План-конспект урока русского языка в 6 классе по развитию функциональной грамотности по теме "Чис лительные"

  • Контроль знаний
  • docx
  • 28.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание урока построено на текстах о Великой Отечественной войне. Его тема "Великая Отечественная война в датах и цифрах"
Иконка файла материала .План-конспект урока русского языка в 6 кл. по теме Числительное Юдина О.К..docx

Тема урока: Великая Отечественная война в цифрах и датах

Тип урока: метапредметный урок в 6 классе (русский язык и литература, математика, урок применения знаний, умений и навыков по теме «Правописание и употребление числительных в речи»).

Цели урока: 

1) Формирование функциональной грамотности школьников через интеграционную деятельность по развитию читательской, математической, лингвистической грамотности обучающихся.

2) Обучающая: правописание терминов русского языка  ; умение отличать качественные числительные от порядковых; знание рядов количественных числительных (целые, дробные, собирательные); умение склонять числительные по падежам; отличие числительных от существительных.
3) Развивающая: употребление в речи числительных: письменная речь (тексты различной стилевой принадлежности,   устная речь (сообщения).
4) Воспитывающая: уважение к родному языку и слову, истории страны, памяти о Великой Отечественной войне.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Усилить прикладную направленность;
  • Формировать функциональную грамотность школьников;
  • Повторить и обобщить знания о числительных как части речи;
  • Продолжить работу над развитием устной и письменной речи, используя знания по теме «Числительные».

Воспитательные:

• Добиться понимания практической значимости числительных в жизни человека;

• Способствовать формированию у учащихся определенного набора ключевых компетенций, в том числе, компетенции в сфере гражданско-общественной и познавательной деятельности;

• Способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач.

Развивающая:

  • развивать языковое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, грамотную речь, умение самостоятельно добывать знания.

Задачи: создание условий для развития функциональной грамотности

Познавательные УУД:

- уметь искать информацию в учебниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

– уметь слушать и слышать, уметь работать в группе

Планируемые результаты:

Предметные: уметь работать с текстами, насыщенными числительными

Метапредметные:

- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,

- уметь анализировать задание,

- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.

Оборудование урока:

1Учебник русского языка

2. Карточки-задания.

3. Ноутбук и экран для демонстрации слайдов

УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: 6-й класс: учебник: в 2 частях; 5-е издание, переработанное. Акционерное общество «Издательство «Просвещение».

Методическая разработка урока может быть использована как конспект урока в 6 классе

Форма проведения: классно-урочная

Структурные элементы урока:

1.     Организационный момент (1 мин.)

2.     Целеполагание и мотивация (2 мин.)

3.     Актуализация опорных знаний и умений учащихся (6 мин.)

4.     Применение знаний и умений в новой ситуации (25 мин)

5.     Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (6 мин.)

Методы обучения, используемые на уроке: проблема, метод самостоятельной работы, объяснительно-наглядный.

Формы организации деятельности учащихся: в парах, фронтальная

Формы организации учебной деятельности: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Актуальность выбранной технологии и форм для достижения цели урока:

Используемая на уроке личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету.

Умения и навыки учащихся, необходимые для работы на уроке:

Навыки работы с картой, текстом, соблюдение санитарно – гигиенических норм

КОНСПЕКТ УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к занятию.

 - Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас.

 II. Целеполагание и мотивация

 Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы постараемся порассуждать о числительных не только как о части речи, но и осмыслить их роль в нашей жизни, с гражданской, исторической, и даже, на мой взгляд, с философской точки зрения.

 На уроке вы будете работать и индивидуально, и в парах.

 III. Актуализация знаний.

Друзья, сейчас я предложу вашему вниманию текст, вашей задачей будет вспомнить произведение, из которого он взят, далее найти в нём слово, имеющее к нашей теме отношение и обосновать своё мнение. Работать можете в парах, обсудите свой выбор.

  «Затем он вынул из ножен, висевших у ремня, нож и разрезал пачку масла. Только сегодня утром он сам спрессовал её из брусков своего пайка. Добавив к этому пару горстей галет, он затянул тесёмку и протянул мешок прохожему. Тот крепко прижал его к себе.»

(Отрывок взят из рассказа о блокаде Ленинграда Д.Аля «Человек с часами», ребята должны найти слово «пара», если произведение не узнано, автор называется на следующем этапе урока)

 - Определите, к какой части речи относится данное слово? Своё мнение обоснуйте.

(Если дети затрудняются. Вспоминаем определение числительного как части речи, в ходе работы можно обращаться к учебнику. Затем делается вывод об отличии числительных от других частей речи).

IV Применение знаний и умений в новой ситуации

Задание №1

 - Я медленно (выразительно) читаю вам текст, а вы записываете его вместе с именами числительными (прописью), указываете у числительных группу, разряд, состав.
(Далее идёт чтение текста учителем (текст отвечает тематической направленности урока, позволяет проверить знания учащихся о числительном, способствует усвоению   материала). Учитель не произносит числительные, а показывает на число на экране).

  • Родился 3 февраля 1919 года в Петрограде. blokada.lodbspb.ruru.ruwiki.ru
  • В 1937 году поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета. fantlab.ru
  • В июне 1941 года вступил добровольцем в народное ополчение, воевал на Ленинградском фронте, был ранен, войну окончил старшим лейтенантом. fantlab.ru
  • После демобилизации в 1945 году восстановился на пятом курсе университета и с отличием защитил диплом. lgz.ruru.ruwiki.ru
  • В 1945–1949, 1955–1984 годах работал сотрудником (старшим библиографом) Отдела рукописей Государственной Публичной библиотеки РСФСР имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. ru.ruwiki.ru
  • С 1984 года — профессор Ленинградского государственного института культуры имени Н. К. Крупской (ныне — Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств). lgz.rum.ok.ru

- Ребята, а теперь вспомнили автора и  название рассказа?

Задание №2

 

- А сейчас я раздам вам карточки с отрывками из произведения Д.Аля, вы в парах найдёте числительные, определите их разряд и состав, и подумаете, почему автор включил их в произведение? Какова его цель?

Карточка№1

В довоенной юности у Капитонова было две заветных мечты — велосипед и ручные часы. Первая так и не осуществилась. Ну, а часы в студенческие годы приобрёл. Большие, карманные, переделанные, по тогдашнему обыкновению, на ручные. Они неплохо служили ему до сих пор. Но он не забыл, что они не настоящие ручные.

Карточка№2

Часы были и в самом деле замечательные. Продолговатый золотой корпус чуть прогнут, чтобы плотно ложиться на руку. На сером, дымчатом циферблате блестели золотые стрелки, а вокруг него чернели римские цифры. Только цифры «шесть» и «двенадцать» были рубиново-красными.

Карточка№3

На нем он впервые в жизни, со старанием и чувством ответственности, выводил свою фамилию. Криво, неровно он тогда написал её химическим карандашом на мокрой материи. Все расплылось!.. А сколько было неприятностей с этими мешками! То их забывали дома, то вместо своего в раздевалке получали чужой, то они и вовсе пропадали… В четвёртом классе он устроил дома бунт против галошного мешка. Хватит! Не девчонка же он. И вообще уже не маленький!

Карточка№4

Капитонов взял мешок в руки и прочёл аккуратно вышитую надпись: «Валя К. 4-а. 1936 год».

 

Капитонов, не отвечая, положил в мешок прохожего две банки — сгущёнку и мясные консервы, буханку хлеба. Затем он вынул из ножен, висевших у ремня, нож и разрезал пачку масла.

(Дети отвечают, обобщаем итоги этапа на доске в форме кратких тезисов или вопросов, если что-то дети не смогли сформулировать).

IV. Закрепление изученного

- Ребята, сейчас на слайде перед вами предстанут итоги Великой Отечественной войны в датах и цифрах.

 

Задание№3

- Прочитайте правильно числительные, попробуйте на основе данных цифр составить математические выражения, можно в форме вопросов. Например, «Сколько мирных жителей погибло в годы войны?»

(Ребята фронтально высказываются, ставят вопросы перед одноклассниками, звучат их ответы, необходимо особо подчеркнуть мысль о 80-летии Великой Победы).

- О чём вам говорят эти цифры?

- Какова роль числительных в этих текстах? Почему?

- К какому стилю вы бы отнесли данные тексты? Обоснуйте свой ответ.

V. Подведение итогов, рефлексия

Вот и подошёл к концу наш урок. Что вы поняли о роли числительных в речи и жизни человека? (Ответы детей)

- Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке Вы пополнили свои знания? (Ответы детей)

- Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее? (Ответы детей)

- Кого из своих одноклассников хотели бы отметить за работу на уроке? (Ответы детей)

- Что на уроке показалось вам трудным? (Ответы детей)

- Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать? (Ответы детей)

VI. Домашнее задание

А теперь, запишите домашнее задание.

Составить или найти   текст о Великой Отечественной войне с использованием числительных, приготовить его пересказ или выразительное чтение. (объём текста 30-60 слов)

Спасибо за урок! Урок окончен!

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru