План-конспект урока: «Жизнь ратными подвигами полна»
Ход урока
1.Организационный момент.
Откройте тетради и запишите число,тему урока.
2.Актуализация знаний.
Вряд ли найдется на земле человек, который не слышал бы пение колоколов.
А вы раньше слышали колокольный звон? Где и при каких обстоятельствах?
Ответы учащихся.
Мы с вами все разные: и по возрасту, и по культуре, и по вероисповеданию, и даже по гражданству. Но сейчас мы находимся в Российской федерации. Для кого из вас это Родина, кто-то оказался здесь по воле случая. И тем не менее, все мы должны знать о традициях и культуре российского народа, о подвигах её сыновей и дочерей, её историю…
Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники – благовесты , и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Звоном колоколов провожали и встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов.
А героями наша земля была издавна богата. Обращаю ваше внимание на экран:
Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Как вы думаете, что объединяет всех этих людей и чем они прославились?
· Как вы понимаете тему урока «Жизнь ратными подвигами полна»?
· Какова цель нашего урока?
Да, сегодня я постараюсь для каждого из вас открыть что-то новое, а вы узнать что-то новое для себя, о ратных подвигах и воинах-защитниках.
Обратимся к толковому словарю и словарю синонимов. Найдите значение слов «подвиг», «рать», «ратный» и подберите синонимы к этим словам:
(работают со словарями-записываем в тетрадь)
В разные исторические периоды Россия подвергалась нападениям врагов. В эти трудные времена Россия рождала множество героев, память о которых народ хранит веками.
- Кто такой герой? Какими качествами должен обладать герой?
В тетрадь запишите :Герой- это….
Проблемный вопрос:
Мы вспомнили исторических личностей, чьи ратные подвиги прославили
их на века.
- Мы с вами и говорили, что и в наше время место ратным подвигам ЕСТЬ!
Давайте снова вернемся на сотни лет назад, к истории России. Много героев взрастила святая русская земля. На примере жизни святого князя Дмитрия Донского я предлагаю вам расширить знания о ратном подвиге. Когда воины шли воевать с врагом за правое дело, их на Руси всегда благословляли перед походом или битвой.
- Обратимся к значению слова «благословляли». Как вы понимаете его значение? (ответы учащихся в тетрадь).
- А теперь найдите это слово в толковых словарях, зачитайте его значение. Теперь вы понимаете, какую роль играло СЛОВО!
- Вспомните, у кого Дмитрий Донской попросил благословение на битву с ордынскими войсками?
-Подтвердите своими суждениями следующие мысли: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога».(в тетрадь)
6. Проверка усвоения материала.
- О каких нравственных качествах человека мы говорили сегодня на уроке?
- Какой вклад вносили в победу над врагом люди разных народов и разного вероисповедования?
- Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?
- Что поддерживало людей в трудное для их страны время?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Много сложено пословиц о героизме, ратных подвигах. Предлагаю завершить пословицы народов России
1) Мы войны не хотим, но к войне….
2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется …..
3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не….
4) Враг моего народа — мой …..
5) Смертью героя пал, а Родину не ……
6) Герой — за Родину …..
7) Кто за меч возьмется, тот от меча ……
8) Кто за правду горой, тот настоящий …..
7.Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание работы учащихся.
· Был ли полезен для вас урок?
· Сумели ли мы доказать, что «жизнь ратными подвигами полна»?
· Что бы вам хотелось узнать еще по этой теме?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.