Тема: Введение. Что изучает география.
Цель: обучающиеся узнают о географии, как науке о природе Земли, познакомятся с первооткрывателями и исследователями Земли.
Задачи.
Обучающие:
·дать понятие о географии, как науке о природе Земли;
·познакомить с первооткрывателями и исследователями Земли.
Коррекционно-развивающие:
·коррекция и развитие связной устной речи;
·расширение словарного запаса, развитие памяти.
Воспитательные:
· способствовать повышению интереса к географии.
Оборудование: презентация, портреты Христофора Колумба и Фернандо Магеллана, учебник Т.М. Лифанова "Начальный курс физической географии", рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационной момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
- Урок, ребята – это мгновение, и мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели получить множество знаний.
II. Сообщение темы.
- Ребята, скажите, пожалуйста: «Где вы живете?» Ведь на этот вопрос есть много правильных ответов. (слайд 1)
(Вы живете в комнате. Комната находится в квартире. Квартира – в доме. Дом – в городе или селе. Город и село принадлежат области или краю. Край – это часть страны. Страна располагается на континенте. Континент - в определенной части света. Часть света – на полушарии. А полушарие – на планете Земля! Получается что твой дом – это вся Земля!) (слайд 2)
Вы конечно, хорошо знаете, что и где находится в вашей квартире. Где кухня, где спальня. Вы хорошо изучили свой маленький дом! Но в большом доме – на Земле – гораздо больше интересных мест. Поэтому нашу планету изучают люди всех стран. Изучают, исследуют, и все новое и интересное записывают.
Записи о Земле называются география. Начиная с 6 класса, во всех школах нашей большой страны ребята начинают изучать этот предмет.
Терминологическая работа.
«География» – греческое слово: «Гео» - земля, а «графо» - пишу. Получается, что география в переводе с греческого - «описание Земли» (запись в тетради). (слайд 3)
III Объяснение нового материала.
География изучает поверхность нашей планеты (материки, океаны, моря, равнины, горы, реки, озера), климат, растительный и животный мир, хозяйственную деятельность людей, которые живут на планете Земля.
Географические знания помогают людям использовать богатства природы, не нанося ей вреда.
Основная задача географов состоит в том, чтобы, всесторонне изучив разнообразие природы на земном шаре, узнать ее особенность, разумно использовать в интересах человека, приумножать ее богатства.
Но о земле люди узнали не сразу. Несколько тысяч лет пришлось потратить на описание и изучение поверхности Земли. По описанию составили карты.
– Как вы считаете, из каких источников, из чьих наблюдений составляли описание Земли? Послушайте внимательно и ответьте.
Рассказ учителя
Первыми географами считают путешественников, мореплавателей и купцов. Первые путешествия были короткими. Люди боялись диких животных, не умели объяснять многие природные явления. Когда они научились делать лодки и парусные суда, то стали плавать по рекам и вдоль берегов морей и океанов. (слайд 4)
Изобретение компаса способствовало дальним плаваньям. Из своих путешествий и военных походов люди привозили сведения об открытых ими островах и морях, о жизни людей в других странах, своеобразии растительного и животного мира в разных уголках Земли. Все известные земли изображали на картах. Во время путешествий на карты наносили новые реки, озера, горы, моря, острова и даже материки и океаны. В конце 15 века экспедиция Христофора Колумба открыла Америку. (слайд 5)
В 16 веке корабли Фернандо Магеллана обогнули земной шар. (слайд 6)
В начале 17 века голландцы впервые ступили на берег Австралии, а в 19 веке русские мореплаватели открыли Антарктиду, хотя природу ее изучают только последние 70 лет.
В 20 веке тоже были сделаны новые открытия, но их стало намного меньше. Исследователи изучили труднодоступные районы в Арктике, Антарктике, вечнозеленые леса Южной Америке, дно Мирового океана.
IV. Физминутка.
V. Закрепление изученного.
Чтение текста и выполнение заданий.
а) Чтение текста, стр. 4-5, рассказать о первых географах;
б) Чтение текста, выборочное чтение – экспедиция Христофора Колумба;
в) Чтение текста, найдите ответы в тексте:
– Чьи корабли обогнули земной шар? В каком веке?
– Кто первый вступил на берега Австралии? В каком веке?
– Какие мореплаватели открыли Антарктиду? В каком веке?
VI. Итог урока.
1. Что означает слово география?
2. Что изучает география?
3. В чем заключается основная задача географов.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
Чтение текста стр. 3-7. Рассказать «Как изучалась Земля?», ответить на вопросы 3,5. Р.Т . с. 4 № 1-5. Прочитать рубрику «Для любознательных», назвать имена современных ученых.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.