План - конспект урока по теме "Пресмыкающиеся". 7 класс.
Оценка 4.7

План - конспект урока по теме "Пресмыкающиеся". 7 класс.

Оценка 4.7
Карточки-задания +2
doc
биология
7 кл
22.03.2023
План - конспект урока по теме "Пресмыкающиеся". 7 класс.
План - конспект урока по теме "Пресмыкающиеся" поможет учителю организовать деятельность обучающихся на уроке. Может организовать самостоятельное повторение пройденного, изучение нового и закрепление изученного материала.
План - конспект урока по теме Пресмыкающиеся. 7 класс..doc

Урок по теме: «Пресмыкающиеся. Общая характеристика».

Цель: Закрепить знания по теме «Класс Земноводные», провести параллели по происхождению пресмыкающихся и выявить ароморфные признаки Рептилий.

Самостоятельная работа

1вариант                          

Закончи предложения:

1. Широкая голова лягушки плавно переходит в …..  .Передняя конечность состоит из трёх  отделов:  …..

2. Между пальцами задней конечности лягушки натянуты…..

3. Малый круг кровообращения начинается в …

4. К лёгким течёт кровь- ….

5. Толстая кишка открывается в особое расширение - ….

6. Сердце трёхкамерное, состоит из…..

7. Выделительная система земноводных представлена: ….

8. У лягушки оплодотворение ….

9. Современных  земноводных делят на три отряда:

 

Самостоятельная работа

2 вариант

Закончи предложения:

1.     В позвоночнике земноводных различают следующие отделы:……

2.     Взрослые земноводные дышат …. и…. .

3.     Отделы задней конечности лягушки: …..

4.     Кожа земноводных покрыта  ,,,,

5.     Глаза снабжены защищающими от повреждения органами - ….

6.     Скелет лягушки состоит из следующих отделов:…..

7.     У земноводных присутствуют крупные пищеварительные железы-…. ….

8.     Большой круг кровообращения лягушки заканчивается в …..

9.     В сердце амфибий ….. камеры.

10.  Вышедший из икринки головастик дышит……..

Новый материал.

Цель: Познакомиться с общей характеристикой пресмыкающихся, выявить признаки их приспособленности для обитания в наземно-воздушной среде.

1.        Посмотрите фильм «Общая характеристика Пресмыкающихся». Прочитайте Параграф 21.

2.        Выделите и запишите в тетрадь признаки, которые отличают пресмыкающихся от земноводных.

3.        Выполните письменно в тетради задания.

А) Выберите правильные утверждения. Ответы (цифры) запишите в тетради.

1. Рептилии имеют сухую кожу с роговыми чешуйками.

2. Рептилии дышат через кожу.

3. Пресмыкающиеся – позвоночные холоднокровные животные.

4. У рептилий легочное дыхание.

5. Пресмыкающиеся размножаются только в воде.

6. У рептилий внутреннее оплодотворение.

7. Пресмыкающиеся размножаются вне воды – на суше.

8. При движении рептилии пресмыкаются – касаются телом земли.

9. Размножаются путем откладывания яиц.

10. Внешнее строение рептилий плохо приспособлено к жизни на суше.

Б) Установите соответствие между особенностью строения и функции кожи и классом позвоночных, для которого эта особенность характерна.

ПРИЗНАК
А) участвует в газообмене         Б) выделяет обильную слизь
В) имеет роговую чешую           Г) обеспечивает поступление воды в тело
Д) не имеет желез                       Е) защищает от высыхания

 

КЛАСС ПОЗВОНОЧНЫХ

1) Земноводные
2) Пресмыкающиеся

 

 

В) Найдите три ошибки в приведённом тексте, исправьте их.

1. В процессе эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к размножению на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотной оболочкой: кожистой или скорлуповой. 4. Из отложенных яиц выходят личинки, которые не похожи на взрослых животных. 5. У некоторых видов пресмыкающихся развитие зародышей в яйцах происходит ещё в организме самки. 6. Детёныши выходят из яиц сразу после их откладки. 7. Такая особенность размножения (яйцеживорождение) – приспособление к жизни в южных областях распространения.

 

Домашнее задание. Параграф 21, пересказ. Сообщение (1 стр.  в тетради – 1-1,5 минуты).1 ряд – Отряд Крокодилы. 2 ряд – отряд Черепахи. 3 ряд – Отряд чешуйчатые (на выбор ящерицы или змеи)

Дополнительный материал.

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии)

Общая характеристика класса. Пресмыкающиеся — первый настоящий класс наземных позвоночных животных, к которому принадлежит около 6 тыс. видов. Обитают они преимущественно в регионах с теплым и жарким климатом. В ходе завоевания суши пресмыкающиеся приобрели ряд адаптации:

1.             Тело подразделяется на голову, шею, туловище, хвост и пятипалые конечности.

2.             Кожа сухая, лишена желез и покрыта роговым покровом, защищающим тело от высыхания. Рост животного сопровождается периодической линькой.

3.             Скелет прочный, окостеневший. Позвоночник состоит из пяти отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового. Плечевой и тазовый пояса конечностей укреплены и связаны с осевым скелетом. Развиты ребра и грудная клетка.

4.             Мускулатура более дифференцирована, чем у земноводных. Развиты шейные и межреберные мышцы, подкожная мускулатура. Движения отделов тела более разнообразные и быстрые.

5.             Пищеварительный тракт более длинный, чем у земноводных, и четче дифференцирован на отделы. Пища захватывается челюстями, имеющими многочисленные острые зубы. Стенки ротовой полости и пищевода снабжены мощной мускулатурой, которая проталкивает крупные порции пищи в желудок. На границе тонкой и толстой кишок имеется слепая кишка, особенно хорошо развитая у растительноядных наземных черепах.

6.             Органы дыхания —легкие — имеют большую дыхательную поверхность за счет ячеистого строения. Развиты воздухопроводящие пути — трахея, бронхи, в которых воздух увлажняется и не иссушает легкие. Вентиляция легких происходит путем изменения объема грудной клетки.

7.             Сердце трехкамерное, однако в желудочке имеется неполная продольная перегородка, препятствующая полному смешиванию артериальной и венозной крови. Большая часть тела пресмыкающихся снабжается смешанной кровью с преобладанием артериальной, поэтому интенсивность обмена выше, чем у земноводных. Однако пресмыкающиеся, так же как рыбы и земноводные, являются пойкилотермными (холоднокровными) животными, температура тела которых зависит от температуры среды обитания.

8.             Органы выделения — тазовые почки. По мочеточникам моча оттекает в клоаку, а из нее — в мочевой пузырь. В нем вода дополнительно отсасывается в кровеносные капилляры и возвращается в организм, после чего моча выводится наружу. Конечный продукт азотистого обмена, выводимый с мочой, — мочевая кислота.

9.             Головной мозг имеет больший относительный размер, чем у земноводных. Лучше развиты большие полушария переднего мозга с зачатками коры и мозжечок. Формы поведения пресмыкающихся более сложные. Органы чувств лучше приспособлены к наземному образу жизни.

10.         Оплодотворение только внутреннее. Яйца, защищенные от высыхания кожистой или скорлуповой оболочкой, рептилии откладывают на суше. Зародыш в яйце развивается в водной оболочке. Развитие прямое.

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок по теме: «Пресмыкающиеся

Урок по теме: «Пресмыкающиеся

Дополнительный материал. Класс

Дополнительный материал. Класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2023