План-конспект занятия по ОУД.10 Астрономия по теме "Происхождение и эволюция Галактики"
Оценка 5

План-конспект занятия по ОУД.10 Астрономия по теме "Происхождение и эволюция Галактики"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
астрономия
2 кл—5 кл
04.04.2020
План-конспект  занятия  по ОУД.10 Астрономия по теме "Происхождение и эволюция Галактики"
План-конспект занятия по астрономии
План-конспект урока астрон Жимбаева.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект  занятия

по ОУД.10 Астрономия

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

 «Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино»

на тему «Происхождение и эволюция Галактики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал: Жимбаева Цыпылма Черниновна

преподаватель астрономии,

кандидат культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Агинское, 2020

 

Тема занятия: Происхождение и эволюция Галактики

Дата проведения: 06.03.2020 г.

Тип занятия. Практическая работа

Технология занятия. Урок проводится на заключающей стадии изучения курса учебной дисциплины перед зачетом, поэтому на уроке вводятся элементы повторения по всему курсу астрономии: основные понятия, история формирования науки, история технических открытий, связанных с освоением космоса. Форма урока предусматривает востребованность большого объема самостоятельной работы: сообщения с представлением презентации, по различным темам курса, групповая работа по созданию кроссворда, соревнования групп по содержанию дисциплины.

Группа делится на команды по 5 обучающихся. Капитан распределяет функции каждому игроку.

Цель занятия: Дать представление обучающимся о происхождении и эволюции Галактики, звездах.

Задачи:

Образовательные:

- повторить содержание учебного курса и подготовиться к зачету;

- расширить кругозор учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать, уважать чужое мнение;

- продолжить развитие навыка работы в группе;

- формировать потребность к сотрудничеству.

Развивающие:

- развивать исследовательские умения учащихся.

 

Планируемые образовательные  результаты

Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения об окружающем мире, воспитание интереса к изучению астрономии, формирование желания преодолевать трудности; воспитание социальной компетентности.

Предметные результаты: систематизирование знания по астрономии, формирование представления об астрономии как о науке о строении, происхождении и развитии небесных тел и их систем.

Метапредметные результаты:

-       Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

-       Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий.

-     Коммуникативные: учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности; развитие умений реализовать межпредметные связи, расширение кругозора учащихся.

 

Основные термины, понятия: Галактика, звезды, Солнечная система, эволюция и др.

Оборудование:

-     CD-ROM Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия. 9-11 классы. ООО «Физикон», 2015;

-     Мультимедийный проектор,

-      Персональные компьютеры,

-      Карточки с заданиями, презентация.

 

План занятия (продолжительность занятия 90 мин)

 

 

 

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Результаты

1. Органи-зационный момент

(2 мин)

Активация учащихся

 Приветствует обучающихся

Приветствуют преподавателя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

2. Поста-новка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучаю-щихся.

(5 мин)

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; 

Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализация знаний

(8 мин)

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

 

Представляют результаты исследования.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4. Усвоение новых знаний

(23 мин)

Организовать осмысленное восприятие новой информации

 

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.

Познавательные:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы.

5. Первичная проверка понимания

(5 мин)

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

 

Выбирают самостоятельно варианты работы

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.
Познавательные: применять полученные знания о способах складывания салфеток.

6. Первич-ное закрепление (25 мин)

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

 

Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

7. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция (10 мин)

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

 

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информа-ция о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин)

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

 

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание

Регулятивные: умение выбрать задание по силам.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

9. Рефлексия деятельности (7 мин)

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

 

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

 

Ход занятия:

 

1.      Организационный момент. 2 мин.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (5 мин).
  2. Актуализация знаний (8 мин).

Работа с понятиями

Подобрать определение к понятию (раздаются карточки с понятиями и описаниями) на время.

1. Небесная сфера – это воображаемая сфера сколь угодно большого радиуса, в центре которой находится глаз наблюдателя.

2. Плоскость, проходящая через центр небесной сферы и перпендикулярная оси мира, называется небесным экватором.

3. Круг, по которому вращается Солнце, отклонён от небесного экватора на 23,5° и называется эклиптикой.

4.  Астрономия - наука о Вселенной, изучающая строение , происхождение и развитие небесных тел и систем.

 

  1. Усвоение новых знаний (23 мин)

Объяснение новой темы с использованием презентации и отрывков из Библиотеки электронных наглядных пособий «Астрономия. 9-11 классы. ООО «Физикон»

Строение и эволюция Галактики. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики.

Знакомство с представлениями и научными изысканиями о нашей Галактике, с понятием «галактический год».

 

  1. Первичная проверка понимания (5 мин).

Ответить на вопрос

Определить значение современных знаний о нашей Галактике для жизни и деятельности человека.

 

6. Первичное закрепление (25 мин)

Конкурс. За каждый правильный ответ и правильное дополнение 1 балл

Задание 1. Ответить на вопросы

1.  Какие типы небесных тел вам известны?

2.  Какова роль космонавтики в исследовании Галактики?

7.  Почему современная астрономия является всеволновой?

Задание 3. Составить исторический кроссворд из фамилий ученых-астрономов, описательные характеристики отобрать, сократить до 1-го предложения

1.                  Аристотель в IV в. до н. э. считал, что Земля находится в центре мира, а Солнце, Луна, звёзды, прикреплены к прозрачным хрустальным сферам и обращаются вокруг неё. Наблюдая затмения Луны, он сделал вывод, что Земля имеет шарообразную форму. Земной мир, по Аристотелю, состоит из земли, воздуха, воды и огня. Небесный мир состоит из особой субстанции – plenea, некоего подобия эфира.

2.                  Во II в. н. э. александрийский астроном Птолемей на основе идей Аристотеля и других учёных создал геоцентрическую систему мира. Согласно теории Птолемея, число небесных сфер равно 55. Геоцентрическая система мира не могла объяснить движение планет и ряд других наблюдаемых явлений.

3.                  Н. Коперник в 1543 г. издал книгу «Об обращении небесных кругов», в которой показал, что движение небесных тел легко объяснить на основе гелиоцентрической системы мира, согласно которой Солнце находится в центре мира. Коперником и его учениками были сделаны расчёты будущих положений небесных тел, которые оказались достаточно точными. Учение Коперника было отвергнуто католической церковью, которая видела в нём противоречие с Библией, в которой утверждалось, что в центре Вселенной находится человек.

4.                  Джордано Бруно добавил к учению Коперника ряд новых идей. Согласно Бруно, во Вселенной много систем подобных солнечной. Вокруг звёзд обращаются планеты. Звёзды рождаются и погибают, так что жизнь во Вселенной бесконечна. Джордано Бруно был объявлен еретиком, несколько лет скрывался, инквизиция обманом заманила его в Италию. От Джордано Бруно потребовали отречься от своих взглядов, но он продолжал настаивать на справедливости своих идей и 17 февраля 1600 г. был казнен в Риме. Эта казнь не только не остановила распространения идей Бруно, но, наоборот, вызвала большой общественный интерес к ним.

5.                  В 1557 г. датский астроном Тихо Браге обнаружил ошибки в вычислениях Коперника. В 1577 г. он вычислил положение комет. Полученные им результаты противоречили и теории Птолемея, согласно которой кометы появляются в пустом пространстве между Луной и Землей. Тихо Браге создал планетную систему, составил большой каталог неподвижных звёзд. Для помощи в вычислениях он пригласил Иоганна Кеплера, поставил перед ним задачу определения траектории планет.

6.                  После смерти Тихо Браге Иоганн Кеплер продолжил работу по анализу огромного количества результатов наблюдений, которые ему оставил Браге. В 1619 г. он опубликовал работу, в которой были сформулированы три знаменитых закона (законы Кеплера).

7.                  10 ноября 1619 г. в Баварии Рене Декарт принял решение создать аналитическую геометрию и использовать математические методы в философии. Главный принцип своей философии он выразил следующим широко известным афоризмом: «Я мыслю, следовательно, я существую». Любые высказываемые идеи, по Декарту, верны, если они ясны и определённы. Он рассматривал всю Вселенную как механизм. Бог создал материю и наделил её движением, после этого мир стал развиваться по законам механики. Из мира, состоящего из материальных частиц, Декарт создал Вселенную Коперника такой, какой мы её наблюдаем. Итак, к середине XVI в. Вселенная из замкнутой превратилась в открытую, в основном, пустую, в которой частицы движутся и сталкиваются, а между двумя столкновениями движутся с постоянной скоростью.

8.                  В 1632 г. итальянский учёный Галилео Галилей выпустил книгу «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой». В этой книге гелиоцентрическая система Коперника явно побеждала геоцентрическую систему Птолемея. Сам Галилей был сторонником гелиоцентрической системы, так как его наблюдения за Солнцем, Луной, Венерой и Юпитером при помощи созданного им телескопа показали наличие спутников у Юпитера, существование фаз у Венеры подобно лунным, и то, что Солнце вращается вокруг оси. Все его наблюдения показывали, что Земля не обладает особыми преимуществами, а ведёт себя так же, как и другие планеты.

Галилея вызвали на суд инквизиции, где под страхом пыток и казни, он отрёкся от «ереси», над ним был установлен строгий надзор, и он уже не мог заниматься исследованиями. (В 1982 г. папа римский Иоанн Павел признал ошибку церкви и снял с Галилея все обвинения.)

9.                  Но, несмотря на стройность и аргументированность теории Ньютона, существовало явление, подтверждающее сомнения относительно суточного вращения Земли. Если бы Земля вращалась, то положение звёзд должно было бы изменяться . Однако казалось, что изменений нет. Первое экспериментальное доказательство движения Земли вокруг Солнца было сделано в 1725 г. английским астрономом Джеймсом Брадлеем. Он обнаружил смещение звёзд. Звёзды смещаются от среднего положения на 20" в направлении вектора скорости Земли (явление аберрации света).

10.               В 1837 г. российский астроном В.Я. Струве измерил годичный параллакс звезды Вега, что позволило определить скорость вращения Земли. настоящее время ни у кого не вызывает сомнений факт вращения Земли вокруг собственной оси и её вращение вокруг Солнца. На основании этих фактов объясняются многие явления происходящие на Земле.

 

7.      Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция (10 мин)

 

-        Что называется созвездием?

-        Что называется Галактикой?

-        Перечислите известные вам созвездия.

-        Как обозначаются звезды в созвездиях?

-        Назовите самую яркую звезду.

-        Назначение звезд в древности.

-        С чем связано изменение образов созвездий на небе?

 

8.      Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин)

1.  Подобрать информацию по происхождению и эволюции галактик. Метагалактика.

2. Подготовиться реферат или презентацию по темам (тема на выбор, индивидуально или группами): Наша Галактика – Млечный Путь, Строение и эволюция Вселенной, Жизнь и разум во Вселенной.

 

9.      Рефлексия деятельности (7 мин).

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Как вы оцениваете работу группы? Свою работу?

 

Список использованной литературы

Основные источники для студентов

1.         Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. Астрономия: учебник Базовый уровень. 11 класс. – М.: Дрофа, 2018. – 224 с.

2.         Астрономия: учебник для проф. образоват. организаций под редакцией Т.С. Фещенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.

3.         Астрономия: учебное пособие для СПО / отв. ред. Коломиец А.В., Сафонов А.А. – М.: Юрайт, 2019. – 277 с.

4.         Галактики / ред.-сост. В. Г. Сурдин. – М.: Физматлит, 2013.

5.         CD-ROM Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия. 9-11 классы. ООО «Физикон», 2015

 

Интернет - ресурсы

1. Астрофизический портал. Новости астрономии. http://www.afportal.ru/astro

2. Общероссийский астрономический портал. http://астрономия.рф


Самоанализ занятия

 

Примерная схема самоанализа занятия

 

 

1. Внешние связи занятия.

Данное занятие предпоследним в изучении данной дисциплины. Оно тесно связано с предыдущим занятием «Наша Галактика – Млечный Путь» и с последующим  «Жизнь и разум во Вселенной». Имеют тесную межпредметную связь с Естествознанием.

 

2. Характеристика триединой цели занятия с опорой на характеристику класса.

Учебная группа по своим познавательным возможностям средняя. В группе 24 человека. 5 человека с высоким уровнем познавательного интереса, 4 человека не проявляют особого интереса к учебе.

Занятие планировалось с учетом этих особенностей группы. Для того, чтобы вызвать интерес к теме, к предмету использовались презентации, организовывались конкурсы, привлекалась интересная историческая информация.

 

3. Характеристика замысла занятия. Характеристика этапов занятия.

I. Общая организация занятия

Все этапы занятия были направлены на реализацию цели – дать представление обучающимся о происхождении и эволюции Галактики, звездах:

-       Организационный момент (2 мин).

-       Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (5 мин).

-       Актуализация знаний (8 мин).

-       Усвоение новых знаний (23 мин).

-       Первичная проверка понимания (5 мин).

-       Первичное закрепление (25 мин).

-       Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция (10 мин).

-       Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин).

-       Рефлексия деятельности (7 мин)

Полностью оправдали выбор, порядок, время, рассчитанные на проведение данных этапов.

Познавательная деятельность на занятии происходило в сочетании  фронтальной, групповой, индивидуальной видов работ.

Охранительный режим, требования САН ПИН на занятии соблюдались.

Подведение итога занятия происходило самими обучающимися и затем преподавателем.

 

II. Содержание занятия

Материалы, использованные на занятии, носят научный, воспитательный и развивающий характер.

Учебный материал занятия был правильно подобран.

Соблюдалась связь теории с практикой.

На занятии также было организовано повторение ранее изученного материала, на который опиралась новая тема.

 Уровень знаний, умений, навыков обучающихся характеризуется стабильностью, держится на среднем уровне.

III. Методическая сторона занятия и его оборудование

Использованные на занятии методы и приемы обучения были адекватны задачам занятия и уровню развития познавательных возможностей детей.

Занятие характеризовалось разнообразием методов: беседа; рассказ; демонстрация; упражнения; практические задания; проблемные ситуации и т.д. Все методы правильно чередовались.

Оборудование занятия и его использование отвечали на решение целей и задач занятия. Методы опроса были адекватны, что способствовало правильности ответов обучающихся.

 

4.  Функциональный анализ занятия.

Структура занятия полностью соответствовала поставленной цели, замыслу занятия. Наиболее удачно произошла актуализация знаний и усвоение новых знаний. Неудачным моментом можно назвать работу при первичной проверке понимания. Стиль отношений преподавателя  и обучающихся способствовал успешному формированию результата занятия и эмоционально благополучной организации работы всех.

 

5. Оценка конечного результата занятия.

На проведенном занятии качество знаний, умений и навыков, полученное обучающимися, соответствовало запланированным результатам. Большого разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом не наблюдается.

Занятие проведено на должном уровне, выполнены все требования, предъявляемые к подобного рода занятиям, и достойно хорошей оценки.


План-конспект занятия по

План-конспект занятия по

Тема занятия: Происхождение и эволюция

Тема занятия: Происхождение и эволюция

Этапы урока Цель этапа

Этапы урока Цель этапа

Первич-ное закрепление (25 мин)

Первич-ное закрепление (25 мин)

Плоскость, проходящая через центр небесной сферы и перпендикулярная оси мира, называется небесным экватором

Плоскость, проходящая через центр небесной сферы и перпендикулярная оси мира, называется небесным экватором

Риме. Эта казнь не только не остановила распространения идей

Риме. Эта казнь не только не остановила распространения идей

Назовите самую яркую звезду. -

Назовите самую яркую звезду. -

Самоанализ занятия Примерная схема самоанализа занятия 1

Самоанализ занятия Примерная схема самоанализа занятия 1

Использованные на занятии методы и приемы обучения были адекватны задачам занятия и уровню развития познавательных возможностей детей

Использованные на занятии методы и приемы обучения были адекватны задачам занятия и уровню развития познавательных возможностей детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020