Тема урока «Строение и функции кожи»
Цели урока:
Ø сформулировать представление о строении кожи и отдельных ее слоев, функциях кожи, роли кожи в механизме терморегуляции;
Ø создать условия для развития навыков самоорганизации, умения вести диалог; развивать элементы творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки) как качества мышления;
Ø воспитывать активную жизненную позицию, культуру общения учащихся.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер, мультиборд.
Ход урока
1. Организационный момент
Создание психологической готовности учащихся к уроку, условий для активного взаимодействия.
2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)
1. Какая система отвечает за
выведение лишней воды из организма? (Мочевыделительная)
2. Какие органы входят в данную систему? (Почки, мочеточники, мочевой
пузырь, мочеиспускательный канал)
3. Какие заболевания характерны для данной системы? (Цистит, пиелонефрит,
мочекаменная болезнь) (Слайд 1).
3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся
3.1. Создание проблемной ситуации.
— Мы изучили органы многих систем, все они выполняли определенные функции. Сегодня мы познакомимся еще с одним органом. Врачи называют его «зеркалом здоровья», потому что он отражает процессы, происходящие в организме. Это самый большой и наиболее доступный орган человеческого тела — мы его видим и осязаем, чего не скажешь, например, о печени или почках. Это также очень любопытный орган, он растет изнутри и постоянно меняется. Этот орган выполняет функции танковой брони и термометра, радиатора автомобиля и выхлопной трубы и прекрасно справляется со своими задачами.
Минута на размышление.
3.2. Ознакомление с темой урока. Постановка учебных задач (Слайд 2).
4. Изучение нового материала
Так что же такое кожа? Кожа –это покровный орган тела человека, состоящий из нескольких слоев тканей, имеющий специфическую структуру и выполняющий специализированные функции. Ее площадь составляет около 2 кв. м. (Слайд 3).
Обратим внимание на основные свойства кожи:
n Кожа гладкая, упругая, эластичная
n Имеет розовый цвет благодаря разветвлению в ней мелких кровеносных сосудов и капилляров, наряду с которыми просвечивают венозные (голубые) сосуды
n На ладони- мягкие подушечки пальцев, защищенные гладкими розовыми ногтями и на сгибах различные линии и складки (Слайд 4).
Для любознательных: Дактилоскопия - это раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров пальцев рук для идентификации личности, уголовной регистрации и розыска преступника, применяется с 19в. Узор на пальцах индивидуален и не меняется в течение жизни (Слайд 5).
Рассмотрим строение кожи более детально (Слайд 6):
После зарисовывания рисунка в рабочую тетрадь, учащимся предлагается начертить таблицу, которая будет заполняться по ходу объяснения нового материала (Слайд 7).
Наружный слой-эпидермис: Образован многослойным эпителием.
Верхний слой – роговой, состоит из мертвых клеток без ядер.
Нижний – из живых клеток, способных к делению. В нем находится пигмент меланин, от которого зависит цвет кожи. Клетки эпидермиса очень прочно соединены между собой. Именно это позволяет им выполнять основную - защитную - функцию кожи (Слайд 8,9).
Внутренний слой –собственно кожа или дерма:
- образован соединительной тканью; здесь находятся многочисленные рецепторы, которые воспринимают давление, боль, холод и тепло – кожная чувствительность.
- сальные и потовые железы, через которые удаляется избыток воды и солей- выделительная функция
- многочисленные мелкие кровеносные сосуды, сокращение и расслабление которых позволяет выполнять коже выполнять терморегуляторную функцию (Слайд 10-16).
Подкожная жировая клетчатка – гиподерма:
- имеет очень большое значение для кожи. В первую очередь - это терморегуляция;
- жировые клетки также представляют собой депо, в которых могут сохраняться жирорастворимые витамины (А, Е, F, К);
- подкожная жировая клетчатка очень важна как механическая опора для наружных слоев кожи;
-
кожа, в которой слабо выражен этот слой, обычно имеет больше морщин и складок,
быстрее "стареет" (Слайд 17,18).
Теперь поговорим о функциях кожи. Выделяют 4 основные из них:
Ø защитная;
Ø выделительная;
Ø терморегуляторная;
Ø рецепторная (Слайд 19).
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
1. О
какой части кожи здесь говорится?
«Поверхность этого слоя состоит из мертвых клеток. В живых слоях кожи
содержится красящее вещество….» (Слайд 20);
2. Какие функции выполняет кожа?
А) защитная;
Б) опорно-двигательная;
В) выделительная;
Г) участвует в терморегуляции организма;
Д) является органом чувств;
Е) дыхательная (Слайд 21).
7. Информация о домашнем задании
1. §43;
2. Подготовить сообщения по темам:
А) Алкоголь и терморегуляция;
Б) Курение и терморегуляция;
В) Первая помощь при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударе (Слайд 22).
8. Подведение итогов
9. Рефлексия
(Слайд 23)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.