План-конспект урока по окружающему миру, 4 класс
Тема: Тела, вещества, частицы.
Тип урока: изучение нового материала.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цели урока: сформировать понятие тело, вещество, частица, научить различать вещества по их признакам и свойствам.
Задачи:
· Познакомить детей с понятиями тело, вещество, частица.
· Научить различать вещества в разных агрегатных состояниях.
· Развивать память, мышление.
· Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
· Повысить психологическую комфортность урока, снятие мышечного напряжения (динамические паузы, смена деятельности).
· Формировать дружеские отношения в коллективе.
· Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование:
1. Мультимедийная интерактивная презентация
2. Рисунки (твёрдые, жидкие, газообразные вещества).
3. Металлическая линейка, резиновый мяч, деревянный кубик (у учителя).
4. Для эксперимента: стакан, чайная ложка, кусочек сахара; кипячёная вода (на столах у детей).
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, обращаясь к учащимся: “Сегодня вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе
Прочитать памятку.
1. Обращение с товарищами – “вежливость”;
2. Мнение других – “учись слушать, доказывать свою точку зрения”;
3. Работа с источниками информации (со словарем, книгой) – выделяй главное.
2. Изучение нового материала.
Постановка учебной цели: сегодня мы начинаем изучать тему “Эта удивительная природа” - совершим виртуальную экскурсию ( На слайде: капля воды, сахарница (контейнер для хранения), молоток, волна (вода), глина, металл.
Учитель задает вопрос “Все ли слова позволили точно представить предмет?”
Те слова, которые точно помогают представить предмет, а именно, имеют очертания, форму, называют телами. То, из чего сделаны эти предметы, называют веществами.
Работа с источником информации (словарь С.И. Ожегова):
1 |
Тело - отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом... |
2 |
Тело - организм человека или животного в его внешних, физических формах. |
3 |
Тело - часть организма... |
4 |
Тело - основная часть, корпус чего-нибудь. |
Записать определение в тетради: “Те предметы, которые нас окружают, называются телами.
. Что такое природа? Из трех вариантов ответов выбрать правильный ответ:
1 |
Все, что сделано руками человека |
2 |
Все, что нас окружает |
3 |
Все, что нас окружает и существует независимо от человека |
Работа с карточками. У учащихся на столах карточки с изображением тел (предметов). Предложим учащимся разделить карточки на две группы: стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло. Запишем в тетради ответы. Просим учащихся прочитать названия тел, это будет 1 группа. По какому признаку они поместили слова в эту группу? Тоже делаем со второй группой.
Правильный ответ:
Искусственные (1) |
Естественные (2) |
стол |
солнце |
карандаш |
дерево |
книги |
облако |
кресло |
камень |
Делаем вывод. Как мы разделили слова (по какому принципу?): есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.
Оформляем блок в тетрадь (Рисунок 1).
Учитель. Вспомним то, о чем мы говорили вначале. Мы затруднялись точно определить, являются ли металл, вода, глина телами и пришли к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. Данные слова мы называем веществами. Все тела состоят из веществ. Записываем в тетрадь определение.
Настало время подвести итоги. Вместе с учителем вспоминают то, что нового узнали на уроке. Учитель задает вопросы:
1. Все, что нас окружает, называется....телами
2. Тела бывают естественные и искусственные.
3. Записать в тетради схему. Учитель: рассмотрим схему. Тела бывают естественные и искусственные, вещества могут быть твердые, жидкие, газообразные. Вещества состоят из частиц. Частица сохраняет свойства вещества (вспомним, что сахар при растворении остался сладким).
Заполните таблицу. Внимательно читайте инструкцию.
(Отметьте знаком “+” в соответствующей графе, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным).
Вещество |
Твёрдое |
Жидкое |
Газообразное |
Соль |
|
|
|
Природный газ |
|
|
|
Сахар |
|
|
|
Вода |
|
|
|
Алюминий |
|
|
|
Спирт |
|
|
|
Железо |
|
|
|
Углекислый газ |
|
|
|
Проверка выполнения работы По очереди дети называют вещество и объясняют, к какой группе его отнесли.
Физминутка
Итог урока
1) Подведение итогов
- Вы дружно работали.
- Узнаем, какая группа была самой внимательной на уроке. Учитель задает вопрос: “Что называется телами, что характеризует тело, приведи пример”. Учащиеся отвечают. Все, что нас окружает, называется телами. Какие бывают вещества по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. Из чего состоят вещества? Приведите примеры, как частицы сохраняют свойства веществ. Например, если мы посолили суп, как узнать, что свойства вещества сохранились? Попробовать на вкус. Заполните схему (Рисунок 2)
Обсуждение: с чем согласны, с чем не согласны.
- Что нового узнали? Дети сообщают. (Телами называют все предметы, окружающие нас. Тела состоят из веществ. Вещества - из частиц).
Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.