации своего издательства, представляет его на презентации.

Сценаристы-журналисты. Разрабатывает тему сценарный план видеосъемки.

Оператор-монтажер и звукооператор. Выполняет видеосъемку, монтирует в видео редакторах и выполняет звуковой монтаж.

- Подробно с деятельностью всех членов Медиа-Центра мы познакомимся на следующих занятиях.

5. Подведение итога занятия

Педагог: - Сегодня мы с вами определили место СМИ в жизни общества, нашей с вами жизни. Вспомнили виды СМИ. Кто готов их повторить?

Ответы учащихся

Педагог: - Какие условия должны соблюдаться СМИЮ чтобы быть привлекательными для пользователя?

Ответы учащихся

Педагог: - Что или кто будут являться первоисточником информации? И как ее проверить?

Ответы учащихся

Педагог: - Какие единицы эмоционального воздействия у печатных СМИ, телевидения, радио и Интернет?

Ответы учащихся

Педагог: - Молодцы!

 

6. Задание к следующему занятию:

Педагог: - И небольшое задание на дом - определиться с видом деятельности, которой хотел бы заниматься в нашем Медиа-центре (работа в газете, в группе ВК, в видеостудии).

- И творческое задание – придумать название нашего Медиа-центра.

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

Теоретическое занятие по разделу «Введение в журналистику» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «MEDIA

Теоретическое занятие по разделу «Введение в журналистику» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «MEDIA

Дидактические пособия: - электронная презентация «СМИ в нашей жизни»; - карточки-задания для подгрупп по теме занятия; - карточки с тестовым заданием; - карточки с заданиями…

Дидактические пособия: - электронная презентация «СМИ в нашей жизни»; - карточки-задания для подгрупп по теме занятия; - карточки с тестовым заданием; - карточки с заданиями…

Спецификация понятий (учебных элементов) «СМИ в нашей жизни (введение в образовательную программу»

Спецификация понятий (учебных элементов) «СМИ в нашей жизни (введение в образовательную программу»

Можно предположить, что здесь собрались не случайные люди, а те, у кого уже есть опыт работы в журналистике, в создании групп и сайтов

Можно предположить, что здесь собрались не случайные люди, а те, у кого уже есть опыт работы в журналистике, в создании групп и сайтов

Как и все в нашей жизни, так и информационно-медийное пространство (СМИ) имеют «прекрасное и безобразное» положительные и отрицательные стороны

Как и все в нашей жизни, так и информационно-медийное пространство (СМИ) имеют «прекрасное и безобразное» положительные и отрицательные стороны

СМИ должны объективно освещать жизнь, высвечивать тайны и предупреждать об опасности

СМИ должны объективно освещать жизнь, высвечивать тайны и предупреждать об опасности

Педагог: - Вывод напрашивается сам собой – не нужно принимать все на веру, всегда нужно мыслить критично, читать между строк

Педагог: - Вывод напрашивается сам собой – не нужно принимать все на веру, всегда нужно мыслить критично, читать между строк

А интернет объединяет все эти выразительные средства + и эмоциональное подтверждение текста или слова – чем?

А интернет объединяет все эти выразительные средства + и эмоциональное подтверждение текста или слова – чем?

Корреспондент. Собирает материалы для статей; вводит текст статей, оформляет и распечатывает их; имеет совещательный голос на редакционном совете

Корреспондент. Собирает материалы для статей; вводит текст статей, оформляет и распечатывает их; имеет совещательный голос на редакционном совете

Оператор-монтажер и звукооператор

Оператор-монтажер и звукооператор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2021