ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «НАСЕКОМЫЕ»
Учитель: Сухинина Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МКОУ Кожевниковская НОШ Новосибирской области, Барабинского района.
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Предметная программа и её автор: Окружающий мир, О.Н.Федотова
ТЕМА УРОКА: « Насекомые»
Базовый учебник: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир»:Учебник для 2 класса, часть 2.- Москва. Издательство Академкнига/Учебник – 2012 год
Цель урока: провести классификацию насекомых по способам их питания, повторить отличительные признаки насекомых в сравнении с другими классами животных.
Задачи урока: 1. Закрепить знания детей о классификации животных
2. Закрепить знания об отличительных признаках насекомых
3. Через решение проблемных вопросов провести классификацию насекомых по способам питания
4. Вспомнить насекомых родного края
5. Закреплять умение ставить цель и задачи урока через решение проблемного вопроса, проводить рефлексию деятельности на каждом этапе урока, оценивать свою работу и работу товарищей, умение работать в паре и группе.
Тип урока: комбинированный
Необходимое оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, , коллекция насекомых, учебник, тетрадь
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Решаемая задача |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя
|
Время (в мин.)
|
1 |
Адаптационный этап
2. Актуализации опорных знаний
|
1.Адаптировать учеников к деятельности на уроке.
2.Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы (создание проблемной ситуации)
|
Дети выполняют упражнения.
(слайд 1)
(слайд 2)
Отгадывают загадку.
Рассматривают иллюстрации на слайдах. Вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание.
Решают проблемный вопрос.
Работают в рабочей тетради
Физминутка |
Читает стихотворение. Прозвенел и смолк звонок, Начинаем наш урок. Я дарю вам солнечное настроение, подарите и вы друг другу. Что для этого нужно сделать? (улыбнуться) -Покажите, какое у вас настроение с помощью карточек-настроений. Наше солнышко приглашает вас в путешествие, а куда – угадайте: Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший. Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.
Мы отправляемся на лесную опушку. (слайд 3) -Кого можно встретить на лесной опушке? (слайды 4 – 5) (На слайдах появляются животные) -Как назвать их одним словом? -А кто такие – животные?(слайд 6) -Проверьте себя по учебнику стр.5 -Миша не может разделить животных на группы, давайте ему поможем. Называйте животных, которых увидели на слайдах, к какой группе вы их отнесёте? А лягушку? А змею? (слайд 7) Интрига – в чём проблема Миши? (материалы учебника стр. 6-8) -Проверь по оглавлению: сколько групп животных должно быть в схеме? Сравни со слайдом. -А сейчас я вас проверю, я задаю вам вопрос, вы заполняете пропуски: (слайды 8-10) 1. У животного 4 ноги, тело покрыто шерстью. Это_________(звери или млекопитающие) Почему их так называют? Впишите нужное слово в тетради № 2 стр.3 2. У них есть голова, туловище, хвост, плавники. Тело покрыто чешуёй. Это _________(рыбы) 3. У животного 6 ног, тело разделено на голову, грудь, брюшко. Это_______(насекомое) 4. У животного 8 ног, тело разделено на головогрудь и брюшко. Это________(пауки) -Почему пауки не относятся к насекомым? (работа с коллекцией – сравниваем в парах) -Какой группы животных нет у нас в оглавлении, кто внимателен? (пауков) --А сейчас я хочу проверить, как вы знаете животных родного края. Выполните упражнение 1 в тетради, дополните схему примерами животных родного края. -Оцените работу друг друга. По каким критериям будете оценивать? (Физминутка) Спал цветок и вдруг проснулся- Больше спать не захотел, Потянулся, встрепенулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Потянулся, полетел. -Кто это? А кто такая бабочка? Докажите! (слайд 11) -К кому мы сегодня идём в гости? |
7 |
2 |
Целеопреде-ление |
1. Вывести тему, цель и задачи урока |
Формулируют тему урока. Ставят цели.
|
-Разве мы не всё знаем о насекомых? -Что нужно закрепить? -Что узнаем на уроке? (слайд 12) Помогает в формулировании темы урока и целей урока. |
3 |
3 |
Основной этап
|
1. Закреплять умение отличать насекомых от других животных
1.Формировать знания о питании насекомых
2.Разрешить интеллектуальное затруднение |
Наблюдают, анализируют, высказывают свои точки зрения.
Называют насекомых с опорой на жизненный опыт
Доказывают, что это насекомые
Проверяют себя
Делают вывод
Наблюдают, анализируют, высказывают свои точки зрения, делают выводы.
Высказывают свои мнения, опираясь на жизненный опыт.
Анализируют рисунки и материал учебника
Делают вывод –чем питаются насекомые
|
1. Читает стихотворение: -В лесу, на опушке, Стрекозы-подружки Знакомых позвали на бал. В траве под былинкой Скрипач-невидимка Старинные вальсы играл. Букашки с былинкой Танцуют в обнимку, Осу подхватил мотылёк. Поёт им комарик, И синий фонарик Зажёг в темноте светлячок. (слайд 13) -О каких животных здесь говорится? -Каких из этих насекомых вы видели в природе и наблюдали за ними? А где вы их видели? -С кем нельзя путать насекомых? (слайд 14) -проверим, как вы отличите насекомых от паукообразных - № 5 стр.4 тетради – кого не обозначили? К какой группе относятся паук и клещ? -А где ещё живут насекомые? (слайд 15) -Кого из насекомых вы узнали? Где они живут? -Рассмотри, как выглядят медведка, тля, водомерка, плавунец. Что у них общего? -Докажите, что это насекомые. Проверьте себя по учебнику стр.9 -Вернёмся к целям урока, оценим себя с помощью сигнальных карточек. (слайд 16) -Прежде чем ответить на наш вопрос – чем питаются насекомые, сделаем вывод. Сколько насекомых в природе и где они обитают? Вывод: Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это и красивые бабочки, и труженики-муравьи, и разные жуки, и надоедливые мухи и комары. (слайд 17) Выполните задание: Установи соответствие между изображением и названием насекомого.
-А сейчас назовите насекомое, отгадав мою загадку, и скажите, чем оно питается? (слайды 18- 26) 1. Не зверь, не птица, Нос, как спица. Летит - кричит, Сядет – молчит. Кто его убьет – свою кровь прольет.(комар) 2. Кто над нами Вверх ногами Ходит – не страшится, Упасть не боится (муха) 3.
Не
моторы, а шумят, 4.Шевелилась у цветка Все четыре лепестка Я сорвать его хотел Он вспорхнул и улетел. (бабочка) 5. На лугу живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик) 6. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук) 7. В лесу у пня беготня, суетня: 8. Целый день она стрекочет 9. Красненькие крылышки, черные горошки. -Скажите, чем питается каждое из этих насекомых? Если затрудняетесь, рассмотрите рисунки на стр.10-11 учебника
-Какие насекомые относятся к каждой группе? Сделаем вывод: Как питаются насекомые? (слайд 28) |
20 |
3
|
Закрепление
|
1.Первично закрепить знание о питании насекомых 2.Повысить уровень формируемых знаний на основе применения творческих заданий. |
Выполняют упражнение в парах
Самостоятельно дают оценку своей деятельности Проверяют на интерактивной доске. Оценивают ответы друг друга
Доклады детей
-предварительная самооценка
Ответы на вопросы – фронтальный опрос |
Организует работу в парах. Предлагает ответить на вопросы № 7 тетради стр. 5 Предлагает детям самим оценить выполненное задание по слайду. (слайд 29) -Выполните задание на стр. 11 учебника. Назовите изображённых насекомых. Какие из них живут в вашем крае? Чем питаются? -А знаете ли вы, каким образом питаются некоторые насекомые, есть ли у них зубы, язык? (доклады) (слайды 30-32) -А какой жук самый большой? (доклад) (слайды 33-34) -А сейчас проверьте свои знания, предварительно оценив себя на волшебной линеечке. -Ответьте на следующие вопросы (слайд 35) -Оцените себя после выполнения задания. |
10 |
4 |
Итог урока Рефлексия |
|
Вспоминают тему урока. Оценивают свою работу на уроке, делают выводы. Анализируют д/з |
Предлагает вспомнить тему урока, которую ученики сформулировали в начале урока. - Какие цели ставили? (слайд 36) -Все ли достигли этих целей? -Что нового для себя открыли на уроке? -Всё ли узнали? Когда будем узнавать?(слайд 37-39) Молодцы! (слайд 40) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.