Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП); познакомить с основными признаками этих конструкций и знаками препинания в них; сопоставить БСП с синонимичными сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями; формировать умение правильно ставить необходимые знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки бессоюзного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения; владеть навыками выразительного чтения; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение и обсуждение сочинений по заданию упр. 184.)
III. Анализ контрольной работы
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (§ 31, 32, с. 123, 124—127).)
2. Слово учителя
Бессоюзные сложные предложения отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация же на письме обозначается разнообразными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. Конечно, знаки не могут соответствовать интонационному богатству живой речи, но они помогают понять общий смысл фразы.
Части бессоюзного сложного предложения формально независимы, самостоятельны, поэтому схематично их можно изобразить квадратными скобками. Однако на самом деле части бессоюзных сложных предложений неравноправны по смыслу. Уловив логическую связь между ними, почувствовав верную интонацию, нетрудно справиться со знаками препинания.
Представим все возможные варианты постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) в виде таблицы, а затем подробнее остановимся на конкретных вопросах и примерах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.