Урок алгебры в 8-м классе по теме
"Решение квадратных уравнений по формуле"
Цели и задачи урока:
-обучающие: познакомить с формулой корней квадратного уравнения, дискриминанта, учить применять эти формулы, рассмотреть приемы решения уравнений;
-развивающие: развивать логическое мышление учащихся, повышать интерес к изучаемой теме;
-воспитательные: воспитать стремление к достижению цели, воспитание интереса к математике.
Изучение темы направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении
личностного развития:
• развитие логического и
критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• воспитание качеств
личности, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование мышления;
• развитие интереса к предмету «Математика».
2) в метапредметном
направлении:
• развитие представлений о математике
как форме описания и методе познания действительности;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики и являющихся основой познавательной культуры
3) в предметном направлении:
• познакомить с формулой корней квадратного уравнения, дискриминанта, учить применять эти формулы, рассмотреть приемы решения уравнений; развивать логическое мышление учащихся, повышать интерес к изучаемой теме; воспитать стремление к достижению цели, воспитание интереса к математике.
• формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала; комбинированный с применением групповой работы.
Формы работы: индивидуальная (фронтальная, индивидуальная и групповая)
Оборудование к уроку:
Компьютер, мультимедийный проектор.
Презентация в Power Point
Схема урока:
Настроимся на урок (1 мин)
Актуализация знаний (3 мин)
Постановка проблемы (1 мин)
Объяснение нового материала(7 мин)
Физкультминутка (1мин)
Первичное закрепление (5 мин)
Самостоятельная работа и ее проверка(5 мин)
Тест(6 мин)
Домашнее задание (1 мин)
Подведение итогов (1 мин)
ХОД УРОКА
I. Настроимся на урок.
Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь, ведь от улыбки станет всем теплей, поднимется настроение.
Математику не зря называют "царицей наук", ей больше, чем какой-либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики - любознательность. Постараемся доказать это на уроке. Вы начали изучать новый большой раздел «Квадратные уравнения», на который отводится 18 уроков. И на сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о квадратных уравнениях. И начнем мы с вами, как обычно, с повторения.
II. Актуализация знаний. ( Слайд 2)
Цель этапа – подготовить учащихся к дальнейшей работе путем повторения теоретического материала по теме.
– Какие уравнения вы видите на экране? (Квадратные)
– Докажите, что данные уравнения квадратные.
– Перечислите виды квадратных уравнений, изображенных на экране. (Неполные
квадратные уравнения, полные квадратные уравнения, приведенные и неприведенные
квадратные уравнения).
– Какие методы вы применяете при решении квадратных уравнений? (1. При
решении неполных квадратных уравнений следует воспользоваться
определением квадратного корня (когда нет слагаемого при х), либо вынесением х
за скобки; 2. Выделение полного квадрата).
III. Постановка проблемы
Цель этапа: достижение заинтересованности учащихся в работе урока.
(Слайд 3)
– Каким из перечисленных методов можно
воспользоваться для решения квадратного уравнения общего вида ах2 + вх + с =
0? (Выделение полного квадрата)
– Как вы думаете, есть ли еще метод для решения квадратных уравнений?
Сегодня мы познакомимся с еще одним способом решения, который позволит быстро
находить корни квадратного уравнения. Итак, тема урока «Решение квадратных
уравнений по формуле». ( Слайд 4)
IV. Объяснение нового материала
1. Вводная беседа о роли квадратных уравнений (сообщение заранее готовит один из учеников).
( Слайд 5)
– Неполные квадратные уравнения и частные виды полных уравнений (х2 – х = а) умели решать вавилоняне (примерно за 2 тысячи лет до нашей эры). Некоторые виды квадратных уравнений решали древнегреческие математики, сводя их решение к геометрическим построениям. Вывод формулы корней квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако он признавал только положительные корни. Итальянские математики 16 в. учитывают помимо положительных и отрицательные числа. Лишь в 17 в. благодаря трудам Ньютона, Декарта и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
2. Вывод формулы для нахождения корней квадратного уравнения ах2 + вх + с = 0, а =/= 0
( Слайд 6)
Опр. Дискриминантом квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0 называется
выражение b2 – 4ac.
Его обозначают буквой D, т.е. D= b2 – 4ac.
– Как вы считаете, какое значение может принимать
дискриминант? (Положительное, отрицательное и равное нулю).
Рассмотрим три случая:
1. D > 0;
2. D = 0;
3. D < 0.
1. Если дискриминант больше нуля, то уравнение имеет два различных корня, которые можно найти по формулам:
х1 = ; х2 =. (Слайд7)
2. Если дискриминант равен нулю, то в этом случае уравнение имеет единственный корень: х1 = . (Слайд 8)
3. Если дискриминант отрицательный, то уравнение корней не имеет.(Слайд9)
- Составим алгоритм решения квадратного уравнения. (Слайд 10)
V. Гимнастика для глаз
Дадим отдых глазам. Отложите ручки и карандаши. Выпрямитесь. Закройте глаза. Закрытыми глазами посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. Сильно зажмурьте глаза, расслабьте. Сделайте круговые движения глазами сначала в одну сторону, затем в другую. Еще раз зажмурьте глаза, расслабьте. Немного посидите с закрытыми глазами. Хорошо.
Плавно открываем глаза. Восстанавливаем резкость изображения.
VI. Первичное закрепление.
Цель этапа: отработка навыка решения квадратных уравнений по формулам.
(Слайд 11)
-Вернемся к уравнениям, которые были изображены на экране в начале урока. Решим следующие уравнения:
а) 2х2 - 5х +
2 = 0;
б) 2х2-3х+5=0;
в) х2-2х+1 = 0.
(С помощью учителя ученики разбираются в структуре алгоритма решения квадратных уравнений по формуле, записывают с доски записи учителя в тетрадь). Слайд(12-14)
– Все ли квадратные уравнения можно решить по формуле корней?
VII. Обучающая самостоятельная работа
Вернемся к эпиграфу нашего урока. Попытаемся сделать математику хотя бы сегодня на уроке немного более занимательной.
Вам необходимо угадать, что же находится в черном ящике.
_Угадайте, что в ящике. Даю три определения этому предмету:
1. Непроизводная основа слова.
2. Число, которое после постановки его в уравнение обращает уравнение в тождество.
3. Один из основных органов растений.
/Корень/
(Слайд 15)
- А сейчас вы будете должны определить, какого растения этот корень, решив следующие уравнения в парах, а из ключа выберете букву, соответствующая правильному ответу и впишите в бланк.
1 вариант |
2вариант |
1. 5х2-4х—1=0 2. х2-6х+9=0 3. 2х2+2х+3=0 4. –х2+3х+10=0 |
1. 3х2-5х+2=0 2. 4х2-4х+1=0 3. 6х2+3х+1=0 4. –х2+2х+3=0 |
-2;5 |
3 |
Нет корней |
-1/5; 1 |
Нет корней |
1;2/3 |
-1;3 |
!/2 |
А |
О |
З |
Р |
З |
Р |
А |
О |
- Что это за растение? (Роза) (Слайд 17)
- Значит, в черном ящике лежал корень розы, о которой в народе говорят: "Цветы ангельские, а когти дьявольские". О розе существует интересная легенда: по словам Анакреона, родилась роза из белоснежной пены, покрывающей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Поначалу роза была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.
- Видите, ребята, все в этом мире взаимосвязано: математика, русский язык и литература, биология. Мы увидели, что слово "корень" встречается на уроках биологии и математики. И не только.
VIII. Домашнее задание
- У вас на столе лежат листы с напечатанными индивидуальными заданиями. Решить уравнения.
IX. Тестирование.
- А сейчас мы посмотрим, как вы поняли изученный материал. У вас на столе лежат тестовые задания. Вам необходимо выбрать букву, соответствующую правильному ответу.
(слайд 18)
- Давайте проверим полученные результаты. Поменяйтесь тестовыми работами.
(слайд 19)
- А теперь оценим свою работу.
- За первые три задания вы получите отметку «3»;
- за четыре задания «4»; за пять заданий «5».
X. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке? (узнали новую формулу для решения квадратных уравнений, зависимость количества корней от дискриминанта, научились применять новые знания)
(слайд 20)
- И закончить сегодняшний урок хотелось бы словами великого математика У. Сойера: «Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные задачи. Решая одну задачу различными методами, можно путем сравнений выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт»
(Слайд 21)
-Итак, наш урок подошел к концу. Я хочу сказать вам СПАСИБО за работу на уроке.
- А сейчас я вам предлагаю сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Если хорошее настроение, то прикрепите смайлик на солнышко, если не очень, то на тучку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.