План-конспект урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС
На тему: «Путешествие по планете Земля»
Жигайлова А.Ю.
Цель урока: обобщить и закрепить знания по разделу «Путешествие по планете Земля»
Задачи:
Образовательные: обобщить сформированные у обучающихся представления о материках и океанах Земли, разнообразии их природы. Проверить знания общих представлений о своеобразии, неповторимости планеты Земля.
Развивающие: продолжить формирование у обучающихся работать с печатным материалом, географическими картами. Развить способность логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
Воспитательные: воспитать коммуникативность на уроке, самоконтроль и дисциплину учащихся. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности. Заставить задуматься о необходимости бережного отношения к нашей планете, исходя из знаний об уникальности каждого материка на Земле.
Универсальные учебные действия (УУД) :
Личностные: осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальных уровнях.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: выработать умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: обобщение и закрепления полученных раннее знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Техническое оборудование: мультимедиа, атласы, учебники, физическая карта полушарий
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, пожелание плодотворной работы на уроке, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе.
Мы завершили длительное, увлекательное путешествие по материкам и океанам Земли и сегодня мы должны подвести итоги.
Целью нашего урока будет закрепление и обобщение знаний, которые мы получили при изучении раздела «Путешествие по планете Земля»
2. Актуализация опорных знаний учащихся
А теперь давайте попробуем отгадать загадки о материках
1. Здесь горы-великаны –
Тибет, Алтай, Памир,
Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки – Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас ...
(Евразии.)
2. Самый теплый материк
Живописен и велик.
Тут живет среди саванн
Много львов и обезьян.
(Африка)
3.Лишь в стране
большой, зелёной
Кенгуру живёт смышлёный.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит.
(Австралия.)
4. Здесь, среди полярных
льдин,
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида.
Он готов поведать людям,
Как прекрасна…
(Антарктида.)
5. Эй,
проснитесь, кто уснули!
От Гудзона до Миссури,
От пологих Аппалачей,
До Скалистых Гор,
Раньше было все иначе –
Не стояло ферм и ранчо,
В прериях бизон водился,
А в ручьях – бобер
Эй, скакали мы не даром –
Перед нами Ниагара!
То шумит, водой плюется
Страшный водопад.
Радуга мостом прольется,
Солнце детям улыбнется,
Мы хотим дружить со всеми,
Нам индеец – брат!.
(Северная Америка)
6. Там
над Андами парит
Птица кондор,
В джунглях ползает змея –
Анаконда.
Если хвост зацепит свой
За большое дерево,
То достанет головой
До другого берега.
И по этому мосту
Можно будет запросто
Через реку перейти
Или бежать вперегонки.
«Как зовут тебя, река?» –
Крикнешь звонко,
А в ответ, издалека – «Амазонка!»
(Южная Америка)
Как одним словом можно назвать наши отгадки? (Материки)
3.Обощение и проверка знаний. ( Картографический этап, устные ответы, задания на соответствие)
А кто мне скажет, что такое материк?
(Материки (континенты) – это огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой)
А что такое океан?
(Океа́н — крупнейший водный объект, составляющий часть Мирового океана)
А теперь давайте покажем на карте материки и океаны. (показ у доски на интекартивной карте материков и океанов)
Сегодня мы работаем в парах. Сейчас мы будем создавать карты. У Вас на партах лежат фигурки с контурами материков (их шаблоны) и лист бумаги голубого цвета. Ваша задача: приклеить контуры материков в соответствии с их расположением на карте.
Итак, теперь Вы должны подписать название самого большого материка. Как он называется? Кто сможет рассказать о главных особенностях этого материка? ( Сообщение учащегося)
Евразия
Евразия – это самый большой материк. Часть территории Евразии занимает наша страна — Рос-
сийская
Федерация.
Рельеф
Евразии очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи (гора
Джомолунгма, или Эверест, – 8848 м),
Евразия богата реками и озерами. Самая длинная река материка – Янцзы. В Евразии
расположено самое глубокое озеро мира – Байкал (1637 м). Здесь находится самый
большой полуостров мира – Аравийский. Самое большое по площади озеро –
Каспийское.
А теперь нужно подписать название самого жаркого материка на планете. Как он называется? Кто расскажет нам об этом материке? ( Сообщение учащегося)
Африка
Площадь Африки составляет 29,2 млн км², с островами — около 30,3 млн км²
Африка
– второй по величине материк. В ее рельефе преобладают равнины. Высоких и
протяженных горных цепей на этом материке нет. Самая высокая точка Африки –
гора Килиманджаро, снежная шапка которой возвышается на высоте 5895 м.
Это самый жаркий континент, на большей его части средняя годовая температура
выше
+20 °С. В Африке не бывает зим в нашем понимании. На большей части территории
материка времена года различаются лишь количеством выпадающих осадков. В
Северной Африке расположена величайшая пустыня нашей планеты – Сахара, здесь
летом поверхность песка и камней нагревается до +70 °С, а воздух – до +40
°С.
Материк богат реками. Среди них Нил – самая длинная река нашей планеты (6671
км). Самой полноводной рекой материка является река Конго.
Скажите пожалуйста, как называются 2 материка, составляющих 1 континент? Давайте подпишем их на карте и послушаем ваши сообщения. (Сообщения учащихся)
Северная Америка
Площадь Северной Америки без островов — 20,36 млн км², с островами 24,25 млн км².
В рельефе этого материка преобладают равнины. Вдоль западного побережья тянутся горные цепи – Кордильеры. Это высокие горы с глубокими речными долинами и действующими вулканами. Самая высокая гора Кордильер – Мак-Кинли(6193м).
Климат на материке очень разнообразен: от сурового на севере, где температура зимой опускается до –45 °С, до жаркого, влажного – на юге.
Реки Северной Америки полноводны, саман крупная из них – Миссисипи. Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.
Южная Америка
Площадь континента — 17,8 млн км² (4-е место среди континентов)
На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы Анды. Это самый влажный континент планеты. Климат здесь теплый, только на крайнем юге зимой температура может опускаться до О °С или чуть ниже. В высокогорных районах Анд климат достаточно суровый. На материке протекает много рек. Среди них Амазонка – самая полноводная река планеты. Самое высокогорное озеро Земли – Титикака.
Ответьте ,пожалуйста, на вопрос: Как называется самый засушливый материк нашей планеты? Давайте подпишем его на карте и послушаем желающих рассказать сведения об этом материке. (Сообщение учащегося)
Австралия
Площадь:7 692 024 км²
Австралия
– самый маленький материк. Он же и самый сухой: на большей части его территории
выпадает мало осадков. Поэтому на материке нот крупных, полноводных рек. Многие
реки
пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей.
Самая большая река – Муррей, она не пересыхает, но уровень ее вод резко
меняется в течение года. Озеро Эйр – самое крупное на материке, в сухое время
года распадается на отдельные неглубокие водоемы, а в сезон дождей площадь
озера сильно увеличивается.
А как называется самый холодный и суровый материк? Давайте его подпишем на карте и послушаем сообщение.
Антарктида
Площадь - 14 000 000 км²
Антарктида – материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000 м). Во льдах Антарктиды содержится до 80% запасов пресной воды Земли. Это самый холодный материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом – 30 °С. На станции «Восток» полярниками была зарегистрирована температура – 89,2 градусов С. Это самая низкая температура на Земле. В летнее время материк получает много солнечного тепла, но до 90% его отражается от снега и льда. Поэтому только в прибрежных районах, где летом отсутствует снежный покров, температура поднимается до 0 °С.
Это самый высокий континент Земли, средняя высота поверхности континента над уровнем моря составляет более 2000 м, а в центре континента достигает 4000 метров. В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом.
Но кроме материков на нашей планете есть океаны. Давайте попробуем по памяти подписать 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океан.
Все материки и океаны Земли нанесены на карту.
А теперь необходимо вспомнить: какие животные обитают и какие растения произрастают на каждом из материков, и поставить соответствующие цифры на созданной Вами карте.
Ответы: 1 – Евразия (волк, медведь, олень, тигр, ,белка, березы, сосны)
2 – Антарктида (белый медведь, морской котик, тюлень, мох и лишайник)
3 – Южная Америка (капибара, лама, ягуар, колибри, кувшинка Виктория-регия, гевея, хинное дерево)
4 – Африка (слон, верблюд, жираф, крокодил, баобаб, акация)
5 - Северная Америка (снежная коза, скунс, енот, бизон, секвойя, сахарный клен)
6 – Австралия (Коала, кенгуру, утконос, лирохвост, бутылочное дерево, эвкалипт)
4.Индивидуальная проверка знаний
Учащиеся выполняют индивидуально задания проверочной работы.
5.Итог урока
Ребята наш урок подходит к концу, Сегодня мы вспомнили и обобщили знания о материках нашей земли. Спасибо вам за работу на уроке. Но я вас прошу, берегите нашу планету. Цените каждый лепесток, травку, берегите нашу природу. Ведь она очень ранима.(Чтение стиха).
Смотрю на глобус– шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса,
роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
“Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги,
ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река,
свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной,
такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу,
я сберегу вас, сберегу”.
6. Домашнее задание
• Рисунок животного обитающего на любом из материков.( по желанию)
• Составить кроссворд на тему : «Путешествие по планете Земля»
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.