Тема: Глагол. Повторение изученного в 5 классе
Тип урока: повторение
Цели урока:
1) образовательная: повторить и закрепить изученный материал о глаголе; формировать умения распознавать морфологические признаки глагола; употреблять их в устной и письменной речи; умения находить изученные орфограммы;
2) развивающая: способствовать развитию логического мышления, развивать умение работать самостоятельно, самостоятельно мыслить, быстро соображать; развивать память, мышление;
3) воспитательная: воспитать у детей интерес к русскому языку, сознательность в учении.
Оборудование:
1. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений Ч.2, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, 2016г.
2. Дидактический материал (карточка с заданием)
3. Доска ( на ней написана схема и слова для 1 упражнения)
Ход урока
I. Оргмомент–
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Скажите, кто сегодня отсутствует.
Итак, на прошлом уроке, вы писали диктант и, тем самым, подвели итог предыдущей теме. Надеюсь, все справились с ним хорошо.
Сегодня мы начинаем новую тему. Это «Глагол». Но, прежде всего, нам нужно повторить все знания о глаголе, которые вы получили в 5 классе.
Какие цели мы сегодня должны поставить перед собой? (ответы учеников)
А кто будет работать активно, получат положительные оценки в журнал.
II. Актуализация знаний–фронтальный опрос
1. Глагол- это самостоятельная часть речи или служебная? (самостоятельная)
2. Что обозначает глагол? (действие предмета)
3. На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?)
Как изменяются все глаголы? (по временам)
4. Сколько времен есть у глагола? (3, настоящее, прошедшее, будущее)
5. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам)
6. Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (по родам в ед.ч. и лицам)
7. Чем в предложении, обычно, выражен глагол? (сказуемым)
8. Что такое инфинитив? Почему его называют неопределенной формой глагола?
9. Какого вида бывают глаголы и на какие вопросы отвечают? (совершенного и несовершенного вида)
Молодцы, очень хорошо!
III. Практическая часть.
А теперь работаем в парах. Посмотрите на доску. Здесь написаны слова. Вам нужно выписать в свою тетрадь только глаголы в форме инфинитива, т.е. в начальной форме.
Кто первым справится с заданием, поднимает руку.
ЖИВЕТ, БЕЖАТЬ, ДУМАТЬ, ПРИЛЕТЕЛА, ВЫХОЖУ, БОЯТЬСЯ, УВАЖАТЬ, СТАРАЛИСЬ, ПРИХОДИТЬ, СПУСКАЕШЬСЯ, ЖИТЬ.
Посмотрите на оставшиеся слова. Давайте у них определим лицо, пользуясь схемой (на доске)
Живет- 3 лицо, ед.ч. ; прилетела- 3 лицо, ед.ч.; выхожу- 1 лицо, ед.ч.; старались- 3 лицо, мн.ч.; спускаешься- 2 лицо, ед.ч.
Продолжаем наше повторение. Теперь откроем учебники на с.100 и выполним упражнение 507.
Выше задание- выписать глагол и определить его вид. Еще раз вспомним, как определить вид глагола. (Ответы детей)
Начинаем с 1 ряда 1 парты по цепочке называть слово и выписывать его, определяя вид.
СЛОВА: РАСТАЯЛ- С.В., ПОВЕСЕЛЕЛИ- С.В., ЗЕЛЕНЕЕТ- С.В. (ПОЧЕМУ Е), ПРОХОДЯТ- Н.В. (ПОЧЕМУ Я), СУШИТ- Н.В., ВЕЕТ- Н.В. (ПОЧЕМУ Е)
Молодцы, очень хорошо справились с заданием.
· Повторение времен глагола
Переходим к следующему заданию. На ваших столах лежат карточки со словами. Ваша задача распределить слова на три столбика. 1 столбик- прошедшее время, 2 столбик- настоящее время и 3 столбик- будущее время.
-Кто напомнит, как определить время у глагола (ответы учеников). Замечательно.
Пока все делают у себя в тетради, к доске выходят три человека (от каждого ряда по человеку) и будут записывать в свой столбик нужные слова. Первый ряд выписывает в первый столбик слова прошедшего времени, второй ряд заполняет второй столбик и записывает туда слова только настоящего времени, а третий ряд заполняет третий столбик и записывает туда слова будущего времени.
Прошедшее время |
Настоящее время |
Будущее время |
любили |
терпит |
укоротит |
занесли |
читаю |
попьет |
ушли |
вырезаем |
нарисует |
ждали |
выделяем |
погреют |
налепили |
говорили |
полюбили |
Давайте проверим, все ли верно.
Вы отлично справились с заданием!
· Повторение написания тся/ться
А сейчас, давайте вспомним в каких случаях пишется тся с Ь, а каких без? И как определить правильное написание?
На доске написаны предложения. Вам нужно их списать, раскрывая скобки. И определить, где нужно ставить Ь, А где нет.
После того, как все выполнят, желающий выходит и заполняет пропуски.
Умницы!
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1) Тот труда не боит()ся, кто умеет трудит()ся.
2) Дело мастера боит()ся.
3) Человек по делу узнает()ся.
4) Надо трудит()ся, а не ленит()ся.
IV. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок
Итак, что мы сегодня повторили на уроке? (Ответы)
Сложно было? (Ответы)
Вы большие молодцы, очень хорошо сегодня поработали. Ну и самым активным, мы поставим сегодня положительные оценки в журнал.
V. Домашнее задание
Учебник Баранова, Ладыженской Ч.2 №508 (списать, раскрыть скобки, на месте ? поставить Ь или нет), №510 ( выполнить устно, по нему повторить что такое спряжение глагола.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.