План конспект урока по русскому языку в 6 классе "Несклоняемые имена существительные "
Оценка 4.7

План конспект урока по русскому языку в 6 классе "Несклоняемые имена существительные "

Оценка 4.7
docx
17.11.2021
План конспект урока по русскому языку в 6 классе "Несклоняемые имена существительные "
сущ.docx

Тема: Несклоняемые имена существительные

 

Цели урока:

а) Познакомить учащихся с понятием “несклоняемые имена существительные”; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;

б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

в) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к языку.

Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.

Ход урока

Орг. Момент

1. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков.

- Сегодня мы продолжаем работу над темой “Склонение имён существительных”. И для начала запишите следующее предложение: 5-7 мин

В зоопарке живут дикие животные: кенгуру, львы, шимпанзе, какаду, фламинго, колибри.

Один ученик выполняет синтаксический разбор предложения. Елена

Второй ученик – фонетический разбор слова «львы» Вера

Третий ученик – морфологический разбор существительного «в зоопарке». Светлана

 Прослушайте стихотворение «Про то, как не надо говорить»:

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне... 
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) 5 мин

- А теперь каждый из вас поработает корректором. Возьмите листочки-карточки №1 с текстом и исправьте ошибки. 2-3 мин

- Все значения слов вам понятны? Проделаем словарную работу. 7-10 мин

Словарная работа:

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

- Составьте с каким-то одним словом предложение. 2-3 мин

3. Определение темы уроков, целеполагание

Давайте вспомним предложение, записанное в начале урока, и просклоняем существительные львы и кенгуру.

Учащиеся устно склоняют эти существительные.

У.: Сделайте вывод.

Слово кенгуру не склоняется.

У.: А какие еще слова в предложении не склоняются?

- Фламинго, шимпанзе, какаду, колибри.

·         Какова же тема нашего урока? (Несклоняемые имена существительные)

·         Записываем тему урока.

·         Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке? (различать склоняемые ИС от несклоняемых ИС)

·         Как вы думаете, много ли таких слов? (да, много)

Физкультминутка:

Если слышим существительное на –мя, наклоняемся вперед, если несклоняемое слово – руки вверх, склоняемые существительные – хлопки в ладошки.

Пламя, пенсне, море, семя, фойе, поле, бремя, метро, детство, время, бюро, окно.

 4. Группы несклоняемых существительных

Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа

Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык?

Да, они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов. В словарной статье в скобках указывается, из какого языка заимствовано это слово, и дается его лексическое значение. Например, Авеню (фр.) - широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями.

Значения этих слов можно объяснить, подобрав к ним исконно русские слова

Все эти слова иноязычные, в основном – французские, в которых ударение – на последнем слоге. Депо, плато, кафе. Это первая группа несклоняемых существительных.

     Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич, Хантер, Гюго (сказать: «У меня много романов Гюга!» - язык не повернётся).

русские несклоняемые фамилии - Черных, Руденко, Живаго – относятся к третьей группе.

А четвёртая группа включает в себя такие слова, как ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ – сокращения по первым буквам – это аббревиатуры. Проверим верность наших с вами предположений, прочитав в учебнике теоретический материал, откройте учебники на стр. 140.

Чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение 266 стр. 141. Двое у доски.  

6. Поиграем в игру “Сломай рифму” (раздаточные материалы)

Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом, поставьте несклоняемые существительные в нужную форму, определите у них падеж. Выполняют в парах, один исправляет ошибки, другой определяет падеж слов. (Листочки лежат на партах) (КАРТОЧКА № 2)

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

 Задание  вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони. (КАРТОЧКА № 3). Все ли слова понятны?

·         Выйти из                 , играть на                        , гулять без                 ,     

·         Ехать по                  , бутерброд с               , приехать на                  ,  

·         Кататься на             , вынуть из                       , слушать по              ,

·         Пойти в                     ,  работать в                  .  

Давайте решим кроссворд

По горизонтали:

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

По вертикали:

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

4, Шейный шарф.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)

http://festival.1september.ru/articles/653655/img1.gif

7. Итоги урока:

- Я прочитаю “Песенку – итог” Аркадия Хайта.

Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

8. Рефлексия  

·         Я узнал...

·         Я понял...

·         Было интересно...

·         Вызвало затруднение... 

9. Домашняя работа. Параграф 47, упр. 267.

 

Бонус

Игра “Назови одним словом”

Дети должны определить слова по их лексическому значению.

На карточках каждой группе лексическое значение слов. Дети должны догадаться “Что это?”

1. Верхняя одежда для зимы и осени. пальто

2. Подземная железная дорога. метро

3. Клавишный музыкальный инструмент. пианино

4. Асфальтированная дорога. шоссе

5. Сорт мороженого на палочке. эскимо

6. Напиток из зерен кофейного дерева. кофе.

 

Игра «ЗООПАРК»

Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных идет речь.

 А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас (пони)

 Б) Вынашивает своего детеныша в сумке. (кенгуру)

 В) Крупный попугай с пестрым хохолком. (какаду)

 Г) Самая маленькая птица на земном шаре. (колибри)

Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг (шимпанзе)


 

Тема: Несклоняемые имена существительные

Тема: Несклоняемые имена существительные

Определение темы уроков, целеполагание

Определение темы уроков, целеполагание

Любит кины детвора, Если в кинах кенгура,

Любит кины детвора, Если в кинах кенгура,

Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе

Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе
Скачать файл