30 План-конспект урока окружающего мира 2 класс по теме « Пожар»
Цели:
Ø познакомить с причинами возникновения пожара
Ø формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях
УУД:
Познавательные
· устанавливать причинно-следственные связи
· добывать новые знания, используя свой жизненный опыт
· делать выводы из изученного материала
Регулятивные
· обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
· определять и формулировать учебную цель на уроке
· осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности
Коммуникативные
· слушать и понимать речь других
· оформлять свои мысли в устной знаковой форме
· учиться работать в паре
Личностные
· формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, плакаты по пожарной безопасности, картинки, телефонные трубки, листочки для теста, красные и зелёные сигнальные кружки, листочки с телефонным монологом, памятки, красный коробок, игрушечный утюжок, спички, бутылка из-под керосина, пустая пачка сигарет, бенгальские огни, тройник, книги для выставки.
Ход урока
I. Оргмомент. – Здравствуйте, ребята!
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте!
II. Актуализация знаний
-Дети, мы продолжаем с вами знакомиться с разделом «Здоровье и безопасность». Давайте вспомним, какие опасности подстерегают неосторожного человека дома. Я буду загадывать загадки, а вы отгадываете и говорите, какую опасность представляет предмет-отгадка? (вывешиваю картинки по очереди)
o Что опасного во мне
Если супа нет на дне?
Только, если суп горяч
От детей меня ты прячь. (кастрюля)
o Остренькая проволочка,
Дырявая головочка,
Остренький зубок-
Береги-ка свой глазок (иголка)
o Он целый день звенел в лесу
Густом, от инея белесом.
А ночью, подойдя к костру,
Заснул, в бревно уткнувшись носом (топор)
o Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень
Хлеб, картошку, свёклу, мясо
Рыбу, яблоки, колбасы (нож)
o Без ног бежит,
Без огня горит,
Без зубов, а кусается (электричество)
- Молодцы, все помните!
III. Подведение к теме и постановке задач урока.
- Каждый человек стремиться обустроить свой дом как можно уютнее и удобнее. И в этом ему помогает то, о чем говориться в следующей загадке
Слайд 1. Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех глядит
Он от злобы ест дрова, может час, а может два.
Ты рукой его не тронь, искусает всю ладонь. (огонь)
- А какой бывает огонь?(….)
- А бывает огонь добрым?
- Когда он бывает добрым? (когда согревает жилище, готовит пищу, освещает комнату) Говорят : «Огонь-друг» Слайд 2.
- Огонь добрый, когда он является символом. Слайд 3
-Что это за символы? (Вечный огонь-к нему приходят люди , возлагают цветы в память о погибших героях, сражавшихся за нашу Родину;
Олимпийский огонь, который зажигают при открытии спортивной олимпиады)
- Назовите мне антоним к слову друг (враг) А может огонь стать врагом человека? (Да, в случае пожара) Слайд 4.
Слайд 5.
- Да. Иногда из верного друга огонь превращается в недруга. Сила огня очень большая. Он уносит тысячи человеческих жизней, стирает с лица земли большие города и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете происходит около пяти миллионов пожаров. А слышали ли вы в прошедшее засушливое лето сигналы пожарных сирен? И в нашем районе пожары-не редкость.
Горят дома, больницы, дома престарелых, торговые центры, поезда и самолёты, леса… А самое главное – человеческие жертвы, среди которых есть и дети. 25 марта будет год со дня пожара в ТЦ г. Кемерово «Зимняя вишня» (погибло 60 человек, 40-дети, 44 человека получили ожоги и травмы)
IV. Постановка темы и задач урока
- Ребята, кто может определить тему нашего урока? (Пожары) Слайд 6.
- Что мы должны узнать и чему должны научиться сегодня? (причины пожара, правила пожарной безопасности, научимся соблюдать правила и вызывать пожарных по телефону)
- Давайте посмотрим, что нам говорит Муравьишка Вопросик (с. 22 учебника)
Молодцы, вы правильно сформулировали тему и задачи урока.
V. Работа по теме урока
1) Игра «Красный ящик»
- Давайте выясним из-за чего или кого огонь из друга превращается во врага. Я предлагаю вам поиграть. Знаете ли вы игру «Что?Где? Когда?». В игре знатокам выносят черный ящик, в котором лежат загаданные предметы. У нас тоже есть таинственный ящик с предметами, но красного цвета. А почему красного? (цвет тревоги, опасности). Вы достаете предмет и говорите, какую опасность он представляет. Работаем в паре (по партам)
Керосин - горючая жидкость,
Спички - не игрушка
Утюг - не оставлять без присмотра включенным
Тройник – перегруз электросети
Бенгальские огни - искры
Пачка сигарет - горящий окурок. Минздрав России предупреждает о вреде курения. Зачастую, это ПРИЧИНА ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
- Молодцы!
2) Работа по учебнику с. 23
-А что говорит нам Попугай Нади и Серёжи? Давайте прочитаем по-цепочке правила «Чтобы не было пожара» с.23 учебника.
-Эти правила необходимо выучить наизусть.
VI. Физминутка - А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, шагаете и хором отвечаете «Это я, это я, это все мои друзья!». Если не согласны, садитесь на корточки и молчите.
ü Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережет свой дом и школу
От огня?
ü Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
Что сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
ü Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?
ü Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол-
Еле сам живой ушёл.
ü Кто, почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре?
ü Кто из вас, заметив дым,
Закричит: «Пожар! Горим!»?
ü Кто из вас шалит с огнём
Утром, вечером иль днем?
ü Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по 04?
ü Кто пожарным помогает.
Правила не нарушает?
VII. Работа по теме урока (продолжение)
Причины пожара.
-Итак, каковы же причины, прочитаем Слайд 7 (цепочкой читают)
Действия при пожаре
- Что нужно делать, если пожар все-таки возник? Давайте сначала обратимся к учебнику с. 24. Прочитайте текст самостоятельно (читают текст)
-Ваши первые действия (зовем взрослых, вызываем пожарных)
-Как правильно вызвать пожарных? ( телефон 01, улица, номер дома) Слайд 8
3) Игра «Вызов пожарных»
- Давайте проверим, как вы запомнили памятку вызова пожарных . (2 человека выходят) Разыграйте ситуацию -1 диспетчер пожарной службы, а другой вызывает пожарных. (диалог)
4) Работа в парах (листочки с ситуациями)
-А сейчас мы проверим, как действовали в похожей ситуации ваши ровесники. Ваша задача, определить, правильно ли они вызывали пожарных, и найти их ошибки. Обсудите друг с другом (читают, обсуждают, отвечают в паре)
Лиза: «Ой, у нас тут все горит! Приезжайте, пожалуйста, быстрее!»
Серёжа: «Здравствуйте, Меня зовут Сергей Петров. Я учусь во втором классе школы № 1. Родителей нет дома, поэтому вам звоню я. У нас начался пожар, Приезжайте на Сиреневую улицу»
Слава: «Здравствуйте, у нас в квартире по адресу Центральная улица, дом 5, квартира 35 начался пожар. Взрослых нет дома. Вас вызывает Смирнов Слава»
- Как вы считаете, куда смогут приехать пожарные? Почему? В чем ошиблись другие ребята?
Итак, ваши действия, если пожар все же начался Слайд 9
5) Беседа о пожарных
- Кто приходит на помощь? (пожарные) Слайд 10
- Как они выглядят? ( каска, спец-одежда - боёвка из термостойкой ткани, которая не горит, специальная защитная обувь, средства специальной защиты органов зрения, дыхания и рук)
-На чем приезжают пожарные? ( на пожарной машине) Какого она цвета? (красного- цвет опасности и тревоги) Слайд 11
- Что используют для тушения пожара? ( с.25 учебника)
- Видели ли вы такие пожарные щиты? А где? (в каждой школе, больнице, детском саду, др. учреждениях) Слайд 12
- Какими умениями и навыками должны владеть пожарные? (хорошо и быстро лазить по лестнице, уметь обращаться с огнетушителем любого вида, ..) Слайд 13
- Какими чертами характера должны обладать люди, выбравшие эту профессию? (мужество, смелость, готовность отдать свою жизнь, спасая людей….) Слайд 14
- Во время пожара страдают люди, получают травмы, ожоги. Как им помочь? (вызывают скорую помощь по номеру 03) Слайд 15
- Бывают и такие случаи, когда первыми на помощь приходят соседи, знакомые и даже простые прохожие, которые шли мимо.
Указом президента Российской Федерации была учреждена высокая государственная награда - медаль « За отвагу на пожаре». Ею награждают людей, спасших человеческие жизни во время пожара. Слайд 16.
- А могут такую награду получить дети? (…….) Сюжет про Копылова Никиту. Слайд 17
VIII. Закрепление
1) Тест.
-
У каждого на парте лежит листок, в тесте по три варианта ответа , которые
обозначены фигурами Выбираете правильный ответ, рисуете
на листочке соответствующую фигуру. (Вопросы читает учитель) Самопроверка
.
- Если вы ответили на все вопросы правильно, поднимите зелёный сигнал. Если допустили ошибки, поднимите красный сигнал. Молодцы!
2) Знакомство с выставкой книг
- В библиотеке вы можете получить дополнительную информацию из научной и художественной литературы. Я вам принесла много книг по теме урока (знакомлю с произведениями выставки книг) + А.Плешаков «Великан на поляне»
- А почему же для детей написано много книг о пожарах, о причинах пожаров и о бедах, которые они приносят. (часто пожары возникают по вине детей)
4) Работа по рабочей тетради с. 15 № 2. Взаимопроверка
IX. Итоги урока. Рефлексия. Оценки.
- Ребята, какая сегодня была тема нашего урока?
- Какие правила вы сегодня узнали? Как вызвать пожарных?
- Что узнали нового, то чего ещё никогда не знали?
- Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Оценку «5» получают за урок….
X. Домашнее задание. (на доске) С. 22-25 учебника
С. 15-16 №1, 4 рабочей тетради (если есть)
Творческое задание. Найти в библиотеке, Интернете информацию о работе пожарных, подготовить сообщение, нарисовать иллюстрацию
-В конце урока я хочу вам раздать памятки «Как вести себя при пожаре».
-До свидания!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.