План-конспект урока для детей с ОВЗ в инклюзивном классе по теме «Лексика русского языка. Синонимы».
Оценка 4.6

План-конспект урока для детей с ОВЗ в инклюзивном классе по теме «Лексика русского языка. Синонимы».

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
русский язык
5 кл
08.04.2020
План-конспект урока для детей с ОВЗ в инклюзивном классе по теме «Лексика русского языка. Синонимы».
План-конспект урока для детей с ОВЗ в инклюзивном классе по теме «Лексика русского языка. Синонимы».
Конспект урока.doc

                                                                                                                                                                                                                 

Проект урока по русскому языку в 5 классе

Проект урока по русскому языку по теме «Синонимы».

 

Класс 5б

УМК Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова

Состав класса: в классе 23 человека, из них с нормой развития – 22, с ЗПР – 1 человек

Цели урока: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ

«обычные» дети

«особенные» дети

- образовательные: знать определение синонимов; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

воспитательная: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

 

 

- образовательные: знать и понимать определение синонимов,  использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

воспитательная: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

 

 

 

 личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

 

   

 

 

 

Содержание урока

 

Структура урока

Взаимодействие в образовательном процессе

Примечание

Действия педагога

Действия обучающегося

с нормой развития

Действия обучающегося

с ОВЗ

1.       Мотивация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветственное слово учителя:

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

 

 

 

Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их.

- Все слова языка (лексика). Раздел науки о языке, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют   взаимопроверку.

Приветствует учителя, делает записи в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требуемые слова написаны на карточке-помощнике, выбирает нужное и записывает,   проверяет учитель.

 

 

 

 

 

 

Организую ситуацию контроля и самооценки готовности к предстоящей работе на уроке.

Спрашиваю «особенного ребёнка» в классе, хвалю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контролирую знания, оцениваю ребенка с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

3.Проблемная ситуация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для наблюдений предлагаю отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…».  

- Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы?

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя?

 Об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собрались, сбежались, приплелись

 

Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со словарными словами: даны слова, найти близкие по смыслу среди словарных:

Радостно (весело), труд (работа), друг (товарищ), торжество (праздник), путь (дорога), дети (ребята), наряд (одежда), холод (мороз).

 

 

 

Представляет результат своей работы

 

 

 

Поиск и выделение новой информации. Выражают собственное мнение.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Определение темы и целей урока.

 

 

 

 

 

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:

Синонимы – это … (примеры)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…

Формулируют тему и цель урока.

Участвует в общем обсуждении.

  

 

 

Формулируют тему и цели урока, помогают «особенному» ребенку в определении темы и целей урока.

5.Новая тема.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «синонимы»?

Постараемся выяснить и дополнить наши знания.

Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек.

Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень, изба, коттедж).

Дом - общеупотребительное слово и является стилистически нейтральным синонимом,   употребляется в текстах разных стилей.

Хижина - устаревшее слово, коттедж -заимствованное, пришедшие из другого языка.

- Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения.

 

2. Работа с текстом учебника.

Прочитайте определение синонимов в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвует в общем обсуждении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с опорной схемой, учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На протяжение всего урока наблюдают, ищут новую информацию. Помогают ребенку с ОВЗ.

6.Закрепление знаний.

У доски выполним упр. 349 (по заданию учебника).

 

Выполняют задание (коллективная работа).

Работает вместе с классом.

 Общеучебные действия.

 

Работа в группах

–  Найдите синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на карточках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут карточки).

  -1-я группа-

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

- 2-я группа-

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

 -3-я группа-

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

– Почему вы решили, что это синонимы? 

 

 

– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей?

– Что сильнее - метель или буран?

– Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы?

– Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? 

 

На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

– Какое слово здесь лишнее?

– Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться)

Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

 

Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

В словаре синонимов стержневое (главное) слово стоит первым в синонимическом ряду.

Знакомство с определением синонимического ряда

-Перепишите синонимы в порядке усиления действия по группам:

Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи.

 

Существительные, глаголы, прилагательные.

 

 

 

 

 

Силою ветра.

 

Пурга

 

 

 

Лишнее слово печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают словари.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание, предложенное учителем, взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работает во 2 группе, выполняет задание и отвечает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривает словарь.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняет задание, предложенное учителем. Контроль учителем  выполненной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения. Работа в группах.

Сильные ученики помогают слабому.

8.Физминутка.

Потрудились — отдохнём

Потрудились-отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём.  Руки в стороны, вперёд, влево, вправо поворот. 

 Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

 

Ходьба на месте.

Потягивания

Повороты туловища.

Наклоны влево-вправо

Приседания.

Прыжки.

Ходьба на месте.

 

 

Ходьба на месте.

Потягивания.

Повороты туловища.

Наклоны влево-вправо.

Приседания.

Прыжки.

Ходьба на месте.

 

 

9.Закрепление знаний.

Определение роли синонимов в речи в группах.

Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении)

Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? 

Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с текстом, делают выводы: синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работает с текстом и опорными словами, делает выводы.

Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют текст, выделяют нужные слова.

 

 

 

  Осознают то, что уже усвоено, вносят исправления.

 

 

Спишите предложение. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все ... противника.

Вся природа ждала ... весны.

(атака, наступление)

2) Учитель регулярно проводил ... с родителями.

Он оплатил на почте ... по телефону.

(беседа, разговор)

3) Из окна открывался красивый ... на море.

... в романах Тургенева играет важную роль.

(вид, пейзаж).

 

Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку.

 

Выполняет задание под  номером №1. Проверяет учитель.

 

Контролируют, оценивают.

 

  Выражают свои мысли.

10.Контроль усвоения материала

Групповой мини-тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

А) состязание

Б) сражаться

В) борьба

2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?

А) чистоплотный

Б) опрятный

В) аккуратно

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый – человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный – невесомый

В) молодость – юность - молодеть

Участвуют в тестировании.

 

 

Проводят  взаимопроверку.

Участвует в тестировании.

 

 

Контроль учителя. 

Контролируют, оценивают.

 

11.Итог урока. Рефлексия.

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

 

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

 

Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке

 

Выражает личное отношение к процессу и результатам урока.

Выражение своих мыслей, 

понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

12.Домашнее задание

 

Записывают домашнее задание.

Записывает домашнее задание.

 

 

 


Проект урока по русскому языку в 5 классе

Проект урока по русскому языку в 5 классе

Содержание урока Структура урока

Содержание урока Структура урока

Актуализация знаний.

Актуализация знаний.

Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для наблюдений предлагаю отрывок из сказки

Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для наблюдений предлагаю отрывок из сказки

Роль синонимов в речи…Формулируют тему и цель урока

Роль синонимов в речи…Формулируют тему и цель урока

ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее

ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее

Стынет на солнышке, Мерзнет в жару

Стынет на солнышке, Мерзнет в жару

Какое слово здесь лишнее? –

Какое слово здесь лишнее? –

Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили,

Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили,

Спишите предложение. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже

Спишите предложение. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже

Контроль усвоения материала

Контроль усвоения материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2020