Проект урока по русскому языку в 5 классе
Проект урока по русскому языку по теме «Синонимы».
Класс 5б УМК Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова Состав класса: в классе 23 человека, из них с нормой развития – 22, с ЗПР – 1 человек
|
Содержание урока
Структура урока |
Взаимодействие в образовательном процессе |
Примечание |
||
Действия педагога |
Действия обучающегося с нормой развития |
Действия обучающегося с ОВЗ |
||
1. Мотивация.
2.Актуализация знаний.
|
Приветственное слово учителя: - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).
Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. - Все слова языка (лексика). Раздел науки о языке, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). |
Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях.
Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют взаимопроверку. |
Приветствует учителя, делает записи в тетрадях.
Требуемые слова написаны на карточке-помощнике, выбирает нужное и записывает, проверяет учитель. |
Организую ситуацию контроля и самооценки готовности к предстоящей работе на уроке. Спрашиваю «особенного ребёнка» в классе, хвалю.
Контролирую знания, оцениваю ребенка с ОВЗ.
|
3.Проблемная ситуация.
|
Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для наблюдений предлагаю отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…». - Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. 1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? 2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? Об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.
|
Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение.
Собрались, сбежались, приплелись
Хихикнули, засмеялись, улыбнулись. |
Работа со словарными словами: даны слова, найти близкие по смыслу среди словарных: Радостно (весело), труд (работа), друг (товарищ), торжество (праздник), путь (дорога), дети (ребята), наряд (одежда), холод (мороз).
Представляет результат своей работы |
Поиск и выделение новой информации. Выражают собственное мнение.
|
4.Определение темы и целей урока.
|
- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: Синонимы – это … (примеры) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. Роль синонимов в речи… |
Формулируют тему и цель урока. |
Участвует в общем обсуждении. |
Формулируют тему и цели урока, помогают «особенному» ребенку в определении темы и целей урока. |
5.Новая тема. |
1. Объяснение новой темы. Что же это за слова «синонимы»? Постараемся выяснить и дополнить наши знания. - Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек. Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень, изба, коттедж). Дом - общеупотребительное слово и является стилистически нейтральным синонимом, употребляется в текстах разных стилей. Хижина - устаревшее слово, коттедж -заимствованное, пришедшие из другого языка. - Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами. ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения.
2. Работа с текстом учебника. Прочитайте определение синонимов в учебнике. |
Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.
Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы. |
Участвует в общем обсуждении
Работа с опорной схемой, учебником. |
На протяжение всего урока наблюдают, ищут новую информацию. Помогают ребенку с ОВЗ. |
6.Закрепление знаний. |
У доски выполним упр. 349 (по заданию учебника).
|
Выполняют задание (коллективная работа). |
Работает вместе с классом. |
Общеучебные действия. |
|
Работа в группах. – Найдите синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на карточках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут карточки). -1-я группа- Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума. - 2-я группа- Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. -3-я группа- Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. (Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ). – Почему вы решили, что это синонимы?
– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? – Что сильнее - метель или буран? – Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? – Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду?
На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться. – Какое слово здесь лишнее? – Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться) Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?
Знакомство со «Словарём синонимов русского языка». В словаре синонимов стержневое (главное) слово стоит первым в синонимическом ряду. Знакомство с определением синонимического ряда -Перепишите синонимы в порядке усиления действия по группам: Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять. Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.
|
Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает.
Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи.
Существительные, глаголы, прилагательные.
Силою ветра.
Пурга
Лишнее слово печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи.
Рассматривают словари.
Выполняют задание, предложенное учителем, взаимопроверка.
|
Работает во 2 группе, выполняет задание и отвечает.
Пурга
Рассматривает словарь.
Выполняет задание, предложенное учителем. Контроль учителем выполненной работы. |
Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения. Работа в группах. Сильные ученики помогают слабому. |
8.Физминутка. |
Потрудились — отдохнём Потрудились-отдохнём Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
|
Ходьба на месте. Потягивания Повороты туловища. Наклоны влево-вправо Приседания. Прыжки. Ходьба на месте.
|
Ходьба на месте. Потягивания. Повороты туловища. Наклоны влево-вправо. Приседания. Прыжки. Ходьба на месте.
|
|
9.Закрепление знаний. |
Определение роли синонимов в речи в группах. Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами. Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? |
Работают с текстом, делают выводы: синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок. |
Работает с текстом и опорными словами, делает выводы. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. |
Анализируют текст, выделяют нужные слова.
Осознают то, что уже усвоено, вносят исправления. |
|
Спишите предложение. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже. 1) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны. (атака, наступление) 2) Учитель регулярно проводил ... с родителями. Он оплатил на почте ... по телефону. (беседа, разговор) 3) Из окна открывался красивый ... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль. (вид, пейзаж). |
Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку. |
Выполняет задание под номером №1. Проверяет учитель. |
Контролируют, оценивают.
Выражают свои мысли. |
10.Контроль усвоения материала |
Групповой мини-тест 1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ. А) состязание Б) сражаться В) борьба 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ? А) чистоплотный Б) опрятный В) аккуратно 3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? А) добрый – участливый – человеколюбие Б) лёгкий – воздушный – невесомый В) молодость – юность - молодеть |
Участвуют в тестировании.
Проводят взаимопроверку. |
Участвует в тестировании.
Контроль учителя. |
Контролируют, оценивают.
|
11.Итог урока. Рефлексия. |
Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке. Ребята, продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2.Мы узнали… 3.Научились …
|
Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.
Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. |
Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке
Выражает личное отношение к процессу и результатам урока. |
Выражение своих мыслей, понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
12.Домашнее задание |
|
Записывают домашнее задание. |
Записывает домашнее задание. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.