ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
План-конспект урока-семинара по дисциплине «География» на тему «Глобальные проблемы человечества» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 100116.01 парикмахер (социально-экономический профиль). Материалы плана – конспекта урока, а также разработанная к нему компьютерная презентация имеют актуальное значение, так как способствуют формированию активной гражданской позиции и здорового образа жизни обучающихся. Данный урок может быть использован на уроках географии, обществознания в других образовательных учреждениях, а также на классных часах и внеурочных мероприятиях.
Цели:
Предметные – закрепление основных географических понятий: глобализация,
«Глобальные проблемы», геополитическое положение; выявление
сущности, причин и возможных путей преодоления глобальных проблем с
разных сторон – с точки зрения политики, демографии, экономики и т.д.;
Метапредметные
– на базе учебных дисциплин «География»,
«История», «Обществознание» освоение способов деятельности: умение находить в
тексте ключевые идеи, отвечать на вопросы по заданному тексту, выполнять
творческие задания; аргументированно отстаивать свою точку зрения; эффективно
работать в команде.
Личностные - формирование активной гражданской позиции, толерантости, уважения к мнению других людей, конкурентноспособности.
Форма урока: урок – семинар.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Метод урока: проблемный, частично – поисковый, исследовательский.
Оборудование: индивидуальные рабочие листы для учащихся, компьютер, проектор, компьютерная презентация.
Литература: .
1. Академия социального управления. pacad. ru
2. Н.В.Яковлева. География. Уроки с использованием информационных технологий. 10-11 классы. - Волгоград, «Учитель», 2009.
3. Кузнецов А.П. А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2008.
4. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2010.
5. Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2008.
6. Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2010.
Педагогические технологии, используемые на уроке:
1. Технология развития критического мышления.
Критическое мышление – проверка предложенных решений с целью определения области практического применения
Фазы технологии развития критического мышления
Вызов (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к изучаемой теме)
Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.
Осмысление.
Учащиеся читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения.
Рефлексия.
Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, приобретенные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию.
Приемы (в соответствии с фазами)
Вызов
«Подсказка». Приводится краткая информация по теме с целью вызвать любопытство.
«Свободное письменное задание» – учащимся предлагается за 5 минут, не останавливаясь, записать все, что им приходит в голову по теме.
Осмысление
Стратегия «Зигзаг». Позволяет изучить и систематизировать большой по объему материал. Ее удобно применять при работе с текстами, которые хорошо разбиваются на смысловые отрывки. Стратегия используется для работы, в процессе которой обучающиеся становятся экспертами по отдельным вопрсам.
На стадии вызова используются приемы целеполагания, прогноза, ставящие своей задачей заинтересовать, привлечь внимание обучащихся к теме урока.
На стадии осмысления обучающиеся делятся на группы, читают текст, не вдаваясь в детали, и кратко его обсуждают. Каждому члену группы выдается свой рабочий лист, обучающиеся работают с текстом, выполняя задания. Затем вместе с экспертами обучающиеся обсуждают выполненные задания. Их задачей является дополнение, обсуждение и корректировка собственных выводов.
На стадии рефлексии обучащиеся анализируют свою деятельность на занятии, отвечая на вопросы: «что нового я узнал на уроке», «главная мысль урока - ….», «что не совсем понял», «о каких проблемах думал иначе».
2. Технология проектного обучения
Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся:
– самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
– развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
– развивают системное мышление. Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
Основные принципы проектирования:
– добровольность;
– учет возрастных, психологических, творческих особенностей учащихся;
– учет региональной специфики;
– интеграция учебной и внеклассной деятельности;
– системность.
Перечень возможных выходов проектной деятельности: анализ данных социологического опроса, выставка, мультимедийный продукт, презентация и т. д.
Структура урока:
Этап № 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала (2-3 мин.)
Объявление темы урока, целей, постановка проблемы. Инструктаж и мотивация обучающихся на занятии.
Эпиграф к семинару: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем ее взаймы у наших потомков». Вступительное слово учителя:
– Последние десятилетия XX века поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных.
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий государств и народов.
Глобальные проблемы оказывают существенное влияние на многие стороны жизни современного человечества – социально-экономические, политические, географические, и т. д. Они ставят многие мировоззренческие вопросы и в особенности остро – вопрос о будущем всего человечества.
Предлагаю вам следующую программу семинара:
1. Выступления экспертов по вопросам политики, демографии, экономики, экологии, социальным проблемам (15-20 мин.)
2. Пауза. Определение рейтинга выступающих экспертов с помощью анонимного голосования (2-3 мин.)
3. Практикум. Работа участников семинара с материалами семинарского занятия(10-15 мин.)
4. Обсуждение и подведение итогов (7-10 мин.)
Этап № 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи (15-20 мин.)
Применяется технология развития критического мышления. На стадии «вызова»
обучающиеся «вспоминают», что им известно по излагаемым экспертами проблемам. На данном этапе урока учитель использует следующие методические приёмы: «подсказка» - приводится краткая информация по отдельным вопросам с целью вызвать познавательный интерес у обучающихся; «свободное письменное задание» – обучающимся предлагается за 5 минут, не останавливаясь, записать все, что им приходит в голову по теме, а также задать вопрос экспертам.
- Выступления экспертов (см. Приложение № 1)
- Определение рейтинга выступающих экспертов с помощью анонимного голосования, подведение итогов.
Этап № 3. Практикум (10-15 мин.)
Применяется технология развития критического мышления. На стадии «осмысления»
обучающиеся читают предложенные учителем сборники текстов, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения.
- Работа обучающихся с материалами семинарского занятия, выполнение
заданий. (см.Приложение № 2)
Этап 4. Проверка полученных результатов. (5-7 мин.)
Применяется технология развития критического мышления.
На стадии рефлексии обучающиеся вместе с экспертами обсуждают выполненные задания. Их задачей является дополнение, обсуждение и корректировка собственных выводов.
Обучающиеся анализируют свою деятельность на занятии, отвечая на вопросы: «что нового я узнал на уроке», «главная мысль урока - ….», «что не совсем понял», «о каких проблемах думал иначе».
Этап № 4. Коррекция (3-5 мин.)
Взаимопроверка рабочих листов обучающимися, выставление оценок.
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание (3-5 мин.)
Выставление оценок наиболее активным участникам семинара.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.