Цель: закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова», прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.
Оборудование:
1. компьютер;
2. карточки со словами подносчики, перевозчики, обходчики;
3. Карточки со схемами слов.
Ход урока:
1. Орг. Момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
2. Каллиграфическая минутка.
ышк, ишк, оньк, еньк, ое, н, ск |
Учитель:
Посмотрите на доску, что здесь лишнее?
Ученик: На доске записаны суффиксы, а - ое- окончание имени
прилагательного.
Учитель: Запишите, продолжая закономерность до конца строчки.
3. Словарная работа
Учитель:
Запишите слово облако, выделите корень, запишите однокоренные
слова.
Облако, облачный, заоблачный, облачко.
Учитель:
Какое явление вы заметили в этих словах?
Ученик: Чередование корня.
Учитель: Написание, какой гласной нужно запомнить?
Ученик: Безударной гласной в корне слова о не проверяемой написанием.
Учитель: Устно составьте предложения с этими словами.
4 . Работа в группах.
Организация учебной деятельности обучающихся в пятерках.
Задание для 1 группы.
1. Образуйте однокоренные слова. Тот, кто любит собирать грибы гриб Маленький гриб Часть гриба под землей Мастер по починке часов час Солдат, стоящий на посту 2. Выделите корень в однокоренных словах. 3. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое корень. 4. Составьте свою цепочку однокоренных слов, выделите корень.
|
||||||||||||
Задание для 2 группы.
1. Образуйте лова с помощью приставок про-, об-, по-, под-, от – от слова ВЁЛ. про-, об-, по-, под-, от – от слова ХОД. 2. Выделите в словах приставки. 3. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое приставка. 4. Составьте свою цепочку однокоренных слов, используя приставки.
|
||||||||||||
Задание для 3 группы.
1. Образуйте слова с суффиксами
2. Выделите в словах суффикс. 3. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое суффикс? 4. Составьте свою цепочку слов с любым из суффиксов.
|
||||||||||||
Задание для 4 группы.
1. Выпишите, из текста подчеркнутые слова. Много сказок создал наш народ. Сказка учит добру. Любимый герой русской сказки – Иванушка. В сказке Иванушка умен и скромен. 2. Выделите окончания в словах. 3. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое окончание. 4. Запишите слово «ТРАВА», изменяя окончания, окончания выделите.
|
3. Презентация групповых решений.
(форма межгруппового общения – совместно-последовательная «лесенка»)
(выступление обучающихся должно соответствовать формуле
П – позиция «мы считаем»
О – обоснование «потому что»
П – пример «например»
С – следствие «поэтому»)
- Ребята, расскажите, пожалуйста, порядок разбора слов по составу .
ІІІ. Основная часть
1. Выборочный диктант. ( с комментированием)
- Запишите только однокоренные слова.
- борьба, борец, бороться, воевать
- весельчак, весёлый, радостный
- дорога, путь, подорожник
- Найдите среди записанных слов, соответствующее схеме:
2. Работа в парах.
Каждая пара получила лист со словами, их надо разобрать по составу. Кто быстрее и правильно выполнит разбор, тот и победит.
К доске приглашаются 3 команды по три человека
На доске карточки со словами:
подносчики перевозчики обходчики
Правила игры: Игрокам нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом. Каждый игрок победившей команды рассказывает, какую часть слова он отнял, и какое новое слово получилось.
В результате этого на доске появляется следующая запись:
подносчики |
перевозчики |
обходчики |
подносчик |
перевозчик |
обходчик |
поднос |
перевоз |
обход |
нос |
воз |
ход |
Учитель: Без какой части слово не может жить? Как называются слова одного корня? Какие слова называют родственными? Какое слово лишнее в каждой группе? Почему?
3.Разбор предложений.
Улетают в теплые края перелетные птицы.
- Найдите орфограммы, объясняя их написание.
- Найдите грамматическую основу.
- Найдите слова с приставками. Как называются эти слова?
4. Игра «Четвёртое лишнее»
1. Горка, сгорел, пригорок, горняк.
2. Кость, коснуться, костный, косточка.
3. Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.
4. Носить, носовой, носик, нос.
5. Лесник, лес, лестница, безлесный.
Учитель: Спишите группы родственных слов, разберите их по составу. Вспомните последовательность разбора!
5. Игра «Замени одним словом»
Учитель: А есть в русском языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Как их обозначают при разборе? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:
1. Любитель книг. (Книголюб)
2. Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)
3. Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)
4. Машина, которая сама летает. (Самолёт)
5. Человек, который разводит птиц. (Птицевод)
6. Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)
7. Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)
8. Машина, которая косит траву для сена. (Сенокосилка)
Учитель: Большое количество ошибок всегда допускается при разборе глаголов. Какие правила нужно помнить, чтобы не допускать ошибок?
1. Формообразующие суффиксы в основу не входят. Какие суффиксы называют формообразующими и почему?
2. Не путать личные окончания глаголы с суффиксами. Как различить глаголы с ться и тся?
3. Возвратные глаголы имеют постсуффикс -ся или –сь, в этом случае основа разрывается.
На доске следующие слова:
Кататься, убегала, ленишься, научусь, причесался, наклоняется, обрадуют, развеселимся, отбросить, приснилась.
6.Посели слово в свой домик .
Учитель: Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом:
Выход, алмазный (ловушка!), заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный.
Учитель: Закончим наш урок пословицей, которую вы должны составить из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и.
7.Составление пословицы: По ученику и об учителе судят.
IV. Рефлексия.
Самооценивание.
Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.