Тема урока: Великая Отечественная война в цифрах и датах
Тип урока: метапредметный урок в 6 классе (русский язык и литература, математика, урок применения знаний, умений и навыков по теме «Правописание и употребление числительных в речи»).
Цели урока:
1) Формирование функциональной грамотности школьников через интеграционную деятельность по развитию читательской, математической, лингвистической грамотности обучающихся.
2)
Обучающая: правописание терминов русского языка ; умение отличать качественные
числительные от порядковых; знание рядов количественных числительных (целые,
дробные, собирательные); умение склонять числительные по падежам; отличие числительных
от существительных.
3) Развивающая: употребление в речи числительных: письменная речь (тексты различной
стилевой принадлежности, устная речь (сообщения).
4) Воспитывающая: уважение к родному языку и слову, истории страны, памяти о
Великой Отечественной войне.
Задачи урока:
Образовательные:
Воспитательные:
• Добиться понимания практической значимости числительных в жизни человека;
• Способствовать формированию у учащихся определенного набора ключевых компетенций, в том числе, компетенции в сфере гражданско-общественной и познавательной деятельности;
• Способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач.
Развивающая:
Задачи: создание условий для развития функциональной грамотности
Познавательные УУД:
- уметь искать информацию в учебниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
– уметь слушать и слышать, уметь работать в группе
Планируемые результаты:
Предметные: уметь работать с текстами, насыщенными числительными
Метапредметные:
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задание,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Оборудование урока:
1Учебник русского языка
2. Карточки-задания.
3. Ноутбук и экран для демонстрации слайдов
УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: 6-й класс: учебник: в 2 частях; 5-е издание, переработанное. Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
Методическая разработка урока может быть использована как конспект урока в 6 классе
Форма проведения: классно-урочная
Структурные элементы урока:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Целеполагание и мотивация (2 мин.)
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (6 мин.)
4. Применение знаний и умений в новой ситуации (25 мин)
5. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (6 мин.)
Методы обучения, используемые на уроке: проблема, метод самостоятельной работы, объяснительно-наглядный.
Формы организации деятельности учащихся: в парах, фронтальная
Формы организации учебной деятельности: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Актуальность выбранной технологии и форм для достижения цели урока:
Используемая на уроке личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету.
Умения и навыки учащихся, необходимые для работы на уроке:
Навыки работы с картой, текстом, соблюдение санитарно – гигиенических норм
КОНСПЕКТ УРОКА
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к занятию.
- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас.
II. Целеполагание и мотивация
Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы постараемся порассуждать о числительных не только как о части речи, но и осмыслить их роль в нашей жизни, с гражданской, исторической, и даже, на мой взгляд, с философской точки зрения.
На уроке вы будете работать и индивидуально, и в парах.
III. Актуализация знаний.
Друзья, сейчас я предложу вашему вниманию текст, вашей задачей будет вспомнить произведение, из которого он взят, далее найти в нём слово, имеющее к нашей теме отношение и обосновать своё мнение. Работать можете в парах, обсудите свой выбор.
«Затем он вынул из ножен, висевших у ремня, нож и разрезал пачку масла. Только сегодня утром он сам спрессовал её из брусков своего пайка. Добавив к этому пару горстей галет, он затянул тесёмку и протянул мешок прохожему. Тот крепко прижал его к себе.»
(Отрывок взят из рассказа о блокаде Ленинграда Д.Аля «Человек с часами», ребята должны найти слово «пара», если произведение не узнано, автор называется на следующем этапе урока)
- Определите, к какой части речи относится данное слово? Своё мнение обоснуйте.
(Если дети затрудняются. Вспоминаем определение числительного как части речи, в ходе работы можно обращаться к учебнику. Затем делается вывод об отличии числительных от других частей речи).
IV Применение знаний и умений в новой ситуации
Задание №1
-
Я
медленно (выразительно) читаю вам текст, а вы записываете его вместе с именами
числительными (прописью), указываете у числительных группу, разряд, состав.
(Далее идёт чтение текста учителем (текст отвечает тематической направленности
урока, позволяет проверить знания учащихся о числительном, способствует
усвоению материала). Учитель не произносит числительные, а показывает на
число на экране).
- Ребята, а теперь вспомнили автора и название рассказа?
Задание №2
- А сейчас я раздам вам карточки с отрывками из произведения Д.Аля, вы в парах найдёте числительные, определите их разряд и состав, и подумаете, почему автор включил их в произведение? Какова его цель?
Карточка№1
В довоенной юности у Капитонова было две заветных мечты — велосипед и ручные часы. Первая так и не осуществилась. Ну, а часы в студенческие годы приобрёл. Большие, карманные, переделанные, по тогдашнему обыкновению, на ручные. Они неплохо служили ему до сих пор. Но он не забыл, что они не настоящие ручные.
Карточка№2
Часы были и в самом деле замечательные. Продолговатый золотой корпус чуть прогнут, чтобы плотно ложиться на руку. На сером, дымчатом циферблате блестели золотые стрелки, а вокруг него чернели римские цифры. Только цифры «шесть» и «двенадцать» были рубиново-красными.
Карточка№3
На нем он впервые в жизни, со старанием и чувством ответственности, выводил свою фамилию. Криво, неровно он тогда написал её химическим карандашом на мокрой материи. Все расплылось!.. А сколько было неприятностей с этими мешками! То их забывали дома, то вместо своего в раздевалке получали чужой, то они и вовсе пропадали… В четвёртом классе он устроил дома бунт против галошного мешка. Хватит! Не девчонка же он. И вообще уже не маленький!
Карточка№4
Капитонов взял мешок в руки и прочёл аккуратно вышитую надпись: «Валя К. 4-а. 1936 год».
Капитонов, не отвечая, положил в мешок прохожего две банки — сгущёнку и мясные консервы, буханку хлеба. Затем он вынул из ножен, висевших у ремня, нож и разрезал пачку масла.
(Дети отвечают, обобщаем итоги этапа на доске в форме кратких тезисов или вопросов, если что-то дети не смогли сформулировать).
IV. Закрепление изученного
- Ребята, сейчас на слайде перед вами предстанут итоги Великой Отечественной войны в датах и цифрах.
Задание№3
- Прочитайте правильно числительные, попробуйте на основе данных цифр составить математические выражения, можно в форме вопросов. Например, «Сколько мирных жителей погибло в годы войны?»
(Ребята фронтально высказываются, ставят вопросы перед одноклассниками, звучат их ответы, необходимо особо подчеркнуть мысль о 80-летии Великой Победы).
- О чём вам говорят эти цифры?
- Какова роль числительных в этих текстах? Почему?
- К какому стилю вы бы отнесли данные тексты? Обоснуйте свой ответ.
V. Подведение итогов, рефлексия
Вот и подошёл к концу наш урок. Что вы поняли о роли числительных в речи и жизни человека? (Ответы детей)
- Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке Вы пополнили свои знания? (Ответы детей)
- Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее? (Ответы детей)
- Кого из своих одноклассников хотели бы отметить за работу на уроке? (Ответы детей)
- Что на уроке показалось вам трудным? (Ответы детей)
- Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать? (Ответы детей)
VI. Домашнее задание
А теперь, запишите домашнее задание.
Составить или найти текст о Великой Отечественной войне с использованием числительных, приготовить его пересказ или выразительное чтение. (объём текста 30-60 слов)
Спасибо за урок! Урок окончен!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.