Тема урока: «ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ»
Цели урока:
1. образовательная – изучение понятий «физические явления» и «химические явления»; определению их сущности; приобретение навыков самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;
2. развивающая – развитие наблюдательности, логического мышления, умения делать выводы на основании наблюдений, развитие познавательного интереса.
3. воспитательная – воспитание умения работать в малых группах.
Оборудование и реактивы: свеча, ступка с пестиком, мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок, хим.стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные методы и приемы: демонстрационный эксперимент, объяснение, наблюдение, решение упражнений, взаимопроверка, беседа.
Ход урока:
1. Орг.момент.( мин.)
На столе зажженная свеча
стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела
Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение.
Предполагаемый ответ учащихся: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.
Учитель: тема нашего урока – это как раз «явления, сопровождающие превращения».
Какие явления вы наблюдаете при горении?
- плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)
- затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)
Как называются такие явления?
- горение парафина (свет и выделение тепла).
Учитель записывает тему урока на доске. Ученики записывают в тетрадях. Число и тему урока «Физические и химические явления. Химические реакции»
Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления.
Итак, сегодня мы должны:
• определить • сущность физических и химических явлений
• отметить • значение физических и химических явлений
• выявить • признаки химических реакций
• рассмотреть • условия возникновения и протекания реакций
Это будет планом нашего урока.
2.Изучение нового материала.
Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что все явления, по сути, сходны или одинаковы, а теперь те, кто считает, что явления отличаются. Кто может объяснить свой выбор? В ходе беседы обсуждаются ответы учащихся – ход обсуждения сводится к объяснению нового материала на основе жизненного опыта учащихся.Все окружающие нас предметы состоят из разнообразных веществ, которые могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Железо, сахар, поваренная соль при обычных условиях- твердые вещества, вода и спирт – жидкости, воздух – это смесь газов. Но остаются ли вещества неизменными? Что например происходит с водой, вынесенной на мороз , или со спичкой, если ее поджечь, или с упавшим в лесу деревом? Ответить на эти вопросы нетрудно: вода, вынесенная на мороз замерзает, подожженная спичка сгорает, упавшее дерево постепенно разрушается в результате гниения древесины. Иногда вещества изменяются так медленно, что кажутся как бы неизменными. Если оставить во влажном воздухе железный гвоздь, то первое время создается впечатление, что с ним ничего не происходит. Но пройдет время и мы увидим, что гвоздь покрылся бурой ржавчиной: на поверхности железа под влиянием влажного воздуха образовалось новое вещество. В природе нет неизменные веществ. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать.
Мы живем в постепенно изменяющемся мире. Вам, наверно известно изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» Почему? Да потому, что в ней ежесекундно происходят какие –то изменения. Да и планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.
Различные изменения, происходящие с веществами- явления. (пишут определение в тетрадь)
Учащиеся открывают учебник, находят стр.11читают и записывают определения в тетрадь виде схемы 4. Первичное закрепление знаний осуществляется в виде постановке 2-х вопросов и ответов на них в паре.2мин
Различают два вида явлений в природе: физические и химические. Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние или температура. При физическом явлении могут изменяться все три названных параметра или отдельно каждый из них.
Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления.
Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.
Физкультминутка.
Помощь ассистентов. Правила ТБ.
Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное.Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.
Опыт №2. Разрезание бумаги.
Опыт №3. Диффузия перманганата калия.
Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи – химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.
Опыт №5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.
Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?
В результате беседы подводится итог – признаки химических реакций (явлений), который записывается учащимися в рабочую тетрадь: Признаки химических реакций:
Изменение окраски;
Образование осадка;
Появление запаха;
Выделение газа;
Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).
Условия протекания:
Контакт веществ
Нагревание
Действие
электрическим током
Облучение светом
Значение химических реакций. Сообщение учащегося.
А) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)
Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.
Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.
Закрепление учебного материала
Установите соответствие:
Вариант 1
Физические явления: _______
Химические явления: _______
Вода в озере покрылась коркой льда;
Появление ржавчины на железном гвозде;
Золотую проволоку вытянули в нить;
Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
Ледяная игрушка весной растаяла;
Высыхание дождевых луж;
Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
Морской прилив;
Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.
Ответы:
Физические явления: 1, 3, 5, 6, 8,10
Химические явления: 2, 4, 7, 9.
Домашнее задание. Упр 10-13 с.13
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.