План-конспект урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС На тему: «Путешествие по планете Земля»
Оценка 4.7

План-конспект урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС На тему: «Путешествие по планете Земля»

Оценка 4.7
docx
04.05.2020
План-конспект урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС На тему: «Путешествие по планете  Земля»
КОНСПЕКТ Обобщение знаний 5 кл.docx

        План-конспект урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС

На тему: «Путешествие по планете  Земля»

                                                                                                       Жигайлова А.Ю.

 

Цель урока:  обобщить и закрепить знания по разделу «Путешествие по планете Земля»

Задачи:

    Образовательные:  обобщить сформированные  у обучающихся представления о материках  и океанах Земли, разнообразии их природы. Проверить знания общих  представлений  о своеобразии, неповторимости планеты Земля.

   Развивающие: продолжить формирование у обучающихся работать с печатным материалом, географическими картами. Развить способность  логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.

  Воспитательные: воспитать  коммуникативность  на уроке, самоконтроль  и дисциплину учащихся. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности. Заставить задуматься о необходимости бережного отношения к нашей планете,  исходя из знаний об уникальности каждого материка на Земле.

Универсальные учебные действия (УУД) :

Личностные: осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальных уровнях.                  

 Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.                                                                                  

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.                                                                  

Коммуникативные: выработать умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

 

Тип урока:  обобщение и закрепления полученных раннее знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Техническое оборудование: мультимедиа, атласы, учебники, физическая карта полушарий

ХОД УРОКА

1.      Организационный момент

Приветствие, пожелание плодотворной работы на уроке, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе.

Мы завершили длительное, увлекательное путешествие по материкам и океанам Земли и сегодня мы должны подвести итоги.

Целью нашего урока будет закрепление и обобщение знаний, которые мы получили при изучении раздела «Путешествие по планете Земля»

2.      Актуализация опорных знаний учащихся

А теперь давайте попробуем отгадать загадки о материках

1.                Здесь горы-великаны –

     Тибет, Алтай, Памир,

      Карпаты и Балканы.

      Их знает целый мир.

      Здесь реки – Обь и Ангара,

      Дон, Волга, Лена и Кура.

      Лесов многообразие

      В родной для нас ...

                                   (Евразии.)

2. Самый теплый материк

Живописен и велик.

Тут живет среди саванн

Много львов и обезьян. 

                              (Африка)

 

3.Лишь в стране большой, зелёной
Кенгуру живёт смышлёный.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит.
                           (Австралия.)

4. Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида.
Он готов поведать людям,
Как прекрасна…

                                  (Антарктида.)

5. Эй, проснитесь, кто уснули!
От Гудзона до Миссури,
От пологих Аппалачей,
До Скалистых Гор,
Раньше было все иначе –
Не стояло ферм и ранчо,
В прериях бизон водился,
А в ручьях – бобер
Эй, скакали мы не даром –
Перед нами Ниагара!
То шумит, водой плюется
Страшный водопад.
Радуга мостом прольется,
Солнце детям улыбнется,
Мы хотим дружить со всеми,
Нам индеец – брат!.

                             (Северная Америка)

6. Там над Андами парит
Птица кондор,
В джунглях ползает змея –
Анаконда.
Если хвост зацепит свой
За большое дерево,
То достанет головой
До другого берега.
И по этому мосту
Можно будет запросто
Через реку перейти
Или бежать вперегонки.
«Как зовут тебя, река?» –
Крикнешь звонко,
А в ответ, издалека – «Амазонка!»

                                    (Южная Америка)

Как одним словом можно назвать наши отгадки? (Материки)

 

3.Обощение и проверка знаний. ( Картографический этап, устные ответы, задания на соответствие)

А кто мне скажет, что такое материк?

(Материки  (континенты) – это огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой)

А что такое океан?

            (Океа́н крупнейший водный объект, составляющий часть    Мирового океана)

А теперь давайте  покажем на карте материки  и океаны. (показ у доски на интекартивной карте материков и океанов)

Сегодня мы работаем в парах. Сейчас мы будем создавать карты. У Вас на партах лежат  фигурки с контурами  материков (их шаблоны) и лист бумаги голубого цвета. Ваша задача: приклеить контуры материков в соответствии с их расположением на карте.

Итак, теперь Вы должны подписать название самого большого материка. Как он называется? Кто сможет рассказать о главных особенностях этого материка? ( Сообщение учащегося)

   Евразия 

Евразия – это самый большой материк. Часть территории Евразии занимает наша страна — Рос-

сийская Федерация. Рельеф Евразии очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи (гора Джомолунгма, или Эверест, – 8848 м),
Евразия богата реками и озерами. Самая длинная река материка – Янцзы. В Евразии расположено самое глубокое озеро мира – Байкал (1637 м). Здесь находится самый большой полуостров мира – Аравийский. Самое большое по площади озеро – Каспийское.

 

А теперь нужно подписать название самого жаркого материка на планете. Как он называется? Кто расскажет нам об этом материке? ( Сообщение учащегося)

Африка 

 Площадь Африки составляет 29,2 млн км², с островами — около 30,3 млн км²

Африка – второй по величине материк. В ее рельефе преобладают равнины. Высоких и протяженных горных цепей на этом материке нет. Самая высокая точка Африки – гора Килиманджаро, снежная шапка которой возвышается на высоте 5895 м. 
Это самый жаркий континент, на большей его части средняя годовая температура выше
+20 °С. В Африке не бывает зим в нашем понимании. На большей части территории материка времена года различаются лишь количеством выпадающих осадков. В Северной Африке расположена величайшая пустыня нашей планеты – Сахара, здесь летом поверхность песка и камней нагревается до +70 °С, а воздух – до +40 °С. 
Материк богат реками. Среди них Нил – самая длинная река нашей планеты (6671 км). Самой полноводной рекой материка является река Конго.

 

Скажите пожалуйста, как называются 2 материка, составляющих 1 континент? Давайте подпишем их на карте и послушаем ваши сообщения. (Сообщения учащихся)

Северная Америка

Площадь Северной Америки без островов — 20,36 млн км², с островами 24,25 млн км².

В рельефе этого материка преобладают равнины. Вдоль западного побережья тянутся горные цепи – Кордильеры. Это высокие горы с глубокими речными долинами и действующими вулканами. Самая высокая гора Кордильер – Мак-Кинли(6193м).

Климат на материке очень разнообразен: от сурового на севере, где температура зимой опускается до –45 °С, до жаркого, влажного – на юге.

Реки Северной Америки полноводны, саман крупная из них – Миссисипи. Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.

 

Южная Америка 

Площадь континента — 17,8 млн км² (4-е место среди континентов)

На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы Анды. Это самый влажный континент планеты. Климат здесь теплый, только на крайнем юге зимой температура может опускаться до О °С или чуть ниже. В высокогорных районах Анд климат достаточно суровый. На материке протекает много рек. Среди них Амазонка – самая полноводная река планеты. Самое высокогорное озеро Земли – Титикака.

 

Ответьте ,пожалуйста, на вопрос: Как называется самый засушливый материк нашей планеты? Давайте подпишем его на карте и послушаем желающих рассказать сведения об этом материке. (Сообщение учащегося)

 

Австралия 

Площадь:7 692 024 км²

Австралия – самый маленький материк. Он же и самый сухой: на большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нот крупных, полноводных рек. Многие реки
пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей.
Самая большая река – Муррей, она не пересыхает, но уровень ее вод резко меняется в течение года. Озеро Эйр – самое крупное на материке, в сухое время года распадается на отдельные неглубокие водоемы, а в сезон дождей площадь озера сильно увеличивается.

 

А как называется самый холодный и суровый материк? Давайте его подпишем на карте и послушаем сообщение.

 

Антарктида

Площадь - 14 000 000 км²

Антарктида – материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000 м). Во льдах Антарктиды содержится до 80% запасов пресной воды Земли. Это самый холодный материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом – 30 °С. На станции «Восток» полярниками была зарегистрирована температура – 89,2 градусов С. Это самая низкая температура на Земле. В летнее время материк получает много солнечного тепла, но до 90% его отражается от снега и льда. Поэтому только в прибрежных районах, где летом отсутствует снежный покров, температура поднимается до 0 °С.

Это самый высокий континент Земли, средняя высота поверхности континента над уровнем моря составляет более 2000 м, а в центре континента достигает 4000 метров. В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность.  Центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом.

 

Но кроме материков на нашей планете есть  океаны.  Давайте попробуем по памяти подписать 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океан.

 Все материки и океаны  Земли нанесены на карту.

А теперь необходимо вспомнить: какие животные обитают и какие растения произрастают  на каждом из материков, и поставить соответствующие цифры на созданной Вами карте.

Ответы: 1 – Евразия (волк, медведь, олень, тигр, ,белка, березы, сосны)

                 2 – Антарктида (белый медведь, морской котик, тюлень, мох и лишайник)

                3 – Южная Америка (капибара, лама, ягуар, колибри, кувшинка Виктория-регия, гевея, хинное дерево)

               4 – Африка (слон, верблюд, жираф, крокодил, баобаб, акация)

               5 -  Северная Америка (снежная коза, скунс, енот, бизон, секвойя, сахарный клен)

               6 – Австралия (Коала, кенгуру, утконос, лирохвост, бутылочное дерево, эвкалипт)

 

4.Индивидуальная проверка знаний

Учащиеся выполняют индивидуально задания проверочной работы.

 

5.Итог  урока

Ребята наш урок подходит к концу, Сегодня мы вспомнили и обобщили знания о материках нашей земли. Спасибо вам за работу на уроке.  Но я вас прошу, берегите нашу планету. Цените каждый лепесток, травку, берегите  нашу  природу. Ведь она очень ранима.(Чтение стиха).

Смотрю на глобус– шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

“Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса,

роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

“Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги,

ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река,

свои, теряя берега.

И слышу голос я реки:

“Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус, шар земной,

такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: “Не солгу,

я сберегу вас, сберегу”.

 

6. Домашнее задание

 

      Рисунок животного обитающего на любом из материков.( по желанию)

      Составить кроссворд  на тему :  «Путешествие по планете Земля»

Спасибо за внимание!

 

 


 

План-конспект урока географии в 5 классе с учетом требований

План-конспект урока географии в 5 классе с учетом требований

Здесь реки – Обь и Ангара,

Здесь реки – Обь и Ангара,

Обощение и проверка знаний. ( Картографический этап, устные ответы, задания на соответствие)

Обощение и проверка знаний. ( Картографический этап, устные ответы, задания на соответствие)

В рельефе этого материка преобладают равнины

В рельефе этого материка преобладают равнины

Южная Америка (капибара, лама, ягуар, колибри, кувшинка

Южная Америка (капибара, лама, ягуар, колибри, кувшинка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020