План-конспект урока русского языка, 4 класс "Школа России"

  • docx
  • 25.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 50 рус.яз..docx

4-А класс

18.11.2019

Русский язык

Самойлова В.В.

Урок 50

Тема: «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.

Формируемые УУД:

Личностные :

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;

Регулятивные :

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные:

умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные :

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, формулировать собственное мнение.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Оборудование: ПК, экран (телевизор), презентация, карточки, учебник.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

- Мы будем на уроке думать? (да)

- Мы будем рассуждать? (да)

- А может, будем спать? (нет)

- И в облаках летать? (нет)

- Друг другу будем помогать? (да)

- И трудности преодолевать? (да)

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.

-Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.

-И так

1 слайд

Мы начать урок готовы

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Открыли тетради. Сели правильно. Записываем число, классная работа.

 

II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы.

-Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тайны русского языка.                                                        А давайте вспомним,  какую часть речи мы изучаем? 
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Знаю, не знаю». У вас на партах  есть  карточка  «Знаю, не знаю». Мои вопросы обсудите в парах, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-». Готовы?  Начинаем.

 

1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?
2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?
3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?

4. Знаете ли вы, падежи имен существительных?
5. Знаете ли вы, что такое 1-е склонение имён существительных?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три  склонения имён существительных?

7. Знаете ли вы, почему в одном и том же падеже у существительных  бывают разные окончания?

8. Знаете ли вы, что любое существительное может переходить из одного склонения в другое и соответственно склонение – это признак не постоянный.

 

 

«Знаю»

«Не знаю»

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

7.

 

 


- Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус? (да)

-Почему эти вопросы вызвали у вас затруднения?

-Может вы не поняли вопросы и их надо повторить? (Мы этого ещё не учили)

- Так какая  тема нашего урока? (Три склонения имён существительных.  1-е склонение имён существительных).

-А более точно тема сформулирована в учебнике. Откройте учебник на с. 89.

- Прочитайте на синем фоне первую фразу.

-Что можно узнать из этой формулировки? (У сущ.-х 3 склонения)

- А говорит ли вам тема от чего зависит склонение существительного? ( Нет)

2 слайд

- Так какие  цели  стоят сегодня перед нами на уроке? ( Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имён сущест­вительных.)

 

 

-Ребята, к концу урока мы разберёмся, что такое склонение  имён существительных и как определять 1-ое склонение имён существительных.

- А что нам поможет достичь поставленной цели?  (проведём   исследование, будем наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.)

 

-А как вы понимаете  слово склонение? Из каких источников мы можем об этом узнать? (учебник,  интернет, словарь)

- Давайте, обратимся к толковому словарю. В словаре Владимира Ивановича Даля дано такое толкование:

3 слайд

Склонение – грамматическая перемена окончаний склоняемого слова по падежам.

-Оказывается, всё дело в перемене окончаний существительных при изменении по падежам.

III. Работа по теме урока.  Решение учебной проблемы.

1.      Исследование

-Предлагаю вам самим в этом убедиться. Прочитайте предложение

Автобус ехал по улице, потом по переулку, а в конце пути по площади.

- Запишите это предложение.

-Назовите однородные члены предложения. Определите падеж однородных членов предложения. Выделим окончания.

- Ребята, падеж одинаковый, а окончания одинаковые? Почему?

- А вот этот вопрос нам предстоит сейчас выяснить.

 

-Для того, чтобы ответить на вопрос почему у некоторых существительных в одном и том же падеже бывают разные окончания, для этого мы проведём своё научное исследование.

- Распределите слова в соответствии с указаниями.

ж.р.             м.р.                                м.р.      с.р.                  ж.р.

-а,  -я       -а,  -я                                      -о,  -е              

 

Илья, вода, окно, дочь, папа,  земля, море, огонь, степь.

-Когда вы распределяли слова на группы, на что вы обращали внимание? ( на род и окончание).

- Ребята, и так  оказывается, что сущ-е распределяются на склонения именно по роду и окончанию. Из темы мы уже знаем, что склонений сколько? (Три)

- Ребята, а скажите, пожалуйста, а  какой падеж у этих имён сущ-х? (И.п.)  А число? (ед.ч.)

--А как называется такая форма имени сущ-го?( Начальная)

 

2)- Во второй части исследовательской работы  давайте понаблюдаем за признаками 1-го склонения имён существительных. 

- Сейчас вы будете работать в группах.

- Исследуйте признаки  первого склонения выделенных имён существительных.

 

Таблица для исследования признаков 1 склонения  имён существительных

 

Ответы

          Вопросы

зима

капля

братишка

    Коля

1.      К какой части речи относится?

 

 

 

 

2.      В какой форме эти существительные?

 

 

 

 

3.      Определите число, падеж

 

 

 

 

4.      Определите род

 

 

 

 

5.      Выделите окончания

 

 

 

 

4 слайд

Зачитывают столбики ответов. (На доске сравнивают правильные ответы).

- Сделайте вывод: к 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я, в Им. п. ед-го числа.

 

3. Работа с учебником.

- А вот убедиться в том, правильный ли  наш вывод  нам поможет следующий источник информации –учебник.                                                                                                                                                          -Откройте учебник на с. 90 и прочитайте  правило о существительных 1-го склонения.

-Маша, прочитай, пожалуйста.

-Совпали ли ваши выводы  с правилом в учебнике? (Да).                                                                                                                                                                    4.Физминутка

5 слайд

IV. Закрепление изученного материала.     

1.      Давайте составим алгоритм определения склонения имени сущ-го.

( на доске на карточках слова: нач. форма, род, число, падеж, окончание, корень)

--А теперь с помощью вашего алгоритма ( нач.форма, род, окончание)попробуем определить склонение имён сущ-х.

Вернёмся к нашему предложению. Определим склонение  существительных по улице, по переулку, по площади.   5,6слайд,6,7слайд

   

2.      Словарная работа

   8 слайд

—  Пропишите новые словарные слова беседа, беседовать, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Запомните их написание.

3. Работа по учебнику

- Ребята, а сейчас я предлагают вам закрепить ваши знания, выполнив задание.

Упр. 156 (с. 90).

—  Как вы думаете, однокоренные имена существительные всегда относятся к одному склонению? (Ответы детей.)

—  Прочитайте первую пару слов. Это однокоренные слова? (Да.)

—  Определите, относятся ли эти существительные к 1-му склонению. Докажите. (Существительное беседа женского рода с окончанием -а в именительном падеже единственного числа, поэтому оно относится к 1-му склонению, сущест­вительное собеседник мужского рода с нулевым окончанием, поэтому к 1-му склонению не относится.)

-Выпишите только имена существительные 1 склонения. Укажите род, выделите окончания.

-По какому признаку узнавали имена сущ. 1 склонения?

 

-В начале урока вы не смогли ответить на вопрос:                                                                                        Знаете ли вы, почему в одном и том же падеже у существительных  бывают разные окончания?

- А сейчас можете ответить на этот вопрос? Почему?                                                                             - Потому что у существительных что разное? (Склонение)

-Оказывается, от склонения, именно от склонения и зависит падежное окончание.

-А где вам в дальнейшем, в какой жизненной ситуации может помочь умение правильно определять склонение? ( во время экзаменов, на уроках русского языка, чтобы уметь грамотно писать падежные окончания имён существительных.)

 

-Ребята у нас остался ещё один вопрос без ответа, давайте вернёмся к нему:

Знаете ли вы, что любое существительное может переходить из одного склонения в другое и соответственно склонение – это признак не постоянный?

 

-Как вы думаете, сейчас вы смогли бы ответить на этот вопрос? Это так или не так?

- Может ли существительное одновременно быть в 1-ом, 2-ом и в 3-ем склонении?

-А почему нет? Склонение зависит от чего? (от рода сущ-го)

 

 -Правильно, а род  сущ-го признак какой постоянный или не постоянный ?                              Значит склонение тоже постоянный признак имени существительного. И на что надо обращать внимание при определении склонения существительного? ( и на род, и на окончание)

-По какому признаку узнавали имена сущ. 1 склонения?( по женскому и мужскому роду в ед.ч. И.П. и окончанию –а, -я.)

V. Итог урока.   9слайд

-Давайте подведём итог нашего урока.

- Сколько склонений существительных в русском языке?

– Какие существительные относятся к 1-му склонению?

- Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания? ( разные склонения)

 

VI. Рефлексия.

10 слайд

Продолжите предложения:

Я знаю что существительные, склоняясь по падежам, делятся на 3 группы – 1-е, 2-е и 3-е склонение. Тип склонения – это постоянный признак имен существительных. Склонение существительных определяется по их окончанию и роду.

Я умею определять 1-е склонения имён существительных.

 

VII. Домашнее задание                                                                                                                                11слайд

с. 90 правило,   упр. 155,  157 (на выбор)

ОЦЕНИВАНИЕ!!!!

1 2слайд