|
Тема: «Общее устройство автомобиля»
Цель: Познакомить учащихся с устройством автомобиля.
Задачи:
1. Образовательная: познакомить учащихся с устройством автомобиля.
2. Воспитательная: воспитание у учащихся сознательного отношения к правильной эксплуатации узлов и агрегатов автомобиля.
3. Развивающая: формировать навыки самостоятельной творческой работы с узлами и агрегатами автомобиля.
Тип урока: комбинированный.
Место: Кабинет автомобильной подготовки.
Материально-техническое обеспечение:
1. Презентация «Устройство автомобиля».
Квалификационные требования:
Учащиеся должны знать:
- общую компоновку автомобиля,
- основные части автомобиля,
- основные узлы и агрегаты автомобиля.
План-конспект урока
Структурная часть |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
Цели |
1. Организационный момент – 1 мин. |
Приветствует учащихся, отмечает в журнале отсутствующих. |
Учащиеся приветствуют преподавателя, командир помогает преподавателю отметить отсутствующих. |
Подготовка учащихся к работе на занятии, включение учащихся в деловой ритм. |
2. Актуализация опорных знаний через опрос учащихся – 4 мин. |
Ребята, скажите, пожалуйста: 1. Что означает слово автомобиль?
|
Учащиеся отвечают на заданные преподавателем вопросы.
|
Выяснение степени ознакомления с устройством автомобиля.
|
3. Мотивация учебной деятельности – 1 мин. |
Итак, ребята, мы с вами вспомнили, что такое автомобиль. А сегодня рассмотрим устройство автомобиля более детально и подробно. |
Учащиеся внимательно слушают преподавателя. |
Организация внимания учащихся, обеспечение восприятия нового материала. |
4. Изучение нового материала – 25 мин. |
Итак, тема нашего занятия: «Устройство автомобиля».
Цель, которая будет стоять перед нами — разобраться, каково устройство автомобиля?
Я надеюсь, что ответ на этот вопрос вы найдете в течение нашего занятия.
«Ребята, как вы думаете, из каких основных частей состоит автомобиль?»
Автомобиль состоит из трёх основных
частей: б) ходовая часть; в) механизмы управления.
Общая компоновка легкового автомобиля безрамной конструкции с приводом на задние колёса показана на рис. 1.1.
1. КУЗОВ Кузова легковых автомобилей по большей части имеют несущую конструкцию, которая предполагает крепление основных узлов и агрегатов непосредственно к его корпусу. Немногим реже встречаются легковые автомобили, имеющие кузов с несущим основанием, подрамником (передним и/или задним) или рамную конструкцию. Кузов несущей
конструкции получил распространение
с 50-х годов прошлого столетия.
Узлы собраны из кузовных элементов (деталей).
Узлы
собраны из кузовных элементов (деталей). К первичным несущим элементам и узлам
кузова относятся главные лонжероны, основной поперечный лонжерон, стойки
дверей и места креплений (двигателя, КП, подвесок, амортизационных стоек,
опор педали тормоза, дверных петель и замков, буксирного устройства). Большинство автомобилей имеет несущие кузова бескаркасной конструкции. Такой кузов обычно имеет стальной или полиметаллический неразъёмный корпус, к которому прикреплены капот двигателя, крышка багажника, двери, крылья и детали декоративного оформления (облицовка радиатора, передний и задний бамперы, накладки и т.п.). В двухобъёмных кузовах (универсал, хэтчбек) крышкой багажника служит задняя дверь. Такие кузова имеют относительно меньшую жёсткость, большие размеры и сложность пространственных форм деталей. Жёсткость несущего кузова обеспечивается образованием специальных профилей из штампованных деталей, которые при соединении создают закрытые коробчатые сечения. Долговечность кузова зависит от его конструкции и условий эксплуатации и
составляет 5 – 10 лет и более, до наступления предельного состояния. «Ребята, а есть ли различия между различными типами кузовов?»
Тип кузова определяется числом функциональных отсеков
(объёмов), отделённых друг от друга стационарными перегородками (панелями), и
конструктивным исполнением. Изготовителями выпускаются автомобили с трёх,
двух и однообъёмными кузовами. Краткий обзор некоторых типов кузовов. Лимузин (от лат. limes – закрытый, ограниченный) – трёхобъёмный (на базе седана), или двухобъёмный (на базе универсала) кузов, со стеклянной перегородкой между водителем и пассажирами, закрытого типа, но иногда со сдвигающейся крышей. Кузовом комплектуются автомобили представительского класса; Седан – закрытый кузов легкового автомобиля. В классическом исполнении имеет четыре двери, центральную стойку и три чётко выраженных объёма — моторный отсек, пассажирский салон и багажник. Багажник структурно отделён от пассажирского салона; Купе (от фр. coupes – укороченный, купированный) – закрытый кузов легкового автомобиля. В классическом исполнении имеет три чётко выраженных объёма — моторный отсек, пассажирский салон и багажник. Багажник структурно отделён от пассажирского салона. От седана отличается меньшим объёмом пассажирского отделения (иногда, только для одного переднего пассажира и водителя ) и двухдверным исполнением; Хетчбек (от англ. hatchback от hatch — люк и back — сзади) – закрытый двухобъёмный кузов с укороченным задним свесом, где пассажирский салон объединён с багажным отсеком. Крыша салона продлена до заднего габарита и в задней части, как правило, скошена. Имеет три или пять дверей. Одна из дверей – задняя, служит для доступа в багажник. Багажник может быть функционально отделён от салона специальной крышкой; Универсал (от лат. universalis - общий) – закрытый, двухобъёмный кузов легкового автомобиля. Пассажирский салон объединён с багажным отделением. Имеет, как правило, пять дверей. Пятая дверь – задняя, для доступа в багажное отделение. Крыша салона продлена до заднего габарита. От хэтчбэка отличается увеличенным задним свесом и отсутствием задней кузовной панели, что облегчает пользование грузовым отсеком (погрузку и разгрузку); Кабриолет (от фр. cabriolet) – кузов с
откидывающимся верхом, на базе седана, т.е. в классическом исполнении –
трёхобъёмный, четырёхдверный, с числом посадочных мест – от 4-х, но чётких
градаций не существует. Откидывающийся верх выполняется из полотна или
пластика. Родстер - открытый кузов на базе купе; Фаэтон - открытый кузов на базе четырёх дверного универсала; Тарга - открытый кузов на базе купе с задним стеклом и дугой безопасности; Пикап (от англ. pick-up -
поднимать, отрывать, подвозить) — двухобъёмный кузов легкового автомобиля
коммерческого назначения с открытой грузовой платформой, которая структурно
отделёна от пассажирского салона стационарной перегородкой.
Рамная конструкция кузова Рама является
самостоятельным узлом автомобиля и выполняет функцию несущей конструкции. На
раму крепятся все части и механизмы автомобиля, включая кабину и кузов. Рама
воспринимает все силы, возникающие при движении автомобиля. Пространственные рамы – применяются в кузовах, воспринимающих большие нагрузки (например, спортивные автомобили); X – образные рамы – находят применение в автомобилях повышенной проходимости и удобны для независимой подвески каждого колеса; Хребтовые рамы – представляют собой основание в виде «трубы» с поперечными траверсами; Лонжеронные рамы – наиболее распространены среди несущих конструкций как легковых, так и грузовых автомобилей (см. рис 1.5.). Такая рама состоит из двух продольных балок прямоугольного профиля – лонжеронов и некоторого числа поперечин (траверс). Элементы рамы скреплёны между собой сваркой и/или клёпкой.
Конструкцию с несущим основанием образуют элементы несущей рамы, соединенные с профильными элементами панели пола. Полученное таким образом основание, представляет собой отдельный узел автомобиля. Несущий кузов с подрамником Конструкция состоит из базовой части кузова и подрамника, расположенного обычно в передней части кузова (иногда, и спереди и сзади). Подрамник по своей сути является той же рамой, но меньшего (укороченного) размера, крепится к кузову болтами и может меняться при повреждении. «Ребята, а каким требованиям безопасности отвечает кузов автомобиля?»
1. 2. Требования к безопасности кузовов легковых автомобилей 1.2.1. Активная безопасность К конструктивным мероприятиям, повышающим активную безопасность кузова и автомобиля в целом, относятся мероприятия, которые снижают вероятность возникновения ДТП, например: увеличение площади остекления и улучшение обзора, улучшение функциональности органов управления и комфортабельности салона, повышение эффективности светотехнических устройств и др. 1.2.2. Пассивная безопасность Мероприятия пассивной
безопасности призваны уменьшить тяжесть последствий при ДТП для водителей и
пассажиров. Важную роль в конструкции безопасного кузова играют бамперы. Бампер должен уберечь кузов от повреждения при наезде на неподвижное препятствие со скоростью до 8 км/час, а если бампер имеет энергопоглощающие амортизационные элементы (пружинные, гидравлические или пневматические) – до 20 км/час. К элементам интерьера кузова, повышающих пассивную безопасность, относят энергопоглощающую рулевую колонку, усиленный передний подоконный пояс, усиленные надоконные балки, травмобезопасные двери и сиденья, углубления для ручек дверей и стеклоподъёмников и т.п. «Ребята, а знаете ли Вы как классифицируются автомобили?» 1.3. Классификация автомобильного транспорта 1.3.1. Классификация автомобильного транспорта в России В СССР действовали Единые отраслевые нормы (ОН 025270-66 от 1966 г), регламентирующие деление автомобилей на классы в зависимости от объёма двигателя (в сантиметрах кубических.) и сухой массы (т.е. массы автомобиля без груза и пассажиров), а также — соответствующую номенклатуру обозначений моделей, единую для всех автозаводов страны. В соответствии с
Отраслевыми нормами, класс и тип автомобиля входят в обозначение модели. Например:
«Ребята, скажите, пожалуйста, что такое шасси?» 2. ШАССИ Шасси легкового автомобиля рамной конструкции представлено на рисунке 1.6.
1 – рама; 2 – раздаточный узел (раздаточная коробка); 3 – коробка передач; 4 – передний карданный вал; 5 – двигатель (силовой агрегат); 6 – система выпуска отработавших газов; 7 – задний карданный вал; 8 – запасное колесо; 9 – задний ведущий мост; 10 – топливный бак; 11 и 12 – передние и задние ведущие колёса. Шасси обеспечивает передачу усилия от двигателя к ведущим колёсам, управление автомобилем и его передвижение. В состав шасси входит: 1) силовая передача (трансмиссия); 2) ходовая часть и 3) механизмы управления. 2.1 Трансмиссия Трансмиссия (силовая
передача) осуществляет передачу крутящего момента от
коленчатого вала двигателя к ведущим колёсам, трансформируя его (крутящий
момент) в зависимости от условий движения автомобиля. Силовые передачи автомобилей различного
назначения могут иметь существенные отличия. Колёсная формула — условное обозначение
общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя
числами: (общее число колёс) Х (число ведущих колёс), при этом спаренные колёса на одной полуоси
учитываются как одно колесо. Например, колёсная формула 4Х2 означает, что
автомобиль имеет 4 колёса, 2 из которых ведущие. Автомобиль, обладающий
полным приводом, имеет колёсную формулу, где оба числа одинаковы (4Х4, 6Х6,
8Х8 и т. д.). В формуле может присутствовать третья цифра
(после второй), разделяемая от неё либо точкой, либо косой чертой. 2. Ходовая часть Ходовая часть автомобиля
состоит из: 1) несущего основания; 2) передней и задней осей; 3) подвески и
4) колёс. 4. Механизмы управления К
механизмам управления относятся рулевое управление и тормоза. |
Учащиеся записывают название темы занятия.
Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.
Учащиеся записывают в тетради основные части автомобиля.
Учащиеся записывают в тетради общую компоновку узлов и агрегатов автомобиля с приводом на задние колеса.
Учащиеся записывают в тетради элементы и узлы кузова автомобиля.
Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради типы кузовов.
Учащиеся самостоятельно работают с наглядным пособием, слушают объяснения преподавателя и записывают в тетради элементы рамы автомобиля.
Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.
Учащиеся записывают в тетради требования к безопасности кузовов автомобилей.
Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.
Учащиеся записывают в тетради шасси классификацию автомобильного транспорта
Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради шасси автомобиля рамной конструкции.
Учащиеся записывают в тетради назначение, узлы и агрегаты трансмиссии.
Учащиеся записывают в тетради элементы ходовой части.
Учащиеся записывают в тетради механизмы управления. |
Преподаватель сообщает тему урока и нацеливает учащихся на изучение нового материала.
Изучение нового материала начинается с вопроса: «Из каких основных частей состоит автомобиль?»
Преподаватель обращает внимание на общую компоновку узлов и агрегатов автомобиля с приводом на задние колеса.
Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются наглядное пособие «Основные части кузова автомобиля»
Преподаватель обращает внимание на особенности различных типов кузовов.
Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются наглядное пособие «Рама автомобиля»
Преподаватель обращает внимание на мероприятия, повышающих безопасность кузова.
Преподаватель обращает внимание на классификацию автомобильного транспорта.
Преподаватель обращает внимание на элементы шасси.
Преподаватель обращает внимание на механизмы трансмиссии.
Преподаватель обращает внимание на элементы ходовой части.
Преподаватель обращает внимание на механизмы управления. |
5. Закрепление изучаемого материала – 8 мин. |
Итак, давайте закрепим материал нашей темы. Я предлагаю вам обратиться к записям в своих тетрадях с целью изучения материала.
Ну, а теперь ответьте на вопросы: А) Из каких основных частей
состоит автомобиль?
Б) Как классифицируются элементы кузова?
В) Чем является рама? |
Учащиеся работают со своими тетрадями.
Предполагаемые ответы: б) ходовая часть; в) механизмы управления.
Элементы кузова подразделяются на несущие первичные, несущие вторичные и детали облицовки.
Рама является самостоятельным узлом автомобиля и выполняет функцию несущей конструкции.
|
Самостоятельная работа с тетрадями.
Используется метод контроля (письменная проверка знаний). |
6. Обобщение и систематизация изучаемого материала – 2 мин. |
Предлагаю рассказать, что нового учащиеся узнали на уроке. |
Слушают вопросы, отвечают, делают выводы по изученному материалу. |
|
7. Подведение итогов занятия и оценка деятельности учащихся – 3 мин. |
Вначале занятия перед вами был поставлен вопрос: «Каково устройство автомобиля?» Я надеюсь, что вы уже сможете ответить на этот вопрос. Итак,
1. Какова цель нашего занятия? 2. Достигли ли мы ее? 3. Что нового вы сегодня узнали? 4. Вам понравилось занятие?
Преподаватель делает выводы по результатам занятия, анализирует работу учащихся. Знакомит с оценками за работу на уроке. |
Каждый учащийся высказывает свое мнение по данному вопросу.
Учащиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы.
Учащиеся слушают, анализируют, делают выводы. |
Рефлексия |
8. Сообщение домашнего задания – 1 мин. |
К следующему уроку знать устройство автомобиля. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Информация домашнего задания, инструкция по его выполнению. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.