Тема урока: Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода
Цели урока:
1) Познакомить учащихся с характеристикой элемента по ПС способами получения ;
2) Развивать умение наблюдать за протеканием химических реакций, мыслительную деятельность учащихся, практические навыки при выполнении лабораторного эксперимента;
3) Воспитывать коммуникативность, общую и экологическую культуру.
Задачи урока:
Актуализировать знания учащихся о первоначальных химических понятиях, о кислороде как самом распространенном элементе на планете;
продолжать формирование навыков работы с ПС и учебником, умение обосновывать лабораторные опыты;
укреплять интерес учащихся к химической науке;
воспитывать бережное отношение к собственному здоровью;
формировать мировоззренческие знания.
Тип урока: комбинированный.
Методы и методические приемы: объяснительно-исследовательские, иллюстративные, алгоритмические, словесные, эвристические, программированные.
Оборудование: прибор для получения, спиртовка, лучина.
Реактивы: p-p
Структура урока:
I.Организационный этап
II.Актуализация знаний учащихся по теме: «Первоначальные химические понятия»
1. Дать определения понятиям: «Валентность», «Молярная масса», «Химическое уравнение»
2. Назвать типы химических реакций
3. Работа с тестами (разноуровневые задания)-3 ученика
4. Работа с дидактическими карточками – 3ученика
5. Работа у доски (2 ученика)
Задание: Расставить коэффициенты, определить тип реакции:
O
+ +Fe
++
III.Сообщение темы (запись в тетрадь)
1.Постановка проблемы:
Почему о кислороде говорят:
« - самый распространенный элемент на планете.
Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара»?
Учащиеся используют знания по биологии, географии , экологии о кислороде, как простом веществе, о его роли для живых организмов.
2. Положение в ПС (работа с таблицей)
Запись на доске и в тетрадях:
O-химический знак
Ar (O)=16,
Mr(O)=32
3. Нахождение в природе.
Схема на доске, запись в тетради :
Справка: содержание в атмосфере 21% было достигнуто около 250 млн. лет назад в результате развития зеленых растений. Открытие фотосинтеза К.А. Тимирязевым.
4. Соединения кислорода.
Понятие об оксидах (в тетрадь!)
входит в состав воды.
Экзюпери о воде: «Ты сама жизнь. Ты самое большое богатство в мире»
O 2 газа Н и O.
есть просто кислород,
а вместе - это июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассвете…»
5. Физические свойства
Газ без цвета, запаха, тяжелее воздуха, мало растворим в воде.
6. Получение
а) История открытия Дж. Пристли 1.08.1774 года
Разложение оксида ртути:
(на доске, в тетради)
. Пристли о поддержании горения:
«Каково же было моё удивление, когда я обнаружил, что свеча горит в этом воздухе необычайно ярким пламенем».
б) Опыт Дж. Пристли.
Применение ИКТ. Учебное электронное издание «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория.
) Лабораторный эксперимент:
«Получение разложением и изучение его свойств».
Химизм: 2
Собирание. методом вытеснения воздуха (знания из курса биологии).
Вывод: главное свойство - поддерживать горение. (Самостоятельно!).
Огонь сыграл величайшую роль в истории человечества (согревает жилище, используется для приготовления пищи и выплавки металлов и т д.).
Фронтальная беседа:
Биологическая роль кислорода (работа в группах).
Вывод:
необходим для дыхания живых существ и участия в ОВР; использования в медицине ( при сердечно - сосудистых заболеваниях, для улучшения обменных процессов), при обеззараживании и дезодорации воздуха. Для очистки питьевой воды применяют искусственное обогащение озоном .
Итоги урока: комментарии ответов и оценок учителем.
§18-19 в.1-3 с.59Разъяснение домашнего задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.