Классный час на тему: «Комнатные растения. Уход за ними»
Цели: познакомить учащихся с комнатными растениями; составить правила ухода за комнатными растениями; развивать мышление, внимание, экологическую культуру; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрации с изображением комнатных растений, кроссворд, комнатные растения.
Ход занятия
I. Сообщение темы занятия.
– Отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего урока.
Очищают воздух, создают уют,
На окнах зеленеют, круглый год цветут.
(Комнатные растения.)
II. Знакомство с комнатными растениями.
– Какую роль выполняют комнатные растения?
– Какие комнатные растения вам известны?
Учащиеся рассказывают о комнатных растениях.
Фикус – резиновое дерево
У нас в комнатах на окнах нередко стоит типичное растение джунглей – фикус.
Но в джунглях он совсем не такой. Там это дерево высотой 30 м, с листьями длиной до 1 м. Точное описание его дано еще две тысячи двести лет назад первым ботаником Теофрастом: «Это могучее дерево с круглою кроною и чудовищного диаметра; оно прикрывает своей тенью пространство в две стадии (300 м). Окружность ствола обыкновенно 40, а иногда 60 шагов; листья по величине и виду равняются щиту.
Из огромных, горизонтально распростертых веток ежегодно спускаются в почву корни, которые отличаются от сучьев только жестким волосяным покровом, более бледною окраскою и отсутствием листьев; они сами постепенно обращаются в стволы и образуют как бы искусственно посаженный крытый зеленый ход вокруг главного ствола. Под тенью их мог бы расположиться лагерем целый отряд конницы».
На одном из островов реки Нербудды бенгальский фикус имел главный ствол толщиной 10 м. Вокруг главного ствола насчитали тысячу триста придаточных стволов и три тысячи воздушных корней.
Это был целый лес из одного дерева, ему было три тысячи лет.
Советский ботаник профессор М. С. Дунин, посетивший Индию, видел дерево, тень от кроны которого в полдень покрывала более гектара земли.
У фикусов замечательны и корни, отходящие от ствола по поверхности земли. Они извилисты, но плоски, как доски, и возвышаются на полтора-два метра над землей. Среди фикусов, иначе называемых смоковницами, различают много видов.
Фикус-карика – инжирное дерево растет в наших субтропиках, имеет красивые пальчатолопастные листья и очень вкусные, сладкие плоды, содержащие 70 % сахара. Эти плоды известны под названием винных ягод, или инжира. Плоды инжира неправильно называют ягодами: это соплодие, состоящее из многих костянок. Инжир прекрасно растет и даже плодоносит в комнатах. К фикусам относятся не только гигантские деревья, но и маленький, стелющийся по земле или по коре деревьев кустарничек, присасывающийся корешками, появляющимися под листьями. Среди фикусов есть лианы, «душители деревьев», плотно обвивающие стволы.
Из всех удивительных растений семейства тутовых наиболее полезным можно считать фикус, живущий в наших комнатах.
Это фикус-эластика, или резиновое дерево.
Внутри стебля фикуса имеется млечный сок, содержащий каучук. Капли белого густого сока выделяются и при случайном обламывании листьев.
Аспидистра, или «Дружная семейка»
Среди комнатных растений, большинство которых требует внимательного ухода, есть одно, совсем необыкновенное по своей неприхотливости. Оно обычно стоит в темном углу, и часто мы забываем его поливать, а оно растет, не бледнеет и не вянет.
Листья у него жестковатые, кожистые, широколанцетные, на тонком длинном черешке. Листья растения имеют дуговые жилки. Это растение из семейства лилейных, как ландыш. Однако лилейные обычно цветут красивыми цветками.
Но где же у нашего растения цветки? У него даже нет и стебля. Да и видел ли его кто цветущим? Оно, видимо, никогда не цветет в комнатах.
У этого растения есть стебель, но только ползучий, в виде корневища, лежащего на поверхности земли. Обычно его стараются засыпать землей и совсем напрасно это делают.
Растение цветет, но цветки его редко кто замечает. Цветки появляются с середины зимы на корневищах, не засыпанных землей. Цветки небольшие, бурого цвета, с жестким шестираздельным околоцветником, имеющим шесть или восемь тычинок и пестик с фиолетовым рыльцем в виде розетки. У цветков вид каких-то чешуек на корневище.
Что за странные цветы! Они не могут опыляться ни ветром, ни летающими насекомыми. Разве насекомые увидят такие цветки где-то на земле, между листьями, тем более что они не имеют привлекательного запаха? А между тем цветки эти опыляются насекомыми, только насекомыми, ползающими по земле, а также и слизняками. Если мы перенесем пыльцу с одного цветка на рыльце пестика другого, то сможем получить ягоду размером с голубиное яйцо, но грушевидной формы.
Большое количество почти одинаковых листьев на длинных черешках поднимается из изогнутого корневища. Но черешки не мешают друг другу, и на них довольно свободно развеваются, как флаги, широкие листовые пластинки. Не правда ли, хорошее название – «дружная семейка»? У «дружной семейки» латинское название – аспидистра-элациор.
Родина аспидистры – темные леса Южного Китая и Японии. О теневыносливости аспидистры говорит темно-зеленая окраска ее листьев. Вот почему аспидистра выдерживает пребывание на северных окнах и даже в темных углах.
Аспидистра выдерживает и холод (но не мороз), и плохую землю, и недостаточную поливку; ее жесткие листья почти не поражают паразиты-насекомые и болезни.
Это самое выносливое из комнатных растений. Но это совсем не значит, что аспидистре необходимо создавать такие условия. Наоборот, она будет лучше расти, если мы поместим ее в широкий горшок с хорошей почвой и будем пересаживать через один-два года. Она хорошо отзывается на обильную поливку и на еженедельное обтирание листьев мокрой тряпочкой.
Пеларгония (герань)
Из всех комнатных растений самое привычное на наших окнах – герань. Пеларгонии встречаются различных сортов и видов. Одни с округлыми листьями, с коричневатым кругом у края или с белой каймой – это пеларгония зональная, или окаймленная, и пестролистная. У них ярко-красные цветы собраны в зонтик шапкой. Особенно яркие цветы у сорта «метеор», который обычно летом высаживают в клумбы.
Наиболее крупные цветы различной окраски и с красивыми темными пятнами у английской пеларгонии с жестковатыми и слегка складчатыми листьями. Это пеларгония большецветная.
Распространен в комнатах и сорт пеларгонии, имеющих светло-зеленые листья с белой каемкой по краям. Такую пеларгонию обычно называют «герань-белокрылка».
Почти все красиво цветущие пеларгонии имеют довольно неприятный запах.
Но есть пеларгония розовая – самая душистая, с мелкими розоватыми цветками, с очень ароматными листьями. Листья глубоко разрезные, покрытые волосками. Если их потереть пальцами, то аромат усилится. Запах их напоминает запах духов.
Если рассматривать лист пеларгонии душистой в лупу, то можно заметить, что волоски листа состоят из одноклеточного пузырька – головки на ножке из четырех клеточек, – называемого железкой. В этом пузырьке и заключено душистое эфирное масло. Пузырек лопается, и масло испаряется.
Оказывается, что пары эфирного масла, выделяемые листьями или нежными лепестками цветов, окутывая их со всех сторон, как туманом, предохраняют от слишком сильного нагревания солнечными лучами и от охлаждения ночью, а также в сухую погоду от сильного испарения воды листьями. У этого сорта пеларгонии, так же как у эвкалипта, мяты, полыни и многих других растений, пахнут не цветки, а листья.
Бальзамин
Бальзамин – чрезвычайно неприхотливое многолетнее растение со светло-зелеными травянистыми сочными стеблями. Образует пышные кустики с некрупными, слегка морщинистыми темно-зелеными листьями овально-сердцевидной формы. Цветы чаще ярко-розовой окраски, за что растение повсеместно называют «огоньком».
Родом бальзамин из тропической Африки. Есть разновидности с белыми и красными цветками.
Молодые растения цветут очень обильно все лето и в начале зимы, если стоят на светлом окне теплой комнаты. В прохладном помещении листья опадают, а весной вырастают новые. Бальзамин растет в любой земле, но предпочитает очень питательную, содержащую много перегноя. Летом растение поливают обильно, а зимой, в период отдыха, – умеренно. С трехлетнего возраста бальзамины теряют способность обильно цвести, и их надо заменять новыми, молодыми, выращенными из черенков. Многие цветоводы не знают этого и часто держат на окнах старые кусты, на которых изредка появляются отдельные цветочки. Черенки довольно легко укореняются с весны до конца лета, но обязательно под стеклом.
III. Соревнование «Разнообразие комнатных растений».
Участвуют две команды по 8–10 человек. За правильные ответы команда получает баллы в виде цветов пеларгонии (герани).
1. К о н к у р с «Разминка».
Каждая команда получает карточку с заданием.
– Правильно соедините названия комнатных растений в первом столбике с народными названиями этих же растений во втором столбике. Будьте внимательны, так как у одного растения может быть несколько названий.
2. К о н к у р с «Заморочки из бочки».
Представители команд по очереди вынимают из мешка бочонки лото с номерами вопросов.
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Какое комнатное растение выделяет молоко и как оно называется? |
Фикус выделяет молоко или млечный сок |
2 |
Какое комнатное растение используют для оформления букетов? |
Аспарагус |
3 |
Какие комнатные растения имеют усы? |
Хлорофитум, камнеломка |
4 |
Почему алоэ в народе часто называют «столетником»? |
Потому что момента цветения приходится ждать очень долго |
5 |
Какие комнатные растения имеют видоизмененные листья или стебель? |
Кактус, аспарагус, опунция |
6 |
Назовите родину бальзамина |
Африка |
7 |
Назовите родину кактуса |
Америка |
8 |
Назовите родину гортензии |
Китай |
3. К о н к у р с «Кто как размножается?».
Каждая команда получает набор карточек с изображением комнатных растений: кактус, бальзамин, герань, алоэ, гортензия, сансевьера, хлорофитум, традесканция, фикус, плющ, колеус, камнеломка, аспарагус.
– Разделите данные растения на группы по способам размножения:
а) стеблевыми черенками;
б) делением куста;
в) делением корневища;
г) усами;
д) листовыми черенками;
е) детками.
О т в е т ы: а) стеблевыми черенками – бальзамин, герань, гортензия, традесканция, фикус, колеус, плющ, алоэ;
б) делением куста – гортензия, хлорофитум, аспарагус;
в) делением корневища – сансевьера;
г) усами – хлорофитум, камнеломка;
д) листовыми черенками – герань;
е) детками – кактус.
4. К о н к у р с «Где растет?».
– Разделите данные растения на три группы в зависимости от места их произрастания:
а) растения влажных тропических лесов;
б) растения субтропиков;
в) растения пустынь.
О т в е т ы:
а) растения влажных тропических лесов – бальзамин, традесканция, фикус, колеус;
б) растения субтропиков – герань, гортензия, хлорофитум, аспарагус, плющ, камнеломка;
в) растения пустынь – кактус, сансевьера, алоэ.
5. К о н к у р с «Уход за комнатными растениями».
– Составьте памятку «Уход за комнатными растениями» по следующим пунктам: 1. Свет. 2. Тепло. 3. Полив. 4. Рыхление. 5. Водные процедуры.
О б р а з е ц п а м я т к и:
1. Расставляя комнатные растения, надо следить, чтобы они были хорошо освещены. Высокие растения не должны загораживать от света низкие.
2. Почти все комнатные растения привезены к нам из теплых стран, где не бывает зимы. Поэтому их весь год держат в теплых помещениях.
3. Поливай растения водой комнатной температуры летом каждый день, зимой – реже, но следи, чтобы почва в горшках была влажной.
Кактусы летом поливай через два-три дня, а зимой – один-два раза в две недели. Поливай их из лейки сбоку, а не сверху.
4. Палочкой рыхли почву на поверхности, чтобы к корням поступал воздух.
5. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушёнными опрыскивай водой.
6. К о н к у р с «Экологические знаки».
Учащиеся рисуют экологические знаки по уходу за комнатными растениями.
7. К о н к у р с «Кроссворд».
В о п р о с ы п о в е р т и к а л и:
1. Накрыт бокал с водицей ежовой рукавицей. (Кактус.)
2. У садовницы – первой модницы
платье то ли полиняло, то ли краску поменяло:
все было лиловое, стало васильковое. (Гортензия.)
3. Вырос кустик пышный, на окне не лишний.
Листья незаметные, а плоды запретные. (Аспарагус.)
4. Комнатное растение, называемое в народе «крапивкой». (Колеус.)
5. С горы на паутинках свисают паучки –
Зеленые пучки. (Камнеломка.)
6. Плоские лепешки на длинной тонкой ножке.
Лепешки очень колки, на них растут иголки. (Опунция.)
7. С молоком, а не коза, с корой, а не лоза. (Фикус.)
8. Лист растет косой, не умыт росой;
У него на спинке белые пестринки;
А цветы – горстями, красными кистями. (Бегония.)
9. На окне зимой и летом вечно зелен и красив.
Ярко-красным цветом горит нежно... (бальзамин).
10. Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час. (Алоэ.)
В о п р о с ы п о г о р и з о н т а л и:
11. Чтобы солнце сквозь стекло к нам в окошко не пекло,
Я повешу шторочку на белую распорочку
Не крючком плетеную – живую и зеленую. (Традесканция.)
12. Журавлиный нос нам духи принес. (Герань.)
13. Плоский, длинный, а не брус, полосат, а не арбуз. (Сансевьера.)
14. Вверх по стенке крутой, по бетонке литой
Многоножка ползет, с собой листья везет. (Плющ.)
IV. Итог занятия.
– Какую роль выполняют комнатные растения?
– Какие правила необходимо выполнять, ухаживая за комнатными растениями?
– Назовите известные вам комнатные растения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.