ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Среды жизни планеты Земля» 5 класс

  • Лекции
  • docx
  • 05.08.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Среды жизни планеты Земля»
Иконка файла материала Урок 5 класс Среды жизни .....docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Среды жизни планеты Земля»

 

ФИО

учитель биологии  Борисенкова М.Г.

Класс

5

Учебник

Биология 5 класс./ Под редакцией  И.Н. Понамаревой М; « Просвещение», 2020г.

 Цель урока

Сформировать представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред и заселении их различными организмами, раскрыть особенности каждой среды и приспособленности организмов к ней.

Дидактическая задача

 Раскрыть понятие «среда обитания», сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах; способствовать формированию экологического мышления и экологической культуры

Планируемые результаты.

 

Предметные:  характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания; распознавать по рисункам учебника (слайдам) черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; уметь устанавливать взаимосвязь организма со средой обитания; приводить примеры обитателей различных сред жизни.

Метапредметные УУД

Познавательные: работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

Регулятивные: работать по плану, анализировать и оценивать результаты выполнения работы.

Коммуникативные: уметь работать индивидуально, и в парах;  уметь аргументировать свое мнение и позицию, устно и письменно выражать свою мысль.

Личностные УУД

Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность  учащихся к саморазвитию

и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, способность адекватно оценивать

свои возможности на праве выбора соответствующего задания

Тип урока

Урок изучения нового материала (формирование новых знаний).

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником

Методы урока

Словесно - наглядный, частично-поисковый, выполнение заданий учителя с помощью материала учебника

Техническое оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, компьютер

Средства обучения

Таблицы:  «Среды жизни“, «Паразиты», рисунки представителей водной , организменной, почвенной, наземно- воздушной среды; учебник биологии 5 класс. Под редакцией И.Н. Понамаревой.

Структура и ход  урока

1. Организационный момент;

2. Мотивация учащихся на изучение темы;

3. Изучение нового материала; 4. Закрепление, рефлексия; 5. Подведение итогов урока  6. Домашнее задание.                                                                                                                                                         

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

I.

Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический      настрой.

 

Приветствие, подготовка к уроку

2 мин

II.

 

Мотивация учащихся на изучение темы

Почему же все живые организмы разные?                                                             Почему отличаются друг от друга?

Где обитают организмы?

Что необходимо организмам для жизни?

- Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.

В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

 

Среда — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.

Среда обитания – условия, окружающие организм                                      (запись в тетради).

 

Ответы учащихся.

Запись в тетради

6 минут

III

 

Изучение нового материала

Ребята, попробуйте назвать основные среды жизни организмов.       (слайд 1)

На. Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это наземно-воздушная среда, водная, почвенная и организменная, то есть тело какого-либо живого организма, которое используется для жизни другим организмом. Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни

Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред по следующим показателям:

- свет

- температура

- наличие кислорода

- влажность (наличие воды).

 

2.В какой среде обитания света больше, в каком меньше? (обсуждается вопрос, данные заносятся в таблицу).

Условия жизни

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Организ-менная

Кислород

Достаточно

Не хватает

Меньше

 

+

Вода

 

Не всегда хватает

 

Достаточно

 

Бывает много

 

+

Температура

 

Значительные

 

Более ровная

 

Более ровная

 

+

Свет

 

Достаточно

 

Меньше

 

Свет не проникает

+

 

3.  Давайте познакомимся со средами обитания подробнее.                              

Наземно-воздушная среда. слайд 2                                                                    В наземно-воздушной среде достаточно кислорода, зато часто не хватает влаги. Особенно мало ее в степях и пустынях. Поэтому  растения и животные засушливых мест имеют приспособления для добывания, запасания и экономного расходования влаги. Взгляните на кактус. Его толстый стебель служит для запасания воды, а листья в форме колючек для ее экономного расходования. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года  заметно меняется вся жизнь организмов. Осенний листопад, отлет перелетных птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более теплую и густую – все эти приспособления  живых  существ к сезонным изменениям в природе

Водная среда, ее отличия от наземно-воздушной среды. слайд 3                 В водной среде чего-чего, а уж воды предостаточно. Температура здесь более постоянна, чем температура воздуха. А вот кислорода зачастую не хватает. Одни организмы, например рыба форель, могут жить только в богатой кислородом среде. Другие – сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Глубже могут жить только животные. Самая заметная особенность многих водных животных – приспособления для плавания. У рыб, дельфинов, китов – это плавники, у моржей и тюленей – ласты. У бобров, выдр, лягушек – перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла. Зимой, когда многие водоемы скованы льдом, может наступить массовая гибель рыб от удушья. Чтобы кислород проникал в воду, во льду прорубают проруби. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. Это IY.справедливо даже для  небольших глубин. В океанах и морях на глубине 200 метро – царство сумерек, а  еще ниже – вечная тьма. Ясно, что водные растения встречаются только там, где достаточно света.                     

Почвенная   среда обитания бактерий, грибов, растений и животных. Особенности почвы как среды обитания. Примеры приспособленности животных к жизни в почве.  Слайд4 Почвенная среда – дом для многих бактерий и простейших. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Заселили почву и животные – черви, насекомые, кроты. Обитатели почвы находят здесь все необходимое для жизни – воздух, воду, минеральные соли. Правда, здесь меньше кислорода и больше углекислого газа, а воды бывает очень много. Зато более постоянная температура. А вот свет в глубину почвы не проникает. У животных, населяющих почву обычно овальное, компактное тело. Передние лапы – плоские, с очень большими когтями. Они хорошо приспособлены для рытья. Подобные признаки характерны для крота и слепыша.

Какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты, бактерии?                                                                         

Есть еще одна среда, в которой могут жить вот эти организмыСлайд

Прочитайте текст на с. 77 и дайте характеристику организменной среды (ответы детей).                                                                             

Организменная среда обитания — среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы. Это организмы — паразиты, живущие за счет своего хозяина.

Паразитизм — один из типов сосуществования организмов (или организменная среда обитания)

4.Ребята всегда ли человек бережно относится к природе, которая его окружает? (Дети говорят о пожарах, загрязнении водоемов, о мусоре)                                       Предлагаю написать несколько правил о поведении в природе и поработать в группах.                                                                                                    Каждая группа пишет о своей среде обитания                                    

 1-водная среда, 2- почвенная среда, 3- наземно -воздушная среда,4 – организменная среда (Дети  пишут: Ходить в лесу тропинками. Не выбрасывать мусор в лесу. Не ломать деревьев, Не есть грязные овощи и фрукты…..)  

Выслушиваем представителя от группы.

    1. Ответы учеников

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Предлагает учащимся поработать в парах с текстом учебника и составить по предложенному плану краткую характеристику основных сред обитания, самостоятельно заполняют таблицу, заполняют и записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Учащиеся слушают, высказывают и дополняют свои предположения.  Запись в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

4.Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

25мин

IY.

Закрепление

 Выполнить тест.
1. Дописать  название среды обитания:
а — У организмов этой среды хорошо развиты наружный и внутренний скелет, температура может резко меняться, поэтому организмы имеют многочисленные приспособления (шерсть, перья, чешуйки).
б — У обитателей  этой среды обтекаемая форма тела, конечности в виде плавников или ласт, в этой среде нет резких колебаний температуры …
в — в этой среде нет резких колебаний температуры, имеется недостаточно кислорода, конечности роющего типа, органы зрения редуцированы (т. е., ослаблены) …
г — Организмы живут в постоянных условиях, поэтому происходит утрата органов и даже систем, так как в этой среде нет конкуренции ...
2. Распределить по средам обитания ( 1 — водная, 2 — почвенная, 3 — наземно-воздушная, 4 — организменная) следующие организмы:
А) карп, Б) медуза, В) берёза, Г) — крот, Д) воробей, Е) гриб-трутовик, Ж) — собака, З) паразитические черви, И) дождевые черви, К) — кит.

3.Распределить животных по средам, в которых они обитают.                           Работа с рисунком  слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

6мин

Y.

 

Рефлексия

 

Организует рефлексию деятельности учащихся:  выставляет оценки

  • Что нового вы для себя открыли?
  • Что больше всего вам понравилось на уроке?
  • Вы удовлетворены полученными знаниями?

 

 

3мин

YI.

 

Домашнее задание

Изучить § 17, ответить на вопрос: можно ли по внешнему виду организма определить, в какой среде он обитает? Приведите примеры.

3мин

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1676067560ab.jpg