План-конспект урока «Внутренняя политика Екатерины 2»
Оценка 4.9

План-конспект урока «Внутренняя политика Екатерины 2»

Оценка 4.9
doc
17.09.2020
План-конспект урока «Внутренняя политика Екатерины 2»
Екатерина Великая конспект урока.doc

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

Цели:     

1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.

2. Познакомить учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: портреты А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, фотографии Зимнего дворца, набережной Невы, памятника «Медный всадник», а также чугунных и каменных мостов.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Начинаем мы опять 
По истории шагать. 
Чтобы всё понятно стало 
Потрудились мы немало.

II. Проверка домашнего задания.

а)Учитель проводит  о п р о с  учащихся:

– Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?

– Какие качества характера позволили М. В. Ломоносову пройти с честью все испытания?

– В чем были трудности учебы в то время?

-        Назовите  заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры.

 

б) Графический диктант (Если высказывание верное, то уч-ся ставят «+». Если неверное, то «-».)

1.      М.В.Ломоносов родился в 1711 году в Москве.

2.      Отец М.Ломоносова был рыбаком.

3.      В 11-12 лет он стал учить грамоту.

4.      Его первым учителем был дьячок местной церкви.

5.      М. Ломоносов в 15 лет решил отправиться в Москву.

6.      В это время английский язык был международным языком науки.

7.      За отличную учебу Ломоносов был отправлен в Петербург, а потом в Англию.

8.      По возвращении на родину М.Ломоносов начал работать в Петербургской академии наук.

                                                           Ответы: - + + + - - - +

(уч-ся сдают работы на проверку)

 

3. Сообщение новой темы. Постановка целей урока.

– Кто продолжил дело Петра I? - И о ком пойдет речь на этом уроке? -  Это нам предстоит узнать!!!!!!!

Отгадывание кроссворда.

 

Вопросы к кроссворду: 1. В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников? 2. Кто был его первым учителем? 3. Кем был его отец? 4. В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину? 5. В какой стране  за границей учился Ломоносов? 6. Около какого города родился Ломоносов? 7. Ломоносов был выдающимся  … . 8. Он открыл атмосферу на планете …. . 9. Название судна Ломоносова.

Ответы: 1. Петербург. 2. Дьячок. 3. Рыбак. 4. Петербургской. 5. Германия. 6. Холмогоры. 7. Химик, физик. 8. Венера. 9. Чайка.

Ключевое слово: ЕКАТЕРИНА.

III. Работа над новым материалом.

-       Молодцы!

-        Как вы думаете, о ком на уроке сегодня пойдет речь? ( Екатерине Великой)

-       Да, ребята, сегодня нас ждет сама Царица Екатерина Великая!

- А что мы должны сегодня выяснить, узнать?  (Почему её назвали Великой, какие перемены произошли при её царствовании).

-       Нас ожидает встреча с императрицей Екатериной 11 и знакомство с Петербургом того времени.

Продолжательницей дел Петра Первого стала Екатерина Вторая

 

После Петра I в России царствовала Екатерина II. Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой принцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов — герцогского по отцу и княжеского по матери. Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. 
Не удивительно, что еще в детстве, если, конечно, верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание о том, что, в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что и в самом деле речь в этом предсказании шла о России, которой в то время правила императрица Елизавета Петровна.
Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы Елизаветы Петровны. В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745г. 
Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала сочинения замечательных французских просветителей и получила массу разнообразных сведений в юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Едва ли в целой России была женщина образованнее неё. 
Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. 
В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух русского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки, писала сочинения, выводила цитаты. Приведу лишь некоторые из них, касающиеся образования:

lКто не обучился в юности, того старость бывает скучна.

lКто привык к трудам, тому труд облегчен.

lРазумный человек всегда может найти упражнение.

После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя «Как бы поступил в таком случае Пётр?». 
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. 
За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как "золотом веке" русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.
Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история и дала ей имя Великой, в её честь в Петербурге поставлен памятник. В России Екатерину II не без оснований считали самой русской императрицей и с любовью называли «немецкая мать русского Отечества». 

Учитель демонстрирует фотографии памятника Екатерине II.,  где изображены ее помощники в разных делах.

 

Дети. Факты из жизни Екатерины, информация от уч-ся!

А сейчас проверим, как вы внимательно слушали рассказ .

Ответив на несколько вопросов:

- Кто стал продолжателем дел Петра 1? (Екатерина II.)

- Где родилась Екатерина Великая? Ответ: В Германии

- Кем она была до того как стала русской императрицей? Ответ: Немецкой принцессой

- Сколько лет царствовала Екатерина II? (34 года.)

- Чем отличалась Екатерина? (Трудолюбием, сильным характером и острым умом.)

- Какой редкий дар был у Екатерины? (Выбирать себе помощников и советников.)

УЧИТЕЛЬ:    Для дальнейшей работы мы разделимся на  3 группы и выясним какие изменения произошли в Петербурге при Екатерине II 

(Правила работы в группах (повторяем))

Каждая группа будет работать по своей теме, используя материал учебника на с. 106-110 и подобранный вами дополнительный материал

·        «Путешествие в Санкт-Петербург» - 1 группа

·        «Дворяне и крепостные крестьяне» - 2 группа

·        «Знаменитые военачальники» - 3 группа

 

Ответы 1 группы:

«Путешествие в Петербург»

      Самым многолюдным городом империи был Санкт-Петербург, который стал ещё красивее, чем прежде.

На одной из главных площадей столицы – Сенатской – вознёсся Медный всадник – памятник Петру Первому. Он стал одним из символов города.

Постамент памятника высечен из Гром - камня (его расколола молния). Это была огромная скала, которую с огромным трудом перевезли в Петербург. Для этого использовали огромные, обитые медью желоба и бронзовые шары.

В каменные набережные оделась Нева. Строились каменные и чугунные мосты через реки и каналы.

Рассказ ученика

В середине XVIII века на набережной  Невы возводится Зимний дворец

 Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра – императрицы Елизаветы. Правда пожить в нём она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей.

Главная парадная лестница дворца называется Посольской , а парадный подъезд — Иорданским. ??

(Посольская — потому, что по этой лестнице входили послы иностранных государств.

А Иорданский подъезд назван так, потому что в Рождество напротив него во льду вырубалась Иорданская Купель, в день Рождества ее освещали, а потом в нее окунались все желающие.

УЧИТЕЛЬ: А что в наши дни находится в Зимнем дворце?

Ученики. Музей Эрмитаж.

 

Это один из крупнейших в мире музеев. В нем хранится огромное количество экспонатов: от глубокой древности до наших дней.

 Но только небольшая часть экспонируется в четырех зданиях: Зимнем дворце, Малом, Старом и Новом Эрмитаже. А еще там есть пятое здание — Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли для двора, а теперь бывают лекции и концерты.

Подведём итоги:

-  Какие изменения произошли в Санкт – Петербурге при Екатерине Великой? (возник памятник Петру Великому «Медный всадник; Нева оделась в каменные берега;  строились мосты;  был возведен Зимний дворец)

-       Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?

 

Физминутка

Послушаем   ответы    2 группы

«Дворяне и крепостные крестьяне»       

Никогда ещё дворянам не жилось так вольготно.

Многие покинули Москву и Петербург и переселились в свои усадьбы. Наиболее отличившихся дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами крепостных крестьян.

В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой:

1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы;

2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян.

3)                 Дворяне владели крепостными крестьянами

 Еще в начале своего правления Екатерина II попыталась поставить перед обществом вопрос об отмене крепостного права, но встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона.

Как жили крепостные крестьяне?

 

Ø Крепостной полностью зависел от своего господина. Тот мог продать его, подарить, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку.

Ø Многие  крестьяне,  не  выдерживая  такой  жизни,  бежали. Другие собирались в разбойные шайки, грабили на дорогах, нападали на помещичьи усадьбы, убивали их хозяев, жен и детей.

Ø Емельян  Пугачёв  поднял  восстание, для того чтобы крестьяне получили независимость. Но силы были неравными. Обученные войска разгромили восставших.

 

Итоги: 

Ø Ребята, скажите, кто такие дворяне?

Ответы детей        Дворяне – это люди, которые принадлежали к господствующему слою населения. Они могли владеть землями, деревнями, крепостными крестьянами.

Ø А  крепостные крестьяне?

Ответы детей       Крепостные крестьяне – это крестьяне, “прикреплённые” к своим владельцам, то есть господин (дворянин) имел право распоряжаться судьбой такого крестьянина. Он мог продать его, или обменять на что угодно. Например, на породистую собаку или проиграть крестьянина в карты.

Слушаем   ответы 3 группы

«Знаменитые военачальники» 

 Во время царствования Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей.

Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков.

 

 - Скажите, какие победы одержали русские солдаты под командованием А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова?

Ученики.  Разгром турецкого флота, взятие крепости Измаил.

Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении.

Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.

Александр Васильевич Суворов.

 В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры.

Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской Лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать».

  Итог:

Оба они с уважением относились к солдатам и морякам. Их отличало мужество, решительность, бесстрашие. Во время боя они всегда находились в самом опасном месте, воодушевляя примером своих воинов.

Подведём итоги:

-       (Фото)  Кто этот человек?    (А.В.Суворов)

-       (Фото)  Кто это?       (Ф.Ф.Ушаков)

-       Чем прославились А. В. Суворов  и Ф. Ф. Ушаков?

 

Рефлексия.

Вы сегодня очень хорошо работали, были внимательными, молодцы!

 

– А вот как усвоили, сегодняшнюю тему урока вы сейчас проверите.

Предлагаю вам поиграть в  дидактическую игру «Историческое домино».

 - У каждой группы на столе набор карточек.

 Победит та команда, которая быстрее всех составит большее количество  верных цепочек из карточек домино.

Надпись: Возводится
в середине XVII в. на Дворцовой 
площади	Царствование
 Екатерины II 	34 года	Медный 
всадник
Памятник
Петру I 	Емельян
Пугачев	Предводитель 
крестьян	Генералиссимус
А. В. Суворов	Эрмитаж	Крупнейший
музей	Прозвище 
Екатерины II
Великая	Ф. Ф. Ушаков	Командующий
Черноморским
флотом	Книга 
Суворова
«Наука 
побеждать»	Крепость
Измаил	Знаменитая 
победа 
Суворова	Зимний 
дворец
 
Подведение итогов игры.

V.               Закрепление изученного.

1.     !!!!!!!! – Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой?

ПРОЧИТАТЬ ВЫВОД УРОКА В УЧЕБНИКЕ С. 111

V. Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

-У. С. 105–111. Ответить на вопросы «Проверь себя», в Т. с. 37-38 зад.1, 3.

- подготовить доплнительный материал о Суворове, Ушакове и взятии крепости Измаил


ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ Цели: 1

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ Цели: 1

Кто продолжил дело Петра I ? -

Кто продолжил дело Петра I ? -

Петра Федоровича (будущий император

Петра Федоровича (будущий император

Чем отличалась Екатерина? (Трудолюбием, сильным характером и острым умом

Чем отличалась Екатерина? (Трудолюбием, сильным характером и острым умом

Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник

Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник

Скажите, какие победы одержали русские солдаты под командованием

Скажите, какие победы одержали русские солдаты под командованием

Подведение итогов игры. V.

Подведение итогов игры. V.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2020